Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность выступает основным рыночным механизмом регулирования спроса на товары, работы, услуги на рынке в разрезе различных экономических субъектов, деятельность которых образует предложение на рынке. Вопросы конкурентоспособности стали еще более актуальными в настоящее время нестабильной макроэкономической обстановки. Курс валют изменчив, но имеет до настоящего времени устойчивую тенденцию к росту. Деловые связи с западными партнерами усложнены финансовыми санкциями и ответными мерами со стороны России. Потребительский спрос имеет лавинообразный характер, и нарастание его в конце 2017 года, скорее всего, с учетом уровня инфляции, будет снижаться. Все это усложнит деятельность хозяйствующих субъектов на Российском рынке и обострит проблемы конкурентоспособности.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации многие компании, в связи с кризисом должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и стараться вырабатывать стратегию выживания, которая позволила бы им успевать за изменениями, которые происходят в их окружении. На данный момент времени, хотя и не снимается задача рационального использования экономического потенциала в текущей деятельности, важным становится осуществление такого управления, которое бы обеспечивало конкурентные преимущества предприятия в быстро изменяющейся окружающей среде.
Современная экономика под главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждой организации подразумевает совершенствование ее конкурентоспособности, которое находится в зависимости как от факторов внешней среды, так и от внутренних факторов.
С развитием рыночного механизма проблема конкуренции и конкурентоспособности компаний в России резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности не только производимых и потребляемых товаров и услуг, но и организаций в целом. Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях.
Вопрос конкурентоспособности организаций является широко обсуждаемым мировой научной общественностью на протяжении длительного периода времени. Ему посвятили свои работы: Портер М., Минцберг Г., Азоев Г.Л., Рубин Ю.Б., Юданов А.Ю., Филонович С.Р., Константинов Г.Н., Фатхутдинов Р.А., и др.Современная теория конкурентоспособности базируется на трудах М. Портера.Цель выпускной квалификационной работы –– провести анализ конкурентоспособности АО «Монокристалл» и на основе его результатов разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности данного предприятия.
Для того, чтобы достичь поставленной цели работы, следует решить целый ряд задач:
- изучить основные отечественные и зарубежные подходы к понятию конкурентоспособности;
- рассмотреть характеристику факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации на международном рынке;
- изучить методы оценки конкурентоспособности промышленных предприятий;
- проанализировать факторы конкурентоспособности АО «Монокристалл»;
- провести анализ конкурентных преимуществ АО «Монокристалл» и дать оценку его конкурентоспособности;
- разработать рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;
- дать оценку эффективности предлагаемым мероприятиям.
Объектом исследования является АО «Монокристалл».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения.
В процессе исследования применялись такие методы, как: системный, информационный, структурно-функциональный, сравнение, наблюдение, статистический анализ, табличные и графические методы предоставления данных, опрос.
Базой научного исследования является использование научных трудов российских и зарубежных авторов, учебно-методической литературы, также использовались материалы периодической печати, Интернет-ресурсы, данные отчетности исследуемой организации.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке и внедрении конкретных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, в конце работы представлен список учебной и научной литературы.
Во введении рассматриваются актуальность темы исследования и степень ее изученности, цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретические и методологические основы исследования, практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия.
Вторая глава посвящена анализу текущей деятельности АО «Монокристалл» и оценка его конкурентоспособности на рынке.
В третьей главе разработаны мероприятий по повышению конкурентоспособности АО «Монокристалл» и рассчитана их экономическая эффективность.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
1.1 Основные отечественные и зарубежные подходы к понятию конкурентоспособности
Конкурентоспособность является объектом внимания как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении длительного периода. Она является одной из фундаментальных экономических категорий, теоретические основы которой были заложены еще в XVIII веке в трудах ярких представителей классической политической экономии.
Сейчас, говоря исключительно об экономической сфере, в самом широком смысле конкурентоспособность означает обладание свойствами, благодаря которым субъект экономического соревнования имеет преимущества относительно его аналогичным соперникам, причем этими свойствами могут обладать разные субъекты конкурентной борьбы – продукция, предприятия (товаропроизводители), отрасли, и, наконец, страны.
Универсальной трактовки этого понятия нет и не может быть, так как определение конкурентоспособности может зависеть исключительно от того, применительно к какому объекту или субъекту относится.
В работах отечественных и зарубежных исследователей встречается множество трактовок понятия конкурентоспособности, все многообразие которых авторы предлагают систематизировать в разрезе пяти основных подходов.
