Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Фокус парадигмы образования в 21 веке сместился с учителя и процесса преподавания на процесс обучения и на учащегося. Перед учителями средней школы сегодня стоит задача максимально эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для поддержки преподавания и процесса обучения.
На всех этапах развития и во всех сферах деятельности, включая процесс обучения стояла задача накопления, обработки и передачи информации. В связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения – система форм и методов его отображения с использованием определенных программных продуктов и аппаратных средств.
Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.
Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).
С каждым годом использование на уроках таких демонстрационных мультимедийных пособий растет, что дает учителю возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с обучаемыми (смена фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения; индивидуализация обучения с учетом познавательных способностей учащихся, варьирование их поля самостоятельности, предоставление учащимся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. И это действительно сегодня важно при проведении современного урока, учитывая приобщенность учащихся к современным информационным технологиям. Практически каждый ребенок уже с начальной школы имеет представление об использовании компьютеров, планшетов, смартфонов. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый урок стал современным и запоминающимся для учеников, а без использования новых сервисов, техники и компьютерных программ, эта задача трудно выполнима. Тем самым обусловлена актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: возможности пакета Power Point и особенности разработки и использования мультимедийных презентаций в образовательном процессе школы.
Целью исследования является изучение возможностей программы Power Point и разработка рекомендаций по созданию и использованию мультимедийных презентаций в образовательном процессе школы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1 Проанализировать современные сервисы и программы для разработки мультимединых презентаций.
2 Изучить вопросы применения презентаций в образовательном процессе, их виды, этапы и структуру.
3 Проанализировать возможности программы Power Point для организации образовательного процесса.
4 Описать требования к разработке учебной презентации в программе Power Point.
5 Разработать методические рекомендации по применению программы Power Point для разработки презентации (на примере презентации для урока информатики в11 классе)
В работе использовались следующие методы исследования:
˗ теоретические: изучение и теоретический анализ общей и методической литературы по проблеме исследования;
˗ эмпирические: изучение и обобщение опыта применения педагогами программы Power Point в образовательном процессе школы;
˗ практические: разработка практического занятия по информатике в 11 классе.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
1.1 Обзор современных сервисов и программ для разработки мультимедиа презентаций
Сегодня в общеобразовательной школе наиболее распространённой формой объяснения учебного материала можно являются мультимедийные презентации, являющиеся удобным и эффектным способом представления информации. В основном для разработки таких презентаций используется программа MS PowerPoint, которая достаточно хорошо изучена пользователями. Поэтому задачей данного раздела будет являться описание программных продуктов для создания презентаций, включающее характеристику не только программы MS PowerPoint, но и новых современных программных средств и продуктов, с помощью которых также успешно можно разрабатывать презентации, в том числе онлайн-презентаций.
Для решения поставленной задачи обратимся к понятию «презентация» и «мультимедиа», «онлайн-презентации».
Известно, что термин «презентация» (от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. – present) имеет значения: широкое и узкое. «В широком смысле презентация – доклад, защита целого проекта или его части … результатов внедрения и т.п.» [32, с. 5]. В этом смысле защита проекта, выступление с докладом – это презентация. «В узком значении презентация – это электронный документ особого рода. Он отличается комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведения (автоматическим или интерактивным)» [32, с. 6].
Категория «мультимедиа» в данном контексте является ключевой и может быть интерпретирована как «…взаимодействие визуальных и аудио- эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [19].
В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Онлайн-презентации – это презентации, которые можно создавать, размещать и хранить в Интернете. Они имеют ряд преимуществ перед традиционной презентацией, которые заключаются в следующем:
˗ посмотреть презентацию может неограниченное количество пользователей;
˗ возможна совместная работа над презентацией через Интернет;
˗ возможность публикации презентации на сайте или в блоге для ее постоянного просмотра [33, с. 61].
Для создания интерактивных презентаций можно использовать различные сервисы, которые полностью или частично бесплатны, не нуж-даются в установке и настройке.
Для создания успешного мультимедиа приложения следует иметь качественное программное обеспечение.
Программное обеспечение для мультимедиа – это распространенный класс программных продуктов, направленный на разработку мультимедийных продуктов. Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов:
1. Системные программные средства.
2. Инструментальные программные средства.
3. Прикладные программные средства [9].
