Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современных условиях, происходящих в Российской Федерации социально-экономических перемен, не теряет актуальности необходимость совершенствования органами власти мер по укреплению законности, обеспечения правопорядка в общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов. Основные обязанности по реализации данной задачи возлагаются на подразделения патрульно-постовой службы полиции (ППСП), поэтому одним из главных направлений деятельности сотрудников ППСП при несении службы в общественных местах является предупреждение и пресечение административных правонарушений.
На сегодняшний день ППСП является одной из многочисленных подразделений МВД России, чья служба составляет основу полиции. Большая часть сотрудников полиции начали свой путь со службы в ППСП.
Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными и конституционными законами, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» , другими федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, актами МВД России, а также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Однако основу деятельности ППСП составляет Устав патрульно-постовой службы, который утвержден Приказом МВД России от 29.01.08 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (Устав ППСП). Помимо этого, патрульно-постовая служба полиции в своей деятельности должна руководствоваться законодательством субъектов РФ в области вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые изданы в рамках компетенции.
Научная разработанность. На данный момент времени существует довольно много научных работ различных авторов-правоведов, которыми исследуется тема организации деятельности патрульно-постовой службы полиции. Например, такие как: Б.Т. Базылева, А.Б. Венгерова, Ю.Ю. Ветютнева, Н.М. Колосова, Д.А. Липинского, В. Лукьянова, Н. Борисова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко и некоторые другие, но при этом эта тематика не получает большого распространения в российской юриспруденции, на основании этого тема нуждается в дополнительном рассмотрении.
Выбор темы исследования обуславливается тем, что автор планирует связать последующую трудовую деятельность с работой в правоохранительных органах, а полученный результат детально изученного материала поможет в профессиональной деятельности.
В качестве объект исследования выступают общественные отношения, в области организации деятельности патрульно-постовой службы полиции.
В качестве предмета исследования выступают положения законодательства России, которые регулируют организацию деятельности патрульно-постовой службы полиции.
В качестве цели исследования выступает комплексный анализ особенностей правовых основ, и организации деятельности патрульно-постовой службы полиции.
Исходя, из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект становления патрульно-постовой службы в России.
2. Раскрыть понятие, задачи и функции патрульно-постовой службы полиции.
3. Изучить виды патрульно-постовых нарядов и их назначение.
4. Проанализировать организацию деятельности патрульно-постовой службы полиции.
5. Проанализировать организацию взаимодействия ППСП с другими службами, общественными формированиями и гражданами в охране правопорядка
6. Раскрыть особенности несения службы нарядами ППСП на автомобилях, мотоциклах и с использованием служебных лошадей.
7. Рассмотреть особенности несения патрульно-постовой службы со служебными собаками.
8. Изучить особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Методологической основой исследования является метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и последующее обобщение научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности правовых основ, и организации деятельности патрульно-постовой службы полиции; метод анализа специальных литературных источников; метод системного анализа.
Новизна, практическая значимость исследования заключаются в том, что результат многоаспектного изучения норм российского законодательства, которое регулирует отношения в области организации деятельности патрульно-постовой службы полиции, можно использовать во время оптимизации правотворческого процесса в обозначенном направлении, а помимо этого во время совершенствования учебной базы соответствующих учебных дисциплин и спецкурсов.
Структура исследования определена целями, а также задачами исследования. В работе содержится введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
1.1 Исторический аспект становления патрульно-постовой службы в России
Обращение к истокам возникновения патрульно-постовой службы вызвано необходимостью более глубокого понимания сущности и назначения данного подразделения в системе правоохранительных органов. Именно исторический анализ положительного опыта и недостатков в процессе становления патрульно-постовой службы поможет определить перспективы и тенденции ее дальнейшего развития и совершенствования.
