Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях возрастает понимание личностно-ответственного отношения к собственной жизни. Контроль смещается в сторону внутренних возможностей личности, усиливается значимость личностно-волевой устремленности человека. Старшее поколение не должно выступать только как объект социальной помощи и защиты. Современные пожилые люди хотят и могут практически решать социальные и политические проблемы, найти сферу деятельности для реализации своих сил, включиться в социальное пространство. Конечно, пожилой человек в силу объективных причин не может сохранять все многообразие функций. Необходим дифференцированный подход к организации помощи, фиксирующий масштаб зависимости пожилого человека от ухаживающих и формы предоставления услуг.
В настоящее время граждане пожилого возраста стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.
Пожилые люди требуют особого бережного отношения к себе, что связано не столько c проявлениями снижения физических возможностей и плохого самочувствия, сколько с психологическими качествами, (смена роли в обществе при выходе на пенсию). Трудности, возникающие за счет ухудшения здоровья, требуют повышенное внимание к физическому состоянию человека, и специализированное жилье предназначено удовлетворять их, в том числе оградить их от излишнего риска, поддерживания внутреннее чувство достоинства, самолюбия и самоуважения.
Изменение социального статуса пожилого гражданина в старости, вызванное прежде всего ограничением или прекращением трудовой деятельности, изменениями ценностных качеств, самой жизни в которой они живут и общения с людьми, которые их окружают, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, безусловно, требуют возможность выработки особых подходов, методов и форм социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Чтобы человек по-прежнему чувствовал себя комфортно в окружающей обстановке, для него необходима социальная адаптация, которая позволит ему действовать и удерживаться в круге общения, не считая, что жизнь на этом заканчивается.
Социальная политика для пожилых граждан эффективна тогда, когда концепция основана на знании особенностей и потребностей возраста.
В настоящее время социальная работа с пожилыми людьми изучается достаточно широко, что находит отражение в формировании законодательной базы, реализации программ высшего и среднего профессионального образования, изменении работы социальных учреждений и служб находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб.
Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми раскрывают работы Е.И, Холостовой. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями их реабилитация раскрыта в работах Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Комплексный центр Василеостровского района" предоставляет социальное обслуживание, оказывает социальные услуги и помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам, имеющим индивидуальную программу предоставления социальных услуг; помогает организовать свой досуг и разнообразить жизнь пожилым гражданам, наполнив ее новым смыслом, приятными впечатлениями и интересными занятиями.
Граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться в отделение срочного социального обслуживания, сотрудники которого окажут необходимую социальную, социально-правовую, а также социально-психологическую помощь – поддержат в трудный момент, проконсультируют о существующих видах социальных услуг для населения и окажут содействие при необходимости обращения в различные государственные учреждения.
Целью исследования является изучение опыта социальной работы с пожилыми людьми в специализированном учреждении и разработать рекомендации по его оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме социальной работы с пожилыми людьми.
2. Раскрыть особенности социальной работы с пожилыми людьми на отделении срочного социального обслуживания
3. Изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу в рамках данного учреждения.
4. Изучить удовлетворенность пожилых людей проводимой с ними работой на отделении срочного социального обслуживания в КСЦОН Василеостровского района и разработать рекомендации по ее оптимизации
Объектом исследования является деятельность КСЦОН Василеостровского района в сфере социальной работы с пожилыми людьми.
Предмет исследования – методы и механизмы социальной работы с пожилыми людьми в КСЦОН Василеостровского района.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ, синтез.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1. Социальная защита пожилых людей в России
Старение – это биологическое свойство, которое присуще всем живым организмам, предопределенное как эволюционно, так и генетически. Любой организм способен функционировать в конкретных пределах времени, которое необходимо для половой зрелости и реализации репродуктивной функции. После этого периода его жизнедеятельность изменяется и начинается процесс старения. Старение – это нормальное и универсальное явление, которое можно рассматривать как самоуничтожение или самоликвидацию организма, преследующего целью освободить дорогу новым поколениям. Причины старения связываются, прежде всего, с воздействием на организм неблагоприятных факторов внешней среды.
