Фрагмент для ознакомления
2
Россия – страна, которая обладает уникальными географическими особенностями, а также самой большой территорией среди всех государств мира. Транспортное обеспечение РФ включает все имеющиеся виды транспорта.
Рыночная среда, так или иначе, подвержена регулярным динамическим изменениям. Данное обстоятельство не может не наложить отпечаток на тактику и стратегию любого хозяйствующего субъекта. В связи с этим компании вынуждены постоянно анализировать и принимать меры по следующим факторам:
- специфика рыночной среды, в которой работает хозяйствующий субъект;
- рационализация приобретения и управления запасами. Выбор методики формирования и управления запасами. Осуществление контроля за выполнением договорных обязательств (как своих, так и обязательств контрагентов);
- взаимодействие с продавцами;
- производство и продажа своей продукции. Широкий круг вопросов;
- своевременный анализ логистических затрат в цепях поставок.
Разработка системы доставки товаров первой необходимости в цепях поставок в сегменте торговли имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет улучшить координацию и синхронизацию работы всех участников цепи поставок. Благодаря интеграции информационных систем и обмену данными в режиме реального времени, возможно оперативное реагирование на изменения в спросе, сокращение времени доставки и улучшение планирования производства.
Актуальность выбранной темы данной работы объясняется тем, что от эффективно построенной системы транспортной доставки товаров первой необходимости в торговую сеть зависят конечные экономические показатели соответствующего ритейлера.
Организация эффективного управления логистическими процессами, включая логистику управления транспортом, играет важную роль в целенаправленном управлении сетями. Такое управление необходимо для обеспечения оптимального функционирования всей цепочки поставок. Логистика управления транспортом является ключевым элементом в этой функциональной отрасли логистической деятельности.
Формирование и совершенствование системы управления логистическими процессами является наиболее важным фактором в современной практике транспортной деятельности предприятий. Все субъекты рынка логистических услуг, связанные со складированием, заинтересованы в решении этой проблемы. Разработка подходов к формированию организационно-экономического механизма управления логистическими процессами на складе является актуальной научной задачей. Эта задача еще недостаточно разработана в экономической науке, что открывает возможности для проведения исследований и разработки новых подходов.
Научная новизна данной работы заключается в системном подходе к организации проектирования и управления транспортной доставкой товаров первой необходимости в розничную сеть магазинов «Магнит Косметик».
Предметом исследования является существующая организация транспортной доставки товаров первой необходимости в условиях работы сети магазинов «Магнит Косметик».
Объектом исследований является сеть магазинов «Магнит Косметик».
Цель работы заключается в разработке рекомендаций направленных на совершенствование доставки товаров первой необходимости в условиях работы сети магазинов «Магнит Косметик».
В процессе достижения указанной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- выполняется анализ рынка грузовых перевозок в целом и рынка сети магазинов «Магнит Косметик»;
- рассматриваются методические подходы к планированию доставки товаров первой необходимости в розничные магазины торговой сети;
- изучается существующая организация доставки товаров в сети магазинов «Магнит Косметик» и выявляются имеющиеся недостатки;
- разрабатываются предложения по совершенствованию организации доставки товаров в ООО «Магнит Косметик»;
- оценивается экономическая эффективность разработанных предложений.
Для заданных условий в работе разработан технологический процесс перевозки грузов с использованием существующих методов маршрутизации перевозок и выбора подвижного состава.
При проведении исследования в данной работе были использованы такие методы, как: анализ литературы, анализ различных электронных ресурсов, теоретический анализ и синтез.
Одним из краеугольных камней логистических процессов в торговых сетях является обеспечение наличия в нужный момент времени необходимого товара на полках магазинов.
По всей России супермаркеты, универмаги, аптеки и другие торговые организации сталкиваются с проблемой замкнутого круга. Суть проблемы в том, что, если на полках долго отсутствует товар, это раздражает покупателей, что, в свою очередь, приводит к снижению объемов продаж. Наличие пустых полок вызывает у потребителей недовольство и разочарование, что может вынудить их искать альтернативные магазины или другие способы приобретения товаров. В результате, торговые точки теряют лояльных клиентов и доходы.
С другой стороны, стремление к тому, чтобы товар всегда был в наличии, на первый взгляд, неизбежно ведет к увеличению затрат на персонал и логистику. Для обеспечения бесперебойного наличия товаров требуется больше сотрудников, которые будут заниматься приемкой, выкладкой и инвентаризацией продукции. Это увеличивает фонд оплаты труда и административные расходы [10, c.14].