Общеизвестно, что с возникновением государства появляется и функция охраны порядка в общественных местах. В XVIII в. в российском государстве был создан специальный орган поддержания порядка и внутренней безопасности – полиция. Задачи полиции по охране «тишины и безопасности», «порядка и благочиния», «тишины и спокойствия», «градского и сельского благочиния», «полицейского порядка», но чаще общественного или государственного порядка по своему содержанию были многогранны, а функции многообразны .
Ускорение социально-экономического развития, оживление общественно-политической жизни России привели одновременно к негативным последствиям в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью. Поэтому в рассматриваемый период перед полицейскими органами России возникла необходимость создания в своей структуре общедоступной, постоянно действующей службы, способной оперативно отреагировать на негативные изменения окружающей обстановки на обслуживаемой территории; службы, куда в любое время суток гражданин мог бы обратиться за помощью.
В XVIII в. отдельные функциональные обязанности, присущие сегодня дежурным частям органов внутренних дел, выполнялись различными полицейскими органами. Например, в XVIII в., согласно первому нормативному правовому акту от 25 мая 1718 г., на основе которого в России были созданы регулярные органы полиции, данная функция возлагалась на караульщиков.
В ст. 12 «Пунктов» говорилось о том, чтобы караульщиков определить с каждого двора, «дабы когда драка учинится или какой вор побежит, тогда б караульщики с двора оного поймать могли». Караульщики и патрули, задерживавшие правонарушителей, доставляли последних на съезжий двор, а затем в полицмейстерскую канцелярию .
С увеличением численности населения острее становится вопрос о безопасности движения по городским улицам. В частности, в указах 1730 и 1732 гг. констатировалось, что, несмотря на предписания ездить на лошадях «смирно» и осторожно, на людей не наезжать, многие «ездят в санях резво и не смирно, и верховые их люди перед ними необыкновенно скачут на других, наезжая, бьют плетьми и лошадьми топчут».
В связи с этим, на полицию возлагалась обязанность следить за соблюдением правил езды, виновных задерживать и, если это было в столице, приводить в полицмейстерскую канцелярию, где лакеев бить кошками, а помещиков штрафовать, о чем рапортовать в Сенат .
Одновременно возрастает количество преступных проявлений, в том числе тяжких преступлений против личности. Регулярной полиции даже в столицах приходилось вести борьбу с разбойными нападениями. Этот вывод находит свое подтверждение в докладах Петербургской полицмейстерской канцелярии того времени и именном указе императора. Например, Главная полицмейстерская канцелярия сообщала Кабинету по этому поводу следующее: разбойники обосновались в самом Петербурге – «в Лиговой, на приморских дворах» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость создания патрульно-постовой службы в структуре территориальных органов внутренних дел нашей страны возникла одновременно с формированием регулярной полиции в России, т.е. в конце XVII – первой четверти XVIII в. Кроме того, как было видно, после завершения реформы городской полиции России, ознаменованной подписанием Екатериной II 8 апреля 1782 г. «Устава благочиния или полицейского», часть функций современной патрульно-постовой службы возлагалась на управы благочиния. Но собственно становление и развитие патрульно-постовой службы в системе органов внутренних дел неразрывно связано с созданием и развитием советской милиции, юридически этот процесс начался с утверждения Наркомом внутренних дел 5 марта 1926 г. Правил внутренней службы милиции, которыми в милиции вводилось дежурство по городу.
К компетенции органов внутренних дел отнесено назначение таких видов наказаний, как предупреждение и административный штраф, однако сотрудники ППСП не уполномочены назначать административные наказания.
Учитывая назначение полиции, направления ее деятельности, а также обязанности, последние обязаны предупреждать и пресекать правонарушения, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации.
Не смотря на указанные выше полномочия полиции, следует отметить, что анализ опыта реализации российской полицией законодательства об административных правонарушениях, позволяет отметить проблему административно-деликтных иммунитетов, которая остается актуальной и в настоящее время.
Проблема выражается в том, что иммунитет воспринимается как почти абсолютную невозможность привлечения соответствующих лиц к ответственности и едва ли не полный запрет на применение к ним каких-либо мер принуждения. Указанная проблема не решается, не смотря на отдельные попытки разработчиков внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты. Таким образом, полицейские наделены значительным объемом полномочий по применению мер принуждения в целях обеспечения правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, однако в целях упорядочивания действий полиции в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции считаем целесообразным прямое закрепление в тексте КоАП РФ отдельной главы, посвящённой особенностям производства по делам об административных правонарушениях, совершённых лицами, обладающими административно-деликтным иммунитетом.
Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение постов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.
Усотрудников полиции имелись основания для проникновения в жилое помещение, после первичного опроса заявителя о происшествии оценка указанных фактических данных должна оказывать влияние на принятие данного решения. В частности, можно было избрать такой способ проникновения, с помощью которого можно было причинить наименьший вред имуществу (разбив стекло на балконе), не дожидаясь прибытия экстренных служб, которые могут вскрыть металлические двери. При принятии такого решения быстрота реагирования на месте происшествия может позволить предупредить причинение смерти пострадавшему. Следует исключать возможность доступа посторонних лиц, которые могут нарушить неприкосновенность места происшествия, либо может произойти утрата имущества собственника. Согласно п. 259 Устава при прибытии следственно-оперативной группы или сотрудника, которому поручено расследование преступления, патрульный (постовой) докладывает обо всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.
особенные условия, при которых выполняют свою работу ППС в области обеспечения общественного порядка и безопасности в период проведения массового мероприятия, вызывают объективную надобность создания специального органа управления силами, а также средствами (оперативный штаб), специального вида наряда и тактики действий. Организация работы ППС во время проведения массового мероприятия состоит из трех взаимосвязанных между собой периодов, которые отличаются по содержанию и направлению, характеризуют совокупностью последовательно выполняемых действий, как органом управления, так и нарядом ППС, которые осуществляют непосредственное обеспечение общественного порядка и безопасности.
Во время подготовки к обеспечению общественного порядка, а также общественной безопасности в период проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и других массовых мероприятий нужно проводить инструктаж и тренировку с личным составом. Особенное внимание нужно уделять отработке тактических приемов несения службы при условии осложнения обстановки. На инструктаже с применением схем территорий разъяснить программу проведения массовых мероприятий, обозначая участок и сектор охраны общественного порядка, направление, маршрут движения участников и стоянки транспорта, размещение пункта управления, резерва, медицинского пункта, торговой точки, санитарного узла. Тренировку осуществляют накануне массовых мероприятий непосредственно на месте проведения. При этом уточняют задачи наряда, проверяют реальность установленного срока развертывания сил; отрабатывают вопросы взаимодействия наряда полиции и иных привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Все это дает сотрудникам непосредственно несущим службу по охране общественного порядка точное понимание поставленных задач и возможности для правильного ориентирования во время появления чрезвычайной ситуации в период проведения массового мероприятия.
Патрульные автомобили и мотоциклы предназначаются для патрулирования по маршрутам, преследования преступников и доставления в органы внутренних дел лиц, задержанных за совершение преступлений и административных правонарушений, в случаях отсутствия специального транспорта - для доставления в медицинские учреждения граждан, оказавшихся в беспомощном состоянии, а также лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе. Сотрудник полиции верхом на коне - это необходимый вид несения службы, который был создан два столетия назад и применяющийся по сей день.
Результативное использование патрульно-розыскных собак зависит от трех основных слагаемых: уровня обученности кинолога; степени подбора и надрессированности служебной собаки; наличия и качества разработанности тактических приемов применения собак при организации и несении ППС. Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-постовую службу, является грамотная организация деятельности ППСП и поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. С этой целью патрульные и постовые устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами и работниками жилищных органов, которые могут оказать реальную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка.
Деятельность по организации общественной безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры является достаточно сложной, многоуровневой, которая требует большого числа мероприятий по планированию, подготовке и практической реализации всех положений.
В целом направление деятельности всех институтов обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта имеют определенные сходства, которые направлены на главную задачу - охрану прав, свобод и законных интересов граждан нашего государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
4. Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1021 (ред. от 27.07.2019) "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции" // "Собрание законодательства РФ", 19.12.2011, N 51, ст. 7532.
5. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 07.07.2008.
6. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» // СПС КонсультантПлюс.
7. Приказ МВД России N 1022, Минтранса России N 487 от 27.12.2013 "Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2014 N 31192) // "Российская газета", N 34, 14.02.2014.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 г. No 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.
9. Административное право: Учебник / Под ред. Н.В. Румянцева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИДАНА, 2017. 729 с.
10. Батыщева И.В., Руднев М.А. Актуальные проблемы, возникающие в административной деятельности строевых подразделений полиции при проведении массовых мероприятий // Материалы регионального межведомственного научно-практического семинара «Современные проблемы обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Пресечение массовых беспорядков». - 2016. - С. 61-66.
11. Гусев А.В. К вопросу об определении категории «массовое мероприятие» в контексте охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 3. С. 37-41.
12. Егоров В.Ю., Желтобрюх А.В., Ковалёв Д.В., Сошин А.А., Фидель П.М., Чибунин В.М. Тактика предупреждения и пресечения террористических актов // Учебно-методическое пособие / Иркутск, 2017. 276 с.
13. Заядуллаев М.З. Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М., 2017. № 2. С.49-55.
14. История органов внутренних дел / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 38.
15. История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. М.: Московская академия МВД России, 2001. С. 70-71.
16. Ковалев Д. В., Егоров В. Ю., Желтобрюх А. В., Сошин А. А., Фидель П.М Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях// учеб. пособие. - Иркутск: ФГКОУ ВПО «ВСИ МВД России», 2016. 124 с.
17. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 488 с.
18. Костенников М.В., Мышляев Н.П. Правовое регулирование деятельности полиции по профилактике правонарушений в зарубежных государствах // Полицейская деятельность. 2017. № 1. С. 24-34.
19. Камилов М. А. Соотношение дефиниций «массовые мероприятия», «публичные мероприятия» и «массовые публичные мероприятия» в российском праве / М. А. Камилова // Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 2. С. 56.
20. Лукашов В.А. Организация первоначальных оперативно-розыскных мер раскрытия преступлений: Уч. пособие. Киев: КВШ МВД СССР, 1981. С. 25-26.
21. Набока С.В. Развитие штабной функции в деятельности центрального аппарата НКВД РСФСР по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (1917-1930 гг.): Дисс. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 155.
22. Особенности выявления отдельных видов административных правонарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности: учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 572 с.
23. Органы внутренних дел Российской империи. Т. 1 / А.В. Борисов, А.И. Миронов, В.И. Полубинский и др. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 57-58.
24. Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 1-е изд. Т. 5. № 3203.
25. Поезжалов В. Б., Черненко И. Н., Газизова О. В. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка: учебно-методическое пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 429 с.
26. Павлюк А.В. К вопросу о понятии нормы административного права // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 85-86.
27. Правовой статус органов внутренних дел в Российской Федерации. Учебное пособие / под. ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 102 с.
28. Российское законодательство X-XX вв. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юрид. лит-ра, 1978. С. 332.
29. Салунин П.А., Фетищев Д.В. Понятие и направления совершенствования административно-правовой основы обеспечения безопасности проведения массовых мероприятий // Закон и право. 2016. № 10. С. 149-151.
30. Степанкин И.А., Мухин А.В. Понятие массовых мероприятий, их виды и характеристика // Материалы регионального межведомственного научно-практического семинара. 2016. С. 38-42.
31. Черкасова Е.К. Понятие и условия для проведения массовых мероприятий // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 407-410.
32. Ярыгин И.И. Административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 31 с.