Российский геронтолог Богомолец А.А. определяет, что главный фактор старения – это нарушение гармонии в физиологических процессах организма [41, с. 18]. Биолог Давыдовский И.В. определял, что клеточная атрофия является морфологической основой в возрастном изменении функционирования систем в организме [9]. Он показал, что в старости для человека характерно снижения приспособления жизненных функций к условиям внешней среды. Старость в этих условиях определяется биологом как форма возрастно-специфического приспособления к этой среде.
Старение населения в странах может рассматриваться как новое явление. Оно началось после демографической революции, что выражалось в прогрессии спада рождаемости. Раньше всего это проявилось во Франции и Финляндии, в которых старение населения как явление стало выраженно наблюдаться в начале 20 века, в течение столетия процесс захватил европейские страны, а впоследствии стал все отчетливее проявляться в остальных странах. Для индустриально развитых стран процесс старения начался в 70-х годах 20 века, он начал стихийно развиваться. Связано это было с тем, что в семьях было преимущественно по 1 ребенку, многие семьи отказывались от рождения детей вообще. Помимо этого, многие люди не стремились создавать семьи, что также сказывалось на уровне рождаемости.
В слаборазвитых странах процесс старения в настоящее время выражен меньше, в семьях в этих странах рождается больше детей, чем в развитых, однако, прогнозируемый спад рождаемости будет обозначать, что начинается процесс активного старения населения стран, что проявилось в начале 21 века.
В современном обществе достаточно большое количество пожилых людей по сравнению с предыдущими временными эпохами. ООН прогнозирует, что в 2025 году число пожилых людей в мире составит 1100 миллионов человек. По статистике в 50-х годах 20 века число людей старше 60 лет в мире было около 200 миллионов, в 2000 году – около 600 миллионов. Численность пожилых людей в современном обществе увеличивается. Учитывая то, что население планеты растет меньшими темпами, тем увеличивается число пожилых, можно говорить о проблеме старения общества в целом в мире [18, с. 192].
Данные медицинского портала Grandex.ru свидетельствуют о том, что в европейских странах около 30% в 2025 году будут составлять люди в возрасте старше 65 лет, численность людей старше 85 лет будет составлять около 219 миллионов человек.
Старение неизбежно, оно начинается еще на этапе взрослости. Основные признаки старения связываются с изменениями в центральной нервной системе: снижается подвижность возбуждения и торможения, ослабляется чувствительность и обоняние, уменьшается острота зрения слух.
Изменяется также и психологическое восприятие действительности. Пожилой человек начинает страшиться перемен, становится консервативным, проявляться склонность к нравоучению. Возможны проявления раздражительности, вспыльчивости, агрессии или, наоборот, неуверенности, подавленности, плаксивости, тревожности [37, с. 155].
В периоде пожилого возраста выделяются несколько под – периодов, которые имеют свои характерные особенности.
Период выхода на пенсию или предстарческий период, возраст 55-69 лет. В этот период люди изменяют свой социальный статус и переходят в новый круг общения, при этом характеризуется потеря привычного социума, изменение уровня материального благосостояния. В обществе от таких людей ждут меньшей активности, энергии, что может деморализовать человека, особенно если он сохраняет физические силы и интеллектуальные ресурсы в достаточной мере.
Старческий период, 70-79 лет. В этом возрасте пожилой человек может стать нетерпеливым и раздражительным, что является следствием изменения в здоровье. Как для мужчин, так и для женщин уменьшается активность во всех сферах. Многие по состоянию здоровья получают инвалидность, хотя в случае следования здоровому образу жизни возможно и минимизация терапевтической помощи. Изменение социального статуса заставляет человека ориентироваться на новый круг - людей такого же возраста, что позволяет им достигать социального соответствия. Чаще всего этим пользуются женщины, причем восприимчивость женщин пожилого возраста к изменению социального статуса выше, чем у мужчин.
