Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе в разных его сферах встает проблема недостатка духовно-нравственного воспитания, как одна из наиболее существенных. Учитывая специфику такого социального явления как образование и его потенциальных возможностей, одним из актуальных способов решения обозначенной проблемы представляется повсеместное внедрение образовательных стандартов, которые основаны на духовной, нравственной опоре. В российском обществе такой опорой, бесспорно, является Русская Православная Церковь. На современном этапе развития общества, Русская Православная Церковь выступает хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей. В связи с этим, сегодня особо возрастает ее значение в реализации национальных программ модернизации общества Российской Федерации, в частности, в направлении развития образования . Сфера образования как социальное явление, представляется отражением особенностей времени и социального развития общества, влияния науки, культуры, экономики и политики. Глобализация, ускорение обмена информацией, воздействующие на современное образование в России (необходимость использования информационных технологий, требования по стандартизации, открытости и доступности), касаются в равной степени и деятельности образовательных учреждений Русской Православной Церкви. Принятый в 2012 г. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» использует понятие «религиозное образование», не определяя его. В связи с этим, приведение разнообразного опыта образовательной деятельности учреждений и организаций Русской Православной Церкви, которые уже имеются, в систему, а также определение специфики содержания непосредственно православного образования в современных условиях, остается актуальным.
Сфера внимания данного исследования, затрагивает аспекты преподавания физики в Русской православной церкви, как одного из предметов естественнонаучного цикла дисциплин. Открытия в физике XX и XXI века, привнесли огромное количество информации в различные области данной науки, привели к появлению новых идей и теорий, к созданию современной физики как науки. В целом, современное развитие науки характеризуется непрерывно возрастающим объемом знаний и необычайной абстрактностью и сложностью совершаемых открытий, вследствие чего, как отмечают исследователи , можно констатировать разрыв между современным уровнем научных знаний и содержанием образовательных программ школы, поскольку современная физика с большим трудом входит в учебные программы и стандарты общего среднего образования. В то же время в ФГОС среднего (полного) общего образования, при описании требований к предметным результатам освоения курса физики сказано, что необходимо обеспечить сформированность представлений обучаемых о роли и месте физики в современной научной картине мира, понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Особое значение это имеет для обучения в православном образовательном учреждении, ведь формирование мировоззрения христианина, которое, вероятно, реализуется в православном учебном заведении, требует особого подхода к преподаванию дисциплин естественнонаучного цикла и физики, в частности.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между потребностью в особом построении преподавания предмета «Физика» в православном образовательном учреждении на средней ступени, и фактическим отсутствием этих отличий в реальной практике преподавания в рамках сложившейся образовательной системы, что определяет актуальность и выбор темы данного исследования «Особенности процесса обучения физике на средней ступени образования для православных учреждений».
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какой должна быть методика формирования представлений учащихся православной школы о современной физике, чтобы реализовывался потенциал современной физики в обучении, воспитании и развитии обучаемых.
Объект исследования: процесс обучения физике в православной школе на средней ступени образования.
Предмет исследования: особенности процесса обучения физике на средней ступени образования для православных учреждений.
Цель исследования: изучение особенностей процесса обучения физике на средней ступени образования для православных учреждений.
Гипотеза исследования: процесс обучения физике на средней ступени образования для православных учреждений имеет свои особенности и будет эффективным при выполнении ряда условий:
1) учет православного компонента при построении и планировании обучения физике на средней ступени образования;
2) учет возрастных и личностных особенностей учащихся, реализация индивидуального подхода.
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику построения учебно-воспитательного процесса и социализации в православном образовательном учреждении;
- описать особенности процесса обучения физике на средней ступени образования;
- изучить православный компонент при обучении физике на средней ступени образования;
- определить концепцию/принципы построения процесса обучения физике на средней ступени образования православных учреждений;
- разработать занятие по теме «Механическая работа и мощность» как элемент процесса обучения физике на средней ступени образования Частной общеобразовательной православной классической гимназии г. Хвалынска во имя Святого мученика Александра Медема.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи концепций современного естествознания, сформулированные в работах Горбачева В.В., Голубевой О.Н., Дубнищевой Т.Я., Рузавина Г.Я., Суханова А.Д.; работы по истории, философии и методологии физики, в частности современной физики, Ильина В.А.; идеи педагогов и методистов о принципах отбора содержания и структурирования курса физики, о влиянии физической науки на формирование личности, представленные в работах Лернера И.Я., Зориной Л.Я., Ланиной И.Я., Мощанского В.В., Мултановского В.В., Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е., Шароновой Н.В. и др.
Разработки по методике преподавания в православном учебном заведении, обучению основам православной культуры и мировоззрения: Св. Андрей Мекрюков, Е.О.Момот, Л.А. Захарова, Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене, Л.Л.Шевченко, Л.В.Сурова, Е.Мороз и др.
Для решения поставленных задач применялись такие методы и виды деятельности, как теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, научной, и учебной литературы, сайтов сети Интернет; моделирование и проектирование деятельности учителя физики.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что они вносят вклад в теорию и методику обучения физике на средней ступени образования для православных учреждений за счет раскрытия содержания образовательного потенциала современной физики и особенностей обучения в православном учреждении, обоснования необходимости и возможности применения….
Практическая значимость результатов исследования определяется анализом теоретических материалов, на прикладном уровне – созданием методической разработки занятия по физике в православном учреждении. Данные исследования могут быть использованы студентами и учителями физики в православном учреждении.
Экспериментальная база исследования: Частная общеобразовательная православная классическая гимназии г. Хвалынска во имя Святого мученика Александра Медема.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОСЛАВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Специфика построения учебно-воспитательного процесса и социализации в православном образовательном учреждении
Перед началом раскрытия предмета исследования, обратимся к истории становления образовательной деятельности в нашей стране. Систематическое обучение на Руси были заложено еще со времен принятия христианства. В первой летописной книге «Повесть временных лет» находят отражения свидетельства о первых училищах в Киеве и Новгороде, которые были созданы Крестителем Руси, святым равноапостольным князем Владимиром. В течении более чем тысячелетнего периода развития, православная педагогика накопила значимый ценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. С середины XVIII века, в процессе составления регламента обучения и правил поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов, в основе своей, сформировал православную концепцию гимназического обучения.
Позднее, к 60-м годам XIX века, великим русским педагогом К.Д.Ушинским, были сформулированы научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения. Автор обозначал веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции потенциалом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России. В первые годы после революции (1918-1920) православный компонент был полностью изъят из системы общего образования согласно Декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.) и данное положение сохранялось в течение долгих лет . Со времени знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) в нашей стране начинается возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви. Первые воскресные школы открываются при православных приходах, Православная Церковь возрождает свою образовательную деятельность. Новый Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации дал возможность зарегистрированным религиозным объединениям право создания дошкольных и общеобразовательных учреждений. Этот точка стала отправной для формирования данных образовательных организаций при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах . Подчеркнем, что национальное законодательство стран СНГ в сфере образования и свободы вероисповедания также закрепило право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г., № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 г. № 979-XII).
В Законодательстве Российской Федерации, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., № 11) были отраженные цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, отражены ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности». Это, в свою очередь, поставила вопрос и перед православными образовательными учреждениями о необходимости введения Стандарта православного компонента общего образования. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексно учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах, опять же, подтолкнуло принятие решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования.
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 году, одним из значимых компонентов рассматривает обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Это задачи первостепенной важности, предусмотренные в рамках основной образовательной программы: концепция духовно-нравственного воспитания и примерная программа воспитания и социализации обучающихся отражают эти задачи, в качестве дополнения к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, призваны быть интегрированными во все сферы деятельности и формировать уклад школьной жизни .
Реализуя пробное введение комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь способствует внедрению в систему общего образования Российской Федерации нового для современного среднего образования, учебного предмета «Основы православной культуры». Разработка и апробация православного компонента общего образования в качестве системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях государств, которые находятся на канонической территории Русской Православной Церкви, дает возможность целенаправленно и в комплексе решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что входит в интересы государства и общества.
Непосредственно, Стандарт православного компонента общего образования направлен на удовлетворение запросов в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), которые ставят перед собой задачу развития религиозного самосознания своих детей, формирования христианского мировоззрения, воспитания согласно исторически сложившимся православным традициям российского народа и государства. Реализация Стандарта православного компонента общего образования (СПК ОО) призвана обеспечить:
сохранение и формирование духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей, исторически сложившихся в рамках нашего общества и отвечающих запросам и рискам современного общества, в силу того, что устойчивость общества обеспечивается духовными и нравственными традициями;
объединение общества, формирование уважения, взаимопонимания, эмпатии, доверия к «другому» (человеку другой национальности, вероисповедания, культуры, телосложения и др.);
мир в обществе и национальное согласие;
безопасность личности, семьи и общества на духовном уровне;
возрождение актуальных в настоящее время принципов духовно-нравственного воспитания, на основе которых осуществляется развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, для гаранта духовного здоровья общества .
Православный подход в образовании и воспитании основан на духовном осмыслении жизненных явлений и религиозном духовно-нравственном представление о человеке. Православное воспитание основано на традициях, построении жизни, быта, мировоззрения на национальном опыте народа. В православном воспитании первична духовная жизнь ребенка, и на ее развитие, укрепление, поддержку направлены воспитательные порывы. Воспитание в Православной гимназии является совместной, основанной на принципах христианской педагогики, деятельностью Церкви, семьи и школы в направлении формирования духовно – нравственной личности православного христианина. Цель обучения и воспитания здесь – создание условий для формирования духовно – нравственной, верующей в Бога личности, движущейся по жизни по Заповедям Божиим, уважающей и труд и живущей в труде, личности образованной, любящей свою Родину, способной качественно адаптироваться в современном обществе и активной в общественно – полезной деятельности на благо Церкви и государства.
Для реализации поставленных задач, православное образовательное учреждение решает следующие образовательно-воспитательные и организационные задачи:
воспитание и развитие личности, способной успешно противостоять негативным факторам современной реальности на основе духовно-нравственных качеств и ценностей православия, перешедших во внутренний план личности;
создание и сохранение религиозных, морально-нравственных и культурных традиций своего народа, уважение к его истории, языку, традициям;
воспитание уважения к старшему поколению, его вкладу в развитие общества, к своей Родине, готовности к защите и сохранению ее;
воспитание понимания ценности «другого», уважение к окружающим;
воспитание ценностного отношения к семье, ее традициям, формирование ее правильного образа, готовности выполнять свои семейные роли;
воспитание осознанного и ценностного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности;
развитие образного мышления, эстетического вкуса, способности ценить Прекрасное.
Как известно, воспитательные задачи образовательного учреждения, тесным образом связаны с образовательными задачами, среди которых: развитие познавательных процессов, интегрированное преподавание предметов учебного цикла, курс специальных дисциплин православного образовательного учреждения.
Образовательно-воспитательная система православного образовательного учреждения, в своей основе имеет ценности Православия, среди которых рассматриваются:
Вера в Бога – основной критерий, необходимый для воспитания бессмертной человеческой души.
Человек как образ Божий – рассматривается в качестве цели, объекта, субъекта и результата духовно-нравственного воспитания в православном образовательном учреждении.
Заповеди Божии – основные ориентиры жизни православного христианина.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал № 76 //Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2011 г.
3. Андриевских Н.В. Технологии развития и саморазвития при обучении физике как средство реализации требований нового образовательного стандарта (ФГОС ОО). – Дисс.канд. пед. наук. – ЧГПУ. Челябинск. 2014. – 199 с
4. Агранович М.А. С 1 сентября в школах России появятся Основы религиозных культур / М.А. Агранович // Российская газета. – 2012. № 5734(61): http://referatwork.ru/articles/pravoslavie_v_uchebnih_zavedeniyah.html
5. Балакина К. Учебные и методические пособия для воскресных школ. Русская школа / 16.06.2017. – Электронный ресурс: https://ruskline.ru/analitika/2017/06/16/uchebnye_i_metodicheskie_posobiya_dlya_voskresnyh_shkol
6. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
7. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
8. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения. - Дис.докт.юрид.наук. / А.Л. Благодир; «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». – М., 2014. – 495 c.
9. Варлакова М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курган, Курганский государственный университет, 2015. — 192 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
11. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М.: Прогресс, 1987. — 368 с.
12. Григорьева-Голубева В.А. Гуманистическая ориентация как стержень образовательного процесса/ Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001») / Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 600 с.
13. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. – 79 с.
14. Каменецкий С.Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы //Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. — М.: Изд. центр "Академия", 2000. — 368 с.
15. Канаев И.И. Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина. – Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1963. – 300 с.
16. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. - М.: Образ, 2007. – 192 с
17. Лукашук О.Н. Реализация образовательного потенциала современной физики в профильной школе. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук . Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (физика). МПГУ. Москва. 2014. — 250 с.
18. Ларченкова Л.А. Образовательный потенциал учебных физических задач в современной школе. – Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – РГПУ им.Герцена. – СПб, 2014
19. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990. №1.
20. Назаров А.И. (ред.). Физика в системе современного образования (ФССО-2013): Материалы XII Международной научной конференции (Петрозаводск, 3-7 июня 2013 г.). Том 1. //Сборник статей. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — 390 с.
21. Образовательная концепция русской православной церкви. – М,2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/
22. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
24. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
25. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е, Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 304 с.;
26. Прокошева Е.Д. К вопросу о системе принципов в православной педагогике. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/7/pedagogika/prokosheva.pdf34.
27. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
28. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - 206 с.
29. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание//Вестник ПСТГУ IV Педагогика и психология, 2016, Вып.1(40). – С.9-16
30. Склярова Т.В. Представление о воле в психологии, педагогике, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки воспитания воли у детей и подростков /Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси»/ http://www.tochkapsy.ru/2538
31. Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности, 2005, №2.
32. Святитель Григорий Богослов: жизнь и учение. Лекция в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/vy-svet-mira/14
33. Игумен Евмений (Перистый) Духовность как ответственность. — Решма (Ивановская область, Кинешемский район): Свет Православия, 2005. — 312 с.
34. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность //Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общ. ред.А.А. Реана. СПб.:Питер, 2000.
35. А.Фомин Доказательства существования Бога. – М.: Новая мысль, 2008. – 546 с.
36. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб, 2005.
37. Щербак О.В. Взяли на веру / О.В. Щербак / Электронный ресурс: http://www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/027_1.html; 2 Метлик, И.В. Религия в школе: проект нового закона Об образовании. [Текст] / И.В. Метлик // Журнал Московской Патриархии. 2011. №1. С. 57-60;
38. Хоменков А. Гармония живой природы и проблема происхождения мира // Божественное Откровение и современная наука. Вып. 2. М.: Изд. Храма пророка Даниила на Кантемировской. – 2005
39. Яковлева Е.А. Вера по понедельникам. Положение религии в современном российском обществе / Е.А. Яковлева // Российская газета. – 09.11.2006.
40. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации. – Электронный ресурс: http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/ materials/1896