Фрагмент для ознакомления
2
В связи с тем, что компьютеры и Интернет являются необходимыми образовательными инструментами, то и технологии становятся портативнее, доступнее, эффективнее и проще в использовании, позволяют расширить возможности работы с ИКТ, в том числе в сети Интернет. К преимуществам мобильных устройств можно отнести разумные цены по сравнению с настольными компьютерами, а также менее дорогостоящий способ доступа в Интернет [19].
Характеристиками мобильного обучения являются:
1. Динамичность. Информационный поток в сети позволяет работать с актуальными данными. Доступ к лучшим источникам и специалистам.
2. Функционирование в режиме реального времени. Обучающиеся необходимую информацию в нужный момент.
3. Сотрудничество. Объединение обучающихся друг с другом, а также с преподавателями и необходимыми специалистами.
4. Индивидуальный подход. Обучающийся может выбрать вид деятельности исходя из учебных возможностей, которые наиболее соответствуют его уровню на данный момент.
5. Многогранность. Обучающиеся имеют возможность выбирать желаемый формат, метод или организатора обучения.
К преимуществам мобильного обучения можно отнести размер устройств, поскольку планшетные ПК и электронные книги намного легче и занимают меньше места, чем бумага, учебники и ноутбуки. Мобильные устройства можно использовать в любом месте и время, в том числе дома, в поезде, в кафе. Новые технические устройства, такие, как мобильные телефоны, гаджеты и игровые устройства привлекают обучающихся повышая интерес к обучению. Гибкость и быстрый доступ к необходимой информации, с помощью мобильных устройств способствует повышению производительности человека.
Организация учебной деятельности с использованием мобильного обучения позволяет проследить на каком месте изучения он остановился, оценить его потребности, благодаря чему можно скорректировать и стимулировать учебные установки обучающегося [17, с. 71].
Мобильные устройства в совокупности с беспроводными сетями открывают большой спектр возможностей, таких как передача различных данных (текстовых, видео и аудио, изображений), работа с онлайн ресурсами и приложениями. Для полноценной работы необходимы соответствующие мобильные устройства, такие как смартфоны и высокоскоростные беспроводные сети. Сетевое взаимодействие является важным условием, поскольку разрывы связи повлияют на качество информационных услуг.
Реализация приложений требует наличие мобильного устройства, такого как карманный персональный компьютер с беспроводным модемом или смартфон, с определенным количеством памяти, вычислительной способностью, соответствующим дисплеем и функциональными возможностями средств связи.
Мобильное обучение дает обучающимся свободу, нерегламентированное время и как следствие стимул обучаться. Предоставляются способы познания и множественный интеллект. Благодаря тому, что мобильное обучение не останавливается на единственно правильном методе преподавания учебного материала данному человеку увеличивается шанс на успех, поскольку предоставляется несколько возможных путей для обучения.
Благодаря внедрению информационных технологий, таких как Интернет и беспроводные сети, происходит формирование удобной и общедоступной платформы для обучающегося, которая практически не содержит проблем совместимости. Главным становится не только обеспечение доступа к информации и знаниям, а уже непосредственно содержимое материала. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется ориентированной моделью на обучающегося. Такая модель выходит за пределы классного и дистанционного обучения и охватывает уже более обширную структуру онлайн-ресурсов. Сосредоточив внимание на организации информации и используя средства для того, чтобы сделать эти знания доступными, можно говорить об управлении знаниями.
Таким образом, мы рассматриваем мобильное обучение как двусторонний процесс, где он становится активным дидактическим процессом только в системе «педагог-учащийся». Для этого необходима предварительно созданная мотивация и организация совместной деятельности, так как без них дидактическое взаимодействие субъектов мобильного обучения невозможно в полной мере.
Анализ педагогической литературы показал, что «российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения. Однако внедрение их в педагогический процесс образования сопровождается, во-первых, рядом проблем дидактического характера, а во-вторых, – проблем информационного характера» [5, с. 28].
