Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование детской лжи в процессе личностного и морального развития ребёнка младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем психологии. Осознанное принятие ребёнком младшего школьного возраста морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношения ко лжи играют важную роль в формировании личности ребёнка, выработке его поведения и отношения с окружающими.
Несмотря на междисциплинарный характер исследования лжи, детская ложь является психолого – педагогическим предметом изучения. Проблема данного феномена заключается в том, что даже педагоги – психологи практики не всегда могут найти подход к работе с ребёнком, который лжёт. Даже после проведения соответствующих диагностик причину выявить удаётся далеко не всегда.
Все перечисленные факты подтверждают актуальность и проблемность настоящего исследования, которые заключаются в комплексном изучении психологических истоков детской лжи.
Цель исследования заключается в разработке научно – методических рекомендаций родителям и педагогам по вопросу предотвращения детской лжи.
Задачи исследования:
изучить понятие детской лжи в отечественной и зарубежное психолого-педагогической литературе;
охарактеризовать виды, признаки и особенности детской лжи;
рассмотреть детскую ложь как социально – психологический феномен;
изложить методы психолого-педагогической диагностики детской лжи;
разработать научно – методические рекомендации родителям и педагогам по вопросу предотвращения детской лжи.
Объект исследования – детская ложь, предмет исследования – особенности психологических истоков детской лжи.
Гипотеза исследования заключается в научном предположении о том, что комплекс мер научно – методического характера, способен предотвратить детскую ложь или минимизировать её проявления в детско-родительских отношениях.
Степень изученности темы. Тема исторических истоков детской лжи нашла своё широкое отражение в трудах исследователей в области педагогики, психологии, культурологии, социологии. В связи с этим, анализ изученности темы распределён нами по следующим направлениям:
теоретико – методологические основы изучения детской лжи как психолого-педагогического и философского феномена (представители: М. А. Актанаева, С. А. Боровиков, Ж. Г. Гаранина, А. Г. Есипова, А. А. Козлова, и др.);
работа педагога-психолога по исследованию и профилактике детской лжи (представители: С. В Багирова, В. Н. Белкина, К. С. Гордеев, И. Н. Иванова, Д. М. Лоенко, и др.).
Методы исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация. Практические методы: наблюдение, внутренний и внешний анализ психолого-педагогической документации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОКОВ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
1.1 Понятие детской лжи в отечественной и зарубежное психолого-педагогической литературе
Информационные условия современной жизни делают ложь неотъемлемой частью и условием существования. Она может прослеживаться во всех сферах общественных отношений, при этом не всегда её целью являются отрицательные последствия.
Понятие детской лжи нашло своё отражение в трудах большого количества учёных в области психолого-педагогических исследований. Углубляясь в исторический контекст вопроса, нельзя не сказать о научной позиции Гегеля и Платона, которые считали, что ложь – это необходимость, без которой нельзя прожить. Августин, Аврелий и Кант, наоборот считали, что ложь – это исключительно моральный грех[ Гаранина Ж. Г. Проблема детской лжи в психологии / Ж. Г. Гаранина, Т. И. Лашманова // СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 28 февраля 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 29. ].
В XX веке ложь исследовалась в междисциплинарных подходах, с точки зрений разных наук. Авторами исследовалась мотивация детской лжи и обман, как два ключевых фактора проявления качества [ Детская ложь причины и решение проблемы / К. С. Гордеев, Е. Л. Ермолаева, А. А. Жидков [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – № 10(90). – С. 25.].
В толковом словаре В.И. Даля даются следующие определения: «лгать –врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине. Ложь – тo, что солгано, слoва, речи, неприятные истине»[ Там же].
С. И. Ожегов даёт достаточно простое определение детской лжи, которое заключается в определении процесса «врать – значит, говорить неправду»[ Конькова О. В. Социально-психологические истоки формирования детской лжи / О. В. Конькова // Психологическая служба. – 2003. – № 4(5). – С. 37.
].
Фрагмент для ознакомления
3
1)Актанаева, М. А. Детская ложь: причины, способы коррекции / М. А. Актанаева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 10-4(66). – С. 153-155.
2)Багирова, С. В. Работа психолога с детской ложью / С. В. Багирова // Молодой ученый. – 2017. – № 14-1(148). – С. 9-11.
3)Белкина, В. Н. Детская психология : Учебное пособие / В. Н. Белкина. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.
4)Богданова, Е. В. Подросток и семья: опыт исследования отношения подростков к семье / Е. В. Богданова // Школа ответственного родительства : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 03–06 октября 2019 года / Под общей редакцией А.А. Панфилова. – Владимир: Издательско-полиграфическая компания "Транзит-ИКС", 2019. – С. 14-18.
5)Боровиков, С. А. Возрастные особенности детской лжи / С. А. Боровиков // Территория науки. – 2007. – № 1. – С. 118-122.
6)Брюхова, Е. И. Особенности детской лжи: взгляд из Японии / Е. И. Брюхова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2023. – Т. 9, № 2. – С. 90-97.
7)Веракса, Н. Е. Детская психология : Учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 446 с.
8)Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология" ; "Педагогика и методика дошкольного образования" / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса ; Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Академия, 2008.
9)Гаранина, Ж. Г. Проблема детской лжи в психологии / Ж. Г. Гаранина, Т. И. Лашманова // СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 28 февраля 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 29-31.
10)Детская ложь причины и решение проблемы / К. С. Гордеев, Е. Л. Ермолаева, А. А. Жидков [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – № 10(90). – С. 25 – 28.
11)Дронова, Е. И. Особенности "Я-концепции" подростков из разных типов семей / Е. И. Дронова // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Абакан, 19–21 ноября 2020 года / Отв. редакторы М.Я. Добря, О.Е. Ефимова. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2020. – С. 139-140.
12)Есипова, А. Г. причины детской лжи / А. Г. Есипова, Л. В. Андреева // РОЛЬ науки и образования в МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 19 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 158-160.
13)Зонина, Д. М. Конфликт в семье и отрицание подростком здорового образа жизни / Д. М. Зонина // Молодой ученый. – 2022. – № S30-1(425-1). – С. 29-30.
14)Зотик, Ю. Д. Профилактика лживого поведения у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью / Ю. Д. Зотик, Е. Ю. Темникова // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 1. – С. 105-114.
15)Иванова, И. Н. Детская клиническая психология : учебное пособие / И. Н. Иванова ; И. Н. Иванова ; Российская Федерация, М-во образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Тюменский гос. ун-т. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. – 258 с.
16)Козлова, А. А. Психолого-педагогические исследования детской лжи / А. А. Козлова, Т. А. Куликова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы II межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 14–15 апреля 2015 года / Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. – Москва: ООО "НИЦ АРТ", 2015. – С. 343-346.
17)Конькова, О. В. Социально-психологические истоки формирования детской лжи / О. В. Конькова // Психологическая служба. – 2003. – № 4(5). – С. 37-40.
18)Кравченко, М. А. Сказка как метод профилактики лжи у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Кравченко, Е. Ю. Темникова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-2. – С. 150-155.
19)Лоенко, Д. М. Психология понимания вранья. Детская ложь / Д. М. Лоенко // Тезисы докладов XXXXI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа : Материалы конференции, Краснодар, 01 декабря 2013 года – 01 2014 года. Том 2. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2014. – С. 92 – 99.
20)Матинова, Е. В. Практические рекомендации по профилактике детской лжи / Е. В. Матинова // Образование России и актуальные вопросы современной науки : Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 22–23 мая 2023 года / Под научной редакцией П.А. Гагаева, Е.П. Белозерцева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 313-316.
21)Митрошина, Я. И. Специфические особенности детской лжи / Я. И. Митрошина, Н. И. Исмаилова // ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ науки и ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21 апреля 2018 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. – С. 217-218.
22)Никитинская, Л. В. основные причины детской лжи / Л. В. Никитинская // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2019. – № 11. – С. 157-163.
23)Оганесова, Н. Л. Психологическое значение детской лжи в дошкольном возрасте / Н. Л. Оганесова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2021. – № 3(21). – С. 320-325.
24)Орлова, Л. В. Пути преодоления лжи в детском возрасте / Л. В. Орлова // Аллея науки. – 2018. – Т. 3, № 3(19). – С. 316-321.
25)Першина, К. В. Причины и психология детской лжи / К. В. Першина // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 1-4(59). – С. 338-342.
26)Птичкина, Е. Л. Семья и подросток: внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков : учеб. пособие / Е. Л. Птичкина ; Птичкина Е. Л. ; Камчатский гос. ун-т. – Петропавловск-Камчатский : изд-во Камчатского гос. ун-та, 2006. – 103 с.
27)Савенков, А. И. Феномен детской лжи в педагогической теории и воспитательной практике / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 6. – С. 16-24.
28)Смирнова, Е. О. Детская психология : Учебник / Е. О. Смирнова. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 278 с.
29)Смирнов, Д. В. Проблема лжи и ее коррекции в детском возрасте / Д. В. Смирнов // Психология обучения. – 2010. – № 2. – С. 104-113.
30)Тилипалова, В. А. Конфликтное поведение в межличностных отношениях «подросток – семья» / В. А. Тилипалова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 апреля 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 43-46.
31)Толкачева, Л. А. Социально-педагогические проблемы воспитания подростков в современной семье / Л. А. Толкачева, А. А. Черемисина // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 4(7). – С. 104-106.
32)Ухарская, Я. В. Причины и профилактика лживого поведения дошкольников / Я. В. Ухарская // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 4. – С. 123-129.
33)Фатиенко, А. Э. Проблема детской лжи / А. Э. Фатиенко // Ratio et Natura. – 2023. – № 2(8).
34)Хазова, С. А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей / С. А. Хазова, О. А. Мосина, О. А. Ус // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 415-419.
35)Шабалина, Е. И. Взаимосвязь манипулятивности подростков с субъективными и объективными характеристиками их родителей / Е. И. Шабалина, А. А. Вихман // Ярмарка научно-практических инициатив студентов "ЯНПИС" : материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 20–21 мая 2016 года / Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2016. – С. 104-107.
36)Шарапов, А. В. Причины детской лжи / А. В. Шарапов // Директор школы. – 2020. – № 8(251). – С. 84-91.
37)Швацкий, А. Ю. Об особенностях проявления детской лжи / А. Ю. Швацкий // Современные проблемы науки и образования : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 23 августа 2023 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2023. – С. 106-109.
38)Шевырева, Е. Г. Анализ социально-психологических истоков детской лжи / Е. Г. Шевырева, О. М. Мякушко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – № 6. – С. 196-199.
39)Шефер, А. М. Причины детской лжи / А. М. Шефер // Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук – 2023 : Материалы конференции, Владивосток, 26–28 апреля 2023 года. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 357-361.
40)Юркевич, В. С. Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход / В. С. Юркевич, И. В. Емельянова // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 1. – С. 114-124.