- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Индивидуальная консультативная работа с созависимым клиентом
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Индивидуальная консультативная работа с созависимым клиентом "?70 страниц
37 источников
Добавлена 06.08.2025 Опубликовано: studservis
16650 ₽
33300 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СОЗАВИСИМЫМ КЛИЕНТОМ 6
1.1. Проблема созависимости в современной психологии 6
1.2. Особенности индивидуального психологического консультирования 20
1.3. Особенности психологического консультирования 24
при созависимости клиента 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СОЗАВИСИМЫМ КЛИЕНТОМ 34
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 34
2.2. Результаты обработки полученных эмпирических данных, 36
анализ и интерпретация результатов проведенного исследования 36
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Фрагмент для ознакомления 2
В медицине созависимость понимается как прогрессирующее заболевание и может применяться исключительно в частных случаях. В психологическом направлении дела обстоят иначе: в созависимости может страдать не только личность клиента, но и психика всех членов его семьи. Именно поэтому данная проблема нашла свой отклик не только в обществе, но и в кругу теоретиков и практиков психологии.
Проблема изучения созависимости на данном этапе идёт на ровне с изучением аддиктивного поведения. Данный факт связан с тем, что впоследствии невротического расстройства какого-либо члена семьи возникают психологические проблемы у всей его семьи, что подтверждено многочисленными исследованиями.
На сегодняшний же день психологи – практики, в работе с клиентами, рассматривают проблему созависимости с точки зрения факторов, повлиявших на её формирование. Именно данными фактами обусловлена актуальность темы настоящего исследования, которая направлена на комплексное изучение особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами.
На сегодняшний день внимание психологов обращено на изучение и профилактику созависимости. При этом имеется нехватка глубоких и научно обоснованных исследований, посвящённых вопросам особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами. Это затрудняет подбор подходящих методов и приемов для профилактики и коррекции созависимости при работе с клиентами.
Исследование особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами, способствует повышению индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами уровня информированности о данном явлении, минимизации факторов риска, что обусловило актуальность и выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель работы: изучение особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами.
Объект исследования: феномен созависимого поведения.
Предмет исследования: формы, методы и технологии работы с созависимыми клиентами в процессе психологического консультирования.
Гипотеза исследования: клиенты при созависимости имеют такие характерные особенности, как неадекватная самооценка (заниженная), зависимость от внешних оценок, а эмоциональную сферу женщин при созависимости характеризует высокий уровень тревожности. При этом, психическое состояние при созависимости может угрожать здоровью и нуждается в коррекции.
Для достижения цели исследования нами были поставлены задачи:
1. Обобщить исследования по проблеме созависимости в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть созависимость как психологический феномен.
3. Проанализировать особенности психологического сопровождения созависимых клиентов.
4. Изложить организацию и методы исследования созависимого поведения.
5. Провести исследование созависимого поведения клиентов.
6. Разработать программу психологического сопровождения созависимых клиентов.
7. Разработать научно рекомендации по психологическому сопровождению созависимых клиентов.
8. Обобщить результаты исследования
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- формирующий эксперимент;
- методы математической статистики для осуществления качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1. Шкала созависимости Б. Уайнхолда;
2. Шкала локуса контроля Дж. Роттера;
3. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина.
Теоретическую основу исследования созависимости как психологического явления составили работы таких авторов, как М. Битти, Н.В. Дмитриева, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко и других.
Практическая значимость исследования: представленные результаты исследования могут служить основой для психологических консультаций при работе с созависимыми клиентами. Полученные данные будут полезны психологов–практиков, психологических консультантов, психотерапевтов. Студенты могут использовать данный материал при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов и курсовых работ.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе психологической студии «Амдир». Выборку исследования составили клиенты психологической студии в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования созависимости и особенностей индивидуального консультирования в современной психологии.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование созависимости. Также представлены рекомендации использования индивидуального консультирования для пациентов с созависимостью.
Работа иллюстрирована восьмью таблицами, девятью рисунками.
Библиографический список включает в себя 37 научных источников.
Созависимость относится к видам нехимических аддикций. Феномен созависимости является до сих пор не до конца изученным и активно обсуждаемым в научной среде. Несмотря на некоторое количество проведенных в этой области исследований в США, в России любовной аддикции в отличие от других поведенческих аддикций уделяется не так много внимания.
