Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что, несмотря на то, что существует утвержденная программа обучения младших школьников с умственной отсталостью, в последние годы стирается важная грань в организации педагогических подходов к работе с детьми с разными степенями данного отклонения, что приводит к отсутствию эффективности коррекционной деятельности именно для младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, поскольку существующие методы для них слишком просты.
Поэтому для такого контингента должно быть разработано специальное программно-методическое обеспечение, в частности, в направлении развития объема внимания.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на коррекционных занятиях достаточно активно рассматривается в специальной литературе. Можно отметить работы таких ученых как Б.И. Айзенберг, Е.В. Воронкова, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, О.О. Гонина, Ю.С. Петрянина, Г.М. Дульнев, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич и др. Однако отсутствует должное количество современных исследований, направленных на анализ эффективности организации коррекционных занятий в этом направлении, что говорит об актуальности, теоретической и практической значимости данного исследования.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на коррекционных занятиях.
Объект исследования – объем внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – развитие объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на коррекционных занятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Привести психолого-педагогическую характеристику младших школьников с умственной отсталостью.
2. Определить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Рассмотреть методы коррекции объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
4. Изучить особенности и выявить уровень развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
5. Раскрыть программно-методические аспекты коррекционной работы по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, исторический, хронологический, тестирование, наблюдение, эксперимент, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на коррекционных занятиях. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом особенностей, выявлением уровня развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, а также раскрытием программно-методических аспектов коррекционной работы по развитию объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе, «Научно-теоретические основы развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости объема внимания, на коррекционных занятиях», приводится психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью, определяются особенности объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, а также рассматриваются методы коррекции объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Во второй главе, «Организация, содержание и результаты эмпирического исследования», описывается общая организация исследования, изучаются особенности и выявляется уровень развития объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, а также раскрываются программно-методические аспекты коррекционной работы по развитию объема внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Глава 1 Научно-теоретические основы развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости объема внимания на коррекционных занятиях
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
В настоящее время под интеллектуальным недоразвитием понимается группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Рассматривая проблему формирования навыков общения у младших школьников с умственной отсталостью, О.В. Защиринская обращает свое внимание, прежде всего, на детей с легкой степенью умственной отсталости, так как значительное снижение интеллекта, грубые нарушения познавательной деятельности и речи у детей с умеренной и тяжелой степенями выраженности умственной отсталости не позволяют говорить о полноценном развитии коммуникации. Дети с легкой степенью ИН составляют основную массу учащихся специальных школ VIII вида [Защиринская 2012].
М.С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении: неосложненную, с преобладанием процессов возбуждения или торможения, со снижением функций анализаторов, с психопатоподобным поведением, с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга. Каждая из форм обладает целым рядом специфических признаков, обусловленных структурой дефекта, но также обнаруживаются и общие особенности, которые и служат основанием для их объединения в определенную категорию детей с отклоняющимся развитием и, следовательно, для обучения в специальной школе VIII вида. К таким общим особенностям можно отнести существенные отклонения в развитии у детей всех высших психических функций, личностной сферы [Певзнер 1959].
Е.С. Иванов и Д.Н. Исаев указывают на то, что протекание и развитие различных психических процессов зависят от содержания, структуры, мотивов, целей и средств осуществления деятельности. Своеобразие личности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлено тем, что в процессе аномального развития у них формируется качественно своеобразное строение деятельности. То, что нормально развивающиеся дети усваивают в дошкольном возрасте, учащиеся с недостатками умственного развития получают позднее и только в процессе специального обучения [Иванов, Исаев 2005].
Так, нарушение внимания – важного компонента деятельности – является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Исследования С.В. Лиепиня показывают, что у младших школьников с умственной отсталостью доминирующим является непроизвольное внимание, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, у которых на первый план выступает произвольное.
По мнению В.И. Лубовского, общий уровень развития внимания у учащихся коррекционных школ VIII вида низок. Это проявляется в том, что дети не замечают существенных элементов изображений, не улавливают то, что им сообщает учитель, неточно понимают задание, ошибаются при выполнении однотипной работы; при этом ошибки носят нестабильный характер, что указывает именно на недостаточность внимания, а не на незнание или неумение [Лубовский 1989].
Такие особенности детей с интеллектуальным недоразвитием М.С. Певзнер связывает с патологической инертностью нервных процессов, т.е. с нарушением их подвижности, баланса между процессами возбуждения и торможения [Певзнер 1959].
Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский и И.М. Соловьев указывают, что память этих детей отличается замедленностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения и эпизодической забывчивостью. У учеников с интеллектуальным недоразвитием страдает как логическая, так и механическая память, их объем; продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания. В качестве отличительных особенностей воспроизведения материала можно назвать недостаточность полноты, точности, последовательности [Шиф, Лубовский, Соловьев 1965].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школе / Б.И. Айзенберг. – М.: Просвещение, 2016. – 201 с.
2. Аксенова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова / Под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
3. Архипова, Е.И. Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития / Е.И. Архипова // Молодой ученый. – 2023. – № 16 (463). – С. 295–297.
4. Валеева, Л.М. Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями интеллекта через дидактические игры с коррекционной направленностью с использованием ИКТ / Л.М. Валеева // Вестник Марийского государственного университета. – 2011. – № 7. – С. 172–175.
