Фрагмент для ознакомления
2
Понятия "административное правонарушение" и "административная ответственность" существуют как неразрывные правовые категории. В последние десятилетия, в связи с переходом государства к рыночным отношениям и появлением хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами, увеличилось количество административных правонарушений, а вместе с ними и применение административной ответственности, значение которой в целом возросло. При этом процедуры применения административной ответственности значительно упростились по сравнению с уголовными процедурами, но, тем не менее, имеют свои нюансы. Так, в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность применяется преимущественно во внесудебном порядке, что значительно расширяет круг лиц, которым делегированы полномочия по ее применению. По сравнению с уголовной ответственностью административная ответственность характеризуется тем, что она не предполагает осуждения по уголовному делу, строгость наказания менее строгая, а срок давности привлечения к ответственности короче. Учитывая вышесказанное, административную ответственность можно считать достаточно оперативным средством реагирования на противоправные действия. При этом наличие административно-правовых гарантий для лиц, привлекаемых к административной ответственности, обеспечивает законность ее применения.
Кроме того, в научной литературе отмечается, что административная ответственность используется в качестве важного инструмента правовой защиты и борьбы с особым видом правонарушений - административными проступками. Кроме того, меры административной ответственности играют важную роль в механизмах предупреждения и пресечения правонарушений в различных сферах государственного управления.
Административное наказание - это мера ответственности, устанавливаемая государством по делам об административных правонарушениях и применяемая в целях предупреждения совершения новых противоправных деяний, как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны других лиц. В своей практической деятельности сотрудники органов внутренних дел (полиции) постоянно сталкиваются с необходимостью привлечения различных субъектов к административной ответственности в силу специфики своих задач и обязанностей.
Актуальность темы исследования. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний являются одними из основных направлений деятельности полиции. Для выполнения этой функции в территориальных органах МВД России на региональном уровне созданы подразделения по исполнению административного законодательства. Кроме того, в Управлении дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России существует должность инспектора по исполнению административного законодательства.
Борьба с административными правонарушениями наряду с борьбой с преступностью является одним из основных направлений деятельности полиции. При реализации этого направления особое место в работе и подразделениях полиции занимают отделы, организующие применение административного законодательства, и отделы, исполняющие административное законодательство (далее - ИАЗ).
Не случайно подчеркивается позиционирование и роль подразделений ИАЗ. Эти подразделения являются не только полноценными субъектами административной юрисдикции, но и основными подразделениями полиции, организующими и выполняющими задачи по предупреждению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законом к компетенции ОВД, а также обеспечивающими производство по делам об административных правонарушениях и исполняющими административные наказания.
Анализ правовых норм показывает, что организация ИАЗ является как самостоятельной организацией, так и составной частью подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, подразделений по вопросам миграции, подразделений по организации охраны и обеспечению общественного порядка. Более того, работа в области процедур, связанных с делами об административных правонарушениях, в вышеуказанных подразделениях ИАЗ внутри указанных подразделений полиции решается самостоятельно, без какого-либо взаимного влияния. Иными словами, административная практика в деятельности ОВД децентрализована.
Степень изученности проблемы. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Батова Д.Ю., Безруков А.В., Жильцов А.В., Волков П.А., Добренков А.И.. Капустина Е.Г., Комаров В.В., Кошелев Д.А., Кудрявцев Б.А., Лабашова Э.Р., Ландерсон Н.В., Маколкин Н.Н., Мерказова В.А., Низаметдинов А.М., Никольский Э.В., Саприн К.С. и другие авторы.
Целью данной работы является анализ особенностей правового положения подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве на районном уровне.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть правовое положение подразделения по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве как субъекта административной юрисдикции;
2.исследовать систему и полномочия подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве;
3.выявить особенности организация деятельности подведомственных подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве;
4.предложить направления совершенствования деятельности подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового положения подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве на районном уровне.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности правового положения подразделений по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве на районном уровне.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в выпускной квалификационной работе результаты могут быть взяты за основу для дальнейших исследований.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников и приложения.
Объем работы составляет 43 листа, без учета приложения.
