Фрагмент для ознакомления
2
Малое предпринимательство выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет.
Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ выступает приоритетным направлением государственной социально-экономической современной политики.
Доля малого предпринимательства в России по данным Росстата в общем числе частных предприятий составляет примерно 70% (рис. 1).
Рисунок 1. Структура частных предприятий в России
Соответственно, наибольшее количество частных предприятий приходится именно на субъекты малого бизнеса.
Малый бизнес формирует значимый сектор современной экономики России, выполняя важнейшие социально-экономические функции.
На сегодняшний день, можно встретить множество определений понятию «малый бизнес» («малое предпринимательство»).
Совокупность подходов к определению данного термина в целом можно разделить на законодательную и экономическую составляющую.
С точки зрения законодательства к среднему и малому предпринимательству (СМП) относят экономических субъектов, (рис. 2), которые в соответствии с определенными условиями относятся к малому и среднему бизнесу и сведения, о которых указываются в едином реестре субъектов МСП.
Критерии малого и среднего предпринимательства (СМП) приведены в ФЗ N 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , а также лимитированы доходы таких субъектов в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» .
Рисунок 2. Субъекты СМП
Основные критерии малого предприятия представим в таблице 1.
Таблица 1. Критерии малого предприятия
Наименование критерия Характеристика критерия
Среднесписочная численность работников
за предшествующий календарный год До 100 человек (микропредприятия до
15 человек)
Доход за предшествующий календарный
год, полученный от всех видов
деятельности, и применим по всем
налоговым режимам До 800 млн. руб. (микропредприятия
до 120 млн. руб.)
Процент участия в уставном фонде иных обществ 1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
В современной экономической литературе существует многообразие трактовок понятию «малый бизнес» («малое предпринимательство»).
Кузьмина Е.Е. дает следующее определение: «Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям)»…«характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли» .
Проданова Н.А. и ряд др. соавторов трактуют «малое предпринимательство» («малый бизнес») как предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Малый бизнес или малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной степени определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны .
Объединяя формулировки понятий можно сказать, что малый бизнес представляет собой объединение лиц или одно лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность с определенной долей риска, имеющих небольшие масштаб деятельности и количество трудовых ресурсов; которые соответствуют определенным критериям согласно законодательству РФ и сведения, о которых отражаются в едином реестре субъектов малого предпринимательства .
Представим влияние факторов малого бизнеса на экономический рост на схеме 2.
Влияние на экономический рост малого бизнеса в современных условиях имеет несколько аспектов.
Во-первых, малый бизнес создает условия для гибкой организации трудовых ресурсов, позволяя сохранить в периоды экономического кризиса трудовой потенциал общества.
Во-вторых, малое предпринимательство развивая и сохраняя трудовой потенциал общества, содействует росту его качества, формируя важнейшие условие для инновационной деятельности.
В-третьих, аккумулируются факторы экономического роста, которые позволяют добиваться экономии всех видов ресурсов за счет оптимального их использования.
Рисунок 2. Влияние факторов малого бизнеса на экономический рост
Таким образом, малый бизнес обладает гибкостью организационной формы экономики. Основная его цель – работа, ориентированная на специализированный и локальный рынок товаров и услуг. Эта форма хозяйственной деятельности, учитывающая имеющийся уровень общественного разделения труда и открывающая новые области для развития инновационной экономики .
В современных реалиях малое предпринимательство испытывает ряд проблем.
Некоторые аналитики в числе популярных факторов выделяют:
- большие налоговые ставки;
- высокая стоимость страхования бизнеса;
- негативные тенденции развития экономики;
- трудности открытия предпринимательства и ведения отчетной деятельности перед надзорными органами (бумажная волокита);
- высокая стоимость капитала для новых фирм;
- ограниченность начального капитала сужает возможность привлечения профессиональных трудовых ресурсов .
К приведенным возможным проблемам малого бизнеса крайне важно отметить и внутренние факторы, препятствующие успешному развитию фирмы. Зачастую малое предпринимательство не осуществляет планирование деятельности и не составляет бизнес-план, что, несомненно, отрицательно сказывается на эффективности деятельности в перспективе.
Существующие внутренние проблемы малого бизнеса на начальном этапе, как правило, можно решить с помощью составления плана деятельности. Примерный его перечень представим на рисунке 3.
Рисунок 3. Возможный план малого бизнеса
Если внутренние проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, можно предотвратить еще на начальном этапе, то решение внешних проблем требует комплексной государственной политики поддержки субъектов малого бизнеса .
Политика государственной поддержки малого бизнеса включает в себя ряд блоков поддержки (рис. 4).
Рисунок 4. Направления государственной поддержки малого бизнеса
Многие меры поддержки действуют и реализуются на протяжении многих лет:
- выделение субсидий (от 60 до 25 млн. руб.);
- возможность безвозмездного или на льготных условиях пользования имуществом государства;
- создание информационных платформ для обозрения актуальных новостей;
- оказание профессиональных консультаций;
- разработка программ повышения квалификации кадров и подготовки специалистов.
Для активного развития малого бизнеса необходимо, чтобы государственная политика поддержки имела комплексный характер. В этом случае малый бизнес сможет стать двигателем диверсификации и увеличения конкурентоспособности экономики.
Таким образом, малое предпринимательство (малый бизнес) представляет собой небольшое объединение лиц или ИП, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и соответствуют определенным критериям (по признакам численности, доходов и процента участия в уставных фондах иных обществ).
Малый бизнес выполняет социально-экономические функции, которые схожи с некоторыми задачами государства. Ограниченность ресурсов малых фирм тормозит их развитие. На современном этапе в целях поддержки малого бизнеса государство продолжает реализовать и создавать новые программы.
1.2 Виды, функции малого предпринимательства в Российской Федерации
Условно малый бизнес состоит из объединений, которые можно классифицировать.
На сегодняшний день существует множество подходов к классификации малых предприятий основанных видах формы собственности, юридической организации, занятости, а также видов деятельности и способах организациях. Кузьмина Е.Е разделяет предприятия по следующим признакам (таблица 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2016, N 15, ст. 2097.
8. Приказ Минтранса России от 25.11.2010 N 264 (с изм. от 18.12.2019) "Об образовании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
9. Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44–49.
10. Адаменко А.А. Раскрытие функции генерации предпринимательского потенциала региональной экономики // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 51. С. 218–221.
11. Адаменко А.А. Модель развития современной рыночной экономики России / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, А.И. Сивченко // В сборнике: Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». - 2016. - С. 360-364.
12. Адаменко А.А. Новые возможности развития сферы малого и среднего предпринимательства / А.А Адаменко //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – № 1 (195). – С. 85-90.
13. Адаменко А.А. Отличительные особенности и характеристики субъектов малого предпринимательства / А.А. Адаменко, О.А. Бятец, Е.А. Подобная // В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы междунар. науч. конф. - 2017. - С. 333-340.
14. Адаменко А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса / А.А. Адаменко, Р.Т. Абрамян, А.А. Заворотная //В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 616-621.
15. Адаменко А.А. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, А.И. Стадник // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 25 (2). - С. 12-19.
16. Адаменко А.А.Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России / Адаменко А.А., Жердева О.В., Грабовец О.В. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3 (65-3). - С. 922-926.
17. Васеева А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России: состояние и перспективы / А.А. Васеева // Экономика. – 2018. – №3. – С. 7–11.
18. Волчаренко В.А. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Проблемы Науки. 2018. №5 (125). С.203.
19. Галимова Э.И. Совершенствование учета и контроля расчетов с контрагентами // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (29). С. 109-111.
20. Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Сущность и содержание малого инновационного предпринимательства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2017. № 1. С. 49–53.
21. Долженков С.В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль // Известия регионального финансово-экономического института. 2017. № 3. С.77-81.
22. Давыдова А.А. Теоретико-методологические подходы к изучению условий осуществления производственной деятельности в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3. С. 32–45.
23. Зверева Н.А. Налогообложение малого бизнеса / Н.А. Зверева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сборник статей по материалам XXVI Междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – №11(26). – С. 8–12.
24. Кремин А.Е. Теоретические подходы к определению категории малого предпринимательства // Экономика и социум. 2016. № 3. С. 959–967.
25. Кюрджиев С.П. Механизм управления налоговыми обязательствами в системе формирования и использования финансовых ресурсов предприятия / С.П. Кюрджиев, А.А. Мамбетова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2018. – №2. – С.84–92.
26. Коваленко О.Г. Платежеспособность предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. №12 (67). С.71-72.
27. Корелин В.В., Габуниа Н.Г. Инструменты обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия // Известия СПбГЭУ. 2016. №4 (100). С.129.
28. Карпович А.Г., Манжинский С.А. Методы управления дебиторской задолженностью как инструменты риск-менеджмента // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2017. №1 (196). С.82-88.
29. Карзаева Н.Н., Карзаева Е.А. Инструменты повышения платежеспособности хозяйствующих субъектов // Учет. Анализ. Аудит. 2016. №4. С.177.
30. 11. Левченко Т. А., Капышкина Я. Д. Оценка финансовой безопасности промышленных предприятий. // Актуальные вопросы современной экономики - 2018. № 3. С. 132-140.
31. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина – М.: Юрайт, 2016. – 438 с.
32. Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики / Ю. Любимцев // Экономист. – 2019. – №1. – С. 8–9.
33. Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов: проблемы и тенденции // Проблемы развития территории. 2018. № 2. С. 7–18.
34. Меркулова А.В. К вопросу о субъектах предпринимательских правоотношений // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4. С. 243–245.
35. Мусаева З.Н. Экономическая сущность и значение малого предпринимательства // Экономические науки. 2017. № 3. С. 74–78.
36. Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5. С.77-82.
37. Нечеухина Н.С. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства / Н.С. Нечеухина, А.Ю. Попов, И. Кочар // Инструменты стимулирования экономического роста. – 2018. – №2 (54). – С. 11 – 17.
38. Никитин С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада / С. Никитин, А. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – №11. – С. 7–9.
39. Николаева М.В. УСН как инструмент развития малого бизнеса / М.В. Николаева // InternationalScientificJournalTheoretical&AppliedScience. – 2016. – №7(27). – С. 82 – 86.
40. Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса / А.В. Одарченко // Налоги и налогообложение. – 2016. – №3. – С. 25–32.
41. Оскирко О.В. Некоторые подходы к оценке выбора системы налогообложения в публичном управлении малым предприятием / О.В. Оскирко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №12–3 (41). – С. 695–698.
42. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - С.129.
43. Основы бухгалтерского учета для малого бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - С.79.
44. Панов А.С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства / А.С. Панов // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – №5. – С. 8–11.
45. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. – М.: Аналитический центр, 2017. – 23 с.
46. Радченко А.С. Оптимизация работы субъектов малого предпринимательства // А.С. Радченко, А.А. Адаменко // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы II Международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 168-171.
47. Смирнова И.Ю. Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства // Экономика строительства и природопользования. 2017. № 2. С. 82–86.
48. Сидорова Н.П. Специальные налоговые режимы / Н.П. Сидорова, С.П. Сорокина // Вестник НГИЭИ. – 2018. – №7 (38). – С. 219–227.
49. Трясцина Н.Ю. Мониторинг эффективности и устойчивости развития предприятий / Н.Ю. Трясцина // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №8 (65). – С. 37–39.
50. Тумунбаярова Ж.Б. Об определении понятия «малое предпринимательство» // Российское предпринимательство. 2018. № 5. С. 18–24.
51. Федосова Т.В. Построение модели управления малым бизнесом через систему налогообложения / Т.В. Федосова // Известия ТРТУ. – 2016. – №1 (24). – С. 188–189.
52. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2019 году. – М.: Аналитический центр, 2016. – 59 с.
53. Чижикова Т.А., Федотенко С.А., Пряхина И.Л. Анализ кредиторской задолженности и мероприятия, направленные на ее снижение в предприятии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. №2 (2). С.49.
54. Шпалтаков В.П. Шумпетер о проблемах инновационного развития // Инновационная экономика и общество. 2017. № 2. С. 25–34.
55. Юсупова С.М. Роль малого предпринимательства в экономике России // «Вектор экономики». 2020. № 8. С.102-105.
56. Юдин Н.С. К вопросу о качественных критериях идентификации малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 9. С. 104–112.