Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение туризма в решении социальных и экономических задач
инновационного социально-ориентированного типа экономического развития
3
страны обусловило необходимость принятия федеральной целевой программы
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-
2018 годы)».
Роль туризма как индустрии, обеспечивающей организацию досуга и здорового
образа жизни населения, заключается в решении социальных задач
общественного развития. Туризм обеспечивает создание условий для
улучшения качества жизни граждан Российской Федерации. В связи с этим,
развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из
инструментов оздоровления нации.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время
туризм становится одним из важных направлений экономической деятельности,
влияющих на рост экономики страны, в первую очередь, за счет развития услуг
туристских компаний, а также за счет создания дополнительных рабочих мест,
обеспечивая тем самым рост занятости населения.
1 Методы создания привлекательного туристского продукта
1.1 Технология разработки туристического продукта
Туристский продукт представляет собой совокупность услуг, которые
оказываются клиентам турфирмой. Конкурентоспособность и устойчивое
положение на рынке туристских слуг зависит, прежде всего, от качества и
характеристик турпродукта, разрабатываемого туроператором. Практически все
маркетинговые программы фирмы направлены на его модернизацию,
ценообразование, продвижение и стимулирование продаж. Разность в
восприятии турпродукта между производителем и покупателем способствуют
постоянному исследованию потребительских рынков. Разрабатывая новый
пакет услуг, туроператор должен учитывать момент эмоций, возникающих в
результате его потребления. Насколько новинка будет соответствовать
внутреннему замыслу и представлению туриста.
Формирование нового турпродукта проходит через несколько этапов:
4
- Генерирование идей. Заключается в разработке количественных и
качественных особенностей новой продукции в результате проведенного
анализа рынка туристских услуг. Для турфирмы предпочтительно проводить
постоянную разработку новых концепций, которые в будущем могут вполне
стать самостоятельными идеями. Это необходимо для того, чтобы всегда идти в
ногу с современными веяниями в индустрии туризма.
- Создание проекта турпродукта. Данный этап представляет собой
материализацию идеи или замысла в конкретный предмет со своими
особенностями, которые должны отвечать требованиям туристов и
возможностям туроператора. Необходимо проработать маршрут, форму
туризма, сформировать совокупность услуг.
- Пробный маркетинг. Представляет собой выпуск на рынок небольшой партии
нового туристского продукта с целью определить. насколько положительно он
был воспринят потенциальными клиентами. На данном этапе также
определяются недостатки и принимаются решения для улучшения качества
турпродукта и придания ему законченного вида. Для современных турфирм
характерно привлечение партнеров для проведения ознакомительного тура,
чтобы впоследствии провести опрос.
- Коммерциализация нового турпродукта. Подразумевает стимулирование
продаж и организацию массового потребления новинки.
Таким образом, создание нового тура – процесс поэтапный, в котором каждая
составляющая должна прорабатываться отдельно.
Формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Среди новых
предложений туроператора принято выделять туры, туристско-экскурсионные
услуги, товары, к которым также можно отнести сувенирную продукцию.
Основой любого турпродукта является тур, который обладает своими
специфическими свойствами и ценой. Его структура подразумевает наличие
двух составляющих – маршрут и комплекс услуг.
1.2 Особенности разработки турпродукта для иностранных туристов
5
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является
благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса,
способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и
перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах
и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других
отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства,
производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Потенциал российского въездного туризма объясняется, во-первых, наличием
у нашей страны многочисленных туристических ресурсов, которые благодаря
своей уникальности, экзотичности, доступности чрезвычайно востребованы
среди потенциальных иностранных туристов. Во-вторых, проявляемый
иностранными средствами массовой информации и простыми обывателями
интерес к России и происходящим к ней событиям упрощают продвижение
национального туристического продукта России на мировом туристическом
рынке, обеспечивая известность национальных туристических центров и
объектов туристического показа. В-третьих, культура российских народов,
благодаря мировой известности их наиболее ярких представителей,
историческим триумфам и, не в последнюю очередь, многочисленным
мигрантам, проживающим в настоящее время во многих странах мира,
популярна практически повсеместно. Наконец, в четвертых, формирование
конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно
благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы.
2 Характеристика и перспективы развития въездного туристского рынка в
Москве
2.1 Анализ въездного туристического рынка
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является
благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса,
способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и
перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах
6
и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других
отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства,
производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Потенциал российского въездного туризма объясняется, во-первых, наличием
у нашей страны многочисленных туристических ресурсов, которые благодаря
своей уникальности, экзотичности, доступности чрезвычайно востребованы
среди потенциальных иностранных туристов. Во-вторых, проявляемый
иностранными средствами массовой информации и простыми обывателями
интерес к России и происходящим к ней событиям упрощают продвижение
национального туристического продукта России на мировом туристическом
рынке, обеспечивая известность национальных туристических центров и
объектов туристического показа. В-третьих, культура российских народов,
благодаря мировой известности их наиболее ярких представителей,
историческим триумфам и, не в последнюю очередь, многочисленным
мигрантам, проживающим в настоящее время во многих странах мира,
популярна практически повсеместно. Наконец, в четвертых, формирование
конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно
благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы.
Число въездных туристических поездок в Россию за 1 квартал 2016 года
сократилось на 29% до 3,480 тысяч с 4,910 тысяч в 1 квартале 2015 года по
данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
В топ-10 зарубежных стран по числу въездных туристических поездок в
Россию по итогам 1 квартала 2016 года вошли Украина, Казахстан, Польша,
Финляндия, Азербайджан, Монголия, Абхазия, Китай, Эстония и Армения.
По сравнению с прошлым годом Монголия, Абхазия и Эстония заняли место
Узбекистана, Молдовы и Германии в первой десятке стран въездного туризма в
Россию в 1 квартале 2016 года.
Наибольший рост выездных туристических поездок в Россию по итогам 1
квартала 2016 года был из Монголии (113 тысяч поездок, +38% по сравнению с
1 кварталом 2015 года) и Эстонии (74 тыс., +6%).
7
В целом не снизился турпоток в Россию из стран Балтии, который вырос из
Эстонии (74 тыс., +6%%) и Литвы (52 тыс., +2%), но снизился из Латвии — 54
тыс. (-11%).
Емкость гостиничного рынка РФ (целевой сегмент: гостиницы 3*) в 2015 г.
составила около 1,8 млрд. USD. По сравнению с 2014 рост рынка составил 20%.
По экспертным оценкам, снижение объема гостиничного рынка РФ в 2016 году
составит около 10%.
Въездной туризм из-за рубежа в Россию вырос в 2016 году на 7%. Наибольший
рост показал Иран - 72%, среди других лидеров - Китай, Корея и Индия. Рост
также показали Испания (12%), Италия (5%) и Франция (5%). "Это говорит о
том, что несмотря на никакую пропагандистскую кампанию в отношении
России, которая в последнее время разворачивается в западных СМИ,
европейцы, люди всех стран, хотят приезжать в Россию, хотят лично убедиться
в удивительной красоте и истории, культуре нашей страны", - сказал он.
Значительное влияние на развитие туристического рынка РФ в 2016 г. окажет
ослабление курса национальной валюты по отношению к доллару и Евро. Если
на въездное и внутреннее направления снижение курса рубля окажет
положительное влияние за счет относительного удешевления турпродукта для
туристов, то на выездное направление данное снижение окажет сугубо
негативное влияние, которое будет выражаться в значительном росте цен на
выездной турпродукт.
Некоторое сдерживающее влияние на рост цен на рынке выездного туризма
будет оказывать снижение цен на авиаперевозку в результате снижения цен на
энергоносители.
2.2 Анализ въездного туризма в Москве
По словам главы Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города
Сергея Шпилько, оживление на въездном рынке стало результатом работы по
продвижению Москвы в качестве туристического центра. Осенью
8
Москомтуризм провел рекламную кампанию в 22 крупнейших городах страны
и за рубежом.
В 15 российских городах с населением, превышающим миллион человек, были
проведены роуд-шоу «Добро пожаловать в Москву». Одной из важнейших
составляющих успеха стала специальная ценовая политика московских отелей.