Ключевой характеристикой исследуемого понятия и главным критерием предлагаемой классификации (см. рисунок 1) определена сфера проявления конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Исходя из такой логики, конкурентоспособность предприятия в определениях зарубежных и отечественных исследователей находит выражение в пяти способностях [4, 8, 10, 13, 14, 15, 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка концепции конкурентоспособности организации вызывает необходимость выявления экономической сущности понятия конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности организации.
Конкуренция является неотъемлемой компонентой рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей в более сжатые сроки внедрить все то новое, что появляется в результате научных исследований.
Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке.
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Для получения оценки состояния конкурентной среды в отрасли используются различные методики: модель пяти сил конкуренции М. Портера, SWOT-анализ, PEST-анализ и другие.
Поиск универсального подхода к формированию устойчивых конкурентных преимуществ в настоящее время активно продолжается. По мнению М. Портера, конкурентные преимущества для каждой организации индивидуальны вследствие естественных различий в обеспеченности их ресурсами, технологиями, избранной стратегии развития и др..
Анализ конкурентных преимуществ и оценка конкурентоспособности предприятия были проведены на примере АО «Монокристалл».
Сначала был проведен полный анализ финансовых показателей деятельности АО «Монокристалл», по результатам которого были сделаны выводы о том, насколько благоприятная финансовая составляющая АО «Монокристалл».
Проводя сравнительный анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах АО «Монокристалл» за 2018 г., можно сделать выводы, что финансовое состояние АО «Монокристалл» на 31.12.2018 лучше финансового состояния половины всех крупных предприятий, занимающихся схожим видом деятельности или же занимаются производством прочей неметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки. При этом в 2018 г. финансовое состояние Организации улучшилось.
Анализируя основные технико-экономические показатели были получены следующие результаты.
Годовая выручка за 2018 год составила 3441086 тыс. руб.; это значительно (на 1 137 300 тыс. руб., или на 49,4%) превышает значение за 2013 год. Рост выручки наблюдался на протяжении почти всего анализируемого периода.
За последний год прибыль от продаж равнялась 468691 тыс. руб. Финансовый результат от продаж стремительно вырос за рассматриваемый период (с 31.12.2012 по 31.12.2018) (+488 006 тыс. руб.). Более того, наличие такой же тенденции в течение периода подтверждает и линейный тренд.
Изучив характеристику организации, основные ее виды деятельности, далее мы проанализируем показатели финансово-хозяйственной деятельности АО «Монокристалл», т.к. для оценки конкурентоспособности данные показатели имеют важное значение.
Значение коэффициента автономии хуже среднеотраслевого. Однако, не менее половины аналогичных предприятий имеют большую долю собственных средств в капитале. Дисбаланс в пользу заемных средств снижает финансовую устойчивость. Рекомендуется увеличить собственный капитал, чтобы он был не менее 63% от общего капитала организации.
Отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами вызвано тем, что величина внеоборотных активов организации превышает собственный капитал. Соответственно, часть внеоборотных и все оборотные активы профинансированы за счет заемного капитала.
Коэффициент обеспеченности запасов показывает степень покрытия имеющихся у организации материально-производственных запасов собственными средствами. Как и в случае с коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, отрицательное значение обусловлено тем, что внеоборотные активы больше собственного капитала.
Высокая доля собственного и долгосрочного заемного капитала в общем капитале организации обеспечила значение коэффициента покрытия инвестиций, значительно превосходящее среднеотраслевое.
Утрата платежеспособности в долгосрочной или среднесрочной перспективе угрожает АО «Монокристалл» намного меньше, чем большинству сопоставимых организаций.
Ликвидные активы покрывают краткосрочные обязательства намного полней, чем у подавляющего большинства других предприятий отрасли; риск утраты платежеспособности в среднесрочной перспективе минимален.
Доля краткосрочных обязательств, обеспеченных высоколиквидными активами организации, выше, чем у большинства сопоставимых предприятий. Это снижает риск перебоев в текущих расчетах с контрагентами.
По меркам отрасли, организация в 2018 году имела высокую рентабельность продаж, выше, чем у ¾ сопоставимых организаций.
Данный показатель рассматривается как показатель выше среднего.
Норма чистой прибыли показывает, сколько копеек чистой прибыли получает организация в каждом рубле выручке. У АО «Монокристалл» этот показатель выше, чем у большинства аналогичных организаций.
