Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Изменения в системе Российского образования, подразумевают разработку новых технологий и методов преподавания иностранного языка в школе. Данные изменения обусловлены развитие социальных, культурных, политических и международных перемен в современном обществе.
Модернизация системы образования необходима для современных выпускников школы, так как, выполняя «социальный заказ» мы должны повышать уровень воспитанности личности и качества обученности наших выпускников. Приоритетной целью в обучении иностранных языков в школе является развитие коммуникативной компетенции. Также необходимо практическое применение знаний для осуществления коммуникации, умение работать с различными видами информации, т.е. владение различными видами универсальных учебных действий.
Задача современного учителя это применение педагогических технологий, которые эффективно способствуют достижению поставленных целей. При организации самостоятельной деятельности учащихся встаёт вопрос о том, какие методы и технологии необходимо применять на уроках иностранного языка, что бы максимально эффективно активизировать процесс овладения знаниями учащихся.
При организации самостоятельной деятельности учащихся приоритетной является проектная технология. Использование данной технологии ориентировано на развитие личностного потенциала ученика, его самостоятельную работу с информацией и учебным материалом, что ведёт к формированию коммуникативной и информационной компетенции. Данная технология это процесс сотрудничества между учителем и учеником, где ученик выступает в роли автора, а учитель принимает роль наставника. Проектная деятельность способствует повышению творческого потенциала, расширению общего кругозора обучающихся, способствует овладению более глубоких языковых знаний.
Гипотеза исследования: использование проектной технологии на уроках иностранного языка в средней школе способствует формированию коммуникативной компетенции и мотивации учащихся к учебному предмету.
Предметом исследования является проектная технология на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является процесс обучения иностранного языка с использованием метода проекта в средних классах.
Цель исследования продемонстрировать возможность применения проектной технологии на уроках иностранного языка в средних классах общеобразовательной школы как средства повышения мотивации учащихся.
Поставленная цель работы определяет решение ряда задач:
1. Рассмотреть общую характеристику проектной деятельности;
2. Рассмотреть специфику использования проектной технологии на уроках иностранного языка, классификацию проектов;
3. Рассмотреть проведения уроков иностранного языка, используя проектную технологию с точки зрения эффективности обучения в средней школе;
4. Рассмотреть специфику применения проектной технологии при обучении иностранным языкам учащихся средней школы;
5. Разработать проект для учеников 9 класса.
Методы и приемы исследования:
1. теоретические - анализ научно-методической, педагогической и справочно-энциклопедической литературы, синтез, педагогическое моделирование;
2. наблюдение за процессом обучения с целью проверки результативности технологии проектной деятельности;
3. анализ УМК по обучению иностранным языкам на среднем этапе обучения
4. эксперимент по реализации проектной технологии в 9 классе.
Теоретической базой исследования послужили исследования в области вопросов мотивации и методики преподавания иностранных языков таких ученых, как Н. И. Баньковская, К. Н. Босикова, М. М. Васильева, Л. С. Выготский, Р. Вье, Н. Д. Гальскова, Т. С. Горбунова, О. В. Евдокимова, И. А. Зимняя, Н. Ф. Коряковцева, А. Н. Леонтьев, И. Подласый, Г. В. Рогова и др.
Практическое значение работы состоит в возможности использования результатов исследования с целью формирования мотивации в практике обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах, используя проектную технологию в обучении.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА I. Проектная методика в обучении иностранному языку
1.1. Общая характеристика проектной деятельности
В последние годы российское образование претерпевает множество изменений, проводится различные реформы, с которыми изменяется и методологическая основа педагогики. Современные условия развития общества требуют перехода от пассивного обучения, с усвоения готовых ЗУН, на активное, а значит всестороннее развитие творческих способностей, самостоятельности, умение применять полученные знания в жизни и нести ответственность за собственные решения, то есть переориентации образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать у детей критическое мышление, развивать умения работы с информацией и самостоятельного поиска знаний, а также прогнозировать результаты работы.
На современном этапе образования актуальность в практике обучения иностранным языкам приобретает метод проекта, направленный на решение актуальных задач, которые стоят перед образованием.
Метод проектов нельзя назвать абсолютно новым в педагогической науке, хотя его относят к современным технологиям. Американский педагог Джон Дьюи разработал его в 20-е годы XX века, предлагая соединить академические знания с прагматическим, тем самым применяя полученные знания на практике. Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.
Рассмотрим подробнее ключевое понятие нашего исследования. Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат дает следующее определение: метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [48].
Зарубежные концепции определяют проектно-ориентированное обучение как деятельность, которая способствует приобретению учащимися навыков и знаний в процессе длительной работы, связанной с поиском решения практического вопроса или сложной задачи [68].
Применение на практике результатов, рожденных в процессе проекта, и поиск решения обозначенной проблемы при создании конкретного продукта позволяют человеку осознать важность теоретических знаний, а также формируют его способность решать определенные возникающие проблемные ситуации. Данное положение и составляет ядро понятия метод проектов, заключая в себе дидактическую роль. При грамотном применении метод проектов позволяет «развернуть проблему», рассмотрев ее всесторонне с использованием знаний, полученных в разных предметных областях и применив полученные результаты в реальном продукте деятельности.
Решение проблемы посредством демонстрации возможного выхода из заданной ситуации развивает способности учащегося применять знания для решения уже реальных межпредметных проблем. Также метод проектов позволяет рассмотреть определенную проблему в ее развитии, применяя во время этого процесса новейшие педагогические технологии. Стоить отметить, что метод проектов до начала XX века применялся только в школах с производственным уклоном. Но в конце XIX – начале XX в. преподаватели начали ориентироваться на приоритет первостепенности теоретических знаний, после которых уже данные знаний можно было применять на практике. И уже сталкиваясь с конкретными проблемами, возникающими в ходе практической деятельности, учащиеся снова и снова обращались к теории. Одним из первых задачу осмысления и описания метода проектов выполнил ученик Д. Дьюи В. Килпатрик в 1918 г. Он интерпретировал его как получение знаний и приобретения опыта в ходе решения практических задач и проблем в реальных жизненных ситуациях. Под методом проектов В. Килпатрик понимал «от души выполняемый замысел» (hearty purposefulact), который ученики в идеале реализуют без участия учителя. Причем и участники проекта, например спектакля, и его зрители одинаково выполняли проект, получая удовольствие от этого в равной степени.
Однако данная концепция подверглась критике, в том числе со стороны самого Д. Дьюи именно в отношении ориентации на полную самостоятельность учащихся. Он заявлял, что методы обучения должны основываться на научном познании и педагогическом опыте. С точки зрения Д. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью преподавателя и учащихся, в ходе которого педагог побуждает своего ученика пройти полный цикл «думания» (completeactofthinking), что обогатит личный опыт и поспособствует получению знаний.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся. Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации.
Многие исследователи [29] полагают, что проектная деятельность обучающихся должна стать основой будущего образования как в школах, так и в высших учебных заведениях. Прежде всего, это обусловлено тем, что современное стратегическое развитие нашей страны, нацелено на качественно новый уровень образования и предъявляет особые требования к образовательному процессу. Проектная деятельность в данном контексте выступает эффективным инструментом в выполнении поставленных государством и обществом задач, закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
С другой стороны, формирование навыков к проектной деятельности позволяет развивать у учащихся не только навыки получения и усвоения знаний, но и умения исследовать проблему при помощи общенаучных методов познания, моделировать, программировать и интерпретировать результаты.
В этой связи возникает необходимость определения сущности самого понятия «проектная деятельность» и её значимости в образовательном процессе.
В самом общем виде под проектом понимается совокупность идей, документов, действий, в которых отражается замысел создания материального или духовного объекта. По мнению Е.Г. Нимаевой, проект – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия [41].
Исследователи выделяют ряд признаков, присущих проектной деятельности:
• ориентация на конкретный результат;
• составление эскиза, в котором фиксируется детали и / или реперные точки проекта;
• составление предварительного плана действий по проекту;
• установление более или менее жестких сроков выполнения этапов и достижения результатов в целом;
• временное планирование каждой операции – программирование проекта;
• выполнение запланированных действий;
• мониторинг и корректировка результатов в процессе выполнения каждой операции;
• достижение результата, сравнение его с первоначальным замыслом, внесение корректировок, анализ новой ситуации.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение проектной деятельности: проектная деятельность – это творческая деятельность индивида, включающая ряд этапов по планированию, программированию и реализации проекта, нацеленная на конкретный результат и его интерпретацию (осмысление).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно получать знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Преподаватель может направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, в результате учащиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применяя необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Совместная проектная деятельность учит их работать в «команде», служит своего рода моделью взаимодействия. Учащиеся учатся анализировать получаемую информацию, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Организация совместной проектной деятельности предполагает не только взаимодействие участников проекта, но и способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление и инициативу. Так, по мнению Е.С. Полат проектная технология обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и развитие самостоятельности [50].
В данный момент метод проектов считается современным, его применение свидетельствует о высокой квалификации педагога. Необходимо рассматривать сам проект как метод, который подразумевает именно совокупность учебно-познавательных способов, которые дают возможность решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией итоговых результатов [37]. Е.С. Полат предлагает классифицировать проекты следующим образом [50]:
1. По характеру доминирующей при реализации проекта деятельности: исследовательская (проект-исследование), творческая (креативный проект), ролевая (проект-игра), практико-ориентированная (прикладной проект), информационная (ознакомительный) проект;
2. По предметно-содержательной области: либо монопроект, либо межпредметный проект, который граничит сразу с несколькими областями;
3. По количеству участвующих в проекте лиц: индивидуальные, парные или групповые проекты;
4. По характеру контактов проекты можно разделить на проекты, которые реализуются внутри школы – внутришкольные, региональные и международные соответственно;
5. По характеру координации проекта проекты разделяются на содержащие явную (жесткую) и скрытую (неявную) координацию;
6. По продолжительности: краткосрочный (проводится за несколько занятий), среднесрочный (рассчитан на период от 1 до 6 месяцев) и долгосрочный (от полугода и более).
Обратимся к этапам работы над проектом. Проект характеризуется четкой структурированностью, чаще всего выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Е.С. Полат разделяет работу над проектом на следующие этапы:
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить проблематику по теме исследования;
2. Выдвижение гипотез с целью решения выявленных проблем, включая детальное обсуждение каждой гипотезы;
3. Дискуссия относительно выбора способа подтверждения или опровержения вышеобозначенных гипотез с привлечением различных информационных ресурсов и источников, оформление результатов деятельности;
4. Групповая работа по поиску материала в пользу подтверждения гипотезы;
5. Защита проектов каждой из групп.
Работа над проектом несет в себе определенные трудности, как у учителя, так и у учащихся.
Представляется необходимым отметить следующие возможные проблемы в работе учителя по проектной методике:
1 группа - трудности в организации работы над проектом:
• сложность в осознании всех особенностей данного метода,
• проблема деления на группы,
• сложность в отказе от относительно жесткого управления работой учеников,
• проблема в налаживании продуктивного взаимодействия всех участников проекта (как внешних, так и внутренних).
2 группа - трудности в осуществлении контроля за работой группы.
Мониторинг работы представляет, на наш взгляд, самую сложную проблему, поскольку большая часть работы выполняется учащимися вне учебного заведения, а преподавателю необходимо регулярно получать обратную связь. Проблема эта решается по-разному: проведение систематических непродолжительных встреч-сессий, на которых будет отслеживаться степень продвижения учащихся в работе над проектом, возможно, создание портфолио проекта, в котором будут фиксироваться все результаты их работы, ведение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова, И. Г.; Чернявская, А. П.// Завуч. - 2014.-№2. - С. 94-117.
2. Баньковская Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника / Н. И. Баньковская // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 1-1. С. 421-430.
3. Барменкова О. И. Видео занятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993. — №3. - С. 20-25
4. Босикова К. Н. Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно- коммуникационных технологий / К. Н. Босикова // Вестник СВФУ. 2008. № 4. – С. 131-135.
5. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка / М. М. Васильева // Иностр. языки в школе. 2001. -№ 2. -С. 40-44.
6. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2003. — №5. – С. 31-34
7. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 — №3. - С. 39-41
8. Выготский Л. С. Вопросы теории и психологии / Л. С. Выготский. // Собр. соч. Т. 1. М., 1982. 488 с.
9. Вье Р. Мотивация в учебном процессе / Р. Вье. М.: Открытый мир, 2009. 259 с.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
12. Генике Е. А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2015. – 832 c.
13. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] / А. С. Герасимова. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaronauchnye _m/razdel_2_p/gerasimova.html
14. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
15. Глущенко О. А. К проблеме поддержания и повышения мотивации к изучению иностранного языка / О. А. Глущенко // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2008. № 5. С. 176-179.
16. Горбунова Т. С. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Т. С. Горбунова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 212. № 4. С. 467- 471.
17. Гореликова А.П.. Развитие коммуникативной культуры на занятиях по иностранному языку с использованием видеоматериалов. – «Каро», - 2008
18. Городилина Т. В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№6. - С.37-41.
19. Готлиб Р. А. Социальное значение изучения иностранного языка // Социологические исследования. № 2, Санкт - Петербург, - 2009
20. Доможирова М. А. Современные методы обучения устной речи на иностранном языке. – СПб.: ГТУ, 1999. – 153 с.
21. Евдокимова О. В. Профильное обучение как средство повышения мотивации на пути к углубленному изучению иностранного языка / О.В. Евдокимова // Успехи современного естествознания. 2011.- №8. -С.167-168.
22. Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. – М.: Педагогика, 2000. – 223 с.
23. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991.
24. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. яз. в шк. – 1991. – № 3. – С. 9–15
25. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006.
26. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Изд. «Педагогика», 2005. – 236 с.
27. Казачкова М. Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. - 2013.-№4. - С.115-122.
28. Калашникова Н.А. Компетентностный подход в подготовке магистров // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: Материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. – М., 2016. – с. 39-44
29. Кирко В.И., Еккель Т.В. Управление проектной деятельностью в МАОУ СШ № 115 В сборнике: современное психолого-педагогическое образование Материалы IX психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой. Сер. "Современное психолого-педагогическое образования" 2018. С. 81-83
30. Колесникова А. Н. Видеопроект как мультимедийный продукт для развития устнопроизносительных навыков и устно-речевых умений / А.Н. Колесникова // Иностранные языки в школе: журнал. — 2017.— № 7.— С. 24-28.
31. Комаров Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе/ Под ред. М. К. Колкова. - СПб.: КАРО. – 2006
32. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
33. Коряковцева Н. Ф., Щукин А. Н. Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков / Н. Ф. Коряковцева, А. Н. Щукин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. -№ 4 (808). -С. 11-18.
34. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://www.itlt.edu.rstu.ru/article4.php
35. Кубеева М. А. Роль мотивации в повышении интереса к урокам английского языка / М. А. Кубеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 134-137.
36. Кукушин В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков; МарТ - Москва, 2012 - 128 c.
37. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43
38. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леоньтьева и проблема качевства мотивации. // Вечтник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2 – С.3-18
39. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Обучение культуре и культура обучения языку // Иностранные языки в школе. 2012. - № 5. - С. 13- 19.
40. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 — №4. - С.14-19
41. Нимаева Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 182 - 184
42. Носонович Е.В. Методическая аутентичность учебного текста: дис. Канд. Пед. Наук. Тамбов, 1999
43. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
44. Петрусинский В. В. Игры для активного отдыха в процессе обучения / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - Москва: Высшая школа, 2014. - 128 c.
45. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО. – 576 с.
46. Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 — №5. - С.25-31
47. Полат Е. С Метод проектов // Вопросы интернетобразования. 2001. № 1. URL: https://web.archive.org/web/20080503101731/http://vio.fio.ru/vio_01/ Article_0_1.htm
48. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 1991 — №2 - С. 3-10
49. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2001 – №2 С. 14-19
50. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200 с.
51. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей / Е. С. Полат. – Москва : Просвещение, 2001.
52. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2008
53. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / М. С. Рець // Молодой ученый. — 2016. – №17.1. – С. 46-50. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 121/33516/
54. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, - М.: Просвещение, 1991 – С. 35
55. Роготнева А. В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС [Текст]: метод, пособие /А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 120 с.
56. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе: методическое пособие / М. Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
57. Руденко-Моргун О.И. Электронный учебник русского языка: история и перспективы развития. – М.: РУДН, 2006
58. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка) 1989. 158 с.
59. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.- метод. пособие - М.: Высш. шк., 1991.—176 с.
60. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2014. - 180 c.
61. Тигров В. В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.
62. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1949. - Т. 6.
63. Филатов О.К. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Изд-во МГУТУ, 2004. Том 2.
64. Шустова И. Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. - 2016.-№7. - С.110-127.
65. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика; Филоматис - Москва, 2014. - 480 c.
66. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013. - 188 c.
67. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
68. What is project based learning (PBL)? URL: https://www.bie.org/about/what_pbl