Созависимость может быть как самостоятельной проблемой, так и сочетаться с целым спектром психических расстройств, например с различными химическими аддикциями, о чем будет подробнее сказано далее [18].
Важным и сложным является разграничение патологической любви и любви условно нормативной. Основная проблема заключается, во-первых, в том, что сильные любовные переживания, даже приводящие к дезорганизации жизни влюбленного, воспринимаются в обществе как нечто нормальное и не считающееся патологическим. Во вторых, поскольку созависимость не имеет четкого таксона в МКБ-10 и МКБ-11 (хотя И. Н. Хмарук и Ю. С. Степанова относят ее к F63.8 — другие расстройства привычек и влечений [30, с. 320]), диагностировать ее наличие и провести разделение с нормативным состоянием сильной влюбленности оказывается еще сложнее. Также это влияет на возможность получения качественной терапевтической помощи. В США наряду с группами, работающими по 12-шаговой программе для больных алкогольной и наркотической зависимостями, существуют также группы анонимных любовных аддиктов (SLAA Group). В России появление подобных групп для людей с поведенческими аддикциями проходит этап становления и пока не является столь распространенным.
Различие между незрелой (патологической) любовью и зрелой (нормативной) было проведено Сассманом (Sussman). Он предполагает, что только незрелую любовь можно считать формой зависимости [34, с. 12]. Незрелая любовь не способствует взаимному развитию в рамках партнерства или повышению самооценки и благополучия обоих людей, состоящих в отношениях. Напротив, она характеризуется властными играми, собственническими мыслями и поведением, навязчивой озабоченностью верностью партнера, тенденциями «цепляния», неуверенностью и тревогой. Любовники чувствуют себя отчаянными и одинокими, когда не находятся в отношениях, продолжают попытки завязать романтические отношения с объектом любви еще долго после того, как отношения распались и немедленно заменяют прерванные отношения, несмотря на такие заявления, как «Я никогда больше не полюблю» [34, с. 11].
Большая часть авторов объединяет любовную и сексуальную аддикции в группу эротических аддикций. А. Ю. Егоров отмечает, что их отличает фиксация зависимости на другом человеке, а также ряд общих черт, среди которых: непрекращающийся поиск сексуального партнера или новых романтических отношений, сложности с пребыванием в одиночестве вплоть до невозможности проводить время наедине с собой, выбор жестоких партнеров, сложности с выходом из дисфункциональных отношений и возвращение к прежним нездоровым отношениям, сосредоточенность на сексуальных или романтических отношениях в ущерб другим сферам жизни (карьере, друзьям, семье) и другие [6, с. 67].
С. Пибоди описывает симптомы или характерные черты созависимости, среди них выделяются следующие [35, с. 48]:
- влюбленность с первого взгляда (“love at first sight”): одержимость объектом аддикции происходит с первого знакомства;
- чрезмерное фантазирование (“excessive fantasizing”): может проявляться на каждом из этапов аддикции; в начале знакомства оно включает нереалистичные фантазии об объекте аддикции и о том, какими будут отношения; впоследствии фантазии включают руминации на тему того, какими были отношения с элементами идеализации;
- преувеличенные страхи в отношениях (“exaggerated fears in relationships”): множество страхов имеют в основном фабулу отвержения и будущего одиночества;
- аномальная ревность (“abnormal jealousy”).
Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева, опираясь на работы Меллоди, отмечают также следующие признаки созависимости [12, с. 380]:
1. Объектом созависимости является человек, которому любовный аддикт уделяет чрезмерное количество внимания и времени. Мысли об объекте аддикции преобладают в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс имеет навязчивый характер, сочетается с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.
2. Аддикт стремится создать симбиотическую связь с любовным объектом. Создание подобных отношений и поиск любовного объекта становятся смыслом его жизни, поскольку процесс этого поиска помогает ему отвлечься от эмоционально непереносимых переживаний, переполняющих его психическую реальность.
3. Аддикт одержим переживаниями нереальных ожиданий в отношении другого человека, и некритически относится к своему состоянию.
4. Любовный аддикт не интересуется любыми сторонами жизни вне аддиктивных отношений. Это включает его отношения с родителями, друзьями и даже детьми.
5. Любовный аддикт одержим на сознательном уровне страхом покинутости и готов идти на что угодно, лишь бы его не испытывать.
6. На подсознательном уровне у любовного аддикта можно выявить страх интимности (интимофобию), который заключается в страхе устанавливать по-настоящему близкие и эмоционально глубокие отношения с другими людьми. По этой причине он склонен избегать «здоровой» близости.
