Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое управление предполагает разработку и реализацию основных целей и инициатив, принятых высшим руководством компании от имени владельцев, на основе учета ресурсов и оценки внутренних и внешних условий, в которых организация конкурирует; обеспечивает общее руководство предприятия и включает в себя определение целей организации, разработку политики и планов, направленных на достижение этих целей, а затем выделение ресурсов для реализации планов.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в повышении конкурентоспособности с помощью стратегического планирования. Компания, которая имеет конкурентное преимущество, получает больше экономического эффекта от своей деятельности, чем другие компании в отрасли.
Некоторые организации могут достичь преимуществ без тщательного стратегического плана, но для большинства игроков рынка жизненно важно иметь стратегию, долгосрочное планирование. Нет никаких гарантий, что организация сможет достичь каких-либо конкурентных преимуществ, проводя стратегическое планирование, но это является важным процессом, если компания хочет поддерживать свои позиции на рынке.
Организации недостаточно полагаться на свои финансы, маркетинг или другие хозяйственные операции для создания конкурентных преимуществ. Только менеджеры (например, генеральные директора), которые видят всю картину компании и окружающую её среду, могут принимать управленческие решения, способствующие повышению конкурентоспособности.
Стратегический менеджмент способствует сотрудничество между подразделениями. Большинство компаний привлекает к процессу разработки стратегического плана руководителей среднего звена. Они реализуют стратегии, изложенные в плане, и если не участвуют в его создании, то менее заинтересованы в его поддержании.
Таким образом, стратегическое планирование используется для достижения конкурентного преимущества и интегрирует все действующие сферы компании путем облегчения коммуникации между менеджерами всех уровней. Поскольку стратегический менеджмент довольно обширная область для изучения, а объем дипломной работы не позволяет рассмотреть все особенности темы, в данной работе использованы ограничения. Ввиду существования большого количества видов стратегий и инструментов (методов) стратегического планирования, в этой работе будут рассмотрены только основные (базисные) стратегии и SWOT-анализ.
Цель дипломной работы – разработка мероприятий стратегического управления предприятием ООО «НИРЭКС». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить сущность стратегического менеджмента;
2. Исследовать основные виды стратегии;
3. Рассмотреть метод стратегического планирования;
4. Проанализировать факторы внутренней и внешней среды;
5. Выявить особенности управления на предприятии;
6. Разработать рекомендации по формированию стратегии;
Объект исследования ООО «НИРЭКС».
Предмет исследования – стратегическое управление в ООО «НИРЭКС».
Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы, поставлена цель исследования и сформулированы задачи.
В первой главе исследованы теоретические основы стратегического управления предприятием.
Во второй главе проведен анализ предпосылок стратегического управления ООО «НИРЭКС».
В третьей главе дипломной работы разработаны мероприятия по формированию стратегического управления ООО «НИРЭКС».
1.Теоретические основы стратегического управления малым предприятием
1.1. Сущность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент уже давно зарекомендовал себя как один главных механизмов, необходимых для успешного развития предприятия. Стратегический подход к управлению формирует систему планирования и прогнозирования деятельности предприятия, определяет цели развития, идентифицирует организацию среди конкурентов. Управление современным предприятием без применения стратегического менеджмента значительно сокращает потенциал и возможности для развития, повышает риски банкротства [4, С. 56].
При правильном подходе стратегическое управление затрагивает все функциональные области, необходимые предприятию: снабжение, производство, финансы, маркетинг и т. д. Эффективное управление обеспечивает для предприятия интеграцию всех бизнес-процессов в единую систему, которая отражает выбранную стратегию предприятия.
Суть стратегического управления заключается в определении связующих элементов внешней и внутренней среды предприятия, направленных на реализацию поставленных краткосрочных - оперативных, и долгосрочных - стратегических целей. Достижение таких целей должно своевременно обеспечиваться ресурсами предприятия, которые как правило, достаточно ограничены в случае предприятий малого и среднего бизнеса [8, С. 90].
Насколько дефицит ресурсов может быть компенсирован обоснованно выбранной стратегией, как стратегия влияет на организационную культуру и перспективы долгосрочного развития малых предприятий, как с помощью стратегического управления можно обеспечить конкурентные возможности для предприятия на рынке.
Стратегическое планирование и управление в малом бизнесе затруднено рядом факторов, указывающих на одновременную реализацию многих профильных и непрофильных направлений подобными предприятиями. Среди малого бизнеса прослеживается более частая смена участников коммерческой деятельности ввиду отсутствия фундаментальных механизмов для обеспечения долгосрочного развития бизнеса вне зависимости от отрасли.
Переход предприятия к среднему бизнесу в большей степени обеспечивает не рекордные финансовые показатели, а возможность осуществления деятельности в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что финансовые показатели в общей динамике отражают большую устойчивость среднего бизнеса, важной для коммерческой деятельности выступают не числовые значения и уровень дохода, а возможность реализации стратегического управления [11, С. 100].
Подобный подход укрепляет предприятие и закрепляет его положение на отраслевом рынке за счет неотъемлемой роли в деятельности других предприятий, в том числе малого бизнеса. Делегирование полномочий среднего бизнеса для предприятий малого бизнеса является тактической возможностью осуществления текущей деятельности. Однако обозначенный подход непосредственно для предприятия среднего бизнеса позволяет оставаться на отраслевом рынке, в том числе при необходимости смены партнера по причине закрытия партнерской организации, относящейся зачастую к малому бизнесу.
1.2. Методы управления в сфере малого бизнеса
Основное внимание в настоящее время преимущественно уделяется решению тактических задач предприятиями малого бизнеса, что отражается на значительном количестве внедряемых бизнес-инструментов, в том числе в сфере цифровых решений.
Стратегический подход разных предприятий позволяет реализовать общую цель – извлечение максимальной прибыли. Однако малым и средним бизнесом способы достижения обозначенной цели воспринимаются по-разному. Для предприятий малого бизнеса извлечение максимальной прибыли актуально на данный момент времени и прослеживается в течение всей деятельности соответствующего предприятия [5, С. 393].
Компания, относящаяся к среднему бизнесу, воспринимает извлечение максимальной прибыли не в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной, что характеризует распределение прибыли в течение продолжительного времени существования такой организации на рынке.
Вместе с тем представляется важным изучить специфику принятия предприятиями малого и среднего бизнеса стратегических решений для достижения корпоративных целей. Выявление обозначенной специфики может позволить определить целесообразность стратегического управления предприятиями малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе [10, С. 21].
На этапе активного экономического развития малый бизнес играет важную роль важную роль в социальной жизни регионов и городов, так как способствует созданию рабочих мест, пополняет местные бюджеты и стимулирует предпринимательство. В условиях постоянные изменения, в том числе колебания в экономике, знание специфики Особое значение имеет управление малым бизнесом.
Принимая априори, что малый бизнес представляет собой чрезвычайно разнообразную сферу, в которых каждая компания отличается по многим факторам: размеру предприятия, количеству и состав работников, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент продукции или услуг, та или иная организационная структура, все это существенно влияет на особенности управления конкретной фирмой. В этом случае Численность персонала оказывает преимущественное влияние на специфику и алгоритм проведения позитивный менеджмент.
На малых предприятиях, где численность сотрудников обычно не превышает 100 человек и объем активов сравнительно невелик, функции управления малые предприятия чаще всего концентрируются в руках одного человека или небольшого круга лиц, при этом владелец компании часто выполняет несколько управленческих ролей на один раз. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий может приводят к нехватке времени на управленческую деятельность, что в конечном итоге имеет негативный влияние на производительность [42, С. 256]
В отличие от крупных организаций с их сложной иерархической структурой управления, на малых предприятиях от менеджера, как правило, требуется быть «универсальным работником». Для этого требуется гибкость, способность быстро адаптироваться к изменениям и многозадачность. Менеджеру приходится совмещать управление финансами, взаимодействие с клиентами, контроль качества и даже участие в производственных процессах [6, С. 89].
Главная задача менеджера в малом бизнесе — определить с учетом всех специфических факторов конкретного предприятия оптимальную систему управления, которая позволит эффективно управлять не только текущими делами, но и видеть перспективы развития компании. Для этого требуются не только профессиональные навыки, но и личные качества, такие как авторитет, гибкость, умение формировать эффективные команды и поддерживать творческую атмосферу в коллективе.
В малом бизнесе самой простой и распространенной структурой является личная фирма, где владелец контролирует все аспекты деятельности предприятия. Такой руководитель несет весь риск предпринимательства, а также занимается финансовыми вопросами, поставкой необходимых материалов, продажей товаров и услуг, ценообразованием и рекламой.
По мере роста предприятия и объема продаж возникает необходимость в создании управленческой команды, в которую могут входить агенты по снабжению и продажам, бухгалтер и другие специалисты. Однако даже при такой простой организационной структуре владельцы часто сталкиваются с трудностями, особенно в условиях жесткой конкуренции [13, С. 93].
Управление малым бизнесом требует применения различных методов и подходов, которые помогают эффективно управлять ресурсами, минимизировать риски и продвигать компанию на рынке. Ниже приведены ключевые методы управления, которые могут быть полезны малым предприятиям:
Долгосрочное и краткосрочное планирование: Определение целей и задач на разные временные горизонты. Это включает как стратегическое планирование (например, развитие бизнеса на 3–5 лет вперёд), так и оперативное планирование (ежемесячные и квартальные планы) [35, С. 85].
Бюджетирование: Определение финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей, с учетом всех расходов и доходов.
Структура команды: Формирование эффективной организационной структуры, которая определяет роли и обязанности сотрудников, чтобы минимизировать дублирование функций.
Делегирование полномочий: Отдача части задач и ответственности сотрудникам для повышения эффективности работы и снижения нагрузки на руководителей.
Мониторинг и оценка производительности: Регулярный анализ показателей работы, таких как объем продаж, уровни удовлетворенности клиентов, выполнение планов.
Анализ отклонений: Сравнение фактических результатов с запланированными и анализ причин отклонений.
Стимулирование сотрудников: Внедрение систем поощрения, таких как бонусы, премии и возможности карьерного роста, что способствует повышению продуктивности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/
4. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография / В.А. Агафонов. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 276 с.
5. Адаменко А.А., Белокурова М.И. Стратегическое управление в условиях новой модели глобализации экономических систем // Вестник Академии знаний. 2023. № 2 (55). С. 393-399. 2
6. Баженов Ю.К. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов, под ред. д.э.н., проф. Л.П. Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. – 286 с.
7. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 239 с.
8. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.А. Баринов, Д.Ю. Бусалов. – 2-е изд., доп. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 294 с.
9. Бугатин, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Бугатин. – М.: Проспект, 2022. – 395 с.
10. Воронин, А. Д. Стратегический менеджмент: учебник / А. Д. Воронин, А. В. Королев. — Минск: Вышэйшая школа, 2022. — 272 с.
11. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 278 с.
12. Гуськов, Ю. В. Стратегический менеджмент : учебник / Ю. В. Гуськов, Т. В. Гуськова. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 271 с.
13. Гуськова Н.Д., Никитина Д.В. Особенности стратегического управления на предприятиях малого и среднего бизнеса // Управление качеством в образовании и промышленности. 2020. №11. С. 131-136. 5. Самоличенко А.Н. Особенности стратегии управления персоналом малых фирм // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 10 (67). С. 83-98.
14. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент: учебник / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 290 с.
15. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 375 с.
16. Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. – М.: КноРус, 2019. – 284 с.
17. Камдин, А.Н. Анализ финансовых результатов и оценка эффективности деятельности предприятия / А.Н. Камдин, Д.Т. Утешева // Экономика и социум. – 2024. – № 2-2 (11). – С. 405-413.
18. Киселев С.А. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография / С. А. Киселев. – Москва: Буки Веди, 2022. – 144 с.
19. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 447 с.
20. Колчева, Е.С. Управление прибылью и рентабельностью на предприятии / Е.С. Колчева // Экономика и социум. – 2022. – № 1 (44). – С. 428-430.
21. Коляда, А. А. Следующий уровень. Стратегический менеджмент новой эпохи: практическое руководство / А. А. Коляда. – Москва: Альпина ПРО, 2023. – 616 с.
22. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности Текст: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. А. Казаковой. - 2-е док изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 387 с.
23. Круглов, Д. В. Стратегическое управление персоналом: учебное пособие для вузов / Д. В. Круглов, О. С. Резникова, И. В. Цыганкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 168 с.
24. Крупина, Н. Н. Стратегический менеджмент в гостинично-ресторанном сервисе: учебное пособие / Н.Н. Крупина. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 211 с.
25. Куглубов, А.Е. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности Текст: учебник для бакалавров / А. Е. Куглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин и др.; под ред. д. э. н., проф. А. Е. Куглобова. — М.: ИТК «Дашков и К», 2021. - 368 с.
26. Кузнецова И.Д. Стратегия развития торговых предприятий / И. Д. Кузнецова, Н. В. Фомина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2021. – №2 (66). – С. 35-43.
27. Кушнир, А.Д. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности Текст: учебник / А.Д. Кушнир, В.П. Суйц. - 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 352 с.
28. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 208 с.
29. Летухина, М. А. Анализ финансового планирования организации Текст/ М. А. Летухина, С. А. Нардина // Все для аналитика. -2022. -№ 11.-С. 37-43.
30. Лешкова, Т.В. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности Текст /Т. В. Лешкова// Бухгалтерский учет и анализ. - 2022.-№3. -С. 491-493.
31. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 507 с.
32. Литвак, Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование: учебник для вузов / Б. Г. Литвак. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 139 с.
33. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала, 2023. – 239 с.
34. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 361 с.
35. Мамонова, О.И. Теоретические основы организации финансового планирования предприятия / О.И. Мамонова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. – 2022. – С. 84-85.
36. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 176 с.
37. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 320 с.
38. Мельник, М.В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 636 с.
39. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: учебник для вузов / О. П. Молчанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 261 с.
40. Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие / И.А. Мухина. Флинта, Московский психолого–социальный институт (МПСИ), 2017. – 407 с.
41. Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2019. – 306 с.
42. Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: учебник / А. А. Николаев. – Москва: Прометей, 2022. – 598 с.
43. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 328 с.
44. Полищук О.А. Аналитическое обеспечение стратегического управления производственной организацией: монография / О. А. Полищук, Н. А. Грачева. – Курск: Университетская книга: Юго-Западный гос. ун-т, 2019. – 136 с.
45. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения: учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 447 с.
46. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 481 с.
47. Попова Е.В. Современные технологии стратегического управления организацией // Финансовые рынки и банки. – 2022. – №4. – С. 26-31.
48. Портных В.В. Основы стратегического маркетингового управления: монография / В. В. Портных. – Москва: Маркетинг, 2023. – 123 с.
49. Рогова И.Н. Анализ деятельности предприятий промышленного комплекса и развития систем операционного и стратегического менеджмента: монография / И. Н. Рогова. – Гатчина: ГИЭФПТ, 2023. – 134 с.
50. Сагидова, Р.Н. Бюджетирование и его роль в процессе финансового планирования / Р.Н. Сагидова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2461-2465.