Системные программные средства – это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа, Как правило, эти программы физического называют драйверами устройств.
Инструментальные программные средства – программы позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения.
Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений:
˗ редакторы неподвижных графических изображений,
˗ средства создания анимированных GIF-файлов,
˗ средства аудио- и видеомонтажа,
˗ средства создания презентаций,
˗ средства распознавания текстов, введенных со сканера,
˗ средства создания обучающих программ,
˗ системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые,
˗ системы создания приложений виртуальной реальности и другие.
Инструментальные средства – программные продукты предназначенные для разработки качественных мультимедийных материалов (презентаций, видео-, аудио- материалов и т.д.)
Прикладные программные средства – программные системы на CD или DVD дисках – фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т. д. [9].
К инструментальным средствам создания демонстрационных материалов относятся такие приложения как:
1. PowerPoint – это графическое приложение, используемое для создания презентаций;
2. Windows Movie Maker – русскоязычная программа для редактирования видеофайлов в операционной системе Windows 7 предоставляется для ее пользователей на бесплатной основе. Ее преимуществами являются простота в использовании, изначальная совместная установка на большом количестве персональных компьютеров вместе с Windows, причем в ней поддержка идет не только видео, но и аудио, и изображений. Также в арсенале у ее пользователей будет большое количество разных переходов и эффектов, готовое видео можно сохранять и конвертировать в различных форматах;
3. OpenOffice Impress – аналог программы Microsoft Power Point;
4. LibreOffice Impress представляет собой полныйаналог OpenOffice Impress, входящий в составLibreOffice;
5. ProShowProducerи другие программы [9]
Перейдем к обзору программных современных сервисов и программ для разработки мультимедиа презентации.
Мультимедийная презентация является самым эффективным способом изложения информации, которая позволяет описать суть подаваемой информации, вставить диаграммы, фотографии, видео и другие информационные элементы. Презентация сочетает в себе каталог, буклет, справочник в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации и анимации. Грамотно и эффектно разработанная презентация может стать надежным помощником учителя при ведении урока. Благодаря современным программам для презентаций все это стало возможно воплотить любому пользователю. В этой подглаве мы рассмотрим сервисы, которые может использовать учитель, для разработки мультимедиа презентаций.
Наиболее удобными в данной области считаются средства продукта Microsoft Office, известные своей совместимостью со всеми составляющими мультимедиа – текстом, графикой, видео и звуком. Также немаловажна его совместимость с языком гипертекстовой разметки – стандартом веб-страниц сети Интернет. Созданные на языке разметки мультимедийные ресурсы реализуют структуру, основанную на гиперссылках и позволяющую обучаемому самостоятельно находить наиболее удобный для него путь изучения материала.
Наиболее простой способ создания мультимедиа ресурса реализуется при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Внедрение мультимедиа составляющих (анимации, графики, звука и видео) тпр помощи данной программы также находится на уровне, допустимом для начинающего пользователя, что дает возможность применения и изучения Microsoft Office PowerPoint не только учителями, но и школьниками. Широкий спектр предоставляемых средств данной программы позволяет создавать мультимедиа приложения различных уровней сложности. К тому же полученные результаты свободно конвертируются в html формат. Приложение имеет удобный интерфейс с отличной организацией функций и предоставляет пользователю безграничные возможности для работы с презентациями [22, 23].
Подобного программного обеспечения очень много, при этом каждая программа имеет свой функционал и возможности для создания того или иного формата презентации. За педагогом остается только выбор наиболее подходящего инструмента в зависимости от назначения будущей презентации.
Следующая программа OpenOffice Impress входит в состав офисного пакета OpenOffice. Программа по функционалу совпадает с Microsoft PowerPoint и позволяет добавлять в презентации различные элементы: выноски, таблицы, изображения, музыкальное сопровождение и так далее. В функционал программы для презентаций вложены возможности управления переходами слайдов, хронометражом, действиями по щелчку мыши и прочими настройками. Относится к числу востребованных программ для составления презентаций учителями [12].
LibreOffice Impress представляет собой полный аналог OpenOffice Impress, входящий в состав LibreOffice. В свою очередь, данный пакет офисных программ является ответвлением от разработки проекта OpenOffice. Программа предоставляет пользователю те же самые функции. Позволяет создавать презентации как с нуля, так и используя шаблоны. Мультимедийные презентации можно улучшить за счет спецэффектов, анимации, клипарта и т.д. За счет встроенного экспортера презентации можно сохранять в виде flash- анимации формата SWF [30].