Меллоди, а также Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева, развивают в своих работах концепцию о том, что созависимость возникает между двумя аддиктами, которые находятся в соаддиктивных (созависимых) отношениях [22, с. 49; 12, с. 382]. Чаще всего любовные аддикты вступают в отношения, которые характеризуются крайней напряженностью и конфликтностью, с так называемыми аддиктами избегания.
Стоит отметить, что это не единственная модель отношений, которая может существовать в рамках созависимости. Например, описаны также типы соаддиктивных отношений, участниками которых выступают два любовных аддикта или два аддикта избегания, однако эти формы встречаются значительно реже.
Любовные аддикты и аддикты избегания также характеризуются страхом покинутости и интимности. Однако локализация этих страхов различна. У любовных аддиктов на сознательном уровне преобладает страх покинутости и отвержения, а на подсознательном — страх интимности (подлинной близости), который толкает их на поиск и создание отношений исключительно с тем человеком, который изначально не способен к честному и доверительному партнерству (в этом качестве выступает аддикт избегания). Аддикт избегания же, напротив, на сознательном уровне испытывает страх интимности, что обусловливает характер устанавливаемых им дистантных отношений. На подсознательном уровне его пугает быть покинутым и отвергнутым, поэтому он выбирает в качестве партнера любовного аддикта, который кажется ему более безопасным, также аддикт избегания стремится вновь и вновь к восстановлению связи с любовным аддиктом, но удержании комфортной для него дистанции.
Что касается классификации созависимости, то одну из них приводит Пибоди [25, с. 58]. Она обозначает следующие типы:
- навязчивые любовные аддикты (не готовы расстаться с объектом аддикции, даже если последний вовлечен в аддиктивное поведение на стороне, эмоционально отрешен и эгоцентричен);
- созависимые любовные аддикты (соответствуют профилю созависимой личности; стараются удержать объект аддикции любыми способами, демонстрируют заботу по отношению к партнеру, надеясь завоевать его доверие и стать незаменимыми, чтобы их не покинули)
- аддикты отношений (не испытывают теплых чувств к партнеру, однако, боясь оказаться в одиночестве, не покидают его; склонны обвинять партнера в том, что он не позволяет им уйти)
- нарциссические любовные аддикты (проявляют безразличие, холодность по отношению к партнеру, используют приемы дистанцирования; однако в ситуациях, когда отношения с объектом аддикции находятся под угрозой, склонны прибегать к любым способам, в том числе насильственным, чтобы его удержать)
- амбивалентные любовные аддикты (делятся в свою очередь на несколько подкатегорий): ○ несущие факел (проявляют интерес к недоступным объектам; одержимые нереалистичными фантазиями, могут страдать от так называемой безответной любви, преследуя объект аддикции)
- саботажники (склонны уходить из отношений в тот момент, когда нарастает страх близости: после первого свидания, первого сексуального контакта и т.д.);
- обольстительные аскеты (похожи на саботажников, однако они склонны возобновлять отношения, которые вызвали у них чувство опасности)
- романтические аддикты (испытывают любовную аддикцию к нескольким партнерам; необходимо дифференцировать с сексуальной аддикцией).
Сделать выводы о распространенности созависимости довольно сложно, поскольку широкомасштабных исследований на эту тему недостаточно и все они носят локальный характер. Так, по оценкам некоторых ученых, распространенность созависимости составляет 5—10% населения США [26, с. 4]. В другом масштабном исследовании [22, с. 5] предполагается, что 3% взрослых в США являются любовными аддиктами, а 3% — секс-зависимыми.
Фактические данные о том, что созависимость больше распространена среди женщин, носят крайне неоднозначный характер. Так, не удалось доказать, что гендер является предиктором степени, в которой переживается страстная любовь [24, с. 40]. Более того, тот факт, что проблемы тревожно-амбивалентной привязанности одинаково распространены у обоих полов, может указывать и на такую же картину в распространенности любовной зависимости. С другой стороны, в начале отношений мужчины с относительно большей вероятностью могут испытывать страстную любовь в отношении женщины, чем наоборот.
Тем не менее, существуют другие работы, которые указывают на то, что в ходе отношений женщины могут испытывать большую связь между любовью и желанием, чем мужчины. Похоже, существует более тесная взаимосвязь между созависимостью и сталкингом среди женщин по сравнению с мужчинами. Возможно, гендерные различия влияют не на большую распространенность любовной аддикции среди одного из полов, а на то, как она проявляется [24, с. 41].
