Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Выбранная для дипломной работы тема является крайне актуальной в наше время, ведь пережитая русским народом трагедия Великой Отечественной войны – это зияющая рана на душе страны.
Для того, чтобы настоящее поколение знало обо всех ужасах войны, о том, через что пришлось пройти их предкам, и как дорого стоит мир, необходимо не просто изучать историю войны. но и изучать исторические фотодокументы, которые показывают войну с самых разных сторон, рассказывая зрителю и о героических, и о стыдных моментах истории, о быте солдат и о их подвиге, и страдания мирных жителей и наказании агрессоров.
Цель данной работы – анализ роли фотографии в советской журналистике периода Второй Мировой войны на примере творчества Евгения Ананьевича Халдея.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть особенности советской журналистики 1941-1945 годов – ее тематику, пропаганду, направленность.
2) Выявить специфику советской фотодокументалистики Великой Отечественной войны.
3) Рассмотреть творческий путь Евгения Ананьевича Халдея как одного из ярчайших представителей фотожурналистики военного периода.
4) Провести качественный и количественный анализ военных фотографий Евгения Ананьевича Халдея.
В данной работе были использованы методы анализа и обобщения теоретического материала по истории Великой отечественной войны, советской журналистики военного периода, а также методы качественного и количественного анализа фотографий Евгения Ананевича Халдея.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее материал могут быть использованы как учебное пособие по изучению фотоискусства и истории фотографии, кроме того, в работе проведен анализ и систематизация фотографий Евгения Халдея, ранее не проводимый исследователями.
Использованные в работе материалы можно условно разделить на несколько основных групп:
1) Исследования по истории журналистики и истории Великой отечественной войны, принадлежащие таким авторам, как Вартанов А., Гришин В.Г., Есин Б. И., Жирков Г. В., Караваева А.А., Овсепян Р. П. и другие.
2) Документальные материалы, непосредственно используемые в годы войны – указы и приказы правительства СССР о работе журналистов, фотожурналистов.
3) Альбомы фотографий Евгения Халдея
4) Материалы онлайн-архива фотографий, посвященных Великой Отечественной войне «Победа. 1941-1945».
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с историей советской журналистики и фотожурналистики военного периода.
Во второй главе рассматривается биография Евгения Ананьевича Халдея и проводится анализ его фотографий военного периода.
Список литературы состоит из 34 источников.
Глава 1. Особенности советской фотожурналистики периода ВОВ
1.1. Советская журналистика 1941-1945 годов - тематика, пропаганда, направленность
Великая Отечественная война оказала мощнейшее воздействие на советскую на жизнь страны, объединив людей в борьбе против захватчиков. Во всех сферах жизни люди стремились внести свой вклад в дело достижения победы, и советская журналистика не оставалась в стороне, приближая победу прекрасными репортажами с войны, важными и нужными тем, кто находился в тылу, статьями о жизни тыла, о победах советских войск.
Однако война не могла не отразиться на системе печати, в которую была встроена журналистика, поэтому она претерпела с началом войны существенные изменения:
1) центральные газеты были сокращены в два раза – из 39 изданий остались для обеспечения СССР информацией только 19 изданий, при этом они существенно сократили количество полос и количество выпусков – перешли на еженедельный формат.
2) Отраслевые и местные многотиражные издания были значительно сокращены – закрывались комсомольские, республиканские, краевые и областные партийные издания, вместо них издавались военные газеты и журналы.
3) Районные газеты стали двухполосными, при этом они перешли на еженедельный выпуск .
Прессе военного периода требовалась особая оперативность в получении информации о событиях на фронте и в тылу, поэтому уже в июне 1941 года было сформировано специальное информационное бюро – Совинформбюро , которое осуществляло следующие функции:
1) Подготовка наиболее свежей и оперативной информации как для внутреннего пользования, так и для зарубежного;
2) Организация контрпропаганды для внутреннего и зарубежного отражения пропагандистских выпадов врага;
3) Составление и размещение сводок на основании материалов. предоставленных Главным Командованием Красной армии .
Всего за годы Великой Отечественной войны было переедено более 2 тысяч сводок, подготовленных Совинформбюро – это были ежедневные сводки, а также сообщения по самым свежим событиям «В последний час», из которых люди узнавали о том, что происходит на фронтах и в тылу. Сообщения выходили утром и вечером, и всегда были объектом пристальнейшего внимания людей по всему СССР.
Печать в сложное военное время, безусловно, подчинялась требованиям политической ситуации, поэтому главными задачами печати в годы войны можно назвать следующие:
«— разъяснение постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 года о замыслах гитлеровской клики и программе мобилизации сил советского народа на борьбу с врагом;
— мобилизация воинов на выполнение приказов и воспи-тание у них уверенности в победе над врагом;
— воспитание героизма, боевого мастерства;
— пропаганда требований военной присяги, борьба за укрепление военной дисциплины» .
Пропагандистская направленность журналистики военного периода неоспорима, однако, можно отметить, что она была необходима в этих условиях, так как одной из важнейших задач было развенчание мифа о непобедимости гитлеровской армии.
Директивно было регламентировано расположение материалов на страницах прессы:
1) Первой шла сводка и другие сообщения Совинформбюро.
2) На втором месте располагались военные корреспонденции,
3) Третье место по значимости занимал журналистский очерк – о военных переживаниях, героическом подвиге солдат, о подвиге в тылу,
4) Четвертое по важности место занимали рассказы или повести о войне .
Подобное расположение материалов позволяло максимально вовлечь читателя в реалии военного времени.
В августе 1941 года ЦК ВКП(б) приняло постановление «О работе на фронте специальных корреспондентов», в котором регулировалась работа специальных военных корреспондентов центральных газет и ТАСС .
Им предписывалось максимально погрузиться в события войны, часто бывать в частях и соединениях Красной Армии, а руководителям подразделений на фронте рекомендовалось оказывать максимальную помощь в передвижении журналистов по фронту для того, чтобы они не только освещали события, но и могли полноценно связываться с редакциями о своих изданий. Кроме того, корреспонденты должны были сосредоточиться на передаче информации центральным изданиям, для чего было рекомендовано открепить их от районных, фронтовых или армейских газет .
Важное место в работе корреспондентов отводилось оперативности передачи информации, максимальной связи тыла и фронта, которая могла повысить моральный дух бойцов и тыловых трудящихся, поэтому наркоматы связи были обязаны обеспечивать передачу корреспонденции день в день.
Военная журналистика во многом становилась средством пропаганды еще и через специальные мероприятия, которые проводились как в тылу, так и на фронте: агитаторы политических отделов проводили специальные коллективные читки газет, чтобы привлечь максимальное количество людей к политинформации и пропаганде патриотизма. Читки проводились везде, где можно было собрать большие группы людей – в госпиталях среди раненных, в полях и на заводах, фабриках, где трудились тыловые работники, в поездах, где следовали к месту дислокации военные, в красных уголках школ.
По мнению Б.А. Играева, уже в первые месяцы войны печать и журналистика были мобилизованы для политической пропаганды и работы с военным материалом в полной мере: издавались газеты, журналы, листовки, стенгазеты, плакаты и брошюры с агитацией, введены в обиход «окна ТАСС» (по аналогии с «Окнами РОСТа») .
Можно отметить основные направления деятельности печатных изданий:
1) Пропагандистская работа по разъяснению читателям целей и оборонительного характера Великой Отечественной войны;
2) Работа по мобилизации населения на вступление в армию с помощью публикации писем добровольцев и отчетов с митингов тыловых трудящихся;
3) Публикация материалов, воспитывающих дух патриотизма и ненависти к захватчикам;
4) Работ по мобилизации населения на тыловой труд с помощью публикации материалов с лозунгом «Все для фронта. Все для победы!»;
5) Пропаганда бдительности по отношению к вражеским проискам;
6) Контрпропагандистские публикации .
Наибольшей популярностью пользовались лаконичные, краткие агитационные материалы, при этом специфической была и форма подачи материала журналистами на страницах газет и журналов. К наиболее распространенным типам подачи материала в это время можно отнести следующие:
1) Передовая статья на злободневную тему;
2) Коллективные обращения солдат, комсомольцев, рабочих, артистов и тому подобное;
3) Корреспонденция с фронта, места военных действий;
4) Тематическая подборка агитационных и пропагандистских материалов по различным важным вопросам .
Б.А. Играев отмечает, что из существовавших на начало войны 9000 изданий уже к 1942 году осталась только половина, при этом тиражность была сокращена более чем в два раза, однако максимальный охват осуществлялся за счет того, что небольшие тиражи и малополосные издания проникали глубоко в тыл и на фронт и массово читались .
Все эти достижения были бы невозможны, если бы не предварительная подготовка, проведенная руководством страны еще в 1930-е годы, когда была заложена и начала развиваться сеть военной журналистки. В конце 30-х годов, когда уже было понятно, что военная угроза неминуема, в СССР были возобновлены издания военных газет и журналов, в частности таких как «Военная мысль», теоретический журнал для командования армии, «Красный флот», центральная газета ВМФ, «Военно-исторический журнал», занимавшийся вопросами развития военной науки и техники, «Пограничник», журнал погранвойск НКВД .
