Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогический аспект современности характеризуется значительным сдвигом в сторону интеграции передовых технологических инструментов в образовательный процесс, который является одновременно ответом и катализатором развивающихся образовательных парадигм. В этом контексте технопарк «Кванториум», названный в честь Д. И. Менделеева и расположенный на территории парка им. Менделеева и расположенный в рамках ФГБОУ ВО «НГПУ», выступает в качестве ключевого объекта в переформулировании традиционных образовательных подходов. Научная проблема, которую призвано решить данное исследование, связана с недостаточным использованием учебно-методических тренажеров в обучении физике, несмотря на их потенциальную возможность повысить эффективность и интерактивность учебного процесса.
Актуальность данного исследования подчеркивается насущной необходимостью соединить теоретические концепции физики с практическим применением, тем самым повышая вовлеченность и понимание учащихся. Данное исследование затрагивает проблемное поле, связанное с оптимизацией использования сложного оборудования технопарка «Кванториум», и предполагает не только изучение эффективных педагогических стратегий, но и разработку индивидуальных методических рекомендаций, предназначенных для преподавателей физики. Эти рекомендации призваны способствовать эффективному внедрению тренажеров в практические занятия, повышая тем самым общее качество образовательного результата.
Исследование распространяется на последствия интеграции таких технологий в структурированную образовательную среду: как они влияют на результаты обучения, мотивацию студентов и сам педагогический процесс? Операционные возможности симуляторов (от базовых демонстраций до сложных задач по решению проблем) открывают богатый потенциал, который и призвано использовать данное исследование. Анализируя применение этих технологий в структурированной среде «Кванториума», исследование стремится определить оптимальные стратегии их использования, тем самым предоставляя педагогам практическую основу, объединяющую теоретические знания с реальным практическим опытом.
Фактически, исследование призвано создать канал между новыми педагогическими технологиями и традиционными методами обучения, обеспечивая полную реализацию потенциала таких инструментов в контексте современного образования в области физики. Ожидается, что полученные результаты внесут вклад не только в академический дискурс, но и в практические методики, используемые в кабинетах физики на всех уровнях образования, что станет значительным шагом на пути к более интерактивной и эффективной образовательной парадигме.
Объектом исследования является педагогический технопарк «Кванториум» им. Менделеева при ФГБОУ ВО «НГПУ», в частности, его оборудование и технологические ресурсы, предназначенные для обучения физике; параллельно рассматриваются методические подходы к использованию этих технологий при проведении практических занятий по физике, эффективно интегрирующих теоретические знания с практическим применением. Главной целью исследования, неразрывно связанной с его научными достоинствами, является разработка комплексных методических рекомендаций, которые помогут педагогам использовать возможности оборудования «Кванториума», повышая тем самым качество и эффективность образовательного процесса. Для достижения этой цели стратегически выстроены задачи: во-первых, проанализировать и осветить педагогические технологии, используемые в современных образовательных парадигмах, подчеркнув симбиотическую связь между интерактивной средой обучения и мотивацией учащихся; во-вторых, разработать и внедрить структурированную схему проведения практических уроков физики с использованием уникальных возможностей технопарка; в-третьих, тщательно разработать методическое пособие и сопутствующие методические рекомендации, которые станут ключевыми ресурсами для педагогов; и, наконец, оценить результативность и эффективность этих методик, предложив усовершенствования на основе эмпирических данных и обратной связи с педагогами-практиками. Такой тщательный подход позволяет создать надежную образовательную модель, которая не только соответствует современным педагогическим тенденциям, но и способствует глубокому пониманию учащимися основ физических наук.