Исследование личностных особенностей лиц с созависимостью носит локальный характер. Это объясняется, в частности, тем, что понимание созависимости как формы болезни с конкретными диагностическими критериями вызывает споры. Согласно исследованию, которое проводилось среди людей, страдающих от патологической любви, к их психологическим особенностям можно отнести более высокий уровень импульсивности, повышенный уровень по шкале самотрансцедентности (осознание себя частью мироздания, идентификация с широким окружением) и склонность к поддержанию неудовлетворяющих романтических отношений [30, с. 270].
Также было обнаружено, что страстная патологическая любовь связана с относительно более высокой тревожностью среди молодых подростков, а также с чувством относительно большего контроля со стороны других. В отечественном исследовании среди женщин со склонностью к любовной аддикции в возрасте от 22 23 до 50 лет было обнаружено, что для этой группы характерен высокий уровень тревожности, ригидности, депрессивности, а также сниженная самооценка [10, с. 50].
Данных о коморбидности любовной аддикции с различными психическими расстройствами довольно мало. В одном из исследований среди 40 женщин-сталкеров, 45% из которых занимались преследованием объекта аддикции в попытке добиться большей близости, у 30% были обнаружены бредовые расстройства, у 50% были обнаружены расстройства личности (в первую очередь зависимое, пограничное и нарциссическое) и у 7,5 % были обнаружены расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ [34, с. 43].
Сассман указывает, что несмотря на то что в этой сфере проведено недостаточное количество исследований, есть повод предполагать связь любовной аддикции с такими расстройствами личности, как пограничное и нарциссическое [33, с. 43].
Что касается причин появления созависимости, существует несколько точек зрения на эту проблему. Созависимость может возникнуть из-за нарушений в нейробиологических процессах, социальном развитии, а также под влиянием средств массовой информации или других культурных событий [13, с. 44].
По одной из версий, фиксация на нейробиологических процессах, происходящих на «ранней фазе» отношений, и определяет любовную зависимость. При возникновении романтической любви и привязанности наблюдается активация дорсальной части передней поясной извилины, хвостатого ядра и медиальной островковой доли. Также были выявлены повышенный уровень мезолимбического дофамина и норадреналина (связанный с восторгом, энергией, мотивированным поведением), эндогенных опиоидов (связанный с удовольствием), снижение уровня серотонина (связанное с навязчивым мышлением) и повышенный уровень нейропептидов, таких как окситоцин (связанный с привязанностью и удовольствием. Такая активация особенно наблюдается в начале отношений.
Созависимость может быть вызвана не только нейробиологическими факторами, но и опытом развития — формированием социальных привязанностей в детстве. Так, в ходе тестирования на 374 студентов колледжа на признаки созависимости было обнаружено, что субъекты с надежной привязанностью сообщили о доверительных семейных отношениях и стабильных любовных отношениях. Респонденты с избегающим типом привязанности сообщали о разлуке в детстве и недоверии к людям, низкой интенсивности и меньшем количестве любовных переживаний. Лица с тревожно-амбивалентным (“anxious-ambivalent”) типом привязанности отличались от двух других групп. Они сообщили о стремлении к отношениям и зависимости от них. Однако любовные отношения среди этой группы были наименее стабильными. Более того, субъекты с тревожно-амбивалентным типом привязанности были довольно склонны идеализировать романтических партнеров и проявлять в любовных отношениях навязчивую озабоченность, эмоциональную зависимость, идеализацию, а также испытывали чрезмерную потребность во внимании возлюбленного. Возможно, причиной, по которой у них наиболее точно выявлялись признаки созависимости, стали двусмысленные ответы на их потребности со стороны родителей или лиц, осуществлявших уход и заботу в раннем возрасте.
Если созависимость имеет тенденцию возникать из-за нарушений в привязанности, которые появляются на ранних этапах жизни субъекта, то связанное с ней проблемное поведение можно наблюдать как в подростковом возрасте, так и на протяжении всей взрослой жизни. Средства массовой информации могут оказать влияние на развитие любовной зависимости. Например, в подростковой поп-музыке любовь ассоциируется с эмоциональными переживаниями, тоской по любимому человеку, эмоциональным подъемом, фантазиями, идеализацией, навязчивым мышлением и крайней зависимостью от объекта любви.
