Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что производственный процесс представляет собой сложную систему и она все больше усложняются при увеличении масштабов предприятия. В России основу экономики составляет несколько крупных предприятий ресурсного сектора от деятельности которых зависит не только наполняемость бюджета, но и имидж государства в системе мировой экономики. Крупнейшей корпорацией России является группа компаний «Газпром».
Природный газ является самым востребованным сырьём в мире, добыча и потребление которого возросли до 70 % за последнее десятилетие. По прогнозам, до 2040 года спрос на газ может возрасти ещё на 40 %. Природный газ играет важную роль в экономике России, будучи одним из основных источников доходов и обеспечения энергетической безопасности страны. Экспорт газа приносит значительную часть валютных поступлений и укрепляет внешнеэкономические связи. Высокое внутреннее потребление газа способствует устойчивому развитию промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
На предприятиях нефтегазового сектора технологические процессы усложняются, происходят инновационные изменения, сокращается роль человеческого фактора, что приводит к унификации процедур контроля и регулирования, но, с учётом специфики отдельно взятых производств.
Цель работы – провести технико-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию контроля и регулирования процессов основного производства в ПАО «Газпром».
В соответствии с целью задачи работы сформулированы следующим образом:
– раскрыть понятие контроля и регулирования как функций управления;
– изучить направления контроля и регулирования производственных процессов;
– дать характеристику современным методам совершенствования контроля и регулирования производственных процессов;
– проанализировать систему контроля и регулирования производственных процессов в ПАО «Газпром» за 2021-2023 гг;
– разработать рекомендации по совершенствованию контроля и регулирования производственных процессов на предприятии;
– провести оценку эффективности предложений по совершенствованию контроля и регулирования производственных процессов.
Объект исследования – производственные процессы ПАО «Газпром».
Предмет исследования – контроль и регулирование производственных процессов ПАО «Газпром».
Для выполнения работы были использованы следующие методы: моделирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция, измерение, математический анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты контроля и регулирования производственных процессов, изучена методология и направления осуществления контроля. Во второй главе дана характеристика системы контроля и регулирования на примере ПАО «Газпром», выявлены недостатки в организации контроля на предприятии, а также предложены рекомендации по совершенствованию системы контроля и регулирования.
Глава 1. Теоретические аспекты контроля и регулирования производственных процессов
1.1 Понятие контроля и регулирования производственных процессов
Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми и процессами в организации. Также менеджмент – это область знаний о том, как осуществлять процессы управления. И, наконец, под менеджментом понимается категория специалистов, осуществляющих функцию управления.
Управление – это не единовременное действие, а сложный процесс, состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое действие является самостоятельным процессом и называется управленческой функцией. Каждая из функций также представляет собой процесс, состоящий из сложной цепи действий, связанных между собой, и очень важна для успешного ведения дел в организации.
Функциями менеджмента являются четыре взаимосвязанных процесса: планирование; организация; мотивация; контроль (или регулирование и контроль, контроль с целью регулирования).
Регулирование и контроль в системе менеджмента призвано устранять всякое отклонение от нормы и достигать такой деятельности системы, при которой все отклонения состояния системы менеджмента от заданного значения, нормы, выравниваются.
Производство – это деятельность, связанная с постоянным динамизмом процессов. Непрерывные изменения ситуации порождаются движением самой системы и возмущающими действиями внешней среды. Внутренние для системы изменения учитываются специфической формой регулирования и контроля – диспетчерской деятельностью. Воздействия же внешней среды проявляются в отношениях, в первую очередь, между предприятиями – между потребителем и поставщиком. Не являются редкостью нарушения обязательств по поставкам, например, и это очень осложняет контроль. Поэтому система менеджмента должна владеть различными приемами регулирования и контроля – устранение воздействия помех, выравнивание отклонений, компенсация возмущений – чтобы сохранение заданных параметров было обеспечено.
Контроль осуществляется на различных уровнях: государства, региона, отрасли или отдельно взятого предприятия. В соответствии с этим контроль можно разделить на внешний и внутренний. С позиции управленческой деятельности хозяйствующего субъекта первостепенным является именно внутренний контроль, который организован силами самого предприятия и в его интересах. Он не должен противоречить принципам внешнего (государственного, отраслевого) контроля и соответствовать нормам законодательства. При этом руководители промышленных предприятий свободны в выборе методов и средств контроля.
Производство представляет собой сложный динамический процесс, который не может существовать без эффективной системы управления [34, с.159]. Управление охватывает различные аспекты деятельности производственного предприятия, но, первостепенными в управленческом цикле являются именно процессы основного производства, так как управление всеми остальными элементами производственного предприятия как системы (кадры, финансы, информация и так далее) является обеспечивающим по отношению к основным производственным процессам.
Любой управленческий цикл начинается с планирования, далее производственные процессы требуют эффективной организации и мотивации его участников, и на всех этапах управленческого цикла осуществляется контроль и регулирование.
Таким образом, контроль и регулирование можно представить и как отдельную фазу управленческого цикла, когда они выступают в качестве завершающего или итогового контроля и как сопутствующие функции на всех этапах управленческого цикла. Например, на стадии планирования необходимы процедуры контроля, поскольку плановые показатели должны быть соизмеримы нормам, а установить это можно только с помощью контроля.
Следовательно, в современном производственном менеджменте ни одна из функций управления не существует в обособленном виде, и именно контроль необходим на всех стадиях управленческого процесса, особенно в выполнении регулирующих процедур по управлению основными производственными функциями.
В процессе организации производственных процессов контроль непрерывен, он встроен в систему организации производства и осуществляется автоматически на уровне регламентирования основной деятельности промышленного предприятия [18, с.62].
Необходимость контроля также обусловлена тем, что в процессе своей деятельности промышленное предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, образуются потоки ресурсов, кадров, финансов и информации. Контроль обеспечивает регулирование данных потоков в соответствии с потребностями промышленного предприятия и основной целью его деятельности – получения прибыли.
Но, на пути движения входящих и исходящих потоков периодически возникают так называемые «помехи», которые нарушают привычный ход производственного цикла. И для устранения данных помех и следует использовать процедуры контроля [32, с.52].
Контроль существует в любой экономической формации, как в плановой, так и в рыночной экономике. Но, если в административно-командной системе, которая долгие годы существовала в нашей стране, нормативы для проведения контрольных процедур руководители предприятий получали от вышестоящих структур в виде директив, то, на сегодняшний день, современные менеджеры высшего и среднего звена сами определяют перечень нормативов и контрольных процедур для регламентирования производственных процессов.
Такой подход является более универсальным и эволюционным, поскольку от эффективности деятельности каждого предприятия зависит общая эффективность отраслей и экономики в целом.
При этом сохранились отдельные отрасли и сферы деятельности, где директивный характер контроля сочетается с рыночным. Это, например, производства социально значимого и ли стратегического характера (оборонная промышленность). В данных отраслях сохранилось преобладание контроля, построенного по принципам административно-командной системы, так как предприятия оборонного комплекса производят продукцию, единственным потребителем которой является государство.
Руководители предприятий, которые производят продукцию для конкурентных рынков, заинтересованы в том, чтобы контроль, как функция управления обеспечивал повышение эффективности производства. При этом контрольные процедуры должны быть не только направлены на получение хозяйствующим субъектом максимальной прибыли, но и на соблюдение принципов социальной ответственности производства. То есть, должны быть учтены такие аспекты, как безопасность: безопасность труда, экологическая безопасность. Поэтому очень важными направлениями являются не только контроль производства и выпуска продукции, но и контроль условий труда и экологический контроль [8, с.17].
И сегодня в условиях конкуренции и наличия неопределенности и риска в рыночной среде хозяйствования актуализируются вопросы повышения эффективности контроля и организации, развития и интеграции действенной системы внутреннего контроля.
Таким образом, организация процесса контрольных действий может осуществляться через, функциональные связи регламентировано между структурно организованные выделенными подразделениями и в виде формы прямого контроля, являющейся функцией организованных специализированных структур (отделов, служб).
Первостепенным принципом в организации производственного контроля является его правовая регламентация. Следует отметить, что какого-либо специализированного нормативного акта по вопросам контроля производственных процессов не существует. Все те документы, которые приняты на государственном уровне в основном имеют рекомендательный характер и их существование направлено на то, чтобы предприятия в процессе своей деятельности смогли избежать санкций в результате неправильной организации производственных процессов. В основном нормативной акты приняты в области стандартизации процессов качества, и наиболее ярким примером являются стандарты серии ISO (ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 9004:2009, ISO 19011:2011. Это международные стандарты, в соответствии с которыми разрабатывались национальные стандарты в различных странах, в России, к примеру, это ГОСТ Р ИСО 140012007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Необходимость разработки таких стандартов обусловлена тем, что, продукция только тех предприятий, которые используют в производстве стандарты ISO, может быть представлена на внешнем рынке [19, с.104].
