Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что любое предприятие в процессе своей управленческой деятельности сталкивается с проблемой принятия некоторых управленческих решений при реализации проектов, от форм и стандартов реализации которых зависит вся будущая деятельность компании. Жизненный цикл проекта описывает различные этапы, которые проходит проект от начала до конца. Он включает в себя несколько ключевых этапов, каждый из которых удовлетворяет различные потребности по мере продвижения проекта. Эта структура предлагает высокоуровневое представление об эволюции проекта, гарантируя, что вы достигнете важных этапов на этом пути. Обычно существует пять фаз жизненного цикла проекта: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроллинг и закрытие. Жизненный цикл проекта состоит из пяти этапов проекта: инициация проекта, планирование проекта, выполнение проекта, мониторинг и контроль и закрытие проекта. Каждый из этих этапов необходим для эффективной реализации проекта. Этапы, связанные с любым проектом, как правило, одинаковы: определить цели проекта, создать план проекта для достижения этих целей, а затем сделать все возможное для их достижения. Разные менеджеры проектов или агентства могут использовать немного разные термины для описания этапов жизненного цикла проекта в разных проектах, но, по сути, они практически одинаковы.
Целью работы является комплексное изучение основ управления проектами с помощью жизненного цикла при разработке проектов, принимаемых руководством современных организаций.
В связи с этой целью ставятся задачи по раскрытию понятия и сущности управленческих решений в проектной деятельности, описанию основных стандартов их подготовки на предприятиях, анализу процесса подготовки управленческих решений.
Задачи работы:
- раскрыть понятие жизненного цикла проекта
- описать жизненный цикл проекта и его основные фазы, стадии, этапы
- исследовать управление проектом по фазам, стадиям и этапам жизненного цикла
- дать краткую организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия
- провести концептуальный план проекта
- осуществить анализ управления проектом на прединвестиционной фазе
- реализовать анализ управления проектом на инвестиционной фазе.
Предметом исследования выступают основы управления жизненным циклом в проектной деятельности.
Объект исследования – жизненный цикл проекта.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы включает в себя теоретическую и практическую части, в которых отражаются аспекты стандартов управленческих проектных решений и их реализация на конкретном предприятии.
Практическая значимость работы состоит в анализе и улучшении жизненного цикла проекта компании.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области менеджмента компании, нормативно - законодательные акты (в том числе Гражданский Кодекс РФ) и ресурсы Интернет. В ходе написания работы были использованы труды по экономике предприятий многих авторов (Бернстайн Л.А., Дафт Ричард Л., Артеменко В.Г., Сергеев И.В., Багиева Г.Л., Муромцев Д.Ю.).
Жизненный цикл управления проектами предоставляет руководителям проектов структурированный план для успешного завершения их проектов. Он включает в себя все этапы, необходимые в проекте – от зарождения идеи до окончательной реализации [13, c.113].
Когда руководители проектов имеют четкое представление о различных этапах управления проектом, они могут видеть общую картину и лучше знать, как справляться с каждым этапом. Эти этапы разбивают проект на более простые этапы, что облегчает руководителям проектов предвидение того, что будет дальше. Это, в свою очередь, помогает им не сбиться с пути и обеспечить успех проекта. Использование правильных инструментов и методов также способствует эффективному управлению командой на протяжении всего жизненного цикла проекта.
При традиционном управлении проектами команды обычно устанавливают фиксированный план, который не меняется. Гибкое управление проектами, с другой стороны, допускает внесение изменений в план проекта. В методологии Agile команды проводят короткие, частые проверки и вносят коррективы. Этот подход фокусируется на итеративной разработке, сотрудничестве с клиентами и адаптивности. Наилучшая методология зависит от типа проекта.
Scrum - это широко распространенная гибкая методология, в рамках которой Scrum-команды работают в ограниченных по времени итерациях с ежедневными встречами для обсуждения прогресса, проблем и планов. В Kanban, другой гибкой методологии, команды визуализируют рабочие процессы с помощью доски Kanban, что позволяет им расставлять приоритеты задач и поддерживать бесперебойный рабочий процесс.
Эффективное управление жизненным циклом проекта упрощает процессы несколькими способами [20, c.114]:
-Улучшенная видимость проекта: Команды могут проактивно устранять препятствия для обеспечения своевременных и высококачественных результатов. Это позволяет более эффективно принимать решения.
-Улучшенное управление рисками: Команды могут выявлять риски на ранней стадии и находить решения. Регулярные проверки рисков гарантируют, что проекты выполняются вовремя и позволяют избежать дорогостоящих задержек или сбоев.
-Улучшенная коммуникация с заинтересованными сторонами: Благодаря регулярным обновлениям, отчетам о проделанной работе и встречам участники остаются более информированными и вовлеченными на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Менеджеры проектов могут использовать инструменты Jira для организации идей и определения приоритетов, что упрощает создание пользовательских дорожных карт и обмен ими с командой.
По мере продвижения проекта команда постоянно собирает новую информацию, инсайты и отзывы, что позволяет им понять, что работает, а что нет. Это позволяет им вносить динамические коррективы в план проекта, чтобы сделать его более эффективным и соответствующим целям проекта.
Традиционные подходы более последовательны и жестки. Руководители проектов заранее проводят детальное планирование, и команда строго придерживается плана. При таком подходе к изменениям сложно приспособиться.
Управление жизненным циклом проекта помогает командам оптимизировать использование ресурсов, включая людей и инструменты. Такая повышенная эффективность позволяет командам завершать проекты вовремя, способствуя успеху организации.
Управление проектом может быть сложным и ответственным, требующим пристального внимания к потенциальным препятствиям, таким как расширение масштабов, ограниченность ресурсов и сбои в коммуникации.
Масштабирование происходит, когда требования проекта выходят за рамки того, что команда решила в начале проекта, что приводит к нехватке ресурсов, задержкам и отклонениям от плана проекта. Процессы контроля изменений помогают устранить масштабирование. Руководители проектов должны часто проверять масштаб проекта, сообщать об изменениях и привлекать заинтересованные стороны, чтобы убедиться, что любые изменения соответствуют целям проекта [5, c.65].
Нехватка ресурсов может привести к задержкам, ставя под угрозу успешное завершение проекта. Чтобы преодолеть эти проблемы с ресурсами, проверьте свои ресурсы на ранней стадии планирования проекта. Создайте план резервного копирования заранее. Так вы сможете обнаружить потенциальные проблемы и подумать о решениях, например, обратиться за помощью извне или перераспределить свои ресурсы.
Продуктивность снижается, когда возникают сбои в коммуникации, которые включают недостаточное общение, разногласия и плохое сотрудничество. Создание культуры, в которой люди с удовольствием делятся информацией внутри проектной команды, и проведение регулярных встреч, как официальных, так и неформальных, может держать всех на одной волне и предотвращать сбои в коммуникации. Инструменты управления проектами, такие как Jira, упрощают коммуникацию, отслеживают прогресс и упрощают обмен информацией.
Этапы, связанные с любым проектом, как правило, одинаковы: определите цели проекта, создайте план проекта для достижения этих целей, а затем сделайте все возможное для их достижения. Разные менеджеры проектов или агентства могут использовать немного разные термины для описания этапов жизненного цикла проекта в разных проектах, но, по сути, они практически одинаковы.
Проект всегда должен с чего-то начинаться: необходимо определить проблему, требующую решения. Затем необходимо создать решение для устранения этой проблемы и подход к ее решению.
Затем этот план должен быть приведен в действие, а затем этот план необходимо отслеживать, чтобы убедиться, что он выполняет то, что от него требуется. Затем проект развертывается, оценивается эффективность, и проект официально завершен.
Таким образом, жизненный цикл проекта предоставляет руководителям проектов инструкции по выполнению на протяжении всего проекта. Это определяет, с чего начать и куда двигаться дальше на каждом этапе проекта. Какими бы безумными ни были события, у вас будет надежная структура, к которой можно вернуться и перегруппироваться.
1.2. Жизненный цикл проекта и его основные фазы, стадии, этапы
Одним из ключей к успеху является понимание жизненного цикла проекта – серии этапов, которые проходит проект от начала до конца.
Жизненный цикл проекта включает в себя пять основных этапов: инициирование, планирование, исполнение, мониторинг и контроллинг и закрытие. Наблюдение за завершением каждого этапа помогает обеспечить выполнение проекта в срок и в рамках бюджета.
Существует много различных типов проектов, но, что интересно, у всех них есть одна общая черта. Все они проходят через один и тот же цикл, известный как жизненный цикл проекта или жизненный цикл управления проектом.
Жизненный цикл проекта описывает различные этапы, которые проходит проект от начала до конца. Он включает в себя несколько ключевых этапов, каждый из которых удовлетворяет различные потребности по мере продвижения проекта [14, c.148]. Эта структура предлагает высокоуровневое представление об эволюции проекта, гарантируя, что вы достигнете важных этапов на этом пути. Обычно существует пять фаз жизненного цикла проекта: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроллинг и закрытие.
Жизненный цикл проекта состоит из пяти этапов проекта: инициация проекта, планирование проекта, выполнение проекта, мониторинг и контроль и закрытие проекта. Каждый из этих этапов необходим для эффективной реализации проекта.
Вот общее описание этапов, составляющих жизненный цикл проекта, и что вы можете сделать на каждом из них для успешной реализации проекта. Например, вам потребуется подготовить важную проектную документацию на каждом этапе процесса.
1. Фаза инициации проекта
Это начало проекта для менеджера проекта, который отвечает за определение проекта на высоком уровне. Обычно это начинается с бизнес-обоснования, технико-экономического обоснования, анализа затрат и выгод и других видов исследований, чтобы определить, осуществим ли проект и следует ли его осуществлять. Заинтересованные стороны вносят свой вклад. Если проект одобрен, создается устав проекта, который предоставляет обзор проекта и устанавливает этап для вашего плана проекта.