Существует множество каналов средств массовой информации, которые могут транслировать и поощрять признаки созависимости: любовные романы, поздравительные открытки, фильмы, телевизионные программы, музыка и различные онлайн-каналы [6, с. 7]. Компьютерные чаты, например, позволяют установить интенсивное интимное общение, которое часто не включает различные визуальные сигналы и облегчает фантазирование о повседневной жизни других участников, что может приводить к появлению любви без личного контакта.
Хотя существование дисфункциональных любовных отношений хорошо известно, а термин «созависимость» появился в 1970-х годах, эмпирические исследования на эту тему все еще ограничены. Возможно, самой большой проблемой является отсутствие четкого определения конструкции любовной аддикции и отсутствие психометрических инструментов для оценки ее симптомов.
Созависимость – это состояние, которое приводит к развитию у человека нездоровой и навязчивой фиксации на любовном интересе.
Это может заставить некоторых людей действовать странным и иррациональным образом в ущерб себе и людям, которых они любят.
Кому-то, пристрастившемуся к любви, также будет сложно создавать и поддерживать здоровые отношения. Хотя это чаще встречается в романтических отношениях, любовная зависимость может возникать и в других формах отношений. Это может произойти в дружеских отношениях и в отношениях с детьми, родителями или даже незнакомыми людьми. Люди с такой зависимостью часто имеют нереалистичные стандарты и ожидания от любви. Когда они не выполняются, это только усугубляет их состояние.
Любовная аддикция у разных людей выглядит немного по-разному. Наиболее часто идентифицируемым симптомом любовной аддикции является нездоровая фиксация на партнере, которая заставляет выполнять навязчивые действия, такие как слишком частые звонки или даже преследование.
Созависимость часто проявляется следующими способами:
1. Чувство потерянности или оторванности от жизни, когда у вас нет партнера
2. Ощущение чрезмерной зависимости от партнера
3. Приоритет отношениям с определённым партнёром над любыми другими личными отношениями жизни, вплоть до полного пренебрежения остальными сферами жизни.
4. Становление депрессивным и одержимым любовным интересом, когда романтические авансы не отвечают взаимностью
5. Чувство уныния, когда нет романтического партнера или нет отношений
6. Трудность выхода из токсичных отношений
7. Принятие неверных решений из-за эмоций, которые человек испытывает по отношению к своему партнеру или любовному интересу (например, увольнение с работы или разрыв связей с семьей)
8. Навязчивые мысли о партнере или любовном интересе настолько сильны, что это разрушает жизнь.
Есть много других симптомов созависимости, которые могут не быть описаны выше. Это связано с тем, что симптомы заболевания разнообразны и разнообразны, и люди выражают эмоции уникально. То, как человек предпочитает выражать свои чувства, отразится на его симптомах.
Симптомы любовной аддикции также различаются по степени тяжести. В то время как некоторые признаки, такие как частые звонки, могут показаться безобидными, другие, такие как преследование любовного интереса или ограничение того, с кем они взаимодействуют, более вредны.
В медицинских кругах и сообществах было несколько дебатов о том, следует ли классифицировать это состояние как фактическое состояние психического здоровья. Это делает идентификацию состояния намного сложнее, чем другие установленные состояния психического здоровья.
В 2019 году некоторые исследователи разработали систему, помогающую созависимость, под названием «Инвентаризация созависимости». Перечень включает в себя ряд вопросов, которые могут быть использованы для оценки диагноза созависимости.
Необходимо провести гораздо больше исследований, чтобы понять созависимость и легко определить, что вызывает или провоцирует это состояние. Некоторые существующие исследования указывают на различные факторы, такие как травма и генетика, которые являются триггерами для развития любовной зависимости.
Исследования также показывают связь между чувством эйфории, которое испытывает человек, когда влюблен, и чувством удовольствия, которое может испытывать человек, зависимый от таких веществ, как кокаин или алкоголь.
Исследователи провели параллели между тем, как может действовать влюбленный человек и человек, зависимый от вещества. Люди в обеих группах могут испытывать эмоциональную зависимость, тягу, перепады настроения, навязчивые идеи, навязчивые идеи и потерю самоконтроля. Когда человек влюблен, его мозг выделяет химические вещества, которые заставляют его чувствовать себя хорошо, например, дофамин. Те же закономерности наблюдаются при злоупотреблении психоактивными веществами и наркомании.