На майские праздники и в летние месяцы цены в столичных гостиницах весьма
привлекательны для туристов. Например, в Москве можно пожить в отеле
категории «4 звезды» по цене всего на 10–15 евро выше, чем в «3 звездах».
Ночь в гостиницах категории «2 звезды» обойдется в 750 руб. и выше, в
категории «3 звезды» – от 1350 руб. Отели «4 звезды» можно забронировать по
цене от 1,5 тыс. руб. за ночь, «5 звезд» – от 2,6 тыс. руб. за человека
(двухместный номер). Цены турпакетов с проживанием и экскурсиями
начинаются от 1200 руб. в сутки. Двухдневные стоят от 1700 руб. Стоимость
шестидневного тура, включающего знакомство со столицей и городами
«Золотого кольца России», составляет чуть больше 15 тыс. руб.
Увеличить приток туристов из дальнего зарубежья в столицу должна процедура
упрощения получения въездной визы в российских консульствах за границей.
По предложению Ростуризма МИД готов сократить количество документов,
которые иностранцы представляют для оформления российских туристических
виз, а также увеличить максимальный срок их действия с 30 дней до шести
месяцев.
На подходе в Госдуме находится еще один законопроект относительно
безвизового въезда на 72 часа граждан из иммиграционно неопасных стран.
Этот законопроект должен упростить визиты для иностранных туристов,
которые прибудут на чемпионат мира по футболу в 2018 году.
С введением единого транспортного билета, аэроэкспрессов в аэропорты,
удобных транспортно-пересадочных узлов и автобусных сити-туров Москва
перестала быть городом со сложной транспортной логистикой. На ряде станций
московского метрополитена появилась удобная напольная навигация на
русском и английском языках.
9
Заметно улучшилась в городе и ситуация с размещением туристов. В 2013 году
в столице было введено в строй шесть новых гостиниц общей вместимостью
1420 номеров, в том числе крупный комплекс (системы Ibis, Mercure и т. д.) в
районе метро «Павелецкая». В нынешнем году должны сдать еще 17 отелей, в
2015-м построят 21 гостиницу и в 2016 году – 24. Таким образом, за эти годы
номерной фонд столицы увеличится почти на 25 тыс. номеров. В основной
своей массе это будут отели эконом-класса на 150–200 номеров, с
двухместными номерами, завтраком, и с минимальной ценой. Исходя из
долгосрочных прогнозов и туристического спроса, к 2025 году большая часть
гостиниц (65%) в столице будет относиться к категории «2 звезды» или «3
звезды», остальные (35%) – «4 звезды» и «5 звезд».
3 РАЗРАБОТКА МАРШРУТА КРУИЗА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ В
МОСКВЕ
3.1 Анализ рынка по круизам для иностранных туристов
Речные круизы были и остаются одним из перспективных направлений
внутреннего и въездного туризма как в России, так и в других странах с
развитой речной сетью. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2016
году спрос на круизы возрос в среднем на 25%. Возрастающую популярность
связывают с развитием внутреннего туризма в целом, модернизацией судов и
расширением экскурсионных программ.
Круизный туризм содержит в себе множество преимуществ. Во-первых, этот
вид отдыха не требует временных затрат на перемещение между точками
маршрута, так как сам по себе является «путевым»: отпуск начинается в момент
отплытия и заканчивается по прибытии в пункт назначения, что позволяет
посетить множество мест не тратя время на переезды в поездах или автобусах.
Во-вторых, место расположения туриста перемещается вместе с ним – это дает
возможность в любое время вернуться в каюту в случае усталости или плохого
самочувствия. В-третьих, большинство ныне эксплуатируемых теплоходов
оборудовано всем необходимым для полноценного отдыха: каждая каюта
10
оборудована отдельным душем, санузлом, кондиционером и холодильником,
имеются рестораны, бары, кинозалы, музыкальные салоны, предоставляется
бесплатный доступ к беспроводному интернету. Почти все круизные
туроператоры сегодня предлагают насыщенную экскурсионную программу,
«зеленые стоянки» с пикниками и с купанием, а также развлекательную
программу на борту теплохода.