ProShowProducer является популярной программой для презентаций и слайд-шоу, позволяет создавать качественные и эффектные презентации с добавлением мультимедийных элементов, анимации и различных эффектов. Программа позволяет составлять слайды из неограниченного количества Каждый файл можно редактировать, добавляя различные эффекты и применять стандартные операции обработки (настройка яркости, контраста и т.д.). Готовую презентацию можно сохранить в одном из 14 поддерживающихся форматов слоев [15].
В последнее время программы для презентаций уходят на второй план – популярными инструментами создания презентаций становятся онлайн- сервисы. Их использование освобождает пользователей от установки какого- либо программного обеспечения. Достаточно только зарегистрироваться в понравившимся сервисе, чтобы бесплатно создавать презентации в онлайн- режиме. Плюсом таких сервисов считается возможность работать с одной и той же презентацией в любой точке планеты, где присутствует интернет [4].
Рассмотрим несколько таких сервисов.
Первый сервис – это Google Docs – отличная альтернатива программам для создания презентаций на компьютере. Сервис является абсолютно бесплатным, позволяет создавать, кроме презентаций, текстовые документы и электронные таблицы. Для работы понадобится аккаунт Google, который по умолчанию уже должен иметься у пользователей Андроид – устройств.Созданные презентации, как и другие документы, можно экспортировать в файлы различных форматов. Также с созданными в компьютерных программах документами можно работать в Google Docs, предварительно загрузив их. В целом сервис предлагает весь необходимый функционал для создания презентаций и других электронных документов [33].
Следующий сервис – PowToon представляет собой бесплатный сервис для создания красочных анимированных презентаций. Библиотека содержит шаблоны, анимированные изображения и инфографику для быстрого создания профессионального слайд-шоу или видеоролика. Готовой презентацией можно делиться в социальных сетях или встроить ее в страничку на сайте. В общем набор предоставляемых инструментов и создаваемые презентации могут впечатлить любого пользователя [33].Есть небольшие недостатки: онлайн- сервис предлагает несколько платных тарифов с наиболее расширенными возможностями. Ограничения бесплатного использования сервиса: максимальная продолжительность презентации ограничена 5 минутами, нет возможности скачать созданную презентацию, ограничено число музыкальных композиций (максимум 10) и стилей (максимум 11).
Одним из самых набирающих популярность сервисов для создания презентации – это онлайн-сервис Prezi, как альтернатива программе для презентаций на компьютере, по своей сущности имеет кардинально другой процесс создания презентаций. Программа Prezi является современной и эффектной программой для создания и демонстрации презентаций на сегодняшний день, разработанная в 2009 году специалистами венгерской компании Prezi. Элементы всей презентации находятся на одном слайде, которые в свое время увеличиваются. Таким образом, пользователь работает только с одним слайдом, программируя порядок увеличения определенных элементов и устанавливая необходимые эффекты и подписи. Для начала работы над презентацией достаточно зарегистрироваться на сервисе Prezi.com. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства, и может сразу же, приступить к созданию интерактивных онлайн-презентаций, сохранять их для просмотра на локальном компьютере, а также размещать на персональных сайтах для просмотра другими пользователями. Разработку презентации можно начинать как с использованием шаблона, так и с чистого листа [33].
В качестве недостатка данного сервиса можно отметить, что существует три платных тарифных плана:
1. «Enjoy» 59 $/год;
2. «Pro» 159 $/год;
3. «Teams» – тариф для организаций.
Существует также бесплатный тариф, который позволяет создавать презентации и скачивать их на компьютер, но объем места для хранения файлов на сервере всего 100 МБ.
POWTOON (www.powtoon.com) – сервис для создания презентаций в виде мультипликационных фильмов. Возможности сервиса становятся доступными после регистрации. В частности, можно пользоваться шаблонами, использовать анимированные рисованные персонажи и объекты для добавления на слайды, добавлять музыку и т. д. Добавление объектов основано на простом их перетягивании в рабочее поле редактора для последующего изменения. Готовое видео можно загрузить на YouTube или сохранить в формате MP4.
Единственный недостаток данного сервиса – бесплатные возможности сервиса несколько ограничены: по шаблону можно создать видео до 45 секунд, а без шаблона – до 5 минут [33].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н./Д: Феникс, 2000. 234с.
2. Безручко В.Т. Презентации Power Point. Финансы и статистика, 2015. 112 с.
3. Берман Н. Д. Бочарова Т. А., Шадрина Н. И.MS Power Point 2010 : учебное пособие. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. 88 с.
4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. М: РГПУ, 2007. 484с.
5. Брыкова О.В., Смирнова З.Ю., Ээльмаа Ю.В. Рекомендации по оформлению и представлению презентации. – СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного образовательного учреждения центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества и информационных технологий» 2008 С. 37.
6. Вашкевич Э. PowerPoint 2007 Эффективные презентации на компьютере СПб. : Питер, 2008. 146 с.
7. Грибан О.Н. Мастер презентаций: учебное пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. 268 с.
8. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, Ч.3. 212 с.
9. Елистратова Н.Н. Программные и технические средства технологии мультимедиа в образовательном процессе вуза // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. 1(34). С. 14-23
10. Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и студентов. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2011. 26 с.
11. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности исполь-зования информационных и коммуникационных технологий обучения. М, 2014. 14с.
12. Конадратов Д.В., Кондратова Ю.Н., Сафрончик М.И. Работа в офисной систетме OpenOffice.org. Саратов: Изд-во СГУ им. Н.Г Чернышевского, 2014. 118 с.
13. Леонов В. PowerPoint 2010 с нуля. М. : Эксмо, 2010. 216 с.
14. Лоу Д. PowerPoint 2010 для чайников. М. : Вильямс, 2011. 112 с.
15. Луцевич А. ProShowProducer: Руководство пользователя. Photodex Corporation, 2010. 546 с.
16. Мантуленко В.В. Роль педагога в условиях использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе. Самара: Самарский научный центр РАН, 2006. 224с.
17. Мантуленко В.В. Электронные медиа как средство развития познавательного интереса учащихся. М.:УРАО, 2016. 192 с.
18. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной дея-тельности. М: Издательский центр «Академия», 2015. 384с.
19. Мультимедиа технологии в образовании: [Электронный ресурс]. URL: http://forteacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html (дата обращения : 29.04. 2020)
20. Прокди Р. Г., Шульгин В. П., Финков М. В. Создание эффектных презентаций с использованием PowerPoint 2013. М. Наука и творчество, 2015. 256 с.
21. Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога // Высшее гуманитарное образование XXI века: Педагогика. Психология. Самара: ПГСГА, 2009. 288 с.
22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
23. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // «Информатика и образование» №5. М, 2008. 23с.
24. Руэ Д. Искусство презентации: Пер. с англ. М., 2006. 384 с.
25. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.., Шестакова Л.В.. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
26. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Компьютерный практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Профильный уровень. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
27. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Иванова Н.Г. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.
28. Семенова Е. В., Семенов В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 98-106
29. Смирнов В.А., Соломин В.П. Использование компьютерных технологий при очной форме обучения общеобразовательным предметам [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru (дата обращения: 01.05.20).
30. Технология работы в LibreOffice: текстовый процессор Writer, табличный процессор Calc, пакет презентаций Impress : практикум / авт.-сост. В.А. Павлушина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2012 80 с.
31. Осетрова И.С., Осипов Н.А. Microsoft Visual Basic for Application. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 120 с.
32. Харламова И. Ю., Федорова Н. С. Использование пакета MS POWER POINT при подготовке презентаций: учеб. пособие. Саратов, 2009. 88 с.
33. Чекалина Т. А., Сушенцова Н. В. Сервисы для создания мультимедийных презентаций // ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО. 2015. № 1 (44). С. 61-62
34. Шумаков Д. А. Конструирование презентаций. Часть I [Электронный ресурс]. URL: http://method.volny.edu/data/pmii/pres/1.htm (дата обращения: 30.04.2020)
35. Ястребов Л.И. Классификация презентаций [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования: эл. сайт.. URL: http://educates.ru/post_1212262212.html (дата обращения : 01.05.2020)
36. David A. Peoples Presentations Plus. – IBM Corporation, 1992.– 304 р.