Процентные расходы покрываются прибылью до налогообложения в существенно меньшей степени, чем в среднем по отрасли.
Отдача от использования всех активов значительно ниже среднеотраслевой.
Отдача от собственного капитала в 2018 году ниже, чем у трех четвертей сопоставимых организаций.
Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на каждый рубль стоимости основных фондов организации. Для фондоемких отраслей этот показатель ниже, чем для материалоемких. Фондоотдача организации существенно ниже среднеотраслевой. На это повлияла в том числе повышенная доля внеоборотных активов.
Организации требуется значительно больше дней для получения выручки, равной величине оборотных активов, чем аналогичным предприятиям.
Управление дебиторской задолженностью поставлено значительно хуже, чем в аналогичных организациях.
Организация распоряжается всеми имеющимися активами намного менее эффективно, чем три четверти других сравниваемых предприятий.
Также были произведены расчеты вероятности банкротства АО «Монокристалл».
Для АО «Монокристалл» значение Z-счета на 31 декабря 2018 г. составило 1,12. Это означает, что присутствует высокая вероятность банкротства АО «Монокристалл». Но, в тоже время, важно обозначить очень условный характер данного показателя, по результатам которого не следует делать однозначный вывод, а надлежит проводить постоянно более тщательный и глубокий анализ всех показателей финансового состояния организации.
Другая модель прогноза банкротства предложена британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу. Модель Таффлера. В данном случае значение итогового коэффициента составило 0,37, поэтому вероятность банкротства можно считать низкой.
Подводя итог, можно сделать вывод, что у предприятия хорошее финансовое состояние, вероятность банкротства низкая, что хорошо сказывается на репутации организации и его конкурентоспособности. Данные показатели позволяют также говорить о том, что при сравнении с конкурентами по активам, АО «Монокристалл» занимает 5 место среди 1,49 тыс. предприятий в отрасли - 10 529 млн. руб.. По показателю «Выручка за год», АО «Монокристалл» занимает 15 место среди 1,49 тыс. предприятий в отрасли - 3 441 млн. руб..
Для того, чтобы понять, насколько хорошее положении по конкурентоспособности у АО «Монокристалл», был проведем анализ основных факторов конкурентоспособности.
Предприятие на сегодня имеет долю на рынке 47% по синтетическому сапфиру и 12% по пастам. Если оценивать по 10-ти балльной шкале дальнейшие показатели, то можно сказать, что производственный потенциал, также, как и инновационный, и сбытовой, имеет высокое значение, что не может не радовать. Данное предприятия работает с собственными ресурсами, что также является плюсом, поскольку предприятие не находится в зависимости от поставщиков. 98% продукции идет на экспорт, что позволяет предприятию зарабатывать и продвигать отечественную продукции на мировой рынке.
Деятельность АО «Монокристалл» весьма положительная, по каким бы факторам не оценивали ее деятельность.
Несомненным плюсом является тот факт, что предприятие является признанным мировым лидером по производству синтетического сапфира, имеет высокое качество продукции, стабильность высокопрофессионального кадрового состава. Предприятие также не распространяется о деталях своей деятельности в СМИ, не выкладывает информацию у себя на сайте.
При анализе конкурентных преимуществ и оценке конкурентоспособности АО «Монокристалл», были проведены опросы экспертов, которые дали свое заключение по тем показателям, которые были им предложены.
В ходе данного исследования был сделан вывод, что АО «Монокристалл» прочно стоит на ногах, конкурентные преимущества относительно отечественных и зарубежных партнеров выше среднего уровня, но нет предела совершенству, есть что совершенствовать и возможно развивать в новых условиях, когда сегодня весь рынок меняется и пока не ясно, каким он будет через год.
Оценка конкурентоспособности в целом показала, что предприятие вполне конкурентоспособно и по отдельным позициям работает намного лучше своих конкурентов, как в России, так и за рубежом.
Для того, чтобы укрепить позиции АО «Монокристалл» как на отечественном рынке, так и расширить сферу влияния на мировом рынке, в третьей главе были предложены мероприятия, направление на повышение конкурентоспособности АО «Монокристалл» в современных условиях, когда весь глобальный рынок испытывает проблемы, в связи с пандемией.
В частности, были предложены:
Мероприятие 1. Разработка эффективной коммуникационной политики для позиционирования предприятия на внешнем рынке.
Мероприятие 2. