Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что эффективно организованная система логистики позволяет компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы. Современная логистика не может существовать без активного использования информационных технологий. Практически невозможно представить организацию цепи поставки грузов без постоянного обмена информацией. Быстрое появление информационных технологий в сфере перевозок не позволило также быстро перестроиться руководителям транспортных компаний к изменившейся системе управления транспортными потоками.
Целью исследования является разработка и оценка экономической эффективности мероприятий направленных на совершенствование логистической деятельности компании «ExxonMobile» на международных рынках.
Основные задачи исследования:
1. Провести исследование теоретических основ функционирования логистической деятельности.
2. Проанализировать проблемы логистики в компании «ExxonMobile».
3. Разработать и внедрить TMS-систему в управление транспортно-экспедиционного обслуживания в «ExxonMobile».
4. Оценить экономическую эффективность результатов внедрения TMS-системы.
Объектом исследования является «ExxonMobile».
Предмет исследования – методология логистических процессов.
Методы исследования: методы и приемы сравнитель¬ного анализа, методы экономического анализа, сравнения, группировки, моделирования, системный подход к анализу экономических явлений и процессов.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании разработанных положений, которые могут быть использованы в практической работе руководителя ТЭК как способ сокращения затрат на транспортно-экспедиционное обслуживание и повышения эффективности его деятельности.
Теоретической и методологиче¬ской базой исследования послужили труды отечественных и зару¬бежных ученых, которые опубликовали за последние годы фундаментальные и прикладные работы в области логистики, в том числе транспортной, складской, в частности, работы Алескерова А. Х., Барыкин А. Ю., Белозерцевой Н.П., Владимирова С. А., Волковой С. А., Войцехович А. М., Винникова В.В., Курганова В.М., Кисловой Ю., Кропачевой Д. С. и др.
1. Логистический подход к управлению материальными потоками в компании
1.1 Характеристика основных понятий логистической системы
Логистика – довольно молодая отрасль в российской экономике и отечественные предприятия еще не в полной мере знакомы с тем, что подразумевает под собой логистика .
Тем не менее, в последние десятилетия прослеживается расширение сферы приложения логистики, которое обусловлено возрастающими потребностями предприятий в снижении затрат. Основные перспективы логистики состоят в рационализации управления потоками материалов, информации и финансов.
Логистика имеет длинную и интересную историю. Сам термин берет свое начало в IX веке н.э. и имеет непосредственное отношение к военному искусству . Широкое применение в экономике логистика получила в 60-е гг. XX века и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. В то время из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами.
Причина обособления этих проблем заключалась в серьезном росте на предприятиях затрат на транспортировку готовой продукции и содержание материальных запасов. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материального потока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции.
Это стало возможно благодаря достижениям в области компьютерных технологий. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике – логистика.
В настоящее время логистика приобретает глобальное значение, поскольку предназначение логистики, в общем смысле, – обеспечить доставку товаров и услуг в нужное место и время в необходимом количестве.
Тем не менее, несмотря на то, что за рубежом логистика давно является практическим инструментом рыночной экономики, а интегрированный логистический подход, различные логистические системы, концепции и технологии применяются известнейшими зарубежными корпорациями, такими как Coca-Cola, IBM, General Motors, Volvo и другими, для большинства российских предприятий логистика, по-прежнему, находится на операционном уровне.
Причинами возникновения и внедрения концепции логистики в практическую деятельность торговых и промышленных предприятий являются :
усиление конкуренции на мировых и региональных рынках;
достижение предела эффективности технологических процессов изготовления продукции;
существенное возрастание затрат на выполнение операций по подготовке ресурсов к обработке и доставке к местам пользования или реализации;
широкая дифференциация продукции торговых и промышленных предприятий с предоставлением потребителю той продукции и с теми характеристиками, которые ему необходимы;
широкое распространение современных информационных технологий.
Под логистикой будем понимать перспективную, научно-практическую дисциплину, имеющую стратегическое значение в компании и фокусирующуюся на эффективном управлении совокупностью материальных и нематериальных потоков, сопутствующих им информации, финансов и сервиса, для удовлетворения потребностей покупателей и целей организации, сопряженном с минимальными возможными издержками .
Проведенный анализ литературных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы:
Понятие «логистика» далеко не однозначно по смыслу. Каждый автор старается преподнести в определение логистики новые, эксклюзивные характеристики, обобщив или выделив что-то одно. Кроме того, как пишет профессор Тяпухин А.П.: «Современная трактовка понятия «логистика» с позиции бизнеса зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя» . В результате в литературе логистика трактуется как в узком, так и в широком аспекте, несет первоначальный или современный смысл.
Чеботаев А.А. считает, что «широкое и неоднозначное толкование сущности логистики» обусловлено несколькими причинами:
относительно коротким периодом приложения логистики в истории экономики;
существованием множества ответвлений в логистике;
пересечением логистики с другими дисциплинами;
разрозненностью терминологии логистики в разных странах .
Не существует единого определения понятию «логистика». В работе «Методы управления инвестициями в логистических системах», автором представлена целая таблица словарных определений этого термина, самое краткое из которых содержит всего два слова – «математическая логика», а самое увесистое состоит из полсотни слов, объединенных в одном предложении: «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» .
Логистика в России, в виду слабого развития отечественной практики ее применения, часто воспринимается как набор некоторых функций: транспортировка, складирование, упаковка, переработка, управление запасами. В то время как ведущие западные логистические агентства указывают, что «логистика – это стратегическое управление всей цепью поставок» и придают ей большое научное и практическое значение .
Интересным является мнение профессоров Дж. Бауэрсокса и Дж. Клосса, которые называют логистику «парадоксальным явлением», «уникальной и сложной отраслью деятельности», поскольку она состоит из множества составляющих и постоянно находится в развитии. Парадокс заключается в том, что, не имея названия, эта отрасль существовала с зарождения цивилизации, но конкретные очертания получает только в последние десятилетия .
Не вызывает разногласий у исследователей только вопрос о задаче логистики – обеспечение эффективного управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и сервисными потоками для наиболее полного удовлетворения целей предприятия и потребностей покупателя с минимальными издержками .
Логистический подход к управлению заключается в интеграции закупочной, сбытовой, складской, транспортной, информационной и сервисной логистики, логистики производственных процессов с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными, информационными и другими потоками.
Таким образом, можем выделить следующие основные преимущества логистического управления:
1. Обеспечивает координацию и сквозное управление между всеми звеньями логистики.
2. Консолидация информационного потока для подготовки единой отчетности.
3. Единство проектирования и реализации проектов.
4. Рационализация управления материальными и информационными потоками, что позволяет сократить все виды затрат на перемещение ресурсов.
5. Снизить уровень запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и готовой продукции.
6. Ускорить оборачиваемость вложенного капитала.
7. Снизить себестоимость производства единицы продукции;
8. Повышение качества логистического сервиса.
Все перечисленные достоинства логистического управления, в конечном итоге, способствуют росту конкурентоспособности, иными словами, выполнению стратегической цели любого предприятия.
Элементы логистической системы весьма разнообразны. Они включают в себя, рис.1.
Рисунок 2.1 - Элементы логистической системы
Другими словами, продвижение материальных потоков осуществляется при работе квалифицированного персонала, который использует транспортные средства, разнообразную технику и т. д.
Понятие логистической системы невозможно без согласованной и гармоничной работы ее звеньев, которые в своей совокупности обладают рядом свойств.
При более подробном рассмотрении логистические системы – это совокупность таких подсистем, как, рис. 2.
Рисунок 2 - Подсистемы логистической системы
Все рассмотренные элементы являются разнокачественными, но в то же время совместимыми между собой. Их общая работа и обеспечивает функционирование всей логистической системы.
Виды логистических систем макроуровня классифицируются по следующим признакам:
по административно-территориальному делению страны;
по субъективно-функциональным возможностям .
В практике стран Западной Европы нередко используется такое понятие, как глобальная макрологистическая система. Таковой может являться государственная (например, трансляционная) система. Ее формирование происходит на уровне отдельной страны.
Виды логистических систем микроуровня делятся на следующие, рис. 3.
Рисунок 3 - Виды логистических систем микроуровня
Управление в логистических системах обладает определенной спецификой. В него входят такие структуры, как закупочная и производственная, транспортная, распределительная и информационная, рис. 2.4.
Рисунок 4 - Управление логистической системой
Понятие логистической системы включает в себя и выполнение распределительных функций. Эти задачи возлагают на себя не только производственные предприятия, но и организации, занимающиеся торгово-посреднической деятельностью. На данном этапе в управление логистическим схемами включаются и структуры власти, так как функция распределения влияет на экономику региона .
Далее управление логистическим системами переходит к транспортному участку. Здесь решаются вопросы дальнейшего перемещения материального потока. Все они относятся к сфере транспортной логистики. Так же как и во всех других звеньях данной цепочки, здесь нет четко очерченных границ .
