Фрагмент для ознакомления
2
1.3 Тема «Деревенское утро» и специфика ее преподавания на уроках ИЗО в общеобразовательной школе
Тема декоративного натюрморта весьма популярна в школах искусств и художественных училищах, а также в общеобразовательных учреждениях. На основе этого задания учащиеся постигают азы декоративной композиции и дизайна.
Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.
В последнее десятилетие особое внимание уделяется художественному образованию. Педагоги, художники и другие специалисты в различных регионах России разрабатывают программы обучения, совершенствуя их с каждым годом. Важно развить правильные художественные навыки и начать знакомство с теорией искусства в самом раннем возрасте, еще до начальной школы. При таком подходе ребенок может с наибольшей силой раскрыть свои способности, а также развивать вкус, чувство прекрасного и эстетическое восприятие.
Таким образом, чем богаче опыт ребенка, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активно реализуется в процессе рисования декоративного натюрморта, служащего средой, влияющей на развитие воображения, художественного вкуса, образности восприятия, уровня эстетической культуры.
Развитие художественного восприятия необходимо учащимся для успешного формирования общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, духовно-нравственных компетентностей. В связи с этим в любую программу обучения ИЗО или специализированного художественного образования наряду с академическим рисунком вводится декоративный рисунок. Подобные занятия определяют новые задачи в теории и методе преподавания изобразительного искусства.
Дело в том, что при акценте только на академический рисунок с натуры согласно четкому алгоритму действий учащийся неполноценно развивает и реализует свою творческую индивидуальность. Работа же над декоративной композицией способствует формированию творческой личности.
В декоративном натюрморте используются элементы абстракции и орнамента. Так, работа над декоративной композицией представляет собой не только спонтанное творчество, но и сознательное построение с опорой на знания и личный опыт.
Применение на практике навыков декоративного натюрморта имеет очень широкий спектр. Рассмотрим декоративный натюрморт как элемент современного интерьера. Например, среди различных техник, основанных на принципах декоративной композиции, можно выделить витраж. Однако витраж в настоящее время распространен в достаточно богатых интерьерах. Более распространенными можно назвать батик, гобелен, которые могут прекрасно дополнить современный стильный интерьер. Таким образом, данное рассуждение подтверждает актуальность поднятой темы и доказывает необходимость ведения занятий по основам декоративной композиции как в школах, так и в художественных вузах.
Процесс работы над декоративным натюрмортом в значительной мере способствует формированию и развитию художественного-образного мышления у учащихся. Специфика данного предмета влечет за собой и специфику методики преподавания, а точнее разнообразие методик. Конечно, основы, которым все следуют, существуют, особенно это касается композиционного строя работы и законов колористики. В остальном же практические занятия носят довольно свободный творческий характер и зависят от компетентности педагога. Важно помнить, что при всем многообразии техник и методов обучения декоративному натюрморту наибольший результат будут давать те занятия, которые систематически и грамотно построены.
Работу стоит начинать с внимательного изучения, рассмотрения предлагаемой постановки, так как в таком процессе анализа может возникнуть интересная и необычная задумка композиционной схемы. Далее следует приступать к выполнению эскизов с целью выявления наиболее удачной передачи художественного образа.
Следующий этап состоит в проработке различных пластических ходов.
Например, автор статьи «Композиционные принципы декоративного натюрморта» Е. В. Скрипникова предлагает следующие варианты:
• отмечая характерные черты объекта или композиции, можно изменять их реальные размеры;
• возможно изменение соотношений пропорций как внутри предмета, так и между несколькими;
• допускаются приемы подвешивания предметов в воздухе, преломление их формы и т. д.;
• условная перспектива;
• особое внимание уделить колористическому решению декоративного натюрморта.
Особое внимание уделяется таким аспектам, как форма и композиция, что подразумевает умение учащегося анализировать и видеть предметы не по отдельности, а в пространственном отношении друг к другу с учетом всех их физических характеристик.
Рассмотрим подробнее характерные особенности декоративной композиции, первой из которых стоит выделить условность формы. Условность формы подразумевает, что изображение объектов будет контурным и силуэтным. Используемая не для выявления объема формы светотень превращается в самостоятельные силуэтные пятна света и тени с четкой границей между ними или с градациями тональных переходов от света к тени через полутень.
Второй характеристикой является условность размещения, подразумевающая свободное и независимое расположение предметов на плоскости. Зачастую итоговая композиция не совпадает с реальным расположением предметов.
Условность присутствует и в пропорциях. Как отмечалось ранее, деформация предметов приветствуется в декоративном натюрморте.
Глубина пространства практически отсутствует, ее заменяют распределенные на листе разноокрашенные плоскости и пятна. Цвет в декоративном натюрморте также условен, а еще символичен.
Важно помнить, что, приступая к работе, учащемуся необходимо проанализировать постановку со всех сторон (видимых и невидимых) и выбрать наиболее выразительный ракурс с целью создания уравновешенной, стилистически выдержанной, единой по тоновому и цветовому решению структурированной композиции.
Непременным условием декоративной композиции является стилизация. Стилизация — это намеренное подражание чему-либо или же попытка представить изображаемые объекты в условно-обобщенной форме. В декоративном рисунке стилизация достигается путем преобразования объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Стилизация подразумевает навыки учащегося в выявлении декоративной закономерности форм, умении отмести лишнее, упрощении деталей, поиске ритмической основы изображения.
Композиция может сопровождаться дополнительными визуальными эффектами: введением орнаментального мотива, членением композиции и оверлеппингом. Оверлеппинг представляет собой технику частичного совпадения или наложения одной формы на другую. Производимый эффект можно усилить введением тональных и цветовых контрастов в местах пересечения объектов.
В декоративном рисунке требуется, в первую очередь, знание закономерностей композиционного построения. Линия, пятно, фактура и цвет — выразительные средства, которыми должен оперировать художник при создании декоративной композиции. Они должны подчиняться единой идее.
Е. В. Скрипникова выделяет следующие выразительные принципы, на которых логично выполнять построение декоративного натюрморта:
• усиление декоративного звучания цвета. В декоративном натюрморте допускается использование локальных цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды или в ограниченной цветовой гамме. Также возможны сближение цветовых тонов и намеренное сближение цветовых отношений по светлоте, насыщенности, цветовому тону или же, напротив, предельное обострение цветовых контрастов, введение декоративного контура или пятна;
• акцентирование внимания на главном объекте натюрморта достигается с помощью обострения его пластики, достигая подчиненности ему всех остальных элементов композиции;
• создание и проработка орнаментальной среды. Как сильное средство создания декоративных эффектов орнамент может вводиться в натюрморт в качестве выразительного акцента и стать основой общей ритмической структуры композиции.
Продолжая разговор о методике построения практических занятий по декоративному натюрморту, хочется еще раз сделать акцент на упражнениях по освоению приемов стилизации. Это может быть изображение цветов, листьев, плодов. Также к данным заданиям относится составление орнаментальных композиций. Учащемуся необходимо уметь выполнять линейный, центрический, сетчатый орнамент.
Заключительная стадия работы — стадия обобщения, которая заключается в умении учащегося посмотреть на работу «рассредоточенным» взглядом, не сфокусированным на чем-то конкретном. Необходимо обратить внимание на читаемость центра композиции, а также основных и второстепенных элементов натюрморта и устранить излишнюю тоновую и цветовую дробность изображения.
Важнейшая проблема декоративной живописи — это проблема организации целого. Композиция натюрморта должна отвечать принципу архитектоничности, отказаться от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью выражения значимых, отражающих суть натюрморта деталей. Данные условия непросты и требуют большой практики и опытности педагога.
Декоративный натюрморт может быть выполнен в различных техниках. Одной и самых распространенных является техника батика. В широком смысле батик — это роспись по ткани, методы ее окрашивания могут быть различными. Однако в процессе обучения рекомендуется применять технику художественной росписи с использованием резерва, состав которого варьируется в зависимости от выбранной техники.
Отметим материалы, которые обычно применяются для декоративного натюрморта: фломастеры, тушь, ручка, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, чертежные, акварельные, пастельные листы, клей и др.
Также следует принимать во внимание различные способы передачи фактуры предметов в декоративном натюрморте. Рекомендуется знакомить учащихся с подобными приемами. Рассмотрим предложенные Т. А. Цеповой методы для занятий ИЗО в школе . Довольно просто передавать фактуру пластмассы, ткани, дерева, керамики. Специалист рассказывает в своей статье, как это сделать гуашью. При имитации фактуры пластмассы необходимо сделать заготовку, для чего учащийся делает на листе бумаге фон из клея ПВА. Для создания прожилок следует использовать краску двух или трех цветов, сочетающихся между собой. В процессе создания необходимо изменять наклон плоскости, чтобы получить красивую текстуру.
Имитация ткани в технике гуаши происходит следующим образом. Заготовочным фоном служит лист бумаги, выкрашенный умеренно густым слоем краски. Пока краска не высохла, нужно положить окрашенную ткань на поверхность цветной заготовки окрашенной стороной вниз. Прокатать сверху вниз сухим валиком, прижимая ткань к поверхности листа. Аналогично следует работать над созданием фактуры дерева, используя для текстуры губку.
Имитацию керамики специалист предлагает выполнить в акварельной технике. Для фона берутся светлые оттенки акварельных красок, и заливается поверхность бумаги с помощью беличьей кисти с большим количеством воды. После полного высыхания требуется обильно залить клеем, чтобы не оставалось промежутков. Когда клей высохнет, необходимо согнуть лист в нескольких местах, чтобы получились трещины, затем выделить трещины с помощью другого цвета и кисти. Заключительным этапом является смывание лишней краски с помощью мягкой кисти и небольшого количества воды.
Подводя итоги данного исследования, надо отметить необходимость практических занятий по декоративному натюрморту у детей. Декоративная композиция позволяет освоить многие художественные приемы, развивает композиционное, архитектурное мышление, чувство стиля, художественную интуицию, воображение, а самое главное, эстетическое восприятие мира.
При работе над декоративным рисунком значительно обогащается творческий опыт детей, становясь необходимым звеном, связывающим непосредственное детское творчество с профессиональным подходом к изобразительной деятельности. А применение навыков профессионального художественного образования безгранично.
При разработке собственной методики педагогу необходимо учитывать рассмотренные в данной работе замечания и особенности преподавания декоративного натюрморта. Он сам должен уметь:
• стилизовать предметы;
• определять светотеневое решение декоративной композиции, находить взаимодействие и распределение тоновых пятен, оптимально соответствующих ее организованному ритмическому строю;
• определять колористическое единство всех элементов композиции;
• обобщать и уравновешивать композицию.
Таким образом, в результате работы над декоративным натюрмортом учащиеся получают необходимые ключевые навыки, как практические, так и мыслительные, что позволяет ощутить интенсификацию учебного процесса.