И для педагога, и для учащегося встает острый вопрос, связанный с дидактическим обоснованием овладения знанием в полном объеме по имеющимся и постоянно меняющимся программам, стандартам, учебным планам подготовки специалистов. Это существенно затрудняет процесс внедрения мобильного обучения по учебному предмету. Возможные направления выхода из сложившейся проблемной ситуации могут быть предложены за счёт активизации работы по созданию и внедрению в образовательный процесс структур, имеющих универсальный характер на основе овладения научными, общезначимыми, междисциплинарными подходами в познавательном процессе. Иными словами, пришло время подумать над новой, системной, методологией деятельности педагога по управлению знаниями учащихся с ориентацией на результат, определённый требованиями образовательного стандарта.
1.2 Мобильные устройства в изучении окружающего мира в начальной школе
В наше время сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, ноутбуков, нетбуков, планшетов и прочих портативных устройств. Они окружают нас повсюду: дома, в школе, в библиотеке.
На сегодняшний день мобильные устройства становятся источником получения новых знаний и активно используются на всех уровнях системы образования. Значительная доступность и возможность повсеместного применения интернет-технологий делают их неотъемлемой частью системы информационного обмена в нашем мире, т. е. главным инструментом коммуникаций [14, с. 23].
Общедоступность и распространенность мобильных устройств качественно меняет возможности современной молодежи. Непосредственно процесс обучения и получения новых знаний в молодежной среде становится в большей степени зависимым от «сети». Использование мобильных устройств (телефонов, смартфонов, планшетов и т. п.) с целью общения и поиска информации меняет привычные процессы обучения и получения новых знаний.
Мобильные устройства в настоящее время все активнее используются и для выхода в Интернет, что сокращает границы между сотовой связью и коммуникациями, которые предоставляет всемирная сеть, так как ее ресурсами становится возможным воспользоваться в любое время и в любом месте. Чаще всего Интернет используется для общения с друзьями.
На сегодняшний день их очень много, различные операционные системы лидирующее место среди гаджетов занимают различные виды коммуникаторов ( types of communicators ):
Они дают возможность не только звонить по всему миру, но и просматривать фотографии, нужные программы и приложения, ТВ и в том числе слушать музыку из плеера или интернета. Безусловно, гаджет может стать либо бесполезной игрушкой в неумелых руках, либо значимым помощником для человека, умеющего разбираться в новейшей цифровой технологии.
Предмет «Окружающий мир» понятен детям и любим, так как на прямую связан с тем, что ребёнка окружает в жизни. Но учебный материал обширен, т.к. в рамках предмета даются первоначальные основы разных предметов: астрономии, географии, биологии, химии, физики, истории, экономики, обществознания, основ безопасности жизни. Исходя из чего, ребёнку бывает трудно усвоить столь разноплановый материал только традиционными средствами и способами обучения, т.е. с помощью учебника, мультимедийной наглядности к учебнику, плакатов. А иногда современному школьнику просто не интересно работать только с традиционными средствами обучения.
В этом случае приходят на помощь привычные средства для современных детей – мобильные устройства: планшеты, смартфоны.
Обучающиеся умеют пользоваться современными устройствами, но не подозревают, что устройства можно использовать не только для общения и игр, но и в процессе обучения: поиска и отбора информации, изучения объектов, подготовки сообщений и др. Но самое главное, что современные школьники не умеют использовать в процессе познания мира – это дополненную реальность. Приложения по «дополненной реальности», используемые при изучении предмета «Окружающий мир» позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, помогают в освоении учебного материала, а также позволяют погрузиться обучающемуся в изучаемую тему, объект и др.
Мобильное приложение представляет собой программу, установленную на той или иной платформе, обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия.
Значимость мобильных приложений для образования растет не только благодаря их общедоступности и привлекательности с точки зрения новых технологий, но и благодаря возможностям, которые они дают: совместная работа учащихся над заданиями, вынос обучения за рамки школы, каждый имеет возможность высказаться, принять участие (в отличие от системы с поднятием руки). Использование мобильных приложений для образовательных учреждений позволяет:
Реализовать унифицированный контроль за уровнем знаний студентов;
Упростить проведение зачетов и контрольных работ;
Ускорить обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, упростить процесс взаимодействия преподавателей и студентов;
Провести интенсификацию и модернизацию учебного процесса;
Организовать распределенный образовательный ресурс;
Обеспечить совместную деятельность обучающихся без привязки к местоположению участников образовательного процесса;
Использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов;
Подключать мобильное устройство к приборам и устройствам в сети учебного заведения в образовательных и исследовательских целях;
С помощью мобильных приложений и встроенных датчиков собирать информацию об окружающей среде в образовательных и исследовательских целях.
Говоря о мобильных приложениях для образования, стоит отметить и их возможность доступа к облачным сервисам, которые используют как единое информационное поле для хранения информации об учениках и преподавателях, показателях учебной деятельности.
Для педагога приложения «дополненной реальности» — это не просто единовременный материал для открытого урока, а возможность изучения учебного материала по предмету «Окружающий мир» в новой и более понятной для современных школьников среде, которая позволяет заинтересовать обучающихся, достигнуть планируемых результатов и повысить качество обучения.
При помощи смартфона (планшета) и интернета ученики могут прямо на уроках находить необходимые для темы иллюстрации: скульптуры, картины, предметы декоративно-прикладного искусства, рассматривать их детально, изучать фрагменты, различные художественные знаки и символы. Под руководством учителя дети учатся правильно выбирать иллюстративный материал, работать с интернет-страницами и поисковыми системами, выходить на сайты мировых музеев и получать данные на иностранных языках. Дети ищут информацию как об определенном памятнике, о котором говорит учитель, так и могут выбрать из предложенного педагогом списка понравившийся объект, сделать сообщение о нем и получить за это оценку.
Учитель может организовать и групповую работу, разделив класс на несколько небольших групп. На уроках ученики прямо в классе могут найти определенную архитектурную постройку, рассмотреть с разных ракурсов, виртуально зайти вовнутрь помещения, найти отличительные особенности по стилям нескольких построек, могут посетить виртуальный музей и ознакомиться с его экспонатами. В интернете можно найти творческую биографию художника, архитектора, мастера; историю создания предмета, сведения о персонажах картин или владельцах вещей, и в результате постараться самостоятельно описать и проанализировать добытые данные. Ребята, изучив картину, предмет или здание, могут презентовать (рассказать и показать) свой полученный материал перед классом. Занимаясь в маленьких группах, ученики распределяют обязанности между собой для одновременного поиска ответа на разные аспекты одной темы. Появляется интерес, происходит своеобразное сплочение детей в одной группе и соревнование между группами в эрудиции и умении презентовать свой найденный и изученный материал.
Информация, добытая самостоятельно прямо во время урока, будет лучше восприниматься учениками, нежели при прочтении только учебника. Ребята объединяют свои усилия в работе, учатся слышать друг друга, правильно и грамотно формулировать свои мысли, более углубленно ищут информацию в интернете. Они занимаются привычным делом – держат в руках телефон, но активно стремятся достичь убедительного результата. Это и является стимулом к учебе.
Если же урок проходит без деления на группы и без соревновательных моментов, а учитель дает задание всему классу, то опять может помочь интернет-источник. Тогда каждый ученик самостоятельно находит указанный учителем предмет, внимательно его изучает и комментирует увиденное. Учитель и ученик уже не противопоставлены друг другу в классе, а совместно занимаются поиском решения на заданную тему.
Такая работа увлекает школьника, у него появляются темы для беседы в чате с другими ребятами, он хвастается умением работать в интернете, сам постигает информацию, которая ранее показалась бы для него неважной и скучной, не стоящей его внимания.
При скачивании иллюстраций к изучаемому материалу, каждый раз, когда ребенок хочет просмотреть свои фотографии, то натыкается на материал урока и подсознательно повторяет его. Если же ученик, показывает свои снимки другу, то тоже пролистывает и учебный материал. Он вынужден объяснить партнеру, что изображено на фото и что нового он узнал в школе. Это будет способствовать закреплению пройденного материала.
Такая беседа побудит ученика узнать еще что-то об иллюстрации в его смартфоне и, впоследствии, уже более полно рассказать об этом друзьям. Причем ученик, просматривая зафиксированную информацию, не имеет перед глазами текста с описанием объекта, он вынужден запоминать его и самостоятельно изложить собеседнику.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина 3.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 214 с.
2. Баранов С.Н. Физиологические основы мыслительной деятельности. –М.: Интерактивная наука . – № 7 (17). – 2017.
3. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учеб. для студентов вузов, обуч. по направлениям подготовки «Пед. Образование», «Психолого-пед. Образование». – М.: Академия, 2015. – 320 с.
4. Барашкина С.Б. Учет уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // Начальная школа. – 2016. – №6.
5. Бектурганова М. К., Син Е. Е. Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. – М.: МЦНО. – 2017. – № 3(5). – С. 28
6. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. – 104 с.
7. Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.2-е изд. – М.: Баллас, 2016. – 248 с.
8. Виноградова Н.Ф Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 246 с.
9. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. – 2014. – № 4. – С. 156-159
10. ГОСТ Р 58355-2019. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства. – Москва : Стамдартимформ 2019
11. Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс/Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева//Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. – № 6 (49). – С.113-116
12. Добротин Д.Ю., Горбаткина И.М., и др. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»: / Д.Ю. Добротин, И.М. Горбаткина, Е.Ф.Козина, И.Н. Курочкина, М.В.Нехлюдова, М.С. Смирнова. – М.: МГПУ, 2016 – 184 с.
13. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/М.А. Никонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 246 с.
14. Крошилин С. В., Медведева Е. И. Влияние информационно- коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – М.: Издательский дом «Финансы и кредит» . – 2011. – №41(134) . – С. 22 – 30
15. Куклев В.А Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 45–52
16. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой учёный. – 2015. – №8. – С. 974
17. Меркулов, А. М. Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма электронного обучения / А. М. Меркулов. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 70–75
18. Овсянникова Е.А., Якунина Е.А. Анализ современных программ взаимодействия музея и школы, направленных на духовно-нравственное развитие личности младших школьников. – https://n-shkola.ru/articles. Дата обращения: 10.03.2020
19. Протопопова, К. Ю. Мобильное обучение как новая технология в образовании / К. Ю. Протопопова. Текст : электронный // Социальная сеть работников образования : [портал]. URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/10/10/mobil-noeobuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii Дата обращения: 10.03.2020
20. Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание, 2013. 47c. URL: http://минобрнауки.рф/документы/ 3071/файл/1734/12.10.18/ Профстандарт_ педагога_(проект).pdf Дата обращения: 10.03.2020
21. Рябкова В.В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Педагогические науки. – №5 (59). – 2017. – С. 21
22. Смирнова М.С. Интегрированный подход в ознакомлении младших школьников с окружающим миром // Научные исследования: от теории к практике. 2016. – 164 с.
23. Смирнова М.С., Добротин Д.Ю. Результаты разработки и апробации нового содержания и форм организации педагогических практик будущих учителей начальной школы с учетом использования МЭШ. // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – №2.-С.19-27.
24. Список операционных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_операционных_систем Дата обращения: 10.03.2020
25. Степанова Н.А. Современные подходы к развитию понятий у дошкольников и младших школьников. – М.: Фундаментальные исследования, 2015. – 2243-2247с
26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 108 с.
27. Усова А.В. Из истории научных понятийных семинаров и конференций / А.В. Усова // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. – Челябинск: Факел, 1994.
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2013. – 246 с.
29. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
30. Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе: учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Уфа: БГПУ, 2016. – 246 с.
31. Черемушкина О.Ф. Формирование у учащихся научных понятий в процессе обучения // Вестник. 2012.
32. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистрантов / Г.П. Долженко. – Изд.4-е испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 108 с.
33. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 106 с.
34. Яковлева, С. Г. Логические рассуждения младшего школьника / С. Г. Яковлева // Начальная школа. – 2006. – № 5.
35. Android increases lead over iOS in Q4 to 78 % of smartphone market w/ 226m units shipped [Электронный ресурс]э – Режим доступа: http://9to5google.com/2014/02/12/android-increases-lead-over-ios-in-q4-to-78-of-smartphonemarket-w-226m-units-shipped Дата обращения: 10.03.2020
36. Kisko D. Questions That Will Help Revamp Your Mobile Learning Strategies – URL: http://www.k12mobilelearning.com/2010/12/6-questions-to-help-revamp-your-mobile-learning-strategies Дата обращения: 10.03.2020