Большее значения для системы контроля и регулирования имеют локальные нормативные акты, которые регламентируют процедуры контроля на уровне хозяйствующего субъекта. Это, обычно «положение о процедурах контроля» или регламенты контроля. Их число зависит от размеров предприятия и номенклатуры его продукции. На мелкосерийных производствах достаточно одного локального нормативного аката по вопросам контроля, на крупных предприятиях со сложным ассортиментом контрольные регламенты обычно разрабатываются по номенклатурному принципу или по каждому из бизнес-процессов производства.
Логическим продолжением принципа правовой регламентации является принцип ответственности контроля, так как именно в локальных документах по контролю должен быть обозначен перечень лиц, которые принимают решения в области контроля, а также несут ответственность за организацию контроля и его результативность.
Принцип комплексности предполагает, что контролем должны быть охвачены все производственные процессы предприятия. Если на какой-то стадии производства или в процессе реализации какого-то бизнес-процесса процедуры контроля дают сбои, то будет разрушена вся цепь контроля на предприятии и итоговый контроль также будет неэффективен.
Оперативность предполагает своевременное осуществление самих контрольных процедур, а также формирование отчетной документации по процедурам контроля. Такая документация должна поступать по схеме бизнес-процесса оперативно и этому способствует применение автоматизированных систем контроля и цифровизация бизнес-процессов. Минимальное участие человека в контрольных процедурах сводит к минимуму вероятность возникновения ошибки в организации контрольных процедур.
Принцип постоянства означает регулярность проведения контроля. Периодичность осуществления контроля также устанавливается внутренним регламентом и за нарушение принципа регулярности лица, ответственные за проведение контроля, несут дисциплинарное наказание.
Также достаточно важным принципом организации контроля является принцип экономической целесообразности. Процедуры контроля достаточно затратны. Поэтому штата сотрудников, которые участвуют в проведении контроля должен быть оптимальным. И, опять-таки, достичь принципа экономической целесообразности позволяет использование различных программных средств контроля. Роботизация и использование искусственного интеллекта являются оптимальными способами достижения баланса результативности контроля и экономической целесообразности.
Существует несколько подходов к организации контроля на производстве.
Первостепенным является классификация контроля по отношению к предприятию: это деление контроля на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляется уполномоченными государственными структурами, внутренний – специальными контрольными подразделениями или отдельными лицами из числа сотрудников предприятия. Поэтому внутренний контроль чаще всего называют «внутрифирменным». Но такую формулировку нельзя считать совсем корректной, так как, к примеру, к крупному промышленному предприятию сложно применить слово «фирма».
Поэтому в данном случае более корректным было бы присвоение внутреннему контролю категории в зависимости от масштабов деятельности предприятия, и если речь идёт о крупном производстве, то лучше использовать формулировку «внутрихозяйственный контроль», так как крупное производство – это сложный хозяйственный комплекс, сочетающий в себе различные основные и вспомогательные бизнес-процессы.
Организация внутреннего контроля на промышленных предприятиях не только обязанность в силу действующего законодательства, но и эффективный инструмент управления материальными и финансовыми ресурсами на предварительной, текущей и последующей стадиях хозяйственной деятельности. Минимальный внутренний контроль есть на любом предприятии, но его объем и качество функционирования растут пропорционально количеству внедряемых управленческих инструментов. Конкретных регламентированных норм в части организации внутреннего контроля на промышленных предприятиях не существует.
Деление на стратегический и оперативный контроль зависит от целей его проведения.
Стратегический контроль необходим для того, чтобы определить, насколько текущее состояние производственных процессов соответствует стратегическим целям промышленного предприятия. По своей цели стратегический контроль относится к категории долгосрочного, так как стратегия формируется на несколько лет (в основном от 3-х до 5-ти лет).
По результатам стратегического контроля должно быть установлено, насколько текущее состояние производственной системы соответствует установленным ранее стратегическим целям. Следует отметить, что в условиях нестабильности внешней среды, эффективность выполнения стратегических установок достаточно низкая. Особенно это касается последних 5-ти лет, так как предприятия испытали на себе существенные потрясения, которые напрямую оказали влияние на их хозяйственную деятельность.