Позднестарческий период, 80-89 лет. Люди из пожилых переходят в категорию престарелых людей. Возраст характеризуется тем, что человеку все труднее принимать окружающую реальность и приспосабливаться к ней. Явно выраженной отличительной особенностью является то, что люди этого возраста стараются «быть не в тягость» для окружающих и близких. Потребность в материальном благосостоянии существенно снижается, люди нуждаются в простых условиях, в которых минимальны бытовые проблемы, есть возможность уединения. Важно также наличие стимулов, которые дают человеку интерес к дальнейшей жизни.
Большинство престарелых в состоянии обслуживать себя и предпочитаю жить самостоятельно, но при поддержке близких и родных. Изменяется сфера интересов, появляется тяга к религии и политике. Явно выражена мнительность, при которой часто взаимоотношения с близкими рассматриваются как манипуляции со стороны последних с целью удовлетворения материальных интересов. Дети и внуки уходят из сферы интересов престарелых, предпочтение они отдают заботе о себе (особенно это характерно для женщин). Также наблюдается давление на близких с целью заставить их использовать собственные методы в решениях, что иногда может быть неадекватно ситуации.
Дряхлость, от 90 лет. Возрастная группа изучена мало, так как, во-первых, в современном мире достаточно мало долгожителей, во – вторых, изучение этой категории сопряжено с трудностями в получении доступа к их быту и окружающей обстановке. Для данного возраста характерно усиление проблем со здоровьем, хотя, при сохранении психического здоровья и умственного потенциала, люди находят для себя возможности, которые позволяют им изменять свою жизнь, пересматривают взгляды, которые позволяют им комфортно чувствовать себя в дальнейшем.
Несмотря на то, что выделяются общие характеристики разных периодов пожилого возраста, рассмотренные выше, важно самоощущение человека – его отношение к собственному возрасту и окружающей реальности. Часто люди чувствуют себя моложе собственного возраста, что предопределяет линию их поведения. Усиление этого отношения к себе дает свобода, которую люди получают при выходе на пенсию. Многие увлекаются новыми сферами, начинают уделять много внимания своему здоровью, что немаловажно. Начинает работать и психологический аспект, который связан с должным проявлением уважения к пожилым со стороны общества, хотя это воспринимается пожилыми также по – разному [27, с. 144].
В связи с происходящими демографическими изменениями значительно возрастает актуальность теоретических и методологических проблем социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. Среди них такие, как проблемы объекта и субъекта социальной защиты старости, формирования инфраструктуры социальной защищенности старости, управления социальной защиты старости.
Следует отметить, что на характер, направления и эффективность социальной работы с пожилыми людьми оказывает определенное влияние отсутствие четкой возрастной классификации. В социальной работе, социологии, геронтологии, медицине, психологии, демографии и других науках предпринимались неоднократные попытки решить эту задачу.
Прекращение активной трудовой профессиональной деятельности, попадание в стационарное учреждение социального обслуживания, сужение круга общения, физическая слабость вызывают необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые, в конечном итоге, приводят к возникновению нового жизненного ритма или ощущения времени. Прежде всего утрачиваются социальная полнота жизни, так как ограничиваются количество и качество связей пожилого человека с обществом, пожилые вынуждены общаться с соседями по комнате. Эта резкая перемена жизни пожилого человека, поступление в дом-интернат изменяет привычную жизнедеятельность, что является критическим моментом в его существовании. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом, в его социальном положении. И в такой ситуации резко возрастает актуальность деятельности социальных работников, помогающих и поддерживающих людей «третьего возраста». Тут они становятся и социальными психологами, и социальными педагогами, постоянно взаимодействующими с врачом и медицинским персоналом.
В соответствии с действующим законодательством, подавляющее большинство вопросов, относящихся к сфере социального обслуживания населения, отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;
2) правовое регулирование социального обслуживания вне пределов полномочий федерального уровня;
3) разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания и ряд других полномочий [19, с. 38].