Научная новизна данного исследования заключается в новаторской интеграции передовых педагогических технологий с традиционным обучением физике в рамках «Кванториума», представляющего эмпирически обоснованную методологию, выходящую за рамки традиционных дидактических парадигм. В исследовании утверждается, что целенаправленное применение современного оборудования «Кванториума» на структурированных практических занятиях может значительно повысить уровень понимания и запоминания сложных физических концепций среди учащихся. Предполагая, что такая интеграция приведет к значительному улучшению образовательных результатов, исследование тщательно изучает преобразующий потенциал методологических инноваций, способствуя не только академическим знаниям, но и когнитивной ловкости и аналитическому чутью начинающих физиков. Развернув серию педагогически обоснованных экспериментальных вмешательств, исследование стремится эмпирически подтвердить свою гипотезу, тем самым внося новую педагогическую модель в академический дискурс, связанный с образованием в области физики. Это начинание, подкрепленное строгим методологическим анализом и инновационными аналитическими методами, направлено на перекалибровку образовательных стратегий в технологически обогащенной среде, потенциально революционизируя педагогический аспект.
Методологическая основа данного исследования прочно опирается на множество научных источников, которые описывают эффективную интеграцию технологических достижений в процесс обучения физике. Основная идея заключается в том, что использование сложных учебно-методических симуляторов, как это характерно для «Кванториума», способствует значительному повышению педагогической эффективности и вовлеченности учащихся. Р. Абдурахман и др. ученые подчеркивают растущую роль современных образовательных технологий, раскрывая их преобразующий потенциал в сфере физико-биологического образования («Перспективы использования современных образовательных технологий на уроках физики и биологии», Международный педагогический журнал, 2023, https://doi.org/10.37547/ijp/volume03issue04-10).
Вдобавок И. Ферраса, А. Микелин, М. Басняк и С. Сильва формулируют критическую теорию технологий, предлагая парадигмальный сдвиг в сторону критического отношения к технологиям в образовательной среде («BIOE и преподавание физики: выводы из критической теории технологий», Международный журнал инновационного образования и исследований, 2021, https://doi.org/10.31686/IJIER.VOL9.ISS6.3158). Эта точка зрения синергетически согласуется с рассуждениями А. Давиденко о ключевой роли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в повышении эффективности образовательного процесса по физике, что еще более обосновывает предпосылки данного исследования («Роль информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе по физике», Acta et commentationes: Științe ale Educației, 2022, https://doi.org/10.36120/2587-3636.v26i4.17-27).
Дальнейшее разъяснение дает Ю. Чжан, который рассматривает применение технологии компьютерного программного моделирования в преподавании физики, выступая за более интегративный и иммерсивный подход к экспериментальному обучению физике («Application of Computer Software Simulation Technology in Physics Experiment Teaching», 2021 4th International Conference on Information Systems and Computer Aided Education, 2021, https://doi.org/10.1145/3482632.3483197). Эмпирические данные, представленные Й. Булбулом, М. Айсулу и А. Аружаном, подчеркивают критическое значение ИКТ на уроках физики, определяя их роль в создании благоприятной учебной среды, которая одновременно является увлекательной и познавательной («Информационные и коммуникационные технологии на уроках физики», Международный журнал науки, техники и менеджмента, 2022, https://doi.org/10.36647/ijsem/09.04.a002).
Аналогично, в исследовании Дж. Патеро, посвященном интеграции технологий в преподавание физики и математики, предлагается педагогическая основа, которую можно адаптировать для улучшения образовательного опыта в «Кванториуме» («Integrating Technology in Physics and Math Instruction: Педагогический подход», International Journal of Advanced Research in Science, Communication and Technology, 2023, https://doi.org/10.48175/ijarsct-12371). Коллективные выводы из этих научных работ формируют целостную методологическую базу, которая не только поддерживает, но и стимулирует разработку методических рекомендаций, направленных на оптимизацию использования учебных тренажеров в обучении физике, тем самым закладывая фундамент для научного поиска в рамках данного исследования.