Инициация - это когда вы определяете цели, масштаб, бюджет и сроки. Далее следует планирование, сосредоточенное на создании подробного плана действий. Затем выполнение приводит в исполнение планы по доставке продукта. Как только проект начинается, вы должны следить за проектом и контролировать любые отклонения от плана. Наконец, завершение включает в себя завершение задач, получение одобрения проекта и архивирование записей.
Несмотря на то, что названия и точное количество этапов могут отличаться, большинство жизненных циклов проекта следуют схожей схеме планирования, исполнения и закрытия. Ключевым моментом является наличие структурированного подхода, который помогает управлять ресурсами, сроками и конечными результатами по мере продвижения проекта от одной стадии к другой.
На протяжении всех этапов руководители проектов отслеживают и контролируют усилия своих команд, отслеживая прогресс и корректируя работу по мере необходимости, чтобы проект соответствовал графику и бюджету.
Фаза инициации знаменует собой начало проекта, когда руководитель проекта определяет масштаб и цели. На этом этапе жизненно важно согласовать заинтересованные стороны относительно общих целей и заложить основу для успешного проекта.
Далее руководитель проекта создает устав проекта, в котором излагаются цель, задачки и охват проекта. Этот устав включает следующую ключевую информацию [16, c.108]:
-Цель и обоснование проекта
-Основные задачи и конечные результаты
-Ключевые заинтересованные стороны и члены команды
-Первоначальный график и бюджетная смета
Руководитель проекта также проводит оценку осуществимости, чтобы определить, является ли проект реалистичным и целесообразным.
Инициирование первой фазы жизненного цикла проекта заключается в проведении начальной встречи с вашей командой и клиентом и получении их согласия на запуск проекта.Вы систематизируете всю доступную информацию, чтобы определить масштаб проекта, стоимость и ресурсы. Цель этапа инициации состоит в том, чтобы взять (иногда) краткое описание проекта и понять, что проект должен сделать и достичь, чтобы быть успешным.
Обычно для этого требуется определить заинтересованных лиц проекта и убедиться, что все они разделяют одинаковое восприятие того, что представляет собой проект, и конкретного бизнес—кейса - проблемы, которую пытается решить проект.
Именно на этом этапе инициирования проекта вы также решаете, осуществимо ли представление бизнес-кейса. Как руководителю проекта, вам необходимо будет провести соответствующее исследование, чтобы определить цели проекта, а затем предложить решение для их достижения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. -М.: Дело и Сервис, 2019. - 256 с.
2. Авилова В.В. Стратегическое планирование: Учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2023. – 247 с.
3. Адамс, Боб Бизнес-план за несколько часов / Боб Адамс. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 470 c.
4. Аскинадзи, В. М. Инвестиционный анализ / В. М. Аскинадзи. – Москва: Юрайт, 2019. – 422 с.
5. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2020. — С.202-207.
6. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
7. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2021. – 196 с.
9. Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия. – М.: Кнорус, 2022. – 332 с.
10. Быстряков А. Экономическая оценка предприятия: Учебник. – М.: Тандем, 2020. – 285 с.
11. Вавилов С. К. Методические рекомендации по оценке эффективности проектов. – М.: Экономика, 2019. – 471 с.
12. Воробьев С.Н. Управленческие решения - М: Юнити-Дана, 2019. – 447 с.
13. Горемыкин, В. А. Бизнес-план. Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. - М.: Ось-89, 2020. - 592 c.
14. Грибалев, Н. П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалев, И.Г. Игнатьева. - М.: Белл, 2021. - 158 c.
15. Григорьев, В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Григорьев. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2023. – 320 с.
16. Гришин, В. В. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы. Практическое пособие / В.В. Гришин, В.Г. Гришина. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 206 c.
17. Дафт Ричард Л. Управленческое решение - СПб: Питер, 2019. – 231 с.
18. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2021. – 626 с.
19. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2023. – 386 с.
20. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2020. – 288 с.
21. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М: Финансы и статистика, 2019. – 382 с.
22. Конрад К. Бизнес – моделирование. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
23. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ / И. В. Липсиц. – Москва: Инфра-М, 2019. – 319 с.
24. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр. – М: Дело, 2022. – 309 с.
25. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр./ Б.Г.Литвак. – М: Дело, 2020. – 309 с.
26. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2021. – 337 с.
27. Лудольф, Фред Бизнес-план. Профессиональная подготовка и убедительная презентация (+ CD-ROM) / Фред Лудольф ,Сабинэ Лихтенберг. - М.: Олма-пресс, 2019. - 208 c.
28. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2022. – 318 с.
29. Нечаев, Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. – Краснодар: КубГАУ, 2019. – 266 с.
30. Новиков Н.В. Разработка бизнес – плана проекта. – М.: Экономика, 2019. – 525 с.
31. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
32. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2022. – 284 с.
33. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции / А.В. Шаркова. – Москва: Дашков и К, 2021. – 351 с.
34. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 419 с.
35. Фасахов, А.И. Основы коммерческой деятельности/ А.И. Фасахов. – Нижний Новгород: НГТУ, 2019. – 362 с.