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления услуг по социальному обслуживанию сегодня значительно расширены. Это позволяет строить данную деятельность с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; способствовать выбору гражданами вида услуг и учреждения формы социального обслуживания, обеспечивающего их предоставление.
В соответствии со ст. 20, 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 442-ФЗ) виды социальных услуг включают следующие услуги: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги (бесплатное горячие питание и набор продуктов, обеспечение одеждой, обувью, содействие в получении временного жилья и т. д.).
Социальные услуги различаются по форме: стационарная, полустационарная, на дому, по телефону (телефоны доверия), а также по периодичности оказания: постоянные, периодические, разовые. Неоднородность содержания социальных услуг значительно отличает их от других государственных (муниципальных) услуг, например, в сфере образования. Разные по составу затрат, количеству необходимых специалистов, требованиям к материальной базе социальные услуги хотя и поддаются нормированию, но сложны даже с точки зрения оптимизации затрат. Так, если в сфере образования можно минимизировать административно-управленческие расходы, объединяя в комплексы разные учреждения по видам услуг (например, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования), то в сфере социального обслуживания это не всегда возможно, хотя такие меры и принимаются, например, в г. Москве.
Вполне логично считать, что источники финансирования социальных услуг должны зависеть от вида и формы таких услуг, тем не менее российским законодательством определены условия бесплатного получения таких услуг только в зависимости от получателя: несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических конфликтов), а также малообеспеченные граждане, среднедушевой доход которых в семье не превышает определенную границу (ст. 31 Закона № 442-ФЗ). Федеральное законодательство такой границей определило полуторный размер прожиточного минимума, вместе с тем под эту границу подпадает значительная часть населения регионов России.
В пожилом и в особенности в престарелом возрасте очень сильно обостряются проблемы, которые необходимо решать как медицинским путем, так и психосоциальной работой. Эти проблемы требуют от специалистов высокого профессионализма и толерантности, потому как довольно часто специалистам приходится принимать ответственность за этих людей.
При этом умственный статус личности, как отмечают специалисты, – в пожилом возрасте не снижается, а лишь изменяется, приобретает иную окраску.
Переход социальных функций от общества к государству начался во второй половине XIX в.; благотворительность из акта сострадания постепенно превращается в государственную функцию [13, с. 15].
Геронтологическая служба системы социальной защиты населения является многокомпонентной структурой, состоящей, разумеется, не только из геронтологических центров (ГЦ). В нее, помимо названного типа учреждений, входят социальные учреждения и их подразделения (службы), предоставляющие услуги пожилым людям во всех существующих формах (стационарная, полустационарная, нестационарная, срочная социальная) и различных видах (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социокультурные и др.).
Многие годы, точнее десятилетия, геронтологическая служба в системе Минсобеса РСФСР была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания (СУСО): домами-интернатами для престарелых и инвалидов так называемого общего типа (ДИ) и, частично, психоневрологическими интернатами (ПНИ), в которых, по разным оценкам, проживает до 40–50 % пожилых людей с теми или иными нарушениями психики (в государственной статистической отчетности — форма № 3-собес — по психоневрологическим интернатам численность лиц старше трудоспособного возраста не выделяется). При этом следует отметить, что исторически все стационарные учреждения (за исключением одного федерального объекта — Дома ветеранов войны и труда в Переделкино) находились в ведении региональных органов социального обеспечения, хотя располагались не столько на территории региональных центров, сколько в небольших городах и сельской местности.
С конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, когда в стране, на фоне прогрессирующего старения населения, резко ухудшилось социально-экономическое положение подавляющего большинства граждан, в том числе, и даже в первую очередь, пожилого возраста, возникла острая потребность в замене старой системы социального обеспечения на новую — систему социальной зашиты населения. Именно она должна была помочь обездоленным людям выжить в искусственно созданной экстремальной ситуации, не прибегая к услугам одних лишь стационарных социальных учреждений. К тому же, последние и не были рассчитаны на массовый приток клиентов.
В результате, в оперативном порядке, стали развиваться структуры, оказывающие срочную социальную помощь и обслуживающие пожилых людей на дому.