Другие распространенные триггеры созависимости включают:
- Решение проблем отказа в вашем прошлом
- Низкая самооценка
- Переживание эмоционального или сексуального насилия в прошлом
- Переживание травматических отношений
Переживание детской травмы.
Новаторская работа по любовной зависимости была впервые изложена в книге Пила и Бродского «Любовь и зависимость» (1975). В книге описывается любовная зависимость как состояние, возникающее, когда люди становятся зависимыми в отношениях с теми, с кем они наиболее тесно связаны.
Пил и Бродский утверждали, что процесс привыкания к любовным отношениям такой же, как когда человек становится зависимым от наркотиков.
Последующие исследования показали, что любовная зависимость разделяет многочисленные аспекты и особенности других поведенческих или наркотических зависимостей (Fisher 2014; Peele et al. 1992; Sussman 2010, Wolfe 2000).
Хотя в настоящее время любовная аддикция еще не включена в психиатрическую нозологию, в литературе по психическому здоровью растет признание поведенческих зависимостей, о чем свидетельствует постепенное включение некоторых поведенческих зависимостей (например, расстройства азартных игр, игрового расстройства) в самые последние издания диагностических руководств, таких как «Диагностическое и Статистическое руководство по психическим расстройствам и Международной классификации болезней» (Гриффитс и др., 2016).
Всесторонний обзор, проведенный по различным зависимостям, оценил распространенность любовной аддикции среди взрослого населения в целом от 3 до 6%, при этом в исследованиях сообщалось о совершенно разных процентах распространенности (от 3% до 26%).).
Основной проблемой при оценке распространенности любовной аддикции было определение конструкции, используемой исследователями. Многие исследователи часто использовали различные конструкции в качестве прокси для любовной зависимости (например, озабоченность любовью, неуверенность в любви, подчиненные отношения), которые, хотя, по общему признанию, похожи, эти конструкции конкретно не представляют любовную зависимость. Следовательно, отсутствуют проверенные вопросники для оценки симптомов любовной аддикции.
Что касается конструкции созависимости, одной экономной моделью для описания характеристик любовной зависимости является компонентная модель зависимости. Эта модель утверждает, что для отнесения к категории подлинной поведенческой зависимости любовная зависимость будет включать шесть основных измерений: значимость (т. е. любовь к человеку является самой важной частью жизни человека, и все чувства, мысли и поведение ориентированы на человека, в которого они влюблены);терпимость (например, необходимость проводить все больше времени и / или больше времени, думая о человеке, в которого они влюблены); изменение настроения (например, быть с человеком и / или думать о человеке, в которого они влюблены, как способ справиться с эмоциональным расстройством); рецидив (т. е. трудности с остановкой или сокращением времени, проведенного с любимым человеком и / или с мыслями о нем); абстиненция (т.е. физические и / или психологические симптомы абстиненции, когда они не вместе с любимым человеком, такие как разочарование, раздражительность, беспокойство, тошнота и спазмы желудка); и конфликт (т. е. их поглощающая любовь к кому-то мешает всем другим видам жизнедеятельности, таким как их профессия / образование, дружба с другими людьми, отсутствие досуга и хобби и т. д.).
Хотя компонентная модель зависимости хорошо проверена и широко признана в международной литературе по поведенческой зависимости, она не применялась в области аффективной зависимости (такой как любовная зависимость). Хотя было разработано несколько шкал для оценки любовной зависимости, в настоящее время они устарели и / или не имеют прочной теоретической основы. Например, шкала любовной зависимости (LAS) была разработана Хантером и др. (1981), которая впоследствии была заменена Шкалой страстной любви (PLS) Хэтфилдом и Шпрехером (1986).
Совсем недавно Фини и Ноллер разработали неназванную шкалу из 12 пунктов, включающую две дополнительные шкалы: зависимость от партнера и несбывшиеся надежды. Однако ни одна из этих шкал не используется широко, и они оценивают зависимость от идеальной любви, а не от любовной зависимости.
В Интернете доступны другие популистские шкалы, которые оценивают симптомы созависимости, такие как тест на любовную зависимость (Gaba 2018), самооценка любовной зависимости (Falango 2012) и 40 вопросов анонимных наркоманов секса и любви (Augustine Fellowship 1985).). Однако, несмотря на простоту использования, эти шкалы не были опубликованы в рецензируемых журналах, не содержат информации о психометрических характеристиках, и в них нет теоретических обоснований или конструкций.
Лечение созависимости может быть сложным. Это связано с тем, что это не общепризнанное состояние психического здоровья, и его диагностика и лечение обычно проводятся по усмотрению вашего врача или терапевта. К любовной зависимости можно подходить так же, как и к другим формам зависимости. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы определить, насколько эффективной может быть психотерапия для лечения любовной зависимости.
Поскольку любовная аддикция не является признанной формой психического расстройства, в настоящее время не существует лекарств, обычно используемых для ее лечения. Однако, если это сочетается с другими расстройствами, такими как тревога или депрессия, ваш врач может назначить лекарства для лечения симптомов сопутствующего заболевания.
Некоторые исследования также показывают, что врачи могут назначать антидепрессанты и стабилизаторы настроения, чтобы помочь человеку, живущему с расстройством, справиться с симптомами навязчивости и импульсивности в определенных случаях любовной зависимости.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Арт-терапия. Хрестоматия. Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Питер, 2001 – 320 с
3. Базисное руководство по психотерапии [Электронный ресурс] вокабула.рф/базовое-руководство-по-психотерапии/арт-терапия
4. Баер, У. Творческая терапия – терапия творчеством / У. Баер. – М.: Класс, 2015. – 552 с.
5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - № 2. - С. 113-123.
6. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // В.А. Бодров / Психические состояния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С.135-157.
7. Бурно, М. Терапия творческим самовыражением / М. Бурно. — М.: Медицина, 1989. — 304 с.)
8. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию / И. В. Вачков. – М.: Интермедиатор, 2017. – 206 с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Издательство Московского университета, 1984, 46 с.
10. Иванникова, Н.А. Сопровождение как одна из основных технологий работы в условиях кризисного центра для женщин // Социальные и культурные практики в современном российском обществе. Материалы научно-методического форума. 2018. С. 62
11. Иоффе, Е.В. Виды запросов клиенток кризисного центра для женщин, пострадавших от насилия // Семья и дети в современном мире. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. Санкт-Петербург, 2018. С. 396-403.
12. Калашникова, С.А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий / С.А. Калашникова // Гуманитарный вектор. - 2011. -№ 2 (26). - С. 185-189.
13. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе — Речь, 2007. — 336 с
14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с. 86
15. Копытин, А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
16. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб., 2002. – 368 с.
17. Красильникова, М.Ю. Уровень самоактуализации личности у женщин в условиях кризисного центра // Академический журнал Западной Сибири. 2015. Т. 11. № 5 (60). С. 88.
18. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. — 464 с:
19. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс. / Р.С.Лазарус; под ред. Л.Леви: Пер. с англ. – Л.,1970. – С.178-180.
20. Лебедева, Л. Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии / Лебедева Л. Д. // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1(2). — С. 132−136.
21. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
22. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65
23. Леонтьев Д.А. (Ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
24. Лысенко С.В. Современные представления о позитивных ресурсах личности, обеспечивающих преодоление трудных жизненных ситуаций / С.В.Лысенко // Вестник тамбовского университета. Серия: 87 гуманитарные науки Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина (Тамбов). – No12 (128). – 2013. – С. 265 – 271.
25. Маленов А. А. Ресурсы личности и их реализация в пространстве психологического образования [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/resursy-lichnosti-i-ikh-realizatsiya-vprostranstve-psikhologicheskogo-obrazovaniya
26. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. – СПб.: Питер 2008
27. Марков В.Н. Ресурсный подход к психодиагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 5-10.
28. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой / Я. Л. Морено. — М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2001. – 206 с.
29. Назлоян, Г. М. Маскотерапия. Методика и техника/ Г. М. Назлоян. – М.: 2005. – 247 с.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
31. Практикум по психологии здоровья под редакцией Г. С. Никифорова. СПб: Питер, 2005, 130с.
32. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. [Электронный ресурс] Alien Art Studio, 1997. http:// www.ipk.alien.ru/copyright.html
33. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997. [Электронный ресурс] https://www.koob.ru/rubinshtein/
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия, психокоррекционные группы: теория и практика, М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998, с.165- 174
36. Саблина, Н.А. Кризисные центры как форма социальной работы, способствующая устойчивому развитию общества // STUDIUM I. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и соискателей. Печатается по решению редакционно-издательского Совета Иркутского государственного университета. 2000. С. 157-160.
37. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Элтон-2. 2013. – 160 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней