Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы система воспитания студентов испытывает кризис, связанный с последствиями пандемии, а также с не разработанностью нормативных и научных основ ее организации в настоящих условиях. Так, появилась потребность в расширении воспитательной проблематики, о чем свидетельствует обращение государства к данным проблемам, зафиксированное в нормативных документах. Целью воспитательной политики государство определяет самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, духовно-нравственное становление молодежи, ее подготовка к самостоятельной жизни. Осуществлять данные цели призваны также и преподаватели СПО.
Опираясь на отечественные теории воспитания: личностно-ориентированную теорию Е.В. Бондаревской, личностно-развивающую теорию И.Д. Демаковой и Н.Л. Селивановой, духовно ориентированную теорию Т.И. Власовой, И.А. Соловцовой, социально-ориентированную теорию Е.Н. Сорочинской и др., подчеркнем, что в них показана значимость ценностно-смысловых свойств личности, как наиболее значимых с точки зрения ее становления. Вместе с тем воспитание как целостный феномен исследуется достаточно редко, изменились и сами студенты СПО. Педагоги взаимодействуют с современным цифровым поколением, представители которого отличаются от представителей доцифрового поколения, то есть тех обучающихся, которые были изучены классиками педагогики. Необходимость корректировки воспитательного процесса также обусловлена резким обострением в обществе социальных проблем и ростом девиантных тенденций в молодежной среде. В современном быстро развивающемся мире меняются условия жизни, а вместе с ними и социальные нормы. Соответственно, возрастает и девиантность: нормы быстро устаревают, а новые еще не закреплены. И так как люди старшего возраста имеют уже сформировавшуюся идентичность и мировоззрение, в то время как у студентов она находится в стадии формирования, то именно они находятся в группе риска.
Изучение воспитательных возможностей СПО, а также влияния современных СМИ на молодое поколение показало, что самой главной особенностью в становлении современных студентов является повышение значимости сетевой социализации как фактора становления профессиональной идентичности, в результате чего студенты приобретают те формы поведения и отношений (в том числе и девиантные), которые диктует им тот контент, к аудитории которого они относятся. Поэтому важнейшая задача педагогов СПО заключается в том, чтобы сделать педагогически управляемым процесс социализации студентов посредством включения обучающихся в воспитательный процесс, построенный с учетом типа межличностного отношения и их склонностями к тем или иным отклонениям.
Девиантное поведение можно считать исключительно социальным явлением, которое проявляется и в межличностных отношениях. С этой точки зрения, девиантное поведение создает особые условия для межличностного взаимодействия, и, таким образом, формируется тип межличностного отношения, характерный для определенного вида девиантного поведения. С другой стороны, опыт, приобретенный в процессе развития, отражается в типе межличностного отношения, который, в свою очередь, оказывается несовместим с устоявшимися нормами и, как следствие, становится фактором нарушения этих норм.
В качестве источников, представляющих собой теоретическую основу исследования, изучались работы зарубежных специалистов таких как М. Аргайлом, М. Армстронгом, А. Бюссингом, Ф. Херцбергом, Ч. Грином, П. Друкером, К. Замфир, Э. Локком, Р. Фриманом. А. Кларком, А.Освальдом, Б.Фреем и А.Статзером. Эти исследователи заложили основы в изучение профессиональной идентичности и выработали практические рекомендации по применению своих теорий. Отечественные ученые, изучающие проблему профессиональной идентичности, такие как: А.А. Киссель, И.М. Попова, А.Г. Здравомыслов, А.К. Гастев, В.А. Ядов, Ф.Н. Ильясов, Н.Ф. Наумова и др., использовали схожую концепцию в своих трудах. Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что в современной науке имеются исследования по проблеме профессиональной идентичности у студентов, рассмотрению взаимосвязи склонности к девиантному поведению и профессиональной идентичности у студентов уделяется недостаточно внимания. Данное обстоятельство обуславливают актуальность и значимость обращения к проблематике взаимосвязи склонности к девиантному поведению и профессиональной идентичности у студентов.