Если бы предложенная методологическая основа была неэффективной, можно было бы предположить, что эмпирические результаты будут резко контрастировать с теоретическими предсказаниями, однако строгое использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования свидетельствует об обратном. Исследование, основанное на синтезе теоретического обоснования и эмпирической проверки, использует подход, основанный на двух методологиях, чтобы обеспечить надежность своих выводов. В теоретическом плане оно опирается на всесторонний обзор литературы, формируя тем самым прочный фундамент для последующих эмпирических исследований; такой подход гарантирует, что теоретические выводы не только умозрительны, но и обоснованы существующим научным дискурсом. Эмпирически в исследовании используются экспериментальные схемы и статистический анализ для проверки гипотез, вытекающих из теоретической основы.
Важно отметить, что использование конкретных примеров – если бы они выявили несоответствия – привело бы к переоценке теоретических моделей; однако наблюдаемая согласованность между теоретическими предположениями и эмпирическими данными подчеркивает эффективность интеграции технологических инструментов в процесс обучения физике. Опросы и интервью в условиях, когда результаты отклоняются от ожидаемых, позволили бы получить представление о потенциальных расхождениях между теоретическими предположениями и практическими результатами. Однако согласованность этих методик подтверждает первоначальные предположения.
Следовательно, слияние теоретического анализа и эмпирических методов сбора данных – от наблюдений до контролируемых экспериментов – усиливает достоверность и обоснованность результатов исследования. Такая интеграция не только обосновывает теоретические положения, но и обогащает образовательную практику данными, гарантируя инновационность и эффективность разрабатываемых педагогических стратегий.
Теоретическая значимость данного исследования, обусловленная инновационным синтезом педагогических методологий и передовых технологий, обеспечивает надежную основу для пересмотра образования в области физики; действительно, интеграция оборудования «Кванториум» в практические занятия по физике не только возрождает традиционные парадигмы преподавания, но и повышает когнитивную активность учащихся. Практические результаты – далеко идущие и глубокие – говорят о том, что внедрение таких технологически усовершенствованных образовательных практик может значительно повысить эффективность преподавания физики, что приведет к улучшению результатов обучения и углублению концептуального понимания.
С аналитической точки зрения, результаты исследования подчеркивают необходимость внедрения в учебные заведения более динамичных и интерактивных средств обучения; эти средства, зачастую недостаточно используемые, представляют собой важнейший актив в арсенале современного образования (отсюда и акцент на их применении в рамках «Кванториума»). Фактически, непосредственное применение этих результатов в классах различных уровней образования демонстрирует их адаптивность и масштабируемость, подтверждая их полезность в различных образовательных условиях. Теоретический дискурс, отличающийся академической строгостью и аналитической точностью, т.о., служит основой для практического применения, гарантируя, что разработанные методики не только теоретически обоснованы, но и прагматически жизнеспособны.
Преодолевая разрыв между теоретическими исследованиями и практическим применением, исследование вносит значительный вклад как в академические знания, так и в образовательную практику; такая двойная значимость гарантирует, что исследование носит не только академический характер, но и обладает осязаемой, реальной применимостью, являясь образцом для будущих инициатив, направленных на интеграцию технологий с традиционными методологиями обучения.
Глава 1. Теоретические основы использования учебно-методических тренажеров в педагогическом процессе
1.1. Педагогические технологии и их роль в современном образовательном процессе
В условиях развития образовательных технологий как никогда остро встает вопрос об интеграции передовых педагогических инструментов в преподавание таких сложных предметов, как физика. Действительно, использование учебно-методических симуляторов стало ключевым элементом педагогического процесса, способствующим как передаче, так и восприятию учебного контента. Современные педагогические технологии, особенно те, которые способствуют интерактивному и симуляционному обучению, произвели революцию в традиционных методологиях преподавания, создав более увлекательную и захватывающую среду обучения [Давиденко, 2022, с. 17-27].
Использование компьютерных программных технологий моделирования, как пояснил Й. Чжан, не только дополняет традиционное экспериментальное обучение физике, но и привносит в него уровень точности и воспроизводимости, ранее недостижимый в обычных аудиториях [Zhang, 2021, DOI]. Интеграция технологий моделирования позволяет эффективно преодолеть разрыв между теоретическими концепциями физики и их практическим применением, предлагая студентам практический опыт, который является одновременно поучительным и увлекательным [Patero, 2023, DOI].