Поэтому стратегический контроль может существовать только в комплексе с оперативным контролем. В ходе оперативного контроля осуществляется корректировка стратегических норм в соответствии с адекватной оценкой изменения внешней среды, а также технического состояния самого предприятия, его финансовых и кадровых возможностей [20, с.335].
По времени осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.
Предварительный контроль тесно связан с другой управленческой функцией – планированием. Перед тем, как на предприятии составляется план на очередной период (месяц, квартал, год) производится оценка степени достижимости показателей предыдущих планов, то есть сравнение с установленными ранее контрольными нормативами. На данной стадии контроля необходимо выяснить, по каки причинам складываются отклонения от нормативов. После оценки данных причин и ранжирования степени их влияния производится корректировка нормативов для проведения контроля на очередной плановый период.
Текущий контроль производится непосредственно в процессе производства, а последующий контроль завершает все стадии контроля.
Разделения контроля функциональным областям осуществляется следующим образом: производств; финансы; кадры; сбыт и маркетинг и так далее. При организации данных видов контроля используются различные источники информации. В основном это отчеты основного производства, финансовая и управленческая отчетность.
Управленческая отчётность – это структурированная информация о хозяйственной деятельности, которая направлена на принятие управленческих решений руководством предприятия. Финансовая и управленческая отчётность является составным элементом управляющей подсистемы системы управления предприятием. Основное отличие двух указанных видов отчётности заключается в том, что первый вид регламентирован и её публикация является обязательной для заинтересованных пользователей. В случае же с управленческой отчетностью можно отметить, что она в основном используется внутренними пользователями. Однако, в последние годы произошли существенные изменения, так как содержание публикуемой отчётности дополняется показателями устойчивого развития: в области экологии и социальной ответственности.
В качестве вывода отметим, что управление производством – это процесс планирования, координации и контроля деятельности предприятия или организации с целью эффективного производства продукции или
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алешина С. В., Медведева О. С. Проблемы контроллинга на предприятиях нефтегазовой отрасли // Дневник науки. 2022. № 3(63). С.6–11.
2 Беликова И. П. Оценка и контроллинг персонала: учебное пособие. Ставрополь : АГРУС, 2021. 67 c.
3 Белошицкий А. В. К вопросу о месте контроллинга в нефтесервисе // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 5–2. С. 147–153.
4 Боргардт Е. А. цифровая трансформация функций контроллинга // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3(50). С. 5–14.
5 Борисов, Н. И. Эффективный контроллинг на промышленном предприятии // Менеджмент качества. 2022. № 4. С. 294–306.
6 Буренина Н. Б. Контроллинг : учебное пособие. Симферополь: Университет экономики и управления, 2021. 73 c.
7 Внедряем систему контроллинга на предприятии: инструменты, цели и задачи. URL.: https://www.profiz.ru/se/12_2021/plusy_controllinga/ (дата обращения: 24.05. 2024 г.)
8 Гончаров Н. А., Зотиков О.Н. Формирование системы контроллинга на предприятиях реального сектора экономики России // Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Вектор-2023) : Сборник материалов, Москва, 27 мая 2023 года / Министерство науки и высшего образования РФ. М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2023. С. 82–85.
9 Гусева Л. И. Контроллинг в обеспечении экономической безопасности организации // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 8(152). С. 125–134.
10 Дульцев Д. О. Роль контроллинга в повышении результативности деятельности компании // Экономика и социум. 2022. № 11–1(102). С. 505–508.
11 Зиязетдинова А. А., Альмухаметова Л. Р. Аналитическая концепция контроллинга // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4–1(86). С. 164–168.
12 Елфимова И. Ф., Щеглова Т. В. Контроллинг логистических процессов : учебное пособие. М. : Ай Пи Ар Медиа, 2021. 172 c.
13 Иванова В. Д. Анализ системы контроллинга в организации // Наука, образование и культура. 2023. № 4(38). С. 33–35.
14 Использование системы контроллинга на предприятии. URL.: https://assistentus.ru/upravlencheskij-uchet/kontrolling/ (дата обращения: 10.06. 2024 г.)
15 Каверина О. Д. Управленческий учёт : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 389 с.
16 Каракетова Х. А., Боташева Л. С. Задачи, функции и цели контроллинга на предприятии // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86–4. С. 87–89
17 Касимова З. Н. Внедрение системы контроллинга на предприятии // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 2. С. 169–172.
18 Касюк А. В., Касюк Е.А. К вопросу о формировании системы контроллинга на предприятиях //Вестник Омской государственной академии. 2023. № 135. С. 20–21.