Цель исследования: состоит в изучении взаимосвязи склонности к девиантному поведению и профессиональной идентичности у студентов.
Объект исследования: студенты СахГу.
Предмет исследования: профессиональная идентичность у студентов СахГу.
Гипотеза: несформированная профессиональная идентичность, прямо-пропорциональна связана со склонностью к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Представить определение понятия и видов девиантного поведения.
2. Изучить причины девиантного поведения у молодёжи.
3. Проанализировать возрастные особенности девиантного поведения у молодёжи.
4. Рассмотреть подходы к понятию профессиональной идентичности.
5. Раскрыть особенности профессиональной идентичности у студенческой молодёжи.
6. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к девиантному поведению и профессиональной идентичности у студентов.
Методологическая основа исследования.
Методы исследования: в процессе исследования будут применяться анализ, обобщение, систематизация литературных источников по проблеме исследования; комплекс психодиагностических методик; методы описательной статистики.
Практическая значимость исследования. Основные положения данной работы, эмпирические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности психологами, коучами с целью оказания помощи в вопросах профилактики склонности к девиантному поведению и развития профессиональной идентичности у студентов СахГу. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы. Руководствуясь поставленными задачами, с учетом характера и специфики темы, работа состоит из введения, трех глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения у студенческой молодёжи
1.1. Определение понятия и виды девиантного поведения
Трактовка «девиантного (отклоняющегося) поведения» тесно связана с определением нормы. Для разграничения этих двух понятий существуют различные подходы [23]. Статистически-адаптационный подход понимает под собой норму, как определённую модель поведения, её эталон, влияющий на поведение человека. В свою очередь данный эталон строится на следовании субъектом основным правилам и принятым обществом в настоящий момент нравственным принципам [8].
Можно также выделить, что некоторые нормы абсолютны, их вписывают в официальные документы и фиксируют, у них однозначный характер. Другие нормы могут существовать в виде традиций, официально не задокументированных, семейных, профессиональных и общественных регламентаций [48].
Девиацией поведения субъекта является отклонение от этих норм. Поведение субъекта с точки зрения нозоцентрического (психиатрического) подхода рассматривается с позиции поиска и обнаружения психопатологий [22].
Девиантные формы поведения – это преморбидные, или другими словами предпатологические особенности человека, которые способствуют и влияют на формирование различных возможных расстройств психики и заболеваний [42]. В социальном подходе принято считать отклоняющееся поведение опасным поведением, которое в первую очередь опасно для общества и других людей, окружающих человека. В этнокультурном подходе девиантное поведение – это поведение, которое отличается от норм, принятых в социуме [4]. В психологическом подходе девиантное поведение рассматривается с учетом связей с внутриличностными конфликтами, деструкцией, разрушением собственной личности, препятствованием собственному личностному росту, другими словами, с деградацией личности [6].
Идея рассматривать проблемы девиантного поведения с социальной точки зрения была впервые предложена Э. Дюркгеймом. В дальнейшем исследования проводились в основном в трёх направлениях. М. Вебер, Т. Парсонс, И. Сорокин проводили теоретико-методологическое исследование. М. Хальбвакс, Ф. Знанецкий, У. Томас проводили исследования в междисциплинарном направлении. Л. Козер, Р. Дарендорф представляли теорию конфликта, психоанализ и социальную этиологию. В конечном итоге Парсонсом и Р. Мертоном была создана специальная социологическая теория, которая основывается на структурном функционализме. Р. Мертон в свою очередь сделал вклад в выделении пяти типов социального поведения. В них входят: конформизм, реформизм, ритуализм, ретритизм, мятеж. Девиантными считаются реформизм, ретритизм и мятеж как типы поведения.
Классификация поступка как девиантного всегда относительна, так как одно и то же поведение может рассматриваться с разных точек зрения. Один из примеров сложности классификации может быть показан в отношении верующего человека к неверующему. Поэтому определённые границы всегда варьируются и зависят от общества и культуры [24].
Проанализировав полученную выше информацию можно сделать вывод, что в настоящее время такое понятие, как девиантное поведение подразумевает под собой систему поступков или отдельные поступки, которые не соответствуют моральным, правовым общественным нормам [20].
В работе В.Г. Баженова так же дан термин девиантному поведению: «Можно сказать, что отклоняющееся поведение – это система поступков, преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья.
При этом отечественные исследователи, в круг которых входит А.Е. Личко, В.Д. Менделевич и другие, а также зарубежные исследователи, склоняются к тому, что девиантное поведение делится на три вида: преступное, деликвентное и аморальное [4]. Структура отклоняющегося поведения определяется специфическим сочетанием и динамикой его составных элементов [6]. При этом девиации могут быть:
- индивидуальными (изолированными) и не зависящими от поведения окружающих;
- групповыми, которые наблюдаются у ближайшего окружения, авторитетов или кумиров в референтной группе [47].
Типы отклоняющегося поведения определяются особенностями взаимодействия субъекта с реальностью [72]:
- противодействие реальности. Включает в себя её разрушение, которое начинается из-за отличающихся от большинства установок и ценностей;
- болезненное противостояние реальности. Выражается в отторжении окружающей действительности из-за искажения восприятия мира;
- уход от реальности. Состоит из отрицательной и негативной окраски действительности в связи с тем, что человек не способен адаптироваться к ней;
- игнорирование реальности. Данное взаимодействие происходит из-за того, что человек не хочет принимать правила и нормы действительности и уходи в свой маленький узкопрофессиональный мир;
- приспособление к реальности. Состоит из успешной адаптации и принятия норм, правил действительности.
В работе Н. Гришиной «Психология конфликта» рассказывается об уходе от реальности как психологическом механизме защиты. При изучении различных подходов можно сделать вывод, что психоанализ, как и бихевиоризм, не рассматривают внутренние проблемы и переживания. Но в когнитивном подходе рассматривается такая вещь, как уход от конфликта. Механизм данного действия работает как избегание проблемы, что делает саму проблему неконфликтной и не требующей решения. Данный механизм работает не только во взаимоотношениях, но и в более глубоких, личностных процессах. Это явление было названо и описано Фестингером как когнитивный диссонанс. Когда существует два абсолютно разных положения, человек их может интерпретировать в свою пользу. Наглядным примером является ситуация, когда человек курит, но убеждает себя в том, что это баловство. Зная о вреде алкоголя, можно убеждать себя, что при употреблении малого количества это может быть полезно для организма [15].
От того, как взаимодействует субъект с реальностью и в зависимости от нарушенных социальных норм, девиантное поведение делится на несколько типов [1]:
делинквентный тип, которое влечёт за собой уголовное наказание и состоит из крайнего проявление отклоняющегося поведения;
аддиктивный тип, при котором идёт искусственное изменение психического состояния для того, чтобы была возможность уйти от реальности;
патохарактерологический тип, обусловленный патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания;
психопатологический тип, характеризующийся проявлениями тех или иных психических расстройств или заболеваний;
тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях.
Клинические проявления девиации подразумевают под собой формы отклоняющего поведения. Ю.А. Клейберг, профессор и доктор психологических наук, выделил три формы основных девиаций поведения [29]:
- негативные, которые подразумевают под собой употребление наркотических веществ, вандализм и другие агрессивные проявления поведения;
- позитивные, влияющие на творческое мышление и проявляющиеся непосредственно в творчестве;
- социально-нейтральные, могут выражаться в виде попрошайничества.
Ц.П. Короленко, советский психиатр, профессор, основавший современную аддиктологию, вместе с Т.А. Донских разделили девиации поведения на несколько форм:
- нестандартное поведение, которое состоит из различных форм нового мышления, необычных идей и действий, которые не вписываются в стандартные социальные стереотипы поведения;
- деструктивное поведение, которое может воздействовать на внешние разрушения, например, социальных правил и норм, так и внутренние разрушения, например разрушение своей личности, деградацию и регресс. Кроме того, принято выделять непатологические (у психически здоровых людей) и патологические (у лиц с патологией личности) формы отклоняющегося поведения [7].
1.2. Причины девиантного поведения у молодёжи
Студенчество – социально демографическая группа, сложная фаза социализации, некий социальный феномен. Молодежь является наиболее активным психологическим субъектом, и поэтому именно в этом возрасте могут проявляться социально неприемлемые поведения.
Приведем некоторые причины, влияющие на проявление девиантных проявлений в студенческой среде.
Студент – это индивид, перешедший на новый этап развития, вошедший в новую для него социальную среду и примеряющий на себя новые социальные роли и статусы. В связи с этим, остро встает вопрос социальной адаптации, принятие норм и правил новой социальной группы.
Этот период несет в себе и многочисленные риски, связанные с возникающими на данном этапе трудностями самоидентификации, самореализации и адаптации к новым условиям жизни. В данном случае речь может идти о социальной дезадаптации индивида, его неспособности адекватно вжиться в новую социальную среду.
Социальная дезадаптация и степень ее выраженности являются определяющими характеристиками девиантного поведения. Они могут быть незначительными, то есть не наносить вреда социуму и самому человеку, или же тотально разрушать жизнедеятельность человека и быть опасными для общества [3].
Студенческий возраст, с точки зрения психологии, характеризуется как переходный от юности к зрелости. Этот возрастной период один из наиболее ответственных и критичных, т.к. подразумевает кардинальные перемены в жизни индивида, связанные с профессиональным самоопределением, выбором и началом реализации жизненной стратегии, сменой социального окружения (смена школьного коллектива на трудовой или студенческий, часто смна места
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеркционизма и когнитивной психологии. Текст // Вопросы психологии. 2019. № 1. 131 с.
2. Авдонина Н.С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (16). С. 127–131.
3. Афанасьев В.Г. Человек: общество, управление, информация. Опыт системного подхода. М., 2021. 208 с.
4. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Экон-Информ, 2018. – 141 с.
5. Божович Л. И. Этапы, формирования личности в онтогенезе. // Психология личности. Хрестоматия: В 2-х томах / под ред. Д. Я. Райгородского. Т. 2. Самара: «Бахрах», 2019. 140 с.
6. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // СНВ. 2018. № 4 (25). С. 299–304.
7. Белякова Е.Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 68-73.
8. Бура Л.В. Психология национальной идентичности в современной молодежной среде // Гуманитарные науки. – 2020. – № 1 (49). – С. 146–150.
9. Вызулина К.С. Профессиональная идентичность студентов на первом этапе учебно-профессиональной деятельности // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Том 6. № 6. С. 136 – 141.
10. Дадашова А. С., Овсеенко Г. А., Кахаров А. С. Исследование факторов, влияющих на профессиональный выбор и профессиональную идентичность студентов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. № 5. Т. 5. С. 231–236.
11. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Иванова Т.Ю. Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 4. С. 115–135.
12. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Формирование профессиональной идентичности сотрудников системы МЧС // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам социально-трудовых отношений / ред.: А.А. Федченко, О.А. Колесникова. Воронеж, 2018. С. 92–97.
13. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Единство и разнообразие процессов формирования идентичности личности // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 27–38.
14. Зборовский, Г. Е. Академические девиации образовательных общностей в российских университетах // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2022. – № 3. – С. 49–57.
15. Козлова Е.И. Профессиональная идентичность и особенности формирования профессиональной этики инженера // Человек. Общество. Наука. 2023. Т.4. №2. С. 13-21.
16. Каткова, А. С. Влияние интеграционно-дезинтеграционных процессов на познание внутренних конфликтов личности // Международный журнал медицины и психологии. 2021. – Т. 3. – № 4. – С. 7-11.
17. Карпов, В.В. Формирование профессиональной идентичности студентов-международников в условиях российского вуза: дис.…канд. пед. наук. / В.В. Карпов. – Москва, 2019. – 197 c.
18. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. – Москва: Юрайт, 2024. - 287 с.
19. Котова С.С., Холопова Е.С., Котов А.Е. Модель психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной идентичности у будущих педагогов профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 119–128.
20. Колмыкова М. А., Селиверстова Н. И. Профессиональная идентичность как основа профессиональной культуры чиновника // Вестник Поволжского института управления. – 2019. – № 2. – С. 71-77.
21. Литвинова Ю.А. Характеристика понятия «профессиональная идентичность» // Актуальные исследования. – 2023. – № 49 (179). – Ч. III. – С. 77–81.
22. Лозицкий, В. Л. Девиантное учебное поведение учащихся и студентов в условиях цифровой трансформации образования и его динамичной технологизации // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 8. – С. 11–19
23. Лысуенко, С.А. Роль саморегуляции в профессиональном выборе личности // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 3 (46). – С. 123-132.
24. Медведев В. В. Идентичности студенчества регионального университета: опыт этнологического мониторинга // Манускрипт. 2020 Т. 13 Вып. 4 С. 55–60.
25. Мунгалов В. Н., Левинa А. Г. Профессиональная идентичность студентов, получающих профессиональное образование // Baikal Research Journal. 2019. № 6 C. 24–24.
26. Налиткина О.В. О корреляции понятий «компетенция» и «профессиональная идентичность» // Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: Сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Гатчина, 21 апреля 2023 г.). Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2023. С. 593 – 597.
27. Пьянкова Л.А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения // Вестник СибГИУ. 2021. № 1(35). С. 48 – 53.
28. Поваренков Ю.П., Бадальянц М.О. Развитие профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Н. Гурьянчик. Ярославль, 2020. С. 158–162.
29. Рокицкая Ю.А., Семенова Е.С. Психологическая безопасность и учебно-профессиональная мотивация студентов вуза: монография. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. 184 с.
30. Сыченко, Ю.А. Личностные особенности студентов с разными статусами профессиональной идентичности // Письма в Эмиссия.Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2021. – № 4. – С. 29-48.
31. Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи. – М, 2019. – 284 с.
32. Снегова Е.В., Мальцева С.Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 130-137.
33. Терюшкова Ю.Ю. Карьерные представления студентов с разным уровнем развития профессионального самоопределения // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 3. С. 1-8.
34. Тимофеева Т.С. Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 88-94
35. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 81–87.
36. Турбина Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №. 3 (35). С. 65-70.
37. Токарев А.А. Соотношение учебно-профессиональной мотивации со статусами профессиональной идентичности студентов вуза // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 2. С. 49-56.
38. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум. – 1-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 406 с.
39. Фомина А.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Трибуна ученого. – 2021. – № 3. – С. 225 – 231.
40. Федоров А.В. Формирование профессиональной идентичности бакалавров социальной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Федоров А.В. – Калининград, 2018. – 18 с.
41. Халанская О.Э. К вопросу о критериях сформированности профессионального самоопределения учащихся основной школы // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2019. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 1250 – 1254.
42. Холопова Е.А., Котова С.С. Модель педагогического сопровождения формирования профессионально-педагогической идентичности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 162–168.
43. Хамукова Б.Х., Хапачева С.М., Духу Н.Ю. Особенности профессионального самоопределения подростков // Polish Journal of Science. – 2020. – № 33 – 2(33). – С. 47 – 49.
44. Чекалева Н. В., Алексеева Т. Ю. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021 № 3 (32). С. 159–162.
45. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54–60.
46. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2019. № 1. 19–26 с.
47. Цыренкова В.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – №470. – С. 203–209.
48. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность психологов в период вузовской подготовки // Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты. М., 2019. С. 113–119.
49. Шершень, А. В. Девиантное отклоняющееся поведение: соотношение понятий // Научный поиск курсантов: сборник материалов вузовской научно-практической конференции, посвященной Году науки. 2017. – С. 63–64.
50. Юсупова Б.С. Понятие и сущность профессионального самоопределения // Молодой ученый. – 2019. – №21 (259). – С. 315 – 317.