Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема популяризации знаний касается многих наук, и в частности – информатики. Под популяризацией науки понимается так называемый «перевод» научных знаний на особый язык, который будет доступен неспециалистам. Возникает существенный вопрос о том, с какой целью необходимо популяризировать научные знания в области информатики и как это сделать.
Особенностью информатики является её «молодой возраст» и высокие темпы развития всех разделов. Поэтому с острой силой встает вопрос популяризации информационного образования среди всех слоёв населения. Особое внимание заслуживает основная школа как этап жизни школьника, подготавливающий его к дальнейшему самоопределению, выбору будущей профессии.
О необходимости популяризации образования говорят многие педагоги и методисты.
И.П. Курляндская и А.А. Челтыбашев [47] считают, что именно популяризация научных знаний позволит повысить интерес к исследовательской деятельности у студентов колледжей и вузов. Н.В. Вознесенская и Н.Н. Хвастунов [4] видят главную цель популяризации в повышении привлекательности инженерных направлений подготовки среди учащихся школ. И.С. Игнатьева в статье «Популяризация математических знаний и математического образования как современная проблема педагогики» рассматривает проблемы популяризация математических знаний [11].
Т.Н. Копышева, Т.В. Митрофанова, С.С. Сорокин рассказывают о массовых мероприятий среди школьников, которые проводит Ассоциация «Информационные технологии», поддерживая идеи Правительства Российской Федерации по обучению и подготовке грамотных специалистов в области информационных технологий [22].
А.А. Русаков акцентирует внимание на единстве математики и информатики в непрерывном образовании, показывает взаимосвязь и взаимное проникновение этих областей науки и образования, обсуждает вопросы обучения математике, информатике при сетевом взаимодействии [31].
В контексте рассматриваемой темы исследования популяризация может быть ориентирована на подрастающее поколение, в частности на школьников, что подтверждает актуальность исследования.
Объект исследования – процесс популяризации научных знаний по информатике в образовательных организациях.
Предмет исследования – формы, методы и средства для организации и проведения масштабных мероприятий по популяризации знаний среди учащихся в основной школе.
Цель исследования – разработать методические рекомендации по проведению масштабных мероприятий по популяризации научных знаний по информатике для учащихся основной школы.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую, литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности проведения масштабных мероприятий по популяризации научных знаний;
3. Рассмотреть формы популяризации научных знаний по информатике;
4. Разработать методические рекомендации по проведению масштабных мероприятий по популяризации научных знаний по информатике.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам педагогической поддержки (Ш.А. Амонашвили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори, и др.);
исследования в области теории и методики обучения информатики (К. Дейт, Г.М. Ладыженский, И.Г. Семакин, Ю.А. Шафрин и др.);
исследования в области популяризации знаний (А. Азимов, В. Арсеньев, Н. Виленкин, М. Гарднер, Я. Голованов, С. Гулд, И. Ефремов, Б. Медников, А. Крылов, Жак-Ив Кусто, Б. Мандельброт, А. Маркушевич, Я. Перельман и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация теоретического обобщения;
практические: апробация, беседа, опрос.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендаций могут быть использованы в работе учителей информатики, педагогов дополнительного образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Основные характеристики популяризации научных знаний и ее особенности
Популяризация научного знания является актуальной и значимой проблемой не столько для гуманитарных, сколько для фундаментальных наук. В рамках данной работы будет рассматриваться проблема популяризации знаний по информатике. Однако, прежде чем переходить к анализу и обоснованию данной проблемы, необходимо познакомиться с общей теорией популяризации, рассмотреть ее содержание, обратиться к анализу современной ситуации, касающейся популяризации в целом.
Распространение научных знаний началось еще в дописьменную эпоху и осуществлялось средствами фольклора. В Античную эпоху во времена знаменитых мыслителей Платона, Аристотеля, Сократа, Эпикура, распространение научных сведений осуществлялось посредством различных писем [16].
Одной из развивающихся областей знания того времени была физиогномика, которая определялась в качестве учения о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Данное учение разрабатывали различные мыслители и ученые, в том числе Гиппократ. Распространение знаний по физиогномике, и нарастающая популярность ее постулатов привели с годами к стремительному влиянию на литературу, философию, риторику и искусство.
Таким образом, античные времена следует считать отправной точкой развития науки как фундаментального знания и началом популяризации среди населения. Именно в это время знаменитые античные мыслители начали систематизацию ранее накопленных сведений и структуризацию получаемых знаний. Научный стиль изложения характеризовался строгостью, системностью и конкретикой, что затрудняло понимание смысла, содержащегося в нем знания для малообразованного человека. При таких условиях, стала возникать потребность в представлении знаний на более доступном языке [16].
