Фрагмент для ознакомления
2
2. Цели и задачи программы
Цель – формирование целостных представлений о волонтёрской деятельности, воспитание гуманизма, трудолюбия, а также целостного отношения к жизни человека, где приоритетом является именно помощь социальным институтам и гражданам. Целью программы является стремление к идеалу, где сформированные качества и черты волонтёра будут помогать ему не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
Задачи:
воспитание в сознании каждого подростка базовых национальных ценностей;
формирование чувства ответственности и справедливости в отношении выполняемой работы.
популяризация значимости волонтёрского движения.
3. Содержание программы
Учебный план
№
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
11 Введение в программу «Школа волонтёров», инструктаж по технике безопасности 2 2 0 Игры на знакомство и сплочение коллектива.
2. Волонтёрский отряд, кто же мы?
21 Немного из истории волонтёрства и добровольчества в России 2 2 0 Анкетный опрос о значимости волонтёрства в жизни ребёнка
22 Какую роль волонтёрство играет в жизни современного молодого человека? 2 2 0 Психологическая диагностика в отношении социальной активности.
23 Как внести значимый вклад в волонтёрскую деятельность России и замотивировать других. 4 2 2 Проведение тренингов на повышение мотивации к волонтёрской деятельности в подростковой среде.
3. Значение игры в деятельности волонтёра
31 Игры для детей, взрослых и старшего поколения, составление игротеки 4 2 2 Практическое проведение игр.
32 Самостоятельное составление игровой программы 4 1 3 Индивидуальные и групповые проекты по составлению игровой программы для различных социальных групп.
33 Организация и проведение игровых програм, приуроченных различным календарным праздникам. 4 1 3 Активность в разработке и участии в игровой программе.
4. Как волонтёр формирует здоровый образ жизни?
41 Для чего важная профилактика употребления пагубных веществ и почему нужно быть здоровым? 4 2 2 Организация и проведение круглого стола с представителем Госнаркоконтроляю
42 Организация и проведение спортивных соревнований «Мы за здоровый образ жизни!» для детей и подростков. 6 2 4 Активность в разработке и участии в игровой программе.
43 Компьютер: польза или вред? 2 1 1 Проведение анонимного опроса в форме анкетирования.
5. Как волонтёр может использовать информационные технологии в своей деятельности
51 Учимся создавать эффективную компьютерную презентацию 2 1 1 Создание творческой презентации и выступление с ней перед группой товарищей.
52 Зачем нужны информационные листовки и буклеты. 2 1 1 Проведение творческого конкурса работ листовок и буклетом, приуроченных различным остро социальным проблемам.
53 Какую роль играет информационный материал для волонтёрского мероприятия. 2 1 1 Проведение творческого конкурса портфолио информационного материала, приуроченных различным остро социальным проблемам.
6. Как организовать волонтёрское мероприятие
61 Организация и проведение волонтёрского мероприятия военно – патриотической, гражданско – патриотической направленности (на выбор в соответствии с календарём памятных дат). 6 2 4 Составление сценария, информационного инструментария, организация и проведение мероприятия.
62 Разработка проекта социальной акции (тема на выбор в соответствии с календарём памятных дат).. 6 2 4 Составление сценария, информационного инструментария, организация и проведение мероприятия.
7. Должен ли быть волонтёр психологом?
71 Какие психологические особенности у младших школьников? 6 2 4 Проведение психологического тренинга по работе с младшим школьным возрастом.
72 Как лучше работать с подростками при проведении социальных акций? 2 0 2 Тренинги для работы с подростками при проведении социальных акций.
73 Для чего нужны тренинги на развитие коммуникативных навыков. 2 0 2 Обучение для проведения тренингов.
74 Для чего нужны тренинги для формирования толерантного отношения друг к другу. 2 0 2
8. Что такое целенаправленная волонтёрская деятельность и специальная подготовка волонтёров?
81 Как правильно создавать волонтёрские программы для ветеранов и пожилых людей. 4 2 2 Организация и проведение мероприятия.
82 Как правильно создавать волонтёрские программы для людей с ограниченными возможностями здоровья. 4 2 2 Организация и проведение мероприятия.
Итого 72 30 42
Фрагмент для ознакомления
3
8. Список литературы
1) Андрианова, Д. Д. Педагогические условия развития волонтёрства подростков в образовательных программах основного и дополнительного образования : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Андрианова Дарья Дмитриевна, 2020. – 230 с.
2) Арсеньева, Т. Н. Школа волонтёра. 5-7 классы : Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Н. Арсеньева, А. В. Коршунов, А. А. Соколов. – Москва : Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2020. – 96 с. – (Внеурочная деятельность). – ISBN 978-5-09-073718-0.
3) Бессонова, Т. И. Система морально-нравственных критериев личностного развития студента-волонтёра / Т. И. Бессонова // Воспитание как основополагающий элемент образовательного процесса в вузах : Материалы международных научно-практических конференций / Редколлегия: Г. Заридзе [и др.]. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2022. – С. 316-323.
4) Вербицкая, Ю. П. Волонтёрская работа как способ реализации внеурочной деятельности обучающихся / Ю. П. Вербицкая // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды : Материалы конференции, Ярославль, 01–02 марта 2018 года. Том Часть 1. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. – С. 99-103.
5) Гаврина, А. В. Организация деятельности детско-юношеских общественных объединений в школе / А. В. Гаврина // Современная наука и образование: проблемы, решения, тенденции развития : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 января 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 118-126.
6) Горбова, С. А. Проект «семейное волонтерство» / С. А. Горбова, В. П. Заманова, А. П. Зевякина // ТРАДИЦИОННАЯ и ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Иркутск, 22 мая 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. – С. 188-191.
7) Жарко, Л. Н. Современное педагогическое образование: проектирование инновационных программ дополнительного профессионального образования / Л. Н. Жарко // Концептуальные подходы к проектированию основных образовательных программ по педагогическому образованию : коллективная монография. – Севастополь : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Шико" Севастополь", 2019. – С. 166-175.
8) Иванова, Е. Ю. Программы дополнительного образования как фактор развития системы образования в регионе / Е. Ю. Иванова // Саяпинские чтения : Материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Тамбов, 05 февраля 2020 года / Отв. редактор Я.Ю. Радюкова. – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2020. – С. 61-65.
9) Кибальник, А. В. Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения / А. В. Кибальник, И. В. Федосова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 3(134). – С. 72-77.
10) Кузнецова, Т. А. О распространении медиаграмотности в среде волонтёров на примере реализации проекта «Говорим о добром!» / Т. А. Кузнецова // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05–09 апреля 2021 года / Под редакцией Л. Е. Виноградовой, Е. Н. Туголуковой. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 126-131.
11) Ларионова, Х. Г. Отражение предметных концепций общего образования в содержании образовательных программ дополнительного профессионального образования / Х. Г. Ларионова, В. Л. Ларионов // Туныктышо. Учитель. – 2021. – № 1-2. – С. 62-67.
12) Певная, М. В. Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи / М. В. Певная, Д. В. Минченко, А. А. Белов // Наука. Культура. Общество. – 2023. – Т. 29, № 3. – С. 53-68.
13) Самко, О. В. Организация волонтерского отряда как средство формирования экологического сознания у подростков / О. В. Самко // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 186 – 190.
14) Сиб Фм, И. ж. Волонтёры: где искать и как правильно с ними работать (Материалы интернет-журнала "Сиб.фм") / И. ж. Сиб Фм // Волонтёр. – 2017. – № 2(22). – С. 81-89.
15) Тупицына, Н. А. Школа волонтёров чтения "Ими гордится Вятка - их можешь полюбить, принять и ты!" / Н. А. Тупицына // Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации : Материалы Международной научно-практической конференции, Елабуга, 19–20 сентября 2019 года. – Елабуга: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2019. – С. 385-390.
16) Хижняк, З. И. Проект в системе дополнительного образования как эффективная форма влияния на успешное становление ценностных ориентиров всех его участников / З. И. Хижняк, М. Ш. Кучинская, А. А. Комиссарова // ПРОБЛЕМЫ научно-практической деятельности. Поиск и ВЫБОР ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Киров, 04 мая 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 232-240.
17) Чуйков, О. Е. Волонтёрство как социокультурное явление: практика реализации и мотивы участия / О. Е. Чуйков, Д. О. Смирнова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – Т. 9, № 1(30). – С. 183-186.
18) Шпет, В. В. Волонтёрский репортаж: внутришкольные соревнования по скиппингу / В. В. Шпет, Ю. Д. Овчинников, В. А. Якунина // Волонтёр. – 2019. – № 4(32). – С. 73-80.
19) Шульгина, Т. А. "Ты записался добровольцем?", или Зачем студенты идут в волонтёры / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 1. – С. 116-124.