Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начиная с 1990-х годов, решение вопросов укрепления государственности, изменения системы исполнительно-распорядительных органов власти и формирования эффективного механизма государственного управления приобрели ключевое значение для осуществления активных преобразований в России и организации демократического общественного и государственного устройства. Однако по истечению более двадцати лет процесс формирования системы государственного управления и структуры государственных и общественн-х институтов продолжается.
Вместе с тем, глобальные политические и социально-экономические изменения определяют необходимость перехода существующей системы государственного управления Российской Федерации на качественно новый уровень, характеризующийся максимальной централизацией, эффективностью и результативность административно-управленческих структур (Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти т.д.), а также конкретизацией их роли и реализуемых полномочий.
Однако неоднозначность происходящих в российском обществе и системе государственно управления процессов определяет актуальность данного исследования.
Конституция РФ закрепляет, что все ветви власти в осуществлении своих полномочий являются самостоятельными. Но вопрос о независимости исполнительной власти является весьма спорным, поскольку оставшиеся ветви власти, а так же глава государства вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью органов, реализующих исполнительную власть, дабы избежать разбалансировку системы разделения властей.
Вопрос о месте фигуры Президента в системе государственного управления в настоящий момент является обсуждаемым и достаточно актуальным. Прежде всего, это связано с возрастанием влияния действующего главы российского государства, но не только, именно сейчас можно наблюдать новый этап системного преобразования России, который затрагивает политическую, социальную и экономическую сферу. Не может этот процесс стороной обойти и сферу управления государством.
С момента принятия Конституции Российской Федерации, и формировании в стране суверенного демократического государства существует президентско-парламентская республика.
Формально, на законодательном уровне ничего не изменилось, всё также Федеральное Собрание и Президент РФ обладают рычагами воздействия друг на друга, в рамках реализации механизма сдержек и противовесов. Однако такое положение вещей является именно формальным, поскольку реально Президент обладает полномочиями, выходящими за установленные законом рамки. Такое положение вещей есть следствие возрастающей роли президентской власти.
Объектом работы являются общественные отношения, регулирующие полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Предметом работы являются правовые нормы, регламентирующие полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Основная цель исследования обусловлена объектом и предметом исследования и заключается в комплексном исследовании полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти. Кроме этого, целью исследования является выявление проблем осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
– рассмотреть понятие, признаки и структуру исполнительной власти в РФ:
– проанализировать место Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти;
– раскрыть понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти;
– исследовать взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России;
– выявить проблемы осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти;
– рассмотреть пути решения проблем полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов и приемов познания общественных явлений и процессов (исторический, системный, аналитический, и др.). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались также следующие частно-научные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.А. Абаева, Е.Н. Игнатьева, Г.А. Борисов, В.В. Кутько, Л.А. Пожарова, А.Н. Писарев, Т.Т. Таймазов, Е.А. Школяренко, Р.Э. Карякин, О.С. Морозова, Е.С. Гостева, и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Место и роль института Президента РФ в системе исполнительной власти
1.1 Исполнительная власть в РФ: понятие, признаки, структура
Термин «исполнительная власть» часто употребляется как в научноучебной сфере, так и в нормативно-правовых актах. Проблема правотворческой деятельности исполнительной власти, зачастую находится в центре внимания. Основные положения в изучении данной проблемы сформировали такие ученые, как Д. Н. Бахрах, В. И. Радченко, Ю.М. Козлов и др.
На сегодняшний день понятие исполнительной власти в России прорабатывается современной юридической доктриной достаточно обширно. Но, несмотря на это в теории конституционного и административного права России еще не было сформировано единого понятия «исполнительная власть». Вследствие этого, с юридической точки зрения, нельзя расценивать ее содержание в особых областях государственной деятельности.
Так, например, В.И. Радченко считает, что не каждый государственный орган государственного управления, по всей видимости, может стать органом исполнительной власти . То есть, не все государственные органы, которые осуществляют управление, могут являться органами государственной власти, в том числе, органами исполнительной власти, которые не характеризуются правоустановительными полномочиями. Данные полномочия имеют правоприменительный характер (совещательные комитеты при Правительстве РФ, государственные предприятия и т.д.). Так, с методологической точки зрения, имеет большое значение для описания правового положения исполнительной власти, отношение государственного управления с исполнительной властью.
Исследование такой разновидности как «исполнительная власть» обращает внимание на то, что значительное количество работ уходит от разработки ее унифицированного содержания, тем самым переходя к характеристике и признакам исполнительной власти, в которых особое внимание уделяется – системе органов исполнительной власти.
В своих научных трудах Ю. М. Козлов не отождествляет такие понятия как «исполнительная власть» с органами, которые ее осуществляют .
А.Ф. Малый, считает, что соединение всех вышеперечисленных органов, которые осуществляют исполнительную власть, в единую систему ошибочно, так как они наделены не совпадающими по содержанию полномочиями .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
4. Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 7. – Ст. 697.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – № 11. – 2004. – Ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 21. – Ст. 2981.
7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
8. Анисимов Р.Ю. Административно-правовой статус президента РФ: проблемы и перспективы // Инновационные подходы в современной науке Сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 62-65.
9. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Юристъ, 2000. – С. 83.
10. Бельский К.С. Феноменология административного права. – Смоленск: Изд. Смоленского гуманитарного университета, 1995. – С. 36.
11. Берглезов А.Н. Институт президента российской федерации: проблемы и перспективы развития // Проблемы формирования правового социального государства в современной России материалы XII всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. – 2016. – С. 100-102.
12. Бородина Н.И. Актуальные проблемы регламентации конституционно-правового статуса президента российской федерации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2018. – № 2 (33). – С. 5-9.
13. Гасаналиев А.Ш., Вагабихмаев Д.М. Президент Российской Федерации и исполнительная власть как проявление единой системы государственного управления // Юридический вестник ДГУ. – 2018. – Т. 28. – № 4. – С. 114-119.
14. Гордеева В.В. Проблемы взаимодействия в структуре исполнительной власти // Студенческий вестник. – 2018. – № 21-1 (41). – С. 52-54.
15. Григорьева С.В. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. – 2018. – С. 66-71.
16. Грищенко Л.Л., Корабельникова Ю.Л. Проблемы реализации конституционной ответственности президента Российской Федерации // Роль первого Президента Республики Казахстан в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел 2018. С. 21-31.
17. Денисов Ю.П. Положение Президента и Правительства в системе управления исполнительной властью в Российской Федерации как фактор экономической модернизации // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. – 2018. – С. 63-67.
18. Добрякова Т.С. Возможности законодательного регулирования правового статуса Президента Российской Федерации // Власть в политологическом, правовом и философском дискурсе: Материалы I Студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Д.С. Будановой. – 2016. – С. 28-62.
19. Дюшеналиев С.Т. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ: проблемы и пути их разрешения // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты: Cборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / Под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2017. – С. 70-75.
20. Заверткина Е.В., Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы разграничения функций федеральных органов исполнительной власти как итог административной реформы // Современное право. – 2018. – № 1. – С. 17-22.
21. Замолоцких Ю.Н. Организационное обеспечение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 2. – С. 18-22.
22. Зырянов С.М. Пределы усмотрения в правоприменительной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. – 2018.– № 7. – С. 72-77.
23. Игнатьева Е. Н. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Вестник научных конференций. – 2016. – № 4-4 (8). – С. 41-45.
24. Исрапилова А.Р. К вопросу о статусе Правительства Российской Федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 22-24.
25. Кипаренко А.Ю. Проблема ответственности Президента Российской Федерации // Право и государство в современном мире: состояние, проблемы, тенденции развития Материалы международной научно-теоретической конференции – V Международные «Мальцевские чтения» – памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора Мальцева Геннадия Васильевича. Ответственный редактор Мархгейм М.В.. – 2018. – С. 184-189.
26. Козлов Ю.М. Административное право. – М.: Юристъ, 2010. – С. 72.
27. Колосова Н.М. Правосубъектность Президента Российской Федерации // Юридический вестник Самарского университета. – 2018. – Т. 4. – № 4. – С. 18-22.
28. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 2-4.
29. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия Правительства и Парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 4. – С. 17.
30. Максимов А.А. Взаимодействие Президента Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Современное общество и власть. – 2017. – № 4 (14). – С. 40-47.
31. Малый А. Ф. Общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственная власть в субъектах Российской Федерации: понятие, организация, принципы: монография / Под ред. д. ю. н. Г. Б. Романовского. – М.: Юрлитинформ, 2016. – С. 27-69
32. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. – 2018. – № 2 (27). – С. 8-11.
33. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 11. – С. 54-58.
34. Охматовская А.И. Проблемы повышения эффективности защиты президентом россии...прав и свобод человека и гражданина // Право и права человека Сборник студенческих статей. Отв. ред. А.В. Звонарев. Москва, 2018. С. 203-206.
35. Панов А.А. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 6 (46). С. 56-67.
36. Петрова Д.А. Проблемы правового статуса президента: сравнительно-правовое исследование // Новеллы права и политики 2017 Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 260-266.
37. Писарев А. Н., Таймазов Т. Т. Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации: вопросы теории и практики // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 3 (19). – С. 162-164.
38. Полякова А.И. Правовая характеристика понятия исполнительная власть // Форум. – Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2019. – № 1 (16). – С. 84-89.
39. Пономарева М.Ю., Каряченец Ю.П. Проблемы формирования и реализации правовой политики президента российской федерации и его администрации // Наука и знание: конкурентоспособность общества, науки и бизнеса в условиях мировых интеграционных процессов Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2017. – С. 148-149.
40. Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей: дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 1995. – С. 87.
41. Россинский Б.В. Исполнительная власть и государственное управление // Lex Russica. 2018. – № 7 (140). – С. 24-38.
42. Седалищева П.И. – Система и структура органов исполнительной власти РФ // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития; Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 316-319.
43. Сергеев К.И. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. – 2018. – С. 332-340.
44. Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – С. 203-206.
45. Смирнов В.Н. Аксиоматическая дефиниция понятия «исполнительная власть» в Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Право. – 2018. – № 1-3 (25). – С. 65-78.
46. Федосеева Я.О. Исполнительная власть как ветвь власти государственной // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2018. – Т. 4. – № 10-2. – С. 255-259.
47. Федякова Ю.Ю. Проблема фактического верховенства Президента Российской Федерации над системой исполнительной власти // Вестник научного студенческого общества Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – 2018. – С. 307-309.
48. Федякова Ю.Ю. Проблема фактического верховенства президента российской федерации над системой исполнительной власти // Вестник научного студенческого общества Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – 2018. – С. 307-309.
49. Филиппова В.П. Исполнительная власть в системе разделения властей // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. – 2018. – С. 430-435.
50. Хоружий В.В. Институт президентства в современной России: основные тенденции развития // Отечественная юриспруденция. – 2017. – Т. 2. – № 5 (19). – С. 12-13.
51. Цырыпкина В.В. Теория разделения властей. Президент РФ, как отдельная ветвь власти // Синергия Наук. – 2017. – № 10. – С. 626-633.
52. Чепунов О. И. Исполнительная власть в Российской Федерации и ее субъектах: конституционно-правовое регулирование: автореф. дис. к.ю.н. – М.: РАГС. 2015. – 126 с.
53. Чернякова А.А. Понятие института президента российской федерации // Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 208-212.
54. Шатров А.Е. О некоторых вопросах правового регулирования оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. – 2018. – № 4. – С. 83-87.
55. Шеповалова Ю.М. Статус Президента РФ как главы государства и его взаимодействие с исполнительной властью // теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. – 2017. – С. 172-175.
56. Шеповалова Ю.М. Статус Президента РФ как главы государства и его взаимодействие с исполнительной властью // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. – 2017. – С. 172-175.
57. Шестакова Н.А. Исполнительная власть: понятие, признаки, место в современном государстве // Аллея науки. 2018. – Т. 2. – № 5 (21). – С. 817-820.