Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическое развитие современного мирового сообщества приобретает грандиозные
масштабы. Во многом уровень развития некоторых стран связан с правильным выбором
экономической политики. Это и обуславливает актуальность темы курсовой работы
«Государственная экономическая политика и ее особенности в России». Необходимо понимать,
что использование различных видов экономической политики на практике может иметь как
положительные, так и негативные последствия для экономики. Их надо хорошо представлять
экономистам, руководящим экономической деятельностью.
Цель дипломной – раскрытие сущности и содержания основных типов экономической
федеральной политики, а также выявление особенностей экономической политики в России.
Глава 1.Проблемы государственной экономической политики
1.1.Цели и задачи экономической политики
3
Государственная экономическая политика (ГЭП) представляет собой совокупность мер,
осуществляемых государственными органами и направленных на упо¬рядочение, корректировку
и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают
экономиче¬ский рост и необходимый уровень благосостояния общества. Государство всегда
имеет свою стратегию развития, при этом экономическая поли¬тика является инструментом
реализации стратегии государства.
Под государственной экономической политикой также понима¬ется проводимая государством
генеральная линия экономических действий, дающая желаемую направленность экономическим
про¬цессам через совокупность предпринимаемых правительством мер, посредством которых
ре¬шаются социально-экономические проблемы путем достижения намечаемых целей и задач. В
экономической политике находит непосредственное отражение проводимый прави¬тельством
страны курс. Государственная экономическая политика призвана выражать, воплощать цели,
задачи, интересы страны, государства и народа.
Государственная экономическая политика конкретизирует прин¬ципы государственного
вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей в текущем периоде в
разрезе следующих взаимосвязанных приоритетных направлений деятель¬ности государства:
· институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или
устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций
и связей;
· структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным
потреблением и вало¬вым накоплением, доходами и расходами государства, экс¬портом и
импортом, отраслевых и региональных структур экономики;
· инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и
направлений использования;
· финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых
ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;
· региональная политика по отношению к экономической ин¬теграции регионов и их социальноэкономическому развитию;
· внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг,
привлечению иностранного ка¬питала и вывозу капитала за рубеж.
Составляющими государственной экономической политики яв¬ляются государственные научнотехническая, инновационная, ан¬тимонопольная, налоговая политики, а также политика
обеспече¬ния национальной экономической, безопасности.
В зависимости от исторического этапа развития изме¬няются приоритеты государственной
экономической политики.
1.2. Решение проблем экономической политики. Проблема достижения внутреннего и внешнего
равновесия
Дилемма экономической политики в условиях открытой экономики: внутреннее и внешнее
равновесие. В открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть
одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним
равновесием, как правило, подразумевается состояние "полной занятости", или равенство
совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при
4
минимально допустимом уровне инфляции. В краткосрочном аспекте проблема внутреннего
равновесия решается прежде всего методами регулирования совокупного спроса с помощью
фискальной и денежно-кредитной политики. Внешнее равновесие может означать поддержание
сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного
целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных
валютных резервов. Для достижения поставленных целей в открытой экономике наряду с
традиционными видами макроэкономической политики, такими как бюджетно-налоговая и
кредитно- денежная политика, могут использоваться внешнеторговая, валютная и политика
управления внешней задолженностью.
Фактически поддержание внешнего и внутреннего равновесия касается функционирования
товарного, денежного и внешнего рынков. Проблема заключается в том, что те или иные меры
бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, которые доказали свою эффективность в
экономике закрытой, часто оказываются неэффективными в условиях открытой экономики.
Фискальная политика влияет на состояние платежного баланса по двум направлениям: через
изменение дохода и процентной ставки.
Влияние степени мобильности капитала на эффективность бюджетно-налоговой и кредитноденежной политики. Модель Манделла – Флеминга. Модель IS – LM – ВР строится для разных
режимов валютных курсов, а также разной степени мобильности капитала. Малая открытая
экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели
Манделла – Флеминга.
При этом соотношение между внутренним (YY) и внешним (ВР) равновесием определяется в
зависимости от влияния бюджетной (G – государственные расходы) и денежно-кредитной (r –
уровень процентной ставки) политики (рис. 10.13).
Движение вправо по горизонтальной оси означает экспансионистскую бюджетную политику –
рост государственных расходов и (или) сокращение налогов.
Кривая YY показывает такое сочетание бюджетной и денежной политик, которое приводит к
внутреннему балансу – такому уровню производства внутри страны, который обеспечивает
полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции. Она имеет положительный наклон, так
как для поддержания внутреннего баланса экспансионистская бюджетная политика, сдвигающая
кривую вправо в зону излишнего спроса (из точки Е в точку А), где повышенный доход создает
инфляционное давление, должна быть компенсирована жесткой денежно-кредитной политикой,
направленной на сокращение денежной массы за счет повышения процентной ставки. В
результате доход возвращается к уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается
внутреннее равновесие (движение из A в D). Таким образом, все точки справа и ниже кривой YY
находятся в зоне избыточного спроса вследствие роста государственных расходов или
удешевления денежных средств. Точки слева и выше кривой YY находятся в зоне избыточного
предложения, обеспеченного сокращением G и повышением цены денег – r.
Положительный наклон кривой ВР объясняется тем, что при повышении государственных
расходов (из Е в А) увеличиваются доходы, увеличивается импорт, что провоцирует дефицит
торгового и, соответственно, платежного баланса. Для устранения возникшего дефицита
правительство должно принять меры к его сокращению за счет положительного сальдо движения
капитала. Этого можно добиться посредством роста процентной ставки (движение из A в С) и
привлечения в страну иностранного капитала. Именно такое сочетание изменений
государственных расходов и процентной ставки, обеспечивая сохранение внешнего равновесия,
обусловливает положительный наклон кривой ВР.
5
Глава 2. Экономическая политика РФ в начале XX века
2.1.Реформы экономической политики
Прежде всего хотелось сказать о налоговой реформе, которая была инициирована Кудриным в
2000 году, ведь именно данная реформа оказать наиболее важное влияние на всю последующую
экономическую политику РФ в течение десятилетия и в действительности выступила в качестве
основания для всех других содержательных изменений в большинстве сфер, которые находились
под контролем государства.
Как представляется, именно данная реформа привела к тому, что появилось дело ЮКОСа в 2003
году, и «нефтяное изобилие» 2007—2008 годов, и неожиданно быстрое восстановление
экономики после кризиса 2008—2010 годов.
В качестве ключевых моментов данной реформы можно выделить:
- необходимость введения системы экспортных пошлин и НДПИ для нефтяной компании;
- усиление налогового администрирования, ликвидация «внутренних офшоров»;
- перераспределение доходов от региональных бюджетов к федеральному и «налоговая
централизация .
Налоговая реформа, положительные и отрицательные стороны которой позволили определить
большую часть характерных черт «эпохи президента Путина», способствовала тому, что в 2007—
2009 годах в значительной степени повысить объемы социальных расходов и организовать второй
раунд обсуждения реформы системы здравоохранения и пенсионной реформы — инициативы
2002—2003 годов в этой области были неудачными и не имели финансовой базы.
Началом налоговых реформ Кудрина в данном случае считают пересмотр налогообложения в
сфере нефтяного бизнеса. В октябре 2000 года Кудрин возглавлял комиссию, в рамках
деятельности которой осуществлялась разработка мер во внешней торговле. В качестве основной
задачи рассматриваемого периода была предусмотрена корректировка цен на нефть и
нефтепродукты. В декабре того же года он подготовил доклад о результатах совместной работы
Министерства по налогам и сборам (МНС) и Минэкономики, которым было поручено разобраться
с налогообложением в отрасли.
В марте 2003-го Министерством Финансов был одобрен проект новой налоговой реформы на
2003—2005 годы, в рамках которой снижение базовой ставки НДС с 20 % до 18 % с сохранением
льготной 10-процентной ставки для ряда товаров (100 млрд руб., или 0,7 % ВВП выпадающих
доходов бюджета).
2.2.Экономическая политика РФ 2013-2015 г.г.
Прежде всего хотелось сказать об основных изменения в экономике Российской Федерации
Вероятность сворачивания программы количественного смягчения в США привела к оттоку
капитала с развивающихся рынков.
• На фоне оттока капитала, валюты многих стран ослабли по отношению к доллару.
• ВВП РФ в I квартале 2015 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года на 1,9% после роста на 0,4% в IV квартале 2014 года
6
• Потребительский сектор по-прежнему основной двигатель роста российской экономики.
• Несколько кадровых перестановок было произведено в Правительстве.
• Банк России начал монетарное смягчение, представив рынку новый инструмент
рефинансирования.
Если говорить отдельно о показателях ВВВ, то можно отметить, что данные Росстата оказались
лучше предварительных расчетов Минэкономразвития. Министерство, напомним, оценивало
падение ВВП в I квартале на 2,2%. Последний раз снижение квартального ВВП в годовом
выражении было зафиксировано в IV квартале 2009 года.
Более подробные данные по ВВП за I квартал Росстат, как ожидается, представит в середине
июня. Как сообщалось, в I квартале 2014 года рост ВВП РФ составил 0,6% в годовом выражении, во
II квартале — 0,7%, в III квартале — 0,9%, в IV квартале — 0,4%. В целом за 2014 год экономика
России выросла на 0,6%.
Минэкономразвития в конце апреля незначительно улучшило прогноз по снижению ВВП на 2015
год — до 2,8% с 3%. В 2016 году министерство ожидает роста на 2,3%.
Замедление российской экономики является результатом недостаточных инвестиций в основной
капитал, особенно в инфраструктуру. Правительство предлагает разные решения: в том числе,
предлагает потратить часть средств из Фонда Национального Благосостояния на
инфраструктурные проекты, стремится снизить стоимость заимствований.
Недавняя коррекция роста цен делает возможность проведение политики количественного
смягчения более вероятной. Несмотря на то, что ЦБ РФ на своем последнем заседании по
денежно-кредитной политике оставил ставки рефинансирования неизменными, регулятор
представил новый инструмент улучшения рыночной ликвидности. Денежно-кредитная политика
дополнилась кредитными аукционами по предоставлению кредитов, обеспеченных
нерыночными активами или поручительствами, по плавающей процентной ставке (минимальный
уровень — 5,75%).
Сообщение о сворачивании программы количественного смягчения в США в 2013 году
способствовало нескольким изменениям, которые напрямую или косвенно влияют на российскую
экономику и рынок недвижимости. Самым значимым был рост доходностей в США, который имел
под собой два последствия. Во-первых, это привлекло инвестиции обратно в США, ограничив
лимиты на развивающиеся рынки, что в свою очередь привело к оттоку инвестиций из
развивающихся стран. Вследствие чего национальные валюты многих стран этой группы ослабли.
Несмотря на отсутствие скачков в ценах на нефть, с начала года рубль обесценился на 7,7%,
составив 32,7 за доллар (по данным на 29 июня 2013). Для поддержания рубля, ЦБ РФ увеличил
размеры валютных интервенций с 70 до 200 млн долл. в день в период максимального
ослабления рубля. Во-вторых, так как доходности по гособлигациям США часто используются в
качестве ориентира безрисковой ставки, ее рост может отразиться на ожидаемых доходностях во
всех классах активов во многих странах.
Глава 3.Особенности экономической федеральной политики России
3.1.Экономическая федеральная политика РФ в настоящее время
Структурные дисбалансы в российской экономике стали главной причиной кризисных процессов,
падения валового внутреннего продукта (ВВП), бюджетного дефицита, роста инфляции, снижения
реального уровня жизни населения, инвестиционной и потребительской активности.
7
Действующая система управления экономикой оказалась неспособной своевременно и
эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, связанные с падением цен на энергоресурсы,
со смещением мирового спроса с сырья на высокотехнологичные товары и услуги. В связи с этим в
последние годы эффективность государственной экономической политики существенно
снизилась.
Тенденция в развитии российской экономики в 2015 году не изменилась по сравнению с 2014
годом: по-прежнему сырьевой сектор являлся определяющим в формировании доходной части
федерального бюджета. Продолжавшийся спад в различных сферах экономики характеризуется
данными Росстата за 2015 год1: падение физического объема ВВП на 3,7% по сравнению с 2014
годом, объема инвестиций — на 8,4%, оборота розничной торговли — на 10%, реальной
заработной платы — на 9,5%. При этом инфляция выросла на 12,9% против роста на 11,4% в 2014
году (табл. 1 и рис. 1).
Дальнейшее углубление диспропорций произошло на фоне падения валютных цен на сырьевые
ресурсы, расширения санкций против России на международных рынках капитала и
высокотехнологичных товаров, а также наших ответных мер (контрсанкций). Нарастание
негативных тенденций наблюдается и в 2016 году. Большинство отраслей реального сектора, и в
первую очередь капитальное строительство, исполнение федеральных целевых программ,
использование действующих производственных мощностей, а также ситуация в социальной
сфере, находятся в красной зоне. Продолжается рост инфляции, падение стоимости национальной
валюты, инвестиционной активности, объемов импорта, прежде всего продовольствия и
высокотехнологичных товаров, а также спроса на продукцию и услуги как внешнего, так и
внутреннего рынков, хотя и сравнительно более медленными темпами2,3. Так, падение объема
ВВП в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составило
0,9%. Инвестиции в январе-июне 2016 года сократились на 4,3% (против снижения на 7,3% в
соответствующем периоде 2015 года). Оборот розничной торговли в январе-июле 2016 года
снизился на 5,6% (в 2015 году снижение составило 8,5%). А темп роста реальной заработной платы
остался на уровне
1 Социально-экономическое положение России в 2015 году. Росстат, 2016: gks.ru.
2 Социально-экономическое положение России: январь-июль 2016 года. Росстат, 2016:
gks.ru.
3 Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации за июль 2016 г. Росстат,
2016: gks.ru.
аналогичного периода прошлого года (падение на 8,9%). При этом инфляция, наоборот, выросла
за семь месяцев 2016 года на 3,9% — против роста на 9,4% за соответствующий период 2015 года.
Большинство из перечисленных выше негативных факторов развития сохранится или даже
усилится не только в 2017 году, но и в 2018—2020 годах: у правительства до сих пор нет ни
национальной антикризисной программы, рассчитанной хотя бы на среднесрочный период до
2020 года, ни стратегического прогноза, ни стратегии социально-экономического развития страны
на ближайшие три-пять лет. Принятый на 2016 год очередной «антикризисный» план данную
проблему не решает4, поскольку не нашлось необходимых бюджетных средств для
стимулирования деятельности малого бизнеса, который обеспечивает стабильное социальноэкономическое развитие. В связи с этим в 2016 году не удастся создать задел для обеспечения в
2017—2020 годах устойчивого экономического роста.
В результате можно ожидать дальнейшего спада экономической — и прежде всего
инвестиционной, промышленной и потребительской активности, что в ближайшие годы создаст
8
дополнительные угрозы углубления системного кризиса, охватившего почти все отрасли и сферы
жизнедеятельности.
Мировая и российская экономики в части темпов роста ВВП и реализации конкурентоспособной
политики после мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов развиваются
разнонаправлено.
Так, мировой ВВП, по оценке Всемирного банка (ВБ), вырос в 2015 году на 3,1%, причем это был
минимальный рост со времени мирового кризиса (темпы роста в 2014 году составляли 3,4%).
Примерно на этом уровне был и прирост ВВП США, несмотря на существенное замедление роста
промышленности. Торможение роста ВВП наблюдалось в США также и в I и II кварталах 2016 года:
вместо ожидаемого прироста на 1,4% в I квартале он составил 0,6%, а во II квартале — на 1,1
вместо прогнозируемых ранее 1,2%.
3.2.Перспективы развития
Приоритетами экономической политики государства являются импортозамещение и повышение
качества жизни населения, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017-
2019 годы.
«Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
импортозамещение, повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий
капитал», - отмечается в документе.
Документ предполагает сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по
перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, строительство
в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектов инженерной, социальной и
транспортной инфраструктуры, включая 92 детских дошкольных учреждения и 44
общеобразовательных школы, а также создание условий для улучшения жилищных условий не
реже одного раза в 15 лет.
Минэкономразвития в прогнозе социально-экономического развития на 2017-2019 годы
представило три сценария развития: «базовый», исходящий из среднегодовой стоимости нефти
марки Urals на уровне $41 за баррель в 2016 году и $40 - в 2017-2019 годах; «базовый +»
(оптимистичный), в котором не исключается рост цены на нефть с $48 за баррель в 2017 году до
$52 в 2018 году, и до $55 в 2019 году, и «целевой» - с теми же ценами на нефть, что и в «базовом
+», но с ускоренными темпами роста ВВП.
Доходы федерального бюджета в 2017 году составят 13,5 трлн рублей (13,95 трлн в 2018 году и
14,8 трлн в 2019 году), из них больше 60% будет получено за счет нефти и газа. При этом дефицит
федерального бюджета в 2017 году составит -3% от ВВП (-2,2% в 2018 году и -1,2% в 2019 году).
Председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил
положительные аспекты представленных документов. По его мнению, они «содержат
великолепный анализ процессов, происходящих в мировой экономике, ее влияния на российскую
экономику и хороший анализ экономического состояния страны». Основным положительным
моментом представленных стратегических документов участники слушаний называли сохранение
налоговой нагрузки на экономику на текущем уровне. Ранее в этом году Минфин высказывал
предложения по повышению ряда налогов, но эти предложения были встречены неодобрением
экспертов и представителей промышленности.
Заключение
9
На основе вышеизложенного материла хотелось бы сделать следующие выводы:
На современном этапе используется методы реализации экономической политики, которая
включает в себя: административные, экономические и институциональные методы.
Но эффективность этих методов заключается в том, что они должны применяться комплексно не
противореча друг другу.
Все же экономическая политика государства не совсем идеальна, и существуют проблемы,
решение которых может привести к ее эффективности
Реализация экономической политики России сегодня, предполагает проведения политики,
направленной на модернизацию экономики.