Одним из самых "молодых" подразделений в системе МВД России являются подразделения по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ (далее - ИАЗ). История ИАЗ начинается с издания Приказа МВД России № 456 от 22 июня 1999 года . Деятельность ИАЗ осуществление анализа административной практики полиции с целью предупреждения преступлений, и осуществление организационно-методического обеспечения и обучения сотрудников полиции по вопросам исполнения административного законодательства. Кроме того, ИАЗ осуществляет борьбу с преступностью на потребительском рынке, а также контроль за исполнением административного законодательства всеми службами и подразделениями органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях.
Рассмотрим систему подразделений ИАЗ. Организационная структура подразделений ИАЗ строится по двум критериям, используемым в настоящее время при построении системы территориальных органов МВД России: административно-территориального и зонального (функционального).
В первом случае выделяются три звена:
Первое звено представлено на федеральном уровне соответствующим управлением в составе Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России (ГУОООП МВД России).
Второе звено - управление (отдел, группа), организующее применение административного законодательства, входящее в состав управления (отдела, подразделения) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с административными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России .
Третье звено - отдел (отделение, группа, направление) по обеспечению административного правопорядка территориальных органов МВД России на районном уровне.
На этом же уровне необходимо выделить управления (отделы, группы, направления) по обеспечению административного правопорядка на уровне участковых пунктов (отделов, отделений) полиции, входящих в состав территориальных органов МВД России на районном уровне.
Во втором случае речь идет о территориальных органах МВД России на транспорте, которые представлены в системе четырьмя звеньями.
Первое звено (федеральный уровень) - представляет соответствующее подразделением в составе Управления обеспечения охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД России (ГУТ МВД России).
Второе звено - подразделения (отделы, группы) организации, применяющей административное право организации охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне.
Третье звено - управления (отделы, группы) по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России на межрегиональном уровне.
Четвертое звено - управления (отделы, группы) по обеспечению административной законности территориальных органов МВД России на районном уровне.
На этом же уровне следует выделить управления (группы, направления) по исполнению административного законодательства, входящие в состав линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Исключение составляют Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Эти управления находятся в непосредственном подчинении соответствующих структурных подразделений центральных органов МВД России.
Таким образом, система подразделений ИАЗ состоит из трех звеньев.
Так, высшим звеном является соответствующее подразделение в составе Управления обеспечения охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД России .
Вторым звеном являются управления (отделы, группы) по обеспечению административного правопорядка территориальных органов МВД России на межрегиональном уровне.
Третье звено - управления (отделы, группы) по обеспечению административной законности территориальных органов МВД России на районном уровне. На этом же уровне необходимо выделить отделы (группы, направления) по исполнению административного законодательства, входящие в состав линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Что касается системы подразделений ИАЗ в составе мобильных отрядов, то следует отметить, что она основана на административно-территориальных стандартах.
Так, в системе федерального уровня существует подразделение, соответствующее подразделению по вопросам миграции в составе Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Вторым звеном в рассматриваемой системе является управление (отдел, группа) по исполнению административного законодательства, которое на региональном уровне входит в состав управления (отдела) по вопросам миграции департамента по вопросам миграции (отдела, управления) территориальных органов МВД России.
Третье звено - отдел (группа, направление) по исполнению административного законодательства управления (отдела) по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне.
В построении системы подразделений ИАЗ, входящих в состав ГИБДД МВД России, есть определенные особенности .
В ее основе лежат как административно-территориальные, так и функциональные критерии.
В первом случае федеральный уровень данной системы представлен соответствующим подразделением в составе Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Вторым звеном является управление (отдел, группа) по исполнению административного законодательства, входящее в состав организационного подразделения ГИБДД МВД России управления (отдела, отдела) ГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Третье звено является отделом (группой, направлением) по обеспечению административного правопорядка и входит в состав линейного подразделения ГИБДД МВД России управления (отдела) ГИБДД компетентных органов МВД России на районном уровне.
Во втором случае, по функциональному признаку, федеральный уровень представлен соответствующим подразделением Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Вторым звеном (межрегиональный уровень) является подразделение по исполнению административного законодательства в составе Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Таким образом, система подразделений ИАЗ носит многозвенный характер.
Учитывая административно-правовой статус ИАЗ, следует отметить важность данного субъекта в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений .
Подразделения по исполнению административного законодательства структурного подразделения ГУ МВД РФ по г. Москве на районном уровне:
-проводят анализ административной практики полиции в установленной сфере деятельности в пределах юрисдикции в целях предупреждения преступности;
-осуществляют организационно-методическое обеспечение и подготовку сотрудников полиции к исполнению административного законодательства в установленной сфере деятельности
-ведут регистрацию и учет административных правонарушений, обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства об административных правонарушениях, обеспечение рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел;
-исполнение постановлений и административных наказаний по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в соответствии с полномочиями полиции, выявление конкретных видов административных правонарушений, требующих административного расследования, и рассмотрение их в порядке арбитражного процессуального производства.
Деятельность ИАЗ ГУ МВД РФ по г. Москве в целом оказывает влияние на профилактику преступности.
Приказом МВД РФ от 29 декабря 2012 г. № 1156 определен перечень задач организационных подразделений (отделов, групп) по применению административного законодательства на окружном и региональном уровнях МВД России и организационных подразделений (отделов, отделений) по охране общественного порядка к которым относятся:
-организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений в пределах их компетенции;
-координация административной практики подразделений органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений и профилактике преступлений;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации органами внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях;
-разработка и реализация мер по обеспечению исполнения постановлений должностных лиц органов внутренних дел и судей о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
-организация и осуществление контроля за административными правонарушениями, требующими проведения административного расследования, а также осуществление порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе в случаях, предусмотренных законодательством;
-участие в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений.
Задачами ИАЗ ГУ МВД РФ по г. Москве по исполнению административного законодательства являются:
-регистрация административных правонарушений, совершенных должностными лицами органов внутренних дел, регистрация и учет дел об административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами органов внутренних дел;
-подготовка дел об административных правонарушениях к рассмотрению уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в строгом соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, направление дел об административных правонарушениях на рассмотрение судьям или соответствующим должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
-исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами органов внутренних дел;
-непосредственное осуществление производства по делам об административных правонарушениях, пресечение административных правонарушений, требующих проведения административного расследования, а также рассматриваемых в предусмотренном законом процессуальном порядке арбитражных дел;
-участие в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений.
И это несмотря на то, что в системе МВД России на различных уровнях существуют подразделения по исполнению административного законодательства, которые выполняют самые разнообразные функции, начиная от координации деятельности подразделений полиции по административным правонарушениям и профилактике преступлений, заканчивая деятельностью по рассмотрению дел об административных правонарушениях в судах. Несмотря на это, на них распространяется деятельность по административной юрисдикции .
Административно-юрисдикционная деятельность включает в себя рассмотрение и разрешение правовых споров в досудебном порядке, дел об административных правонарушениях (включая производство по жалобам, дисциплинарным проступкам и производство по применению мер административного принуждения) и ряда административных производств, выраженных в процессуальной форме компетентными административными органами и их должностными лицами.
Деятельность ИАЗ ГУ МВД РФ по г. Москве является частью деятельности административной юрисдикции и осуществляется уполномоченными сотрудниками, прикомандированными к компетентным органам МВД России.
Таким образом, подведем итог данного параграфа и сделаем следующие выводы.
Борьба с административными правонарушениями наряду с борьбой с преступностью является одним из основных направлений деятельности полиции. При реализации этого направления особое место в работе и подразделениях полиции занимают отделы, организующие применение административного законодательства, и отделы, исполняющие административное законодательство (далее - ИАЗ).
Не случайно подчеркивается позиционирование и роль подразделений ИАЗ. Эти подразделения являются не только полноценными субъектами административной юрисдикции, но и основными подразделениями полиции, организующими и выполняющими задачи по предупреждению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законом к компетенции ОВД, а также обеспечивающими производство по делам об административных правонарушениях и исполняющими административные наказания.
Анализ правовых норм показывает, что организация ИАЗ является как самостоятельной организацией, так и составной частью подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, подразделений по вопросам миграции, подразделений по организации охраны и обеспечению общественного порядка.