Применение ИКТ на уроках физики значительно улучшило понимание и применение сложных физических теорий; это особенно заметно по тому, как эти технологии учитывают различные потребности и стили обучения, способствуя тем самым созданию более инклюзивной образовательной среды [Bulbul, 2022, DOI]. Способность этих технологических инструментов адаптироваться к различным педагогическим требованиям подчеркивает их универсальность и эффективность в повышении эффективности образовательного процесса, что соответствует более широким образовательным целям развития критического мышления и навыков решения проблем у студентов [Ferrasa, 2021, DOI].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Aleksandrovich, S., & Olegovich, B. Digital electronics in an educational experiment in physics. European science review, 2014.
2.Bulbul, Y., Aisulu, M., & Aruzhan, A. Information and Communication Technologies in Physics Lessons. International Journal of Science, Engineering and Management, 2022. https://doi.org/10.36647/ijsem/09.04.a002.
3.Daineko, Y., Dmitriyev, V., & Ipalakova, M. Using virtual laboratories in teaching natural sciences: An example of physics courses in university. Computer Applications in Engineering Education, 2017, 25. https://doi.org/10.1002/cae.21777.
4.Davidenko, A. The Role of Information and Communication Technologies in the Educational Process in Physics. Acta et commentationes: Științe ale Educației, 2022. https://doi.org/10.36120/2587-3636.v26i4.17-27.
5.Dron, J. Educational Technology: What It Is and How It Works. AI & SOCIETY, 2021. https://doi.org/10.1007/s00146-021-01195-z.
6.Economou, S., Rudolph, T., & Barnes, E. Teaching Quantum Information Science to High-School and Early Undergraduate Students. arXiv: Physics Education, 2020.
7.Esther, O. UNIVERSITY UNDERGRADUATE STUDENTS’ ASSESSMENT OF THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY TO PHYSICS EDUCATION. European Scientific Journal, ESJ, 2012, 8. https://doi.org/10.19044/ESJ.2012.V8N3P%P.
8.Ferrasa, I., Miquelin, A., Basniak, M., & Silva, S. BIOE and the Teaching of Physics: inferences from the Critical Theory of Technology. International Journal for Innovation Education and Research, 2021. https://doi.org/10.31686/IJIER.VOL9.ISS6.3158.
9.Foti, C., Anttila, D., Maniscalco, S., & Chiofalo, M. Quantum Physics Literacy Aimed at K12 and the General Public. Universe, 2021, 7, pp. 86. https://doi.org/10.3390/UNIVERSE7040086.
10.Gnitetskaya, T., & Ivanova, E. Modular Technology Education in Physics for Engineering Managers. Applied Mechanics and Materials, 2013, 411-414, pp. 2846 – 2849. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMM.411-414.2846.
11.Goncharenko, T., Yermakova-Cherchenko, N., & Anedchenko, Y. Experience in the Use of Mobile Technologies as a Physics Learning Method. 2020, pp. 1298-1313. https://doi.org/10.31812/123456789/4468.
12.Han, H., Resch, D., & Kovach, R. Educational Technology in Medical Education. Teaching and Learning in Medicine, 2013, 25, pp. S39 – S43. https://doi.org/10.1080/10401334.2013.842914.
13.Hookway, G., Mehdi, Q., Hartley, T., & Bassey, N. Learning physics through computer games. Proceedings of CGAMES'2013 USA, 2013, pp. 119-126. https://doi.org/10.1109/CGames.2013.6632617.
14.Huang, R., Spector, J., & Yang, J. Introduction to Educational Technology. Educational Technology, 2019. https://doi.org/10.1007/978-981-13-6643-7_1.
15.Kattayat, S., & Josey, S. Implementation of Digital Platform in Teaching Physics Concepts Applied to Engineering Education and Student's Performance: An Exploratory Study. 2018 Advances in Science and Engineering Technology International Conferences (ASET), 2018, pp. 1-5. https://doi.org/10.1109/ICASET.2018.8376938.
16.Liu, W., & Liang, R. The Application of Virtual Simulation Software in University Physics Teaching. Proceedings of the 3rd International Conference on Advances in Management Science and Engineering (IC-AMSE 2020), 2020. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200402.020.
17.M.U., B., D.R., I., & Abdurahman, R. Prospects for the Use of Modern Educational Technologies in the Lessons «Physics and Biology». International Journal of Pedagogics, 2023. https://doi.org/10.37547/ijp/volume03issue04-10.
18.Ma, Z. Application of Information-Based Education Technology to Physics Teaching in the Internet Era. Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1648. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1648/4/042016.
19.MacLeod, K. Physics Education and STSE: Perspectives From the Literature. European Journal of Physics Education, 2013, 4, pp. 1-12. https://doi.org/10.20308/EJPE.12247.
20.Navarro, L. TECHNOLOGY INTEGRATION USING OUTCOME BASED EDUCATION APPROACH IN TEACHING INTRODUCTORY PHYSICS. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 2017, 3, pp. 1102-1116. https://doi.org/10.20319/PIJSS.2017.32.11021116.
21.Panchuk, O., & Smorzhevsky, Y. Project Technology as a Means of Professional Competence Development of Future Teachers of Physics and Mathematics. Collection of Scientific Papers Kamianets-Podilsky Ivan Ohienko National University Pedagogical Series, 2022. https://doi.org/10.32626/2307-4507.2022-28.54-57.
22.Patero, J. Integrating Technology in Physics and Math Instruction: A Pedagogical Approach. International Journal of Advanced Research in Science, Communication and Technology, 2023. https://doi.org/10.48175/ijarsct-12371.
23.Paul, P., Dangwal, K., & Garg, A. Education Technology and Sophisticated Knowledge Delivery. Journal on Educational Technology, 2012, 2, pp. 169-176.
24.Pawera, L., Miléř, T., & Sladek, P. Physics Education in Historical Perspective and Future Trends. 2017, pp. 5639-5644. https://doi.org/10.21125/edulearn.2017.2285.
25.Polo-Mantuano, J., & Zapata, M. Active Methodologies for Physics Teaching Through Virtual Learning Environments. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68017-6_39.
26.Pospiech, G., & Schöne, M. Quantum Physics in Teacher Education. 2014, 145, pp. 407-416. https://doi.org/10.1007/978-3-319-00297-2_40.
27.Quezada-Espinoza, M., Campo, V., & Zavala, G. Technology and research-based strategies: Learning and alternative conceptions. 2015, pp. 271-274. https://doi.org/10.1119/PERC.2015.PR.063.
28.Rusinov, A., & Сергеевич, Р. Teaching Students the Equations of Mathematical Physics Using Educational Electronic Resources. RUDN Journal of Informatization in Education, 2021. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-188-196.
29.S., M., & C., H. Real-Time Augmented Reality Physics Simulator for Education. Applied Sciences, 2019. https://doi.org/10.3390/app9194019.
30.Sanders, N., Faesi, C., & Goodman, A. A New Approach to Developing Interactive Software Modules Through Graduate Education. Journal of Science Education and Technology, 2013, 23, pp. 431-440. https://doi.org/10.1007/s10956-013-9474-4.
31.Scanlon, E., & O'Shea, T. New Directions in Educational Technology. 2012. https://doi.org/10.1007/978-3-642-77750-9.
32.Seery, M., & McDonnell, C. The application of technology to enhance chemistry education. Chemistry Education Research and Practice, 2013, 14, pp. 227-228. https://doi.org/10.1039/C3RP90006A.
33.Shurygin, V., & Krasnova, L. Electronic Learning Courses as A Means to Activate Students’ Independent Work in Studying Physics. International journal of environmental and science education, 2016, 11, pp. 1743-1751.
