Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Лишенные возможности оказать воздействие на сами события, люди всегда были и остаются озабочены тем, как предотвратить или хотя бы смягчить негативные последствия таких событий. Страхование дает возможность человеку восстановить погибшие или поврежденные материальные ценности.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
В связи с высокими темпами развития рынка страховых услуг договор обязательного страхования гражданской ответственности активно используется в гражданско-правовой деятельности субъектов права. Заключая данный договор, страхователь преследует цель защиты своего имущества от различных неблагоприятных последствий.
В связи с развитием научно-технического прогресса и экономических связей между государствами довольно активно развивается торговое мореплавание. В связи с этим все большее значение приобретает оценка рисков, которые связаны с гибелью или повреждением судна. В результате происшествий на море финансовый ущерб, нанесенный судовладельцам, может быть значителен и может пошатнуть финансовое положение компании. Учитывая активность пиратов на море, которые доставляют владельцам судов достаточно большой риск, непредсказуемость погоды, климатические катаклизмы, проблемы страхования судна являются достаточно актуальными. Таким образом, значение страхования судов для владельцев судна сложно переоценить.
В мире давно осознали необходимость страховой защиты от подобных рисков, поэтому в настоящее время в международной практике страхование ответственности владельцев судов, или, как его еще называют, P&I страхование стало основным требованием к владельцам морских судов. В России роль данного вида страхования также повышается. Россия исторически является морской державой. Морское судостроение и судоходство как отрасль, объединяющая в себе большой научно-технический потенциал, оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую обстановку в стране, обеспечивает военную, транспортную и продовольственную безопасность.
Деятельность любого морского предприятия подвержена большому числу рисков: технических, эксплуатационных, природных, экологических и т.д., страхование которых становится необходимым элементом обеспечения эффективного функционирования. Таким образом, актуальность темы исследования является очевидной.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере международного страхования судов.
Предметом работы являются международно-правовые и коллизионные нормы, обычаи, регулирующие частноправовые отношения в области международного страхования морских судов.
Целью работы является исследование правового регулирования международного страхования судов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Выявить особенности становления института международного страхования морских судов.
2. Определить понятия и виды страхования морских судов. Исследовать правовую регламентацию страхования судов международными актами и законодательством Российской Федерации.
3. Исследовать договор морского страхования, выявить права и обязанности сторон, а также их ответственность по договору морского страхования.
Методологическую базу работы составляют общенаучные методы (системный, функциональный, логический), сравнительный, формально-юридический, историко-правовой, метод толкования.
Вопросами международного страхования занимались многие ученые. В настоящее время вопросам морского страхования в целом, страхования судов в частности, посвящены работы Архангельского В.Д., Барабанова А.И., Воблого К.Г., Дедикова С., Ефимова С.Л., Журавлева Ю.М., Минина Н., Мусина В.А. , Секереж И.Г., Снопкова В.И., Тарабуевой Е., Федорова Л.М., Федорова В.П., др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, а также иные федеральные законы Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что обнаруженные проблемы и сформулированные положения и выводы развивают и дополняют теоретические положения морского страхования.
Структура работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Положения, выносимые на защиту. В ходе работы:
1Дана классификация договоров морского страхования и проведён анализ правовых конструкций таких договоров, как: договор страхования судна (каско), договор страхования морских перевозок (карго), договор страхования ответственности в морском праве, договор страхования фрахта. Выявлены их существенные условия и сопоставлены нормы о порядке страховых выплат.
2.5выявлены расхождения между международными и российскими нормативными актами, регламентирующими систему договоров морского страхования. Международные акты закрепляют обязанность владельцев судов застраховать их от определенного вида риска на определенный срок или на конкретный маршрут. Российское законодательство определяет, что договор морского страхования, видом которого является страхование судов, являет собой договор двусторонний, возмездный и реальный. Договоры морского страхования в отличие от иных договоров имущественного страхования имеют существенно более свободный режим правового регулирования, так как в соответствии со ст. 247 КТМ РФ правила главы 15 этого Кодекса применяются, если соглашением сторон не установлено иное. Только в случаях, прямо указанных в этой главе, КТМ соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным ею, ничтожно. Такие соглашения не могут изменять только положения об абандоне.
3.Для России предлагается развивать практику страхования при условии навигации в определённом районе. Таковым является развитие морского страхования в Арктике в районе Северного Морского Пути (СМП). Арктические риски, подлежащие страхованию, классифицированы следующим образом: риски, связанные с навигацией, включают длительность и сложность маршрутов, а также удаленность от портов судов в условиях Крайнего Севера, риски, связанные с безопасностью. Риски безопасности, включающие разнохарактерные аспекты, риски, связанные с судоремонтом в Арктике.
Глава 1. Общая характеристика договора морского страхования
1.1.Понятие, содержание и существенные условия договора морского страхования
В морском деле имущественное страхование подразделяется на страхование судов (каско) и страхование грузов (карго). В страховании используются основные понятия:
судно (vessel) - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а также:
для перевозки грузов, пассажиров, почты, багажа, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов производства гидротехнических работ и т.д.;
для несения специальной службы (охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т.д.);
для научных, учебных, культурных и иных целей, спорта.
Судно представляет собой штатную конструкцию (включая морские суда, суда типа “река-море”): корпус, двигатели, оборудование и снаряжение судна, исключая горюче-смазочные и другие расходные материалы ;
морское судно - плавучее инженерное сооружение, предназначенное для транспортных перевозок или выполнения иных задач во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям ;
суда внутреннего плавания - суда, осуществляющие плавание по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, а также при выполнении перевозки с заходом в иностранный морской порт, по морским путям;
судовладелец (shipowner) - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
брутто-тоннаж (gross tonnage) - валовая вместимость или полная регистровая вместимость судна;
судовые документы - документы, которыми обязано располагать каждое судно. Конкретный перечень и наименование соответствующих судовых документов, определяется законодательством Российской Федерации и международными соглашениями;
тайм-чартер (time charter-party) - договор морской перевозки о фрахтовании судна на определенный период времени;
димайз-чартер (demise charter) - договор найма судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на определенный срок вместе с командой .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) // Российская газета № 237 от 25.12.93.
2. Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года (изм. Протоколом 1968 г. и Протоколом 1979 г.). Международное частное право: Сборник нормативных документов. М., 1994.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозки грузов от 31 марта 1978 года. Международное частное право: Сборник нормативных документов. М., 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30. 11.95 № 51-ФЗ // Российская газета № 238–239, 08.12.94.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ // Российская газета № 23 от 06.02.1996, N 24 от 07.02.1996, N 25 от 08.02.1996, N 27 от 10.02.1996.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 № 147-ФЗ // Российская газета № 233 от 28.11.2001.
7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2207).
8. Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 февраля 2001 г. //СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001
9. Федеральный Закон от 06.01.1999 № 17-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Протоколу об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 года». (СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 244).
10. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 48–57)
11. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - Ст. 492.
12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
13. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 14.01.1993. - № 2. - Ст. 56 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015).
Специальная литература
14. Аксютин Л.Р. Организация морских перевозок грузов. – Одесса: ЛATCTAP, 2000. – 72 с.
15. Алтунин В.В. Ответственность морского перевозчика за невыполнение обязательств по перевозке грузов в международном сообщении. Авт. на со-иск. уч. ст.к.ю.н. Саратов, 2005. – 26 с.
16. Алтунин В.В. Понятие договора международной перевозки грузов, его значение и особенности правового регулирования // Наука. Поиск 2003: Сборник научных статей / Отв. ред. Н.Т. Берберова. Астрахань: Изд-во ООО «ЦИТЭП», 2003. – Вып. 1.-е. 85-89
17. Алтунин В.В. Сфера применения законов о морской перевозке груза // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во СГАП, 2003. – № 3. – с. 20–24
18. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 1. Общая часть: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 288 с.
19. Анцалевич Г.А. Международное морское торговое право: учебное пособие для студентов вузов; Министерство образования и науки Украины. – Киев: Слово, 2004. – 140 с.
20. Архипова А. Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы. «Морское страхование», 2011, № 3. С. 26
21. Бабкин Е.В., Мартынов А.Л. Международные фрахтовые и транспортные операции. – СПб., 2002. – 204 с.