Если отходить от античных времен, в XIX веке, известный ученый и популяризатор в области электричества и магнетизма Майкл Фарадей составил целую эпоху в истории науки. Его книга «История свечи» до настоящего времени является образцом популяризации научно-технических достижений. Эудженио Бельтрами, итальянский математик, сумел объяснить ученым и общественности сущность неэвклидовой геометрии Николая Лобачевского спустя 40 лет после публикации и 12-ти лет после смерти автора. Значительный вклад в популяризацию биологии XIX века внес А. Брем, немецкий учёный-зоолог и путешественник. Автор известен тем, что написал в научно-популярном стиле серию книг «Жизнь животных», в которых с огромным количеством иллюстраций описал известных на то время животных. Люди восприняли это с огромным интересом, который в дальнейшем отразился на еще большей популярности автора [16].
Обращаясь к отечественной истории, стоит отметить личности, которые оставили глубокий след в популяризации научных знаний: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, И.П. Павлов [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехманн Г. Концепции информационного общества и социальные функции информации / Г. Бехманн // Интернет – культура – этика. Материалы VIII Энгельмейеровских чтений. Москва/Дубна 2006. Под общей редакцией Н.Г. Багдасарян и В.Л. Силаевой. – Москва-Дубна: Центр информационных технологий в природопользовании.– 2006.– С. 30 – 39.
2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики / А.И. Бочкин. – Минск: Высшая школа, 1998. – 431 с.
3. Ваганов А. Г. Нужна ли популяризация науке? Как остановить падение престижа российской науки. // Экология и жизнь.– 2008. – №7.– С.15-20
4. Вознесенская Н.В. Популяризация научно-технического творчества посредством организации конкурсов по робототехнике / Н.В. Вознесенская, Н.Н. Хвастунов // Учебный эксперимент в образовании. – 2015. – № 4. – С. 28-34.
5. Гафиуллина О.Н. Практическое изучение методики внеклассной работы по информатике / О.Н. Гафиуллина // Информатика и образование. – 2007. – №5. – С. 83–94.
6. Громова О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений / О. Громова // rkn.gov.ru : [сайт]. – URL: https://rkn.gov.ru/ docs/Razdel_20_koncepcija_2901.pdf
7. Дергачева Л.М. Игры-соревнования на уроках информатики / Л.М. Дергачева // Информатика и образование. – 2007. – №8. – С. 24–29.
8. Джанджугазова Е.А. Роль популяризация науки в развитии российского образования (в контексте анализа российских научно-популярных изданий) / Е.А. Джангузарова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2014. – №1.– С. 53-70
9. Дивеева Н. В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки / Н. В. Дивеева // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – Ростов-на-Дону: 2014. – №5.– С. 98-112.
10. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник./Б.Минервин, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б.Минервина и В.Т.Шимко. - М., «Архитектура С», 2004 – 800 с.
11. Игнатьева Е.С. Популяризация математических знаний и математического образования как современная проблема педагогики / Е.С. Игнатьева // Анализ современных проблем в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 марта 2017 г., г. Самара). – Самара: ЦНИК, 2017.– С. 51-55.
12. Ильина И.Н. Популяризация российской науки и культуры (Наука и СМИ) / И.Н. Ильина // Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов. – М.: 2013. – №15. .– С. 307.
13. Информационный портал Новосибирский государственный университет : [сайт]. – URL: http://psj.nsu.ru/
14. Информационный портал Политехнического музея : [сайт]. – URL: http://elets.bezformata.ru/listnews/mezhdunarodnijnauchnij-festival-info/448807
15. Концепция информатизации системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе : [сайт] – URL: https://depit.admhmao.ru/dokumenty/rf/781301/
16. Лазаревич Э. А. Популяризация науки в России / Э.А. Лазаревич. – М. : Изд-во МГУ, 1981. - 244 с.
17. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик. – М.: Академия, 2011. – 624 с.
18. Лекторий Физтеха [сайт]. – URL: http://lectoriy.mipt.ru/
19. Леонова М.И. Методические подходы к обучению информатике в условиях реализации ФГОС / М. И. Леонова// infourok.ru : [сайт]. – URL: https:// /statya-po-informatike-metodicheskie-podhodi-k-obucheniyuinformatike-v-usloviyah-realizacii-fgos-920842.html
20. Маркова Т.Н. Элементы занимательности в курсе информатики / Т.Н. Маркова, Г.Д. Редченкова // Информатика и образование. – 2008. – №5. – С. 30–37
21. Медведева С. М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель / С.М. Медведева // Вестник МГИМО. 2014. С. 278 – 286.
22. Митрофанова Т.В. Популяризация ИТ-образования школьников (опыт работы ассоциации «информационные технологии в Чувашской Республике) / Т.В. Митрофанова, Т.В. Копышева, С.С. Сорокин // elibrary.ru : [сайт]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29774727
23. Научно-популярный лекторий для школьников // Информационный портал САФУ : [сайт]. – URL: https://narfu.ru/hsitas/ovysshey-shkole/gordost/detail.php?ID=258813
24. Неделя Безопасности Интернет // www.deti.spb.ru [сайт].– URL :https://www.deti.spb.ru/catalog/infofree/freeinet
25. Нестандартные уроки информатики / сост. О.К. Мясникова. – Мурманск: ГЦМИТ, 2009. – 75 с.
26. Никифоров А.Л. Философия и история науки / А.Л. Никифоров.– М.: Идея-Пресс, 2008. – 216 с.
27. О популяризация науки в России и за рубежом // МГИМО : [сайт].– URL: https://mgimo.ru/about/news/inno/267720/
28. Пакшина Н. А. Роль популяризации научных знаний в современных условиях / Н.А Пакшина // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 10. –С. 97−98.
29. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.Я. Платов. – М.: Профиздат, 2001. – 80 с.
30. Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. №413 Об утверждении ФГОС СОО// Информационно-правовой портал Консультант : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
31. Русаков А.А. Математика и информатика в непрерывном образовании / А.А. Русаков //elibrary.ru : [сайт]. – URL: https //elibrary.ru/item.asp?id=29774741
32. Саморукова А.Г. Из опыта пропаганды и популяризации научных знаний в Кольском филиале АН СССР / А.Г. Саморукова // Труды Кольского научного центра РАН. – 2014. – №6 (25). – С. 128-145.
33. Самсонов А. Л. Зачем нужна популяризация / А. Л. Самсонов // Экология и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 21−23.
34. Саймонс Джейсон. Настольная книга дизайнера. Обработка иллюстраций / Джейсон Саймонс. – М.:АСТ, Астрель, 2007 – 216 с.
35. Сейдаметова С. М. Игра как активная форма обучения на уроках информатики и ИКТ / С. М. Сейдаметова, С. Н.Романовская //Проблемы педагогики.– 2016. – №2(30).– С. 32-36.
36. Сергеев А. Стратегии научной популяризации в России / А. Сергеев // Здравый смысл.– 2007. – № 3(44). – С. 44−46.
37. Словарь «Академик» //Dic.academic.ru. : [сайт]. – Москва.– 2010. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/597719
38. Собрание трудов академика А. Н. Крылова / [Отв. ред. акад. В. И. Смирнов и чл.-кор АН СССР Ю. А. Шиманский] ; [Вступ. статья, с. 5-39, В. И. Смирнова, Ю. А. Шиманского, Н. И. Идельсона] ; Акад. наук СССР. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1936-1956. - 55 т.; 25 см.
Т. 5: Математика и механика [Текст]. – 1937. – 574 с.
39. Специфика популяризации науки в России / Н.В. Сухенко //Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в- социальных системах. Коммуникативные технологии».– 2016 – N 4. – C. 18-22
40. Сухая Е. В. Дискурсивные стратегии популяризации научного знания / Е.В.Сухая // Вестник МГЛУ. – 2012. – №6 (639). – С. 56-60
41. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России /Н.В. Сухенко // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2016. – № 3.– С. 18-22.
42. Троицкая О.Н. Проведение научно-популярных лекториев по информатике (опыт и формы) / О.Н. Троицкая// Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» : [сайт].– URL : https://interactive-plus.ru
43. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // Информационно-правовой портал Консультант : [сайт]. – URL : http://www.pravo.gov.ru
45. Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ // Информационно-правовой портал Консультант : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/
46. Центр открытых информационных технологий ЕГУ им. А.И. Бунина // foss-center.elsu.ru : [cайт]. – URL: http://foss-center.elsu.ru/?p=45
47. Челтыбашев А.А. Популяризация науки как средство повышения интереса молодежи к исследовательской деятельности / А.А. Челтыбашев, И.П. Курляндская // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-6 – 1328 с.
48. Чикишева А. С. Организация внеаудиторной деятельности обучающихся в учреждениях СПО / А. С. Чикишева // СПО. – 2015. –. №: 4.– 134 с.
49. Шадриков В.Д. Олимпиады, конкурсы, викторины на уроках информатики / В.Д. Шадриков. – М.: Образование и информатика, 2003. – 136 с.
50. Шестова А.А. Популяризация науки на занятиях по дисциплине «Nеоретическая грамматика (английский язык) / А.А.Шестова // elibrary.ru : [сайт]. – Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=29845977
51. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс// Вестник РАН .– 2006.– Т. 46.– № 7.– С. 587-595.