Одним из показателей оценки деятельности ИАЗ ГУ МВД РФ по г. Москве является состояние законности в сфере исполнения административного законодательства, которое определяется по следующим критериям:
-количество постановлений по делам об административных правонарушениях, отмененных по протестам или жалобам. В результате заинтересованное лицо (привлеченное лицо) освобождается от административной ответственности в связи с отсутствием дела об административном правонарушении или состава административного правонарушения;
-низкое качество документирования дел об административных правонарушениях, в результате чего большое количество фактов возвращается на доработку и неоправданно затягивается рассмотрение дел, что приводит к уходу правонарушителей от ответственности;
-количество закрытых дел об административных правонарушениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023)"О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 12.10.2023) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023)"Об электронной подписи" // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 02.06.2023) "О Правилах дорожного движения" // Российские вести, № 227, 23.11.1993.
7. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 11.02.2023) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ, № 25, 22.06.1998, ст. 2897.
8. Приказ МВД России от 24.08.2023 № 619 "О некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений"
9. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»
10. Приказ МВД России от 29.12.2012 № 1156 (ред. от 10.07.2013, с изм. от 08.05.2019) "Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства"
11. Приказ МВД России от 30.04.2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»
Специальная литература:
12. Батова, Д.Ю. Исправление ошибок в исполнительном листе: проблемы правового регулирования / Д. Ю. Батова // Вопросы российской юстиции. – 2023. – № 23. – С. 491-500.
13. Безруков А.В., Жильцов А.В. Обеспечение правопорядка в общественных местах: определение приоритета при выборе метода управленческого воздействия // Административное право и процесс. 2020. № 8. С. 18 - 21.
14. Волков, П.А. Организационные основы реализации предупредительной функции сотрудниками транспортной полиции на воздушном транспорте / П. А. Волков, Е. А. Сергеев, А. В. Сидоренко // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 2. – С. 266-270.
15. Добренков, А.И. Вступление постановления по делу об административном правонарушении, вынесенное сотрудником ГИБДД МВД России: актуальные проблемы и перспективы / А. И. Добренков // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2020. – № 1(3). – С. 153-158.
16. Капустина, Е.Г. Исполнение административного законодательства в области дорожного движения / Е. Г. Капустина // Закон и право. – 2022. – № 12. – С. 64-66.
17. Кошелев, Д.А. К вопросу о задачах и функциях подразделений по исполнению административного законодательства / Д. А. Кошелев // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2023. – № 2(45). – С. 37-40.
18. Кудрявцев, Б.А. К вопросу о взаимодействии сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства органов внутренних дел на транспорте с Федеральной службой судебных приставов / Б. А. Кудрявцев, Д. М. Шаньшеров // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 37-39.
19. Лабашова Э.Р. Отдельные аспекты правоприменительной практики при рассмотрении вопросов о форме и содержании административного материала // Вестник гражданского процесса. 2023. № 2. С. 258 - 272.
20. Ландерсон, Н.В. Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь / Н. В. Ландерсон // Административное право и процесс. – 2023. – № 11. – С. 38-45.
21. Маколкин Н.Н. Институт аутентификации и верификации в цивилистическом процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2023. 23 с.
22. Маколкин Н.Н. Некоторые характеристики доказательств: историко-правовой анализ // Вестник гражданского процесса. 2023. Т. 13. № 1. С. 193 - 202.
23. Мерказова, В.А. Особенности деятельности сотрудников полиции по выявлению и профилактике правонарушений в области несоблюдения антиалкогольного и антитабачного законодательства, несовершеннолетними / В. А. Мерказова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2023. – Т. 9, № 2. – С. 342-349.
24. Низаметдинов, А.М. Проблемные аспекты в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) / А. М. Низаметдинов, И. В. Потапенкова // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 2. – С. 176-179.
25. Никольский, Э.В. Актуальные вопросы деятельности подразделений организации применения административного законодательства и подразделений по исполнению административного законодательства территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации / Э. В. Никольский // Право и общество. – 2021. – № 2(34). – С. 7-10.
26. Саприн, К.С. Законность привлечения к административной ответственности / К. С. Саприн // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 12-4(87). – С. 176-179.
Материалы правоприменительной практики:
Интернет-ресурсы:
27. СПС "КонсультантПлюс" - законодательство РФ: https://www.consultant.ru