22. Балабанов И.Т.,Балабанов А.И. Страхование.—СПб:Питер,2003.—256с.
23. Балакирева Л.Ю. Особенности страхования ответственности судовладельцев в России. Обязательное страхование. – Пермь,2010.
24. Безуглова М.А. Транспортные услуги в международной торговле. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2001. – 91 с.
25. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. - М.: Норма. 2011. - С. 152-154.
26. Благутин Д.В. Государственное регулирование перехода страхового сектора экономики к рынку (зарубежный опыт и перспективы для России): автореф. … дисс.канд. эконом. наук. – М., 2007. – С.15.
27. Бланд Дэвид. Страхование: принципы и практика. - М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 93.
28. Богуславский М.Н. Международное частное право. – М.: Юрист, 2002. -462 с.
29. Брагинский А.Н., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.: Статут, 2001. – 840 с.
30. Бякишев К.А. Международное публичное право. – М.: Просрект: Велби, 2003.-635 с.
31. Вейхман В. Морское право. Морское страхование [Электронный ресурс] // http://sea-law.ucoz.ru/index/morskoe_strakhovanie/0-30
32. Вилкова Н.Г. Гражданский кодекс РФ и практика Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ // Хозяйство и право. 2003. – № 3. с. 77–81
33. Витрянский В.В. Договор перевозки конкретного груза. – М., 2001. – 61 с.
34. Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Статут, 2001. – 526 с.
35. Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001.– № I. e. 60-74
36. Вольнов А.Е. Проблемы определения перевозчика в международных морских грузоперевозках. – В сб.: Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования. М.: МАКС Пресс, 2004. с. 35–41
37. Воробьев А.А. О некоторых вопросах имплементации норм международного морского частного права в КТМ России. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 40 с.
38. Воробьев А.А. Общие вопросы ответственности судовладельца и перевозчика при международной перевозке грузов. – М.: МАКС Пресс, 2005 – 41с.
39. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 304 с.
40. Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. - 2012. - № 4. С. 22 - 24.
41. Грызенкова Ю.В. Проблемы организации страхования на случай природных и техногенных катастроф в России // Экономика и политика. 2014. № 2 (3).
42. Гуцуляк В.Н. Международное морское право / Учебное пособие. – М.: РосКонсульт, 2000. – 368 с.
43. Дедиков С. Договор морского страхования // Морское страхование. – 2011. - №4. – С.20-29.
44. Дедиков С.В. Страхование предпринимательского и финансовых рисков. «Законы России», 2011, № 7. С. 86–94.
45. Дедиков С.В. Функциональная теория страхового интереса. «ЭЖ-Юрист», 2010, № 10. С. 12–13.
46. Джунусова Д. Н.Международное морское право: учебное пособие / Д. Н. Джунусова. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. С. 242-249.
47. Дмитриева Г.К. Международное частное право. – М.: Проспект, 2011. –656с.
48. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. 2003. № 2-3
49. Ерпылева Н.Ю. Международное транспортное право: современные проблемы // Транспортное право. 2003. № 1-3
50. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 560 с.
51. Ефимов С.Л.. Морское страхование. Теория и практика: Учеб. - М.: Рос Консулы,2001. —448 с.
52. Забелин В.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле. Учебное пособие. – М.: Росконсульт, 2000. – 256 с.
53. Залесский В.В. Транспортные договоры. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. Тихомирова, 2001. – 312 с.
54. Иванов Г.Г. К обязательному страхованию ответственности судовладельца // Морской флот. 2008. N 4. С. 35.
55. Иванов Г.Г. О целесообразности создания очередного правового режима международной перевозки морем // Транспортное право, 2003. – № 2
56. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. – М.: Спарк. 2002. – 478 с.
57. Козлов В.Б., Фалилеев П.А. Соотношения общих и специальных правовых норм на примере гражданского и морского права (критика современного законодательства) // Государство и право, 1997. – № 11
58. Кокин А.С. Международная морская перевозка: право и практика. М, Волтере Клувер, 2007. – 562 с.
59. Кокин А.С. Экспорт товара: купля-продажа, перевозка, страхование, банковские сделки. – М.: Спарк, 2005. – 402 с.
60. Коломбос Д. Международное морское право (Перевод с английского В.В. Зайцевой, Н.Н. Кузьминского; Под редакцией и со вступительным словом А.К. Журдо и М.И. Лазарева. – М.: Прогресс, 1975. – 782 с.
61. Комаров А.С. Актуальные вопросы международного коммерческого арбитража. – М.: Издательство Спарк, 2002. – 137 с.
62. Комаров А.С. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКа». 2001. – 800 с.
63. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ // под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - Ин-т государства и права РАН. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 54.
64. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации /под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Издательство Спарк, 2000. – 420с.
65. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. (Под редакцией Г.Г. Иванова.) М.: Спарк, 2000. – 734 с.
66. Кох X., Магнус У., Винклер фон Моресфельс П… Международное частное право и сравнительное правоведение: Пер. с нем. Ю.М. Юмашева. – М.: Международные отношения, 2001. – 476 с.
67. Ластовцев АЮ. Северный морской путь как перспективная трасса международного транзита // Наука и транспорт. 2012. № 2. [электронный ресурс] режим доступа: http://rostransport.com/science_transport/pdf/2/27-29.pdf
68. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. – СПб.: Выбор, 2000. – 411 с.
69. Липавский В. Тайм-чартер: правовая природа и соотношение со смежными договорами // Хозяйство и право. 2002. – № 10. С. 105–113
70. Лобода А.И. Навигационная ошибка как основание освобождения морского перевозчика от ответственности. Авт. дисс. на соиск. уч ст.к.ю.н. М., 2002. – 22 с.
71. Лунц Л.А. Курс международного частного права. – М.: Спарк, 2002. – 1007 с.
72. Марышева Н. Международное частное право. – М.: Волтерс Клувер,2010. – 954с.
73. Международное частное право. Учебник для вузов / Под редакцией Н.И. Марышевой. – М.: Контракт: ИНФРА-М, 2000. – 523 с.
74. Международное частное право. Учебник. Под редакцией Г.К. Дмитриевой. – М.: 2001
75. Международное частное право. Учебник. Федосеева Г.Ю. – М.: Антэя: Профобразование, 2000. – 316 с.
76. Международное частное право: сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.Ф. Филимонова. – М.: Проспект, 2007. – 528 с.
77. Минин Н. Морское страхование в России – 2011 // Морское страхование. – 2011. - №4. – С.32-36.
78. Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. – 2003. – № 2
79. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 512 с.
80. Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Научный и информационно-аналитический журнал. 2013. № 4 (12).
81. Премьяк С.П. Некоторые аспекты морского страхования в Великобритании // В мире права. - 2002. - № 1.
82. Рузанова В.Д., Серветник А.А., Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Проблемы эффективности применения гражданского законодательства. - Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2014. - С. 41 - 54.
83. Симоненко А.М. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2008 // СПС «КонсультантПлюс».
84. Симоненко А.М. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2008. СПС «КонсультантПлюс».
85. Смирнова О.О. Арктика - территория партнерства будущего // Экономические стратегии. 2011. № 10.
86. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 63.
87. Степанов И.И. Опыт теории страхового договора. Казань. 1878. С.14 // Справочно-правовая система Гарант
88. Страхование ответственности: правовое сопровождение, андеррайтинг, маркетинг. Практическое пособие. Под общей редакцией С.В. Дедикова. - М., 2011.
89. Тонковидов И.В. Особенности страхового покрытия при плавании по СМП // Морское страхование. 2013. № 6 (15).
90. Федоров А. К. Страхование судов и квалификационные общества [Электронный ресурс] // http://www.marine-insur.ru/journal/favorites/479-2012-01-31-16-28-28
91. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 2002.
92. Шинкаренко И.Э. Страхование морской ответственности // Морское право. - 2003. - № 1.
93. Шихов А.К. Страховое право. Учеб. пособие. - М., 2013. - С. 111-115.
94. Шутенко В.В. Морское страхование. – М.: Моркнига,2010. – 166с.