Затраты на логистику включают все расходы, связанные с хранением и транспортировкой товаров, а также с централизованным управлением цепочкой поставок. Товары необходимо доставлять вовремя и в нужном количестве, что требует эффективного планирования и координации всех этапов поставок. Затраты на транспортировку могут быть значительными, особенно если учитывать расстояния и климатические условия России. Хранение товаров также требует вложений в складские помещения, оборудование и системы управления запасами [32, c.44].
Таким образом, торговые организации оказываются в сложной ситуации: с одной стороны, они должны удовлетворять потребности покупателей и обеспечивать наличие товаров на полках, а с другой стороны, они вынуждены контролировать и оптимизировать затраты на персонал и логистику, чтобы оставаться прибыльными и конкурентоспособными на рынке. Решение этой дилеммы требует внедрения современных технологий и методов управления, которые помогут сократить издержки и повысить эффективность всех процессов (см. рисунок 1.1).
Анализ показал, что уровень физической доступности продукции для клиентов варьируется среди различных компаний. Параметр, характеризующий наличие предметов на прилавках, и отражающий процент времени, когда товары присутствуют в торговой точке и доступны покупателям, колеблется в зависимости от того, насколько эффективно организованы управление и логистика в каждой компании [1, c.45].
У лучших пяти участников рынка данный показатель находится на весьма высоком уровне, приближающемся к 99%. Это свидетельствует о том, что практически полный ассортимент товаров постоянно имеется в наличии на полках магазинов, и покупатели практически не сталкиваются с моментами, когда необходимый им товар отсутствует в продаже.
Такие компании достигают высоких показателей за счет оптимизированных процессов управления запасами, эффективной логистики и быстрого реагирования на изменения в спросе.
С другой стороны, у пяти отстающих компаний показатель наличия товаров на полках составляет лишь 92%. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как более чем в 8% случаев покупатели не могут найти необходимый им товар. Такая ситуация часто приводит к недовольству клиентов, снижению их лояльности и, как следствие, к уменьшению объема продаж. Причины низкого показателя могут быть разнообразными, включая неэффективное управление запасами, недостаток складских мощностей, проблемы с логистикой и поставками, а также недостаточное использование современных технологий.
В среднем по рынку показатель наличия товаров на полках составляет 95%. Это означает, что в среднем товары доступны покупателям в 95% времени. Хотя этот показатель выше, чем у отстающих компаний, он все же оставляет пространство для улучшений. Компании, стремящиеся к лидерству, должны нацеливаться на повышение этого показателя, стремясь приблизиться к уровню лучших игроков.
Различия в уровне физической доступности товаров на полках показывают, что управление запасами и логистикой является критически важным фактором для розничных компаний. Те, кто успешно справляется с этими задачами, получают конкурентные преимущества, повышают удовлетворенность клиентов и увеличивают свою прибыль. С другой стороны, компании, не уделяющие достаточного внимания этим аспектам, рискуют потерять покупателей и снизить свои рыночные позиции [3, c.32].
В частности, на рисунке 1.2 приведен анализ эффективности европейских игроков.
В 2022 году общий объем перевозок грузов вырос на 6,2% по сравнению с 2021 годом, тем самым превысив уровень до пандемии, зафиксированный в 2019 году. Перевезено было 8,8 миллиарда тонн грузов, тогда как этот показатель в 2019 году составлял 8,4 миллиарда тонн. Увеличение объема связано с изменениями направлений грузовых потоков, включая транзитные перевозки, с Западных стран в сторону Ближнего Востока и Азии, а также с возрастанием объема внутренних транспортных услуг. Важно отметить, что в текущих статистических данных Росстата не учитывается информация по недавно присоединившимся территориям.
Транспортировка грузов традиционно осуществляется различными способами, однако самым преобладающим по объему остается автомобильный транспорт. За 2022 год автомобили заняли еще большую часть рынка: доля этого транспорта выросла с [68%] до [71%]. Этому способствовало снижение использования железнодорожного (на [3.8%]) и трубопроводного транспорта (на [6%]). Особенные преимущества автомобильного транспорта проявляются при перевозках на короткие дистанции, что делает его удобным выбором для многих фирм.
Ежемесячные данные начиная с января 2023 года подтверждают, что тенденции, зародившиеся в 2022 году, продолжают развиваться. В частности, роль автотранспорта в грузоперевозках продолжает расти. С марта 2022 года, когда началась специальная военная операция и были введены санкции, тарифы наиболее значительно выросли в Северо-Кавказском федеральном округе, где цены на автомобильные перевозки увеличились на 41%. В Дальневосточном федеральном округе тарифы на грузовые перевозки также заметно увеличились – на 28,5%, главным образом из-за роста стоимости морских перевозок на 33,7% и железнодорожных перевозок на 28,3%.
В 2022 году объем автомобильных перевозок увеличился на 11%. За период с января по июль 2023 года рост составил 2,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это произошло несмотря на ограничения в внешней торговле с западными странами. Уровень автомобильных перевозок сильно варьируется в зависимости от региональных особенностей в Российской Федерации. Например, в Северо-Западном федеральном округе в 2022 году наблюдалось снижение на 16%. В тоже время, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах фиксировался значительный рост, на 12,3% и 13,2% соответственно. Это показывает увеличенную важность транспортного коридора «Север – Юг» и указывает на возможность перегруженности железных дорог в этих регионах. Также был отмечен рост на 6,4% в Приволжском федеральном округе и 5,5% в Дальневосточном федеральном округе. В остальных федеральных округах показатели автомобильных перевозок оставались почти на том же уровне.
Заметно увеличилось количество запросов на транспортировку в такие страны, как Иран, Турция, Армения и Грузия, что отражает возрастание важности коридора «Север – Юг». Наряду с этим, значительно выросло число заявок на перевозки в государства Средней Азии. Существенный прирост наблюдается также в сегменте автомобильных перевозок в Приморском крае, что указывает на изменение ориентиров внешней торговли в сторону Китая.
Сейчас проводится работа на этапе разработки плана развития транспортного коридора «Север – Юг». Работа направлена на строительство новых автомобильных путей и обходных дорог вблизи городов. Параллельно происходит ремонт автодороги М-4. Также осуществляется развитие новых маршрутов в сторону недавно присоединенных областей, где планируется возведение автотрассы «Таврида-2», которая будет обходить Крымский мост.
В 2022 году коридор «Север – Юг» стал намного важнее для внешней торговли России. Этот маршрут пролегает в районе Каспийского моря и включает три разных пути: транскаспийский – через порты России и Ирана; западный – через территорию Азербайджана; восточный – проходящий через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Для оценки эффективности доставки товаров можно использовать интегральные коэффициенты, которые представляют собой финансово-экономические значения. Например, один из ключевых показателей – это расчет доходов минус расходов, который
Существуют группы критериев, которые образуют единый механизм функционирования системы доставки [2, c.24].
Первая группа критериев включает продуктивность, дефектные доставки, претензии покупателей или продавца, тарифы (стоимость) обслуживания и исполнение заказа. Продуктивность оценивает долю обработанных заявок в сроки от общего числа запросов, что указывает на эффективность выполнения заказов и своевременное обслуживание клиентов. Претензии покупателей или продавца выражаются числом рекламаций от поставщиков на обслуживание, где высокое количество претензий указывает на недостатки в сервисе и необходимость улучшений. Тарифы (стоимость) обслуживания включают оценку затрат на логистику и обслуживание, оптимизация которых помогает снижать общие расходы и повышать конкурентоспособность. Исполнение заказа определяется периодом от размещения документа отделом закупок до приема товара, где краткий период исполнения свидетельствует о высокой оперативности логистических процессов [4, c. 34].
Вторая группа критериев охватывает пропускную способность, грузооборот, обеспечение выполнения поручений перед клиентами, размер неиспользуемой площади, соблюдение внутреннего графика и пополнение недостающих запасов. Пропускная способность отражает объем грузов, который может быть размещен на территории одновременно, показывая возможности складских и логистических мощностей компании. Грузооборот – это отношение товарооборота за сутки, месяц, год к средней цене одной тонны груза, где высокий показатель указывает на эффективное использование ресурсов. Обеспечение выполнения поручений перед клиентами оценивает выполнение детальных обязательств, прописанных в договоре, что повышает доверие клиентов при полном соблюдении обязательств. Размер неиспользуемой площади показывает свободное место, готовое для полезного использования, где минимизация неиспользуемой площади способствует более эффективному использованию складских помещений. Соблюдение внутреннего графика оценивает, как работают машины и автоматизированные программы, где строгое соблюдение графика повышает общую производительность. Пополнение недостающих запасов измеряет частоту пополнения полок, что предотвращает дефицит товаров и улучшает обслуживание клиентов [9, c. 21].
Третья группа критериев включает оборачиваемость, средний уровень запасов, число операций в день и затраты на услуги. Оборачиваемость показывает, сколько раз товар оборачивается за месяц, квартал, год, помогая понять, сколько времени нужно для окупаемости инвестиций.
Внезапные всплески спроса могут серьезно повлиять на логистику, поэтому необходимо проводить тщательное исследование поведения клиентов и анализировать все отчеты. Неорганизованность в таких ситуациях приводит к негативным последствиям [7, c. 41].