34.Slotta, J. Technology for Science Education: Research. 2014. https://doi.org/10.1007/978-94-007-6165-0_523-1.
35.Sollapur, R., Eilenberger, F., Pertsch, T., & Setzpfandt, F. Experimental Elective in Quantum Science and Technologies for Master Level Course. 2023, pp. 127232T-127232T-3. https://doi.org/10.1117/12.2666727.
36.Stankova, E., Barmasov, A., Dyachenko, N., Bukina, M., Barmasova, A., & Yakovleva, T. The Use of Computer Technology as a Way to Increase Efficiency of Teaching Physics and Other Natural Sciences. 2016, pp. 581-594. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42089-9_41.
37.Tian-gang, W. Application of digital instruction in teaching university physics. College Physics, 2013.
38.Turekhanova, K., Akimkhanova, Z., & Gani, J. The Effectiveness of ICT in Teaching Physics. Recent Contributions to Physics, 2019. https://doi.org/10.26577/rcph-2019-i2-18.
39.Zhang, Y. Application of Computer Software Simulation Technology in Physics Experiment Teaching. 2021 4th International Conference on Information Systems and Computer Aided Education, 2021. https://doi.org/10.1145/3482632.3483197.
40.Zhicong, F. Application Exploration for Modern Teaching with Digitized Technology Introduced by Basic Physics Teaching. 2014, pp. 202-206. https://doi.org/10.2991/EMSS-14.2014.45.
41.Бабушкина, Л.В. Карта опережающего развития профессиональных предпочтений – инструмент повышения мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению. Вестник научных конференций, 2018, (12-2 (40)), с. 18-23.
42.Батышев, С.Я. Блочно модульное обучение. Монография. М.: Изд-во СГУПС, 1997.
43.Безрукова, В.С. Системообразующая функция педагогике в интеграции наук о человеке. Духовные проблемы формирования личности и профессиональной надежности авиационных специалистов. Кировоград, 1985, с. 13-15.
44.Боровых, В.П. Технология. 7–11 классы. Практико-ориентированные проекты. М.: Учитель, 2009. 230 с.
45.Быков, С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс. Д-ра психол наук. Казань, 2006. 296 с.
46.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2014. 301 с.
47.Григорьев, Д.В. Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности. 5–9 классы. М.: Учитель, 2016. 414 с.
48.Журавлева, А.П., & Болотина, Л.А. Начальное техническое моделирование. Москва: Огни, 2006. 548 с.
49.Капкова, Е.Е. Приоритеты проектирования цифрового школьного образования в современной социальной ситуации. Педагогика, психология, общество: перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020.
50.Ковтоногова, Е.В., & Ковтоногов, И.В. Технологические тренды цифровой экономики. Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019.
51.Мухамеметзянова, Г.В., и др. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании. Коллективная монография под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В. Мухамеметзяновой. Казань: Изд-во «Печать-сервис ХХI век», 2013. 365 с.
52.Мухаметзянова, Г.В. Проектно-целевой подход- императив формирования профессиональной компетентности. Высшее образование в России, 2008, (8), с. 104-110.
53.Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань: Изд-во СГУПС, 2013.
54.Мухаметзянова, Г.В., & Шайдуллина, А.Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. Казань: Изд-во «Идель-Пресс», 2011. 232 с.
55.Субочева, М.Л., Вахтомина, Е.А., & Максимкина, И.В. Моделирование профессиональных компетенций будущего учителя технологии. Школа и производство, 2019, (1), с. 55-61.
56.Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Ц752 Siberia’2023): материалы VII Междунар. науч. практ. конф. (Новосибирск, 20 апреля 2023 г.); Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2023. 367 с. [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/?fbclid=IwAR2RbOtDeOQZ9QfHm_Xa4HX6RKRedVYzguzO8WNGCQ2YhAAN8cQxNv1YiPI.