19 Касюк Е. А. Система финансового контроллинга в холдинге: концептуальный подход // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. Т. 10. № 1. С. 49–54.
20 Кемайкин Н. К. Оценка текущего интереса ученых-исследователей контроллинга // Контроллинг. 2022. № 1(83). С. 18–27.
21 Козлова Е. В., Сорокина А. В. Служба контроллинга на предприятиях: практическое применение инструментов качества в финансовой сфере // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5–2(45). С. 447–451.
22 Козловская С. А., Сорокина Д. А. Контроллинг рисков на предприятии // Сфера услуг: инновации и качество. 2022. № 60. С. 59–68.
23 Контроллинг: теория и практика : учебник и практикум для вузов / С. В. Осипов [и др.] ; под общей редакцией С. В. Осипова. М.: Юрайт, 2023. 145 с.
24 Контроллинг на предприятии: инструменты, цели и задачи. URL.: https://blog.iteam.ru/kontrolling-na-predpriyatii-instrumenty-tseli-i-zadachi/ (дата обращения: 24.05. 2024 г.)
25 Левкин Г. Г., Куршакова Н. Б. Контроллинг логистических систем : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 167 с.
26 Липатова И. В., Савина Н. В., Плужникова Т. В. Сравнительный анализ подходов к определению сущности контроллинга // Учёт. Анализ. Аудит. 2022. Т. 9, № 3. С. 27–38.
27 Мамбетова Н. Контроллинг, как инструмент управления предприятием // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2022. № 3–2(38). С. 166–169.
28 Мандражи З. Р. Современные качественные показатели оценки эффективности системы контроллинга предприятия // Управленческий учёт. 2021. № 11–3. С. 69–696.
29 Миловидова С. Н., Иззука Т. Б. Роль контроллинга эффективности в системе управления бизнесом // Экономические науки. 2023.№ 218. С. 295–301.
30 Михайлова А. И. Контроллинг в системе управления на предприятии // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 51–4. С. 63–66.
31 Москалева В. А., Старченко Н. А. СVP-анализ как один из основных методов оперативного контроллинга // Актуальные вопросы учёта и управления в условиях информационной экономики. 2022. № 4. С. 550–555.
32 Мызникова Т. Н., Бажанова М. И., Белов М. В. Внедрение системы управленческого учёта и контроллинга на промышленном предприятии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т.14. № 2. С. 119–128.
33 Нечеухина Н. С., Мустафина О. В. Проблемные аспекты применения контроллинга в системе управления на предприятиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т.16. № 2. С. 82–89.
34 Орлов А. И. О современных интеллектуальных инструментах экономики и менеджмента // Экономическая наука современной России. 2022.№ 4(99). С. 30–38.
35 Павленков М. Н., Ульянычева Е. В. Ключевые факторы, влияющие на развитие предприятия. 2022. № 3(85). С. 54–63.
36 Пайор С. В. Роль контроллинга в системе управления промышленным предприятием // Управленческие науки в современном мире : Сборник докладов научной конференции, Москва, 07–09 ноября 2018 года. М.: Издательский дом «Реальная экономика», 2023. С. 419–423.
37 Пермовский А. А. Информационное обеспечение системы производственного контроллинга // Управленческий учёт. 2022.№ 10–2. С. 346–350.
38 Серебрякова Т. Ю. Внутренний контроль и контроллинг: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 238 с.
39 Скворцова Н. К., Филимонова Л.А., Сбитнев А.Е. Производственный аудит и контроллинг затрат в промышленности : учебное пособие. Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2022. 141 c.
40 Соколов А.Ю. Управленческий учёт и контроллинг результативности бизнеса: учебное пособие. Казань: Казан. ун-т, 2023. 153 с.
41 Трысячный, В. И. Особенности разработки и внедрения системы контроллинга // Modern Science. 2022. № 3-1. С. 71–74.
42 Управление затратами и контроллинг : учебное пособие для вузов / А. Н. Асаул, И. В. Дроздова, М. Г. Квициния, А. А. Петров. М. : Юрайт, 2022. 263 с.
43 Филько С. В. Анализ эволюции методологии контроллинга // Контроллинг. 2022. № 4(86).С.60–67.
44 Шляго Н. Н. Контроллинг. Теория и практика : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2022. 197 с.
45 Юсупова С. М. Контроллинг персонала : учебник. М. : Ай Пи Ар Медиа, 2022. 354 c.