Усиление конкуренции в сочетании с медленным экономическим ростом во всех секторах заставляет компании сосредотачивать больше усилий на логистической деятельности. В результате появляются новые подходы к контролю логистики, что помогает улучшить управление и выявить неэффективные шаги в производстве. Такие меры способствуют повышению общей эффективности и конкурентоспособности компаний на рынке.
Для совершенствования организации системы доставки могут применяться различные методы и технологии [6, c. 17]:
1. Метод 5S: Этот метод основывается на принципах японского бережливого производства и помогает оптимизировать рабочее пространство склада. Он включает сортировку (seiri), систематизацию (seiton), сияние (seiso), стандартизацию (seiketsu) и самосовершенствование (shitsuke).
2. Технология автоматизации складских операций: Применение автоматизированных систем и технологий, таких как использование беспилотных транспортных средств, автоматизированных систем складирования и сортировки, позволяет повысить производительность и эффективность складских процессов.
3. Использование систем управления складом (WMS): WMS-системы помогают оптимизировать управление запасами, отслеживать движение товаров, распределять задачи сотрудникам и обеспечивать точность и своевременность выполнения заказов.
4. Применение метода «Канбан»: Этот метод основан на использовании визуальных сигналов для управления процессом производства и поддержания оптимального уровня запасов на складе. Он позволяет своевременно реагировать на изменения спроса и минимизировать затраты на хранение запасов.
5. Принцип «Just-in-Time» (JIT): Этот принцип заключается в доставке материалов и товаров на производство или склад непосредственно перед их использованием. Он помогает сократить запасы на складе, уменьшить простои и повысить эффективность складских операций.
Таким образом, данные методы и технологии, могут быть применены для совершенствования организации складского процесса. Конкретный выбор методов и инструментов зависит от особенностей бизнеса и приоритетов компании.
1.2 Анализ рынка торговой сети «Магнит Косметик»
В области транспортной логистики и управления цепями поставок имеется сотрудничество по следующим бизнес-процессам [11, c.59]:
- Управление взаимоотношениями с потребителями и поставщиками.
- Обслуживание потребителей.
Этот процесс предоставления услуг подразумевает логистическую координацию работы с клиентами. В рамках этого процесса ключевыми аспектами являются выполнение условий контрактов и организация обслуживания.
- Координация выполнения заказов, контроль сроков выполнения и соответствие поставок установленным стандартам качества.
Логистика является областью знаний, которая занимается организацией и улучшением процессов перемещения товаров, услуг и данных, а также финансов в рамках различных уровней экономической системы. Эта система может быть представлена в конкретных микро-, мезо- и макроуровнях. Ее основная задача - обеспечивать достижение поставленных целей за счет эффективного управления этими потоками.
Внедрение логистической стратегии в управление потоками материальных ресурсов способствует экономическим выгодам. Это достигается путем оптимизации уровня расходов, связанных с проведением различных стадий хозяйственной деятельности. Снижение издержек происходит благодаря совершенствованию системы регулирования процессов, что наглядно демонстрируется на рисунке 1.3.
Транспортные процессы являются средством, при помощи которого происходит функционирование транспортной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
2. Антонов Г.Д., Бодренков А.В. Оценка эффективности организации снабженческой деятельности промышленного холдинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2020 – С. 120-124
3. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
4. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
5. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
6. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
7. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
8. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
9. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
10. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов В.В. Жариков В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
11. Голубчик А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
12. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2019. - 734 с.
13. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
14. Грищенко О. Определение условий сотрудничества с поставщиком по лизинговой сделке // Логистика. 2020. № 4. С. 54–56
15. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
16. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
17. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
18. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
19. Кузнецова М.Н. Методика анализа и оценки поставщиков ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2019. № 43. С. 57–61
20. Куликова Л.И. Особенности учета финансового результата хозяйственной деятельности // Бухгалтерский учет. – 2020. - № 9. С.20-25
21. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 268 с.
22. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
23. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
24. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления.– Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
25. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.
26. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2019. – 507 с.
27. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2019. - 288 с.
28. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2020. №75, январь – февраль. С. 24-25
29. Осадченко А.М. Современная концепция управления цепями поставок. Журнал Economics. № 1 (2) / 2020. – С.6-8
30. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
31. Рыбалко М.А. Современные классификации поставщиков логистических услуг // Перспективы науки. 2019. № 18. С. 138–141
32. Рыкалина О. Вопросы определения понятия интегрированной логистической деятельности в региональном масштабе / О. Рыкалина // Логистика. – 2020. – №11. – С. 42–45
33. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. «Высшая школа экономики»; -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2020.-634 с.
34. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студентов вузов.обу/ А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 430 с.