5. Виноградова, А.Д., Липецкая, Е.И., Матасов, Ю.Т. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
6. Воронкова, Е.В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е.В. Воронкова // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 12. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97322 (дата обращения: 02.03.2025).
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. ― 1136 с.
8. Гаврилушкина, О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина. – М.: Педагогика, 1998. – 300 с.
9. Гальперин, П.Я., Кабльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Издательство МГУ, 2014. – 101 с.
10. Гонина, О.О., Петрянина, Ю.С. Зависимость объема внимания младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии от содержания предъявляемой информации в процессе обучения / О.О. Гонина, Ю.С. Петрянина // Вестник экспериментального образования. – 2020. – № 3 (24). – С. 30–37.
11. Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания: Учебник. 3-е изд., испр. / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Флинта, 2012. – 376 с.
12. Дульнев, Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения / Г.М. Дульнев // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. ― М.: Педагогика, 1971. – С. 3–10.
13. Забрамная, С.Д., Костенкова, Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: В. Секачёв, 2001. – 80 с.
14. Защиринская, О.В. Теоретические проблемы дизонтогенеза в изучении умственной отсталости / О.В. Защиринская // Вестник СПбГУ. Сер. 12. – 2012. – Вып. 4. – С. 93–100.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
16. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – М.: Фокус, 1998. – 198 с.
17. Иванов, Е.С., Исаев, Д.Н. Клинические аспекты умственной отсталости // «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2005. – 230 с.
18. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2013. – 391 с.
19. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для студ. высших. учебных заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
20. Коваль, В.А., Абдулганиев, М.Р. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью / В.А. Коваль, М.Р. Абдулганиев // Инновационная наука. – 2021. – № 7. – С. 109–111.
21. Лиепиня, С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С.В. Лиепиня // Дефектология. – 1977. – № 5. – С. 20–25.
22. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
23. Майрамукаева, В.С., Лагунова, В.И. Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение / В.С. Майрамукаева, В.И. Лагунова // Молодой ученый. – 2022. – № 46 (441). – С. 53–54.
24. Матасова, Д.С., Малов, А.Г., Деева, Е.В. Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Д.С. Матасова, А.Г. Малов, Е.В. Деева // Специальное образование. – 2019. – № 4 (56). – С. 156–170.
25. Матвеева, М.А. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания / М.А. Матвеева // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 54–65.
26. Моргачева, Е.Н. Хрестоматия. Умственная отсталость. Клинико-психологическое изучение школьников с нарушениями интеллекта / Е.Н. Моргачева. – М.: РГГУ, 2008. – 420 с.
27. Морозова, Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в образовательных учреждениях / Н.Г. Морозова // Коррекционно-воспитательная работа в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1990. – С. 149–160.
28. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
29. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1959. – 486 с.
30. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Сфера, 1998. – 290 с.
31. Полушкина, И.В., Воробьева, Ю.С., Гордица, А.О., Деева, М.А. Особенности внимания у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности / И.В. Полушкина, Ю.С. Воробьева, А.О. Гордица и М.А. Деева // Материалы научной конференции «Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире». – 2025. – URL: https://apni.ru/article/11107-osobennosti-vnimaniya-u-detej-s-lyogkoj-stepenyu-intellektualnoj-nedostatochnosti (дата обращения: 02.03.2025).
32. Рождественская, Д.А. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Д.А. Рождественская // Молодой ученый. – 2019. – № 29 (267). – С. 142–144.
33. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1986. – 430 с.
34. Рязанова, Н.А., Лобанова, А.В. Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества / Н.А. Рязанова, А.В. Лобанова // Academy. – 2018. – С. 93–95.
35. Слободняк, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие / Н.П. Слободняк. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 256 с.
36. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов / И.М. Соловьев. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с.
37. Тиганов, А.С. Патология психического развития / А.С. Тиганов. – СПб.: Питер, 2008. – 413 с.
38. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси: Издательство Академии наук Грузинской ССР, 1961. – 210 с.
39. Уромова, С.Е., Чеснокова, Л.С. Сравнительное исследование свойств произвольного внимания у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью / С.Е. Уромова, Л.С. Чеснокова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7 (ч. 4). – С. 711–715.
40. Усеинова, Э.С., Ибрагимова, А.Р. Диагностика внимания у младших школьников с умственной отсталостью / Э.С. Усеинова, А.Р. Ибрагимова // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2019. – № 12 (39) – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/09December2019/DIAGNOSTIKA%20VNIMANIYa%20U%20MLADShIH%20ShKOLNIKOV%20S%20UMSTVENNOY%20OTSTALOSTYu.pdf (дата обращения: 02.03.2025).
41. Чупина, В.В., Калинина, О.В. Коррекция внимания у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью посредством нейрогимнастики / В.В. Чупина, О.В. Калинина // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2024. – № 11 (80). Т. 4. – 1038–1042.
42. Шабан, П.И. Формирование устойчивости и концентрации внимания учащихся начальных классов специальных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью / П.И. Шабан // Вестник ТГУ. – 2008. – Вып. 12 (68). – С. 151–154.
43. Шиф, Ж.И., Лубовский, В.И., Соловьев, И.М. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский, И.М. Соловьев. – М.: Просвещение, 1965. – 342 с.