Популярность круизного туризма обусловлена, в первую очередь, наличием
развитой сети рек, водохранилищ, озер и каналов. Наибольшей популярностью
пользуются круизы по Волге, Каме и Дону, а также экскурсионно-религиозные
туры северных направлений (Валаам, Кижи, Соловки) — а также гибриды этих
двух видов.
Так, круизы северных направлений традиционно начинаются в Петербурге,
путешествия по Волге - в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре.
Популярностью пользуются маршруты вида «Москва — Санкт-Петербург —
Москва», объединяющие часть волжского и северного направлений. Главными
экскурсионными пунктами при этом обычно являются Валаам и Кижи.
Крупнейшими игроками рынка речных круизов на сегодняшний день являются
компании» «ВодоходЪ» (26 теплоходов, ежегодный объем перевозки 105 тыс.
человек), «Инфофлот» (5 фирменных теплоходов, крупнейший российский
агент по речным круизам), «Мостурфлот» (14 теплоходов). В числе известных
стоит также отметить «Спутник-Гермес», «ВолгаWolga» и российское
отделение одного из крупнейших операторов речных круизов в мире -
компании Viking River Cruises.
Несмотря на рост, сфера круизного туризма постоянно сталкивается с угрозами
различного характера. Во-первых, серьезным препятствием развития речного
судоходства была и остается проблема обмеления рек. Она вызвана
неконтролируемой добычей песка в русле, вырубкой лесов по берегам,
деятельностью каскада водохранилищ и гидроэлектростанций во всем
Волжском речном бассейне.
11
3.2 Создание маршрута круиза для иностранных туристов
Речные круизы из Москвы предлагают жителям столицы и соседних городов
отправиться в незабываемое путешествие по рекам России. Наша компания
предлагает множество вариантов речных туров разной продолжительности по
доступным ценам. Выберите тот, что отвечает всем Вашим требованиям.
Туры выходного дня дают возможность посетить Тверь, Углич, Мышкин,
Калязин — небольшие города с богатой историей. Церкви, монастыри,
историко-архитектурные музеи, и памятники — все это существенно пополнит
Вашу копилку знаний о жизни родной страны. Самое короткое путешествие —
маршрут Москва – Нижний Новгород — могут выбрать те, кто хочет немного
отвлечься, сменить обстановку и узнать, что такое комфортный отдых на
теплоходе.
Более длительные маршруты позволяют посетить Ярославль, Плес, Вологду,
Кострому, Санкт-Петербург. Разные круизы предлагают провести в северной
столице от одного до нескольких дней. Большой двухнедельный тур в
Петербург даст возможность оценить всю красоту и особую атмосферу
известнейшего города.
Все круизы по России из Москвы включают в себя яркую развлекательную
программу, интересные экскурсии. Комфортабельные теплоходы
предоставляют отличные условия для спокойного и полноценного отдыха.
5 Охрана труда
Памятка круизному туристу
1. Посадка на борт теплохода производится при наличии путёвки и документов,
удостоверяющих личность, на каждого туриста (паспорт или свидетельство о
рождении), также возьмите с собой полис обязательного медицинского
страхования.
Регистрация и посадка на борт начинается за 2 часа до отправления теплохода в
рейс и заканчивается за 15 минут до объявленного времени отправления
теплохода в рейс. В случае опоздания , турист обязан немедленно
12
информировать о них Компанию (Турагента) или Туроператора для
своевременного принятия необходимых мер. При опоздании на посадку и
отправление теплохода в рейс в начальном пункте круиза, турист может
осуществить посадку в любом порту по маршруту следования теплохода.
Дополнительные транспортные расходы оплачиваются туристом.
2. Питание на теплоходе ежедневное, трехразовое. В день посадки/высадки
питание предоставляется в зависимости от времени отправления/прибытия.
Меню вывешивается ежедневно в салонах ресторана теплохода. Спиртные
напитки, соки, воды и иная продукция баров и ресторанов, не входящая в
стоимость тура, продаётся за наличный расчет.
Для удобства туристов на борту судна предусмотрены одна или две смены
питания в ресторане. Время питания, количество смен и рассадка по салонам
ресторана может варьироваться в зависимости от теплохода, маршрута
следования, количества туристов в рейсе. Распределение мест в ресторане
происходит во время регистрации на борту теплохода.
3. Во время круиза для туристов организуются дополнительные экскурсии (в
местах стоянок теплохода). Формирование экскурсионных групп и оплата
осуществляются на борту теплохода.
4. На борту теплохода принят свободный стиль одежды: спортивная и
неформальная одежда для отдыха на теплоходе, купальники, шорты и майки
для "зелёных" стоянок, шляпа или кепка и темные очки от солнца; удобная
обувь на низком каблуке для прогулок по палубам, экскурсий, походам по
магазинам, сменная "комнатная" обувь; теплая одежда на случай непогоды:
свитер, пуловер, ветровка. На некоторые экскурсии (посещение церквей,
монастырей и т.п.) не допускаются туристы в шортах, а для женщин
необходимы юбка и платок. Для вечерних мероприятий мы рекомендуем взять
с собой нарядную, праздничную одежду.
5. В случае выявления туристом в период круиза недостатков туристического
продукта турист должен обратиться к представителю Туроператора на борту
теплохода (директору круиза) в целях их устранения.
13
6. Несмотря на то, что теплоход один из «щадящих», с точки зрения ощущения
вибрации, видов транспорта, полностью избежать ее невозможно. Особенно
вибрация чувствуется в кормовой части теплохода. Данные каюты не
рекомендуются для туристов с детьми и людям пожилого возраста.
7. На теплоходе работает медпункт, где при необходимости Вам будет оказана
первая медицинская помощь. В случае заболевания туриста во время круиза
(травматизма, обострения хронических и иных заболеваний, требующих
квалифицированного медицинского ухода, госпитализации и лечения в
стационаре), медицинская помощь отдыхающему предоставляется в лечебных
учреждениях, находящихся по маршруту следования теплохода, при этом
отдыхающий должен иметь при себе полис обязательного медицинского
страхования.
Глава 6 Экология и туризм
Положительное влияние туризма на окружающую среду. Самым важным
фактором в пользу туризма, оставляя позитивное воздействие, исходит от
самого факта, что окружающая среда представляет собой очень важную часть
туристического продукта. Экономические выгоды для общества — поток в виде
валютных поступлений, прямые и косвенные возможности трудоустройства
стало возможным благодаря развитию туризма и связанной с ним
инфраструктуры.
Это также приводит к улучшению государственных доходов в виде различных
видов налогов, взимаемых с туристической деятельностью. Улучшение и
сохранение парков и культурного наследия деятельность в области туризма
также приведет к улучшению доступности ресурсов для строительства
инфраструктуры и обслуживания объектов всемирного наследия и парков.
Население может узнать больше о культуре друг друга. Это приводит к
лучшему пониманию друг друга. Отрицательное воздействие туризма на
окружающую среду. Отрицательное воздействие туризма может быть изучен на
три классификации: естественно, построен и культурная среда .
14
Воздействие на флору и фауну, загрязнение окружающей среды, истощение
природных ресурсов и визуальных эффектов.
а) Воздействие на флоры и фауны Влияние туристической деятельности на
экологическое равновесие области можно рассматривать на двух уровнях:
- Эффекты, обусловленные туристической инфраструктуры — наблюдается
распространение туристско-рекреационной инфраструктуры на экосистемы в
связи с рытья и увеличилась добыча местных строительных материалов
вызывает необратимые повреждения ландшафта. Большие разрушения
масштаба экосистемы путем удаления растительности для размещения
туристической инфраструктуры является примером.
Заключение
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены
следующие задачи исследования:
1) рассмотрены теоретические аспекты создания турпродукта;
2) проанализировано современное состояние туризма России;
3) выявлены проблемы индустрии туризма в России и возможности их
решения;
4) рассмотрены туристские ресурсы страны с целью разработки
турпродукта;
5) разработан турпродукт и экономически его обосновать.
Развитие въездного туризма — одна из приоритетных программ правительства
РФ, поскольку сектор туризма и путешествий является ведущим экспортером:
въезжающие гости непосредственно участвуют в процессе вливания
иностранной валюты в экономику страны.