В завершение анализа определяются возможные варианты изменения логистической системы, способствующие созданию наиболее приемлемой схемы.
Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие, рис. 5.
Основные концепции логистики :
Рисунок 5 - Принципы логистики .
С помощью концепций логистики реализуется специфика логистики в управлении производственно-коммерческой деятельности в цепях поставок. Концепции логистики есть концептуальные системы в форме алгоритмов производственно-коммерческой деятельности .
Ключевыми факторами, препятствующими организации работы службы логистики на предприятии, по нашему мнению являются, рис. 6.
Рисунок 6 – Факторы, препятствующие организации работы службы логистики компании
На логистические процессы в компании влияют следующие факторы, рис. 7.
Рисунок 7 – Факторы, влияющие на логистические процессы компании
Для ликвидации факторов, мешающих развитию логистического управления, как на уровне предприятия, так и государства должен проводиться комплексный анализ проблем с выработкой текущих форм, алгоритмов работы и целей преобразований, в том числе с привлечением внешнего консалтинга. После чего следует определить способы достижения целей и решения конкретных проблем. К сожалению, в России данному аспекту уделяется крайне небольшое внимание.
1.2 Методы организации и планирования материального потока
В настоящее время успешное функционирование предприятия требует применения современных высокоэффективных способов и методов
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 12 дек. 1993 г. – М.: Юрайт, 2017. – 48 с.
2. Гражданский кодекс РФ ч. 1: федер закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. – М.: Юрайт, 2017. – 276 с.
3. Гражданский кодекс РФ ч. 2: федер закон: принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г. – М.:Кодекс, 2017. – 318 с.
4. Автоматизация бизнес-процессов в логистике : учеб. пособие / А.В. Мерзляк, Е. О. Коскур-Оглы ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, каф. коммерции и логистики. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2017. - 143 с.
5. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики в регионах России: материалы региональной научно-практической конференции, г. Астрахань, 8-9 дек. 2017 г. /[редкол.: Минева О. К. (гл. ред.) и др.]. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2017.- 199 с.
6. Альбеков А.У. Логистика: [учебное пособие] /А. У. Альбеков, Х.-М. Ю. Эльдарханов. - Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2018.- 387 с..
7. Асланьян Э.Л. Логистический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности строительных предприятий /Э. Л. Асланьян, Е. К. Ивакин, И. В. Теренина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Рост. гос. строит. ун-т. - Ростов-на-Дону: РГСУ, 2017.- 46 с.
8. Бондаренко А.А. Рационализация трансакционного компонента логистических издержек: (на примере предприятий отрасли связи ЮФО) /А. А. Бондаренко, Е. А. Бондаренко. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2017.- 163 с.
9. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности: учебник : [по специальности «Логистика и управление цепями поставок»] /Г. Л. Бродецкий. - Москва: Академия, 2017.- 334 с.
10. Бутрин А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия /А. Г. Бутрин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. «Экономика и финансы». - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2017.- 121 с.
11. Богатырев С.А. Технология хранения и транспортирования товаров: Учебное пособие / С.А. Богатырев, И.Ю. Михайлова.- М.: Дашков и Ко 2016.– 145 с.
12. Воронков А.Н. «Новая» логистика /А. Н. Воронков. - Нижний Новгород: Гладкова О. В., 2017.- 189 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: учебник /А. М. Гаджинский. - 19-е изд.. - Москва: Дашков и Ко, 2017.- 481 с.
14. Гаррисон А. Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок: учебник: пер. 3-го англ. изд. /Алан Гаррисон, Ремко Ван Гок. - М.: Дело и сервис, 2017.- 367 с.
15. Дмитриев А.В. Управление транспортными системами: учеб. пособие /А. В. Дмитриев. - СПб., 2017.- 95 с.
16. Елисеев С.Ю. Построение и оптимизация функционирования международных транспортно-логистических систем=Construction and optimization of intrnational transport-logistics system functioning /С. Ю. Елисеев; Рос. акад. наук, ВИНИТИ. - М.: ВИНИТИ, 2017.- 240 с.
17. Калачанов В.Д. Исследование систем управления: логистический аспект: [учеб. пособие для вузов по направлению подгот. дипломир. специалистов 220700 «Орг. и упр. наукоемкими пр-вами», 220701 «Менеджмент высок. технологий»] /В. Д. Калачанов, Л. И. Кобко; Федер. агентство по образованию, Моск. авиац. ин-т (гос. техн. ун-т). - М.: Изд-во МАИ, 2018.- 262 с.
18. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 490 с.
19. Кородюк И.С. Региональные транспортно-логистические системы: вопросы теории и практики /И. С. Кородюк, С. А. Кархова; Федер. агентство по образованию, Байкал. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2018.- 335 с.:
20. Логистика: учебное пособие /[Б. А. Аникин и др.]; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - М.: Проспект, 2017.- 405 с.
21. Логистика : учебник для бакалавров : [по направлению «Менеджмент»] / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 825 с.
22. Логистика : [учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»] / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - Москва : КноРус, 2017. - 320 с.
23. Логистика : учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 568 с.
24. Логистика и менеджмент товародвижения / А. А. Чеботаев, Д. А. Чеботаев. - Москва : Экономика, 2017. – 396 с.
25. Логистика и управление цепями поставок: перспективы в России и Германии: [V российско-немецкая конференция по логистике и SCM DR-LOG'10, Санкт-Петербург, 19-22 мая 2017: материалы]=Logistik and supply chain management: Deutsch-Russische perspectiven /под науч. ред. Д. А. Иванова [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2017.- 529 с.
26. Логистика и экономика регионов: материалы V междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Сиб. гос. эрокосм. ун-та им. М. Ф. Решетнева, 75-летию образования Краснояр. края (4-5 февр. 2017 г., г. Красноярск) /[редкол.: Ю. Ю. Логинов (пред.) и др.]. - Красноярск: СибГАУ Ч. 1. - 2017.- 458 с.
27. Логистика производственных и товаропроводящих процессов : сборник научных трудов / [под ред. В. М. Самуйлова]. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2017. - 262 с.
28. Логистика: современные тенденции развития : материалы XI Международной научно-практической конференции, 19 - 20 апреля 2017 г. / [редкол.: В. С. Лукинский (отв. ред.) и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2017. – 470 с.
29. Логистические системы в глобальной экономике = Logistic systems in global economy : материалы международной научно-практической конференции (27-28 марта 2017 г., г. Красноярск) / [редкол.: Ю. Ю. Логинов (пред.) и др.]. - Красноярск : СибГАУ, 2017. – 501 с.
30. Малашенко Н.П. Логистическая концепция организации и управления системой перевозок грузов /Н. П. Малашенко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. ун-т экономики и упр.. - Новосибирск: НГУЭУ, 2017.- 149 с.
31. Маркетинговое управление в коммерции и логистике: научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009 года, март-апр. 2017 г., факультет коммерции и маркетинга: сборник докладов: в 2 ч. /под ред. И. Д. Афанасенко. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов Ч. 1. - 2017.- 229 с.
32. Методология управления устойчивостью предприятия: логистическая концепция / В. А. Лазарев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. междунар. ин-т туризма, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. экономического ун-та, 2017. - 239 с.
33. Мищенко А.В. Методы управления инвестициями в логистических системах: учеб. пособие /А. В. Мищенко. - М.: ИНФРА-М, 2017.- 361 с.
34. Мойсеенко С.С. Проектирование транспортно-логистических систем: учебное пособие /С. С. Мойсеенко. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2017.- 183 с.
35. Моргунов В.И. Конкурентоспособность компаний в сфере транспортно-логистических продукции /В. И. Моргунов, Ю. А. Максимова; Информ.-внедренч. центр «Маркетинг». - Науч. изд.. - М.: Маркетинг, 2017.- 55 с.
36. Моргунов В.И. Особенности развития логистики и глобальных логистических систем /В. И. Моргунов, Ю. А. Максимова. - Москва: Дашков и Ко, 2017.- 92 с.
37. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 265 с.
38. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Дональд Уотерс - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 785 с.
39. European Council of Applied Sciences and Engineering. Freight Logistics and Transport Systems in Europe: Trends in the location of European industry and its interaction with logistics and transport / European Council of Applied Sciences and Engineering – 2011, 208 с.
40. Kaipio H. Distribution systems of the food sector in Russia: the perspective of Finnish food industry / Hannu Kaipio, Simo Leppanen. – Lappeenranta, 2018.
41. Klie L. Squeezing Out Costs / Louis Klie // Food Logistics. – 2018 – № 3/
42. Thiel D. Reduce Out of Stocks In Six Steps / Daniel Thiel // Food Logistics. – 2018 – № 8/