Сеть военных газет состояла из:
1) центральных («Красная звезда», «Красный флот», «Боевая подготовка»);
2) окружных и армейских, а также газет особых корпусов армии;
3) газет соединений и учебных заведений;
4) военных журналов .
По мнению Г.В. Жиркова, сложно судить о тиражности, количестве и названиях газет и журналов военного времени, так как большинство из их выходило с грифом «После прочтения сжечь!», и большинство людей соблюдало данное предписание .
Специфическими стали стилистика и жанровое своеобразие военных изданий. Среди наиболее востребованных жанров можно выделить такие, как:
1) очерк,
2) корреспонденция,
3) публицистическая статья,
4) рассказ, зарисовка,
5) репортаж,
6) фельетон,
7) юмористический рассказ,
8) юмористические стихотворения,
9) частушки,
10) басни .
При этом стилистически эти жанры изменились в связи с требованиями времени – они стали словно бы ускоренными, быстрыми, написанными в «пулеметном стиле» . Оперативность необходима была во всем – ведь материалы военные корреспонденты обязаны были сдавать в течение пары часов, при этом материал должен был быть вдумчивым и ярким, художественно оформленным.
Важную роль играла в газетах военного времени сатирическая сторона журналистики – в изданиях создавались специальные юмористические отделы, ведь юмор и сатира оказывали не меньшее пропагандистское влияние, зачастую даже сильнее влияя на боевой дух солдат, так как юмор скрашивал суровые будни и вызывал улыбку и радость: так на страницах изданий появились частушки, высмеивающие врага, басни с сатирическими отрицательными героями и патриотической моралью, карикатуры.
Стихотворные опусы юмористического характера стали массово появляться на страницах военной прессы после публикации «Василия Теркина» А. Твардовского, который произвел фурор среди читателей-фронтовиков и тыловых тружеников.
Журналисты осваивали новые способы ведения корреспонденции, оперативные заметки, записи разговоров солдат и офицеров в траншеях и окопах, буквальную фиксацию событий, происходящих здесь и сейчас, при этом количество слов должно было быть минимальным, а заголовки и образы чрезвычайно яркими, так как места в фронтовой газете было крайне мало, каждая строка была на счету.
Позднее на страницах фронтовых газет появились другие жанры, менее краткие – поэмы, пьесы и даже романы, причем они публиковались из номера в номер, с продолжением. Военная пресса – по сравнению с мирным периодом – стала чрезвычайно разнообразной в жанровом плане, чрезвычайно злободневной и актуальной.
Работу военных корреспондентов на фронте регулировало специальное решение партии 1942 года «О работе военных корреспондентов на фронте» . В нем описывались следующие положения:
1) такие организации, как ТАСС, Совинформбюро, Всесоюзное радио, а также центральные и областные издания обязаны были иметь военных корреспондентов на фронте.
2) Стать военным корреспондентом мог только специалист, уже имеющий опыт журналистской работы и опыт армейской подготовки или участия в военных действиях, а также состоять в рядах ВКП(б), ВЛКСМ и стать действующим кадром Красной Армии.
Были прописаны также и обязанности военного корреспондента во фронтовом издании. Он был должен:
1) максимально проявлять инициативу и находиться в частях и соединениях Красной Армии, освещая наиболее актуальные и важные для страны события;
2) совершенствовать собственную военную подготовку в целях максимальной готовности к участию в военных действиях;
3) опираться в создании своих материалов на участие в них бойцов, политработников и командного состава Красной армии или ВМФ;
4) соблюдать строгую военную секретность .
Особую роль в военной журналистике, несомненно, играла советская цензура, осуществлявшая следующие основные функции :
1) охранительную функцию, связанную с гостайной и военной тайной;
2) функцию политико-идеологического контроля в искусстве, пропаганде и печати, контроль за постовой, телеграфной и личной перепиской;
3) пресекающую функцию, связанную с препятствием распространению или созданию сведений, которые могут опорочить власти или идеологию, существующий строй или решения руководства страны.
Журналисты, согласно цензурным установкам, были обязаны соблюдать следующие запреты:
1) не публиковать данные о дислокации, продвижении и военных действиях Красной армии, флота, воздушных сил;
2) не публиковать данные о местонахождении и работе промышленных предприятий, транспорта, метеорологических учреждений, учреждений народного хозяйства;
3) особое внимание уделять важности трудового и военного подвига советского народа, героизму сопротивления захватчикам, агитации и пропаганде советской идеологии .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Альбом Евгения Халдея // «Фотографическое наследие». - М.: «Арт-Родник», 2007.
2) Аранович Н. С. Халдей Е. А. Остановись, мгновенье // Журналисты XX века: Люди и судьбы / под редакцией А. А. Грабельникова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 824 с.
3) Вартанов А. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны. https://www.photographer.ru/cult/history/6378.htm
4) Гришин В.Г. Великая Отечественная война в письмах. - М.: Политиздат, 1980. - 288 с.
5) Евгений Халдей. «От Мурманска до Берлина». - Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1984.
6) Евгений Халдей. Знамя Победы. — СПб: издательство «СПбОО А-Я», 2015. — 95 с.
7) Есин Б. И. История русской журналистики XIX века: учебник для вузов по направлению и специальности «Журналистика»: доп. М-вом образования РФ. - М: Аспект Пресс, 2003. - 288 с.
8) Жирков Г. В. Одухотворенное слово: журналистика Великой Отечественной войны: учеб. пособие по истории русской журналистики 1939-1945 годов. - СПб.: СПБГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. - 164 с.
9) Заковырина Н. С. Фотография военных лет: то, что осталось за кадром // Мастерская публициста: опыт прошлого и настоящего: сб. трудов. - СПб.: СПБГУ, Ф-т журн., 2005. - С. 58-86.
10) Ивлев И. А., Юденков А. Ф. Оружие контрпропаганды: советская пропаганда среди населения оккупированной территории СССР. 1941-1944 гг. - М.: Мысль,1988. - 285 с.
11) Играев Б. А. Журналистика в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие по истории отечественной и региональной журналистики 1940-1945 годов. - Тула, Тульский государственный университет, 2016. — 176 с.
12) Караваева А.А. Фотопублицистика периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Авторефер. ... дисс. на соиск.уч.степ. канд. ист. наук. - М., 1981. – 20 с.
13) Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учеб. пособие, хрестоматия. – М.: Флинта, Наука, 2002. - 640 с.
14) Минаева О. Д. Русская журналистика в документах: история надзора. – М.: Аспект Пресс, 2003. - 397 с.
15) О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утвержденного Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии) // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - M, 1987. – 589 с.
16) О работе на фронте специальных корреспондентов. Постановление ЦК ВКП(б) 9 августа, 1941 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - M, 1987. – 589 с.
17) О создании и задачах Советского Информационного Бюро. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июня 1941 г. //КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. M, 1987. – 589 с.
18) Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — 90-е гг.): Учебное пособие. - М., 1999. – 314 с.
19) Огненные годы: публицистика Великой Отечественной войны. - Л.: Лениздат, 1985. - 400 с.
20) Окороков А. В. Особый фронт: немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй мировой войны. - М.: Русский путь, 2007. - 304 с.
21) От Советского информбюро. 1941-1945: публицистика и очерки военных лет: в 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1984. - 320 с.
22) Пельт В. Д. Предвоенная советская печать: проблематика выступлений, совершенствование организации прессы в предвоенные годы: 1937 — июнь 1941: учеб. пособие. - М.: Моск. гос. ун-т, 1974. – 214 с.
23) Победа 1941-1945. Фотоархив. Евгений Халдей // http://victory.rusarchives.ru/documents-list-photo?field_title_value=&field_arch_pressmark_value=&field_date_sort_value%5Bvalue%5D%5Bdate%5D=&field_date_sort_value2%5Bvalue%5D%5Bdate%5D=&field_author_target_id%5B0%5D=740&field_new_flag_value=All
24) Попов Н. П. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1981. - 416 с.
25) Пушки и музы // Журналисты на войне. - М.: Воениздат, 1966. – 316 с.
26) Санников Н. А. Партийное руководство печатью Советского Военно-Морского Флота (1941-1945 гг.). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. – 156 с.
27) Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы / Авт.-сост.: А. Я. Лившин, А. Б. Орлов. М., 2007. – 210 с.
28) Федоренко А. С. Великая Победа в объективе Евгения Халдея. — Донецк: издательство А. С. Федоренко, 2014. — 368 с.
29) Фомин В. И. Кино на войне: документы и свидетельства. - М.: Материк, 2005. - 944 с.
30) Юденков А. Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории. 1941-1944 гг. М.: Мысль, 1971.
31) Nakhimovsky A., Nakhimovsky Al. Witness to History: The Photographs of Yevgeny Khaidei. photographs by Yevgeny Khaldei. - New York: Aperture, 1997.
32) Volland E., Krimmer H. Von Moskau nach Berlin: Bilder des Fotografen Jewgeni Chaldej. - Berlin: Nicolaische Verlagsbuchhandlung, 1994.
33) Grosset M. Khaldei: Un photoreporter en Union Soviétique. - Paris: Chêne, 2004.
34) Yevgeny Khaldei. Das Banner des Sieges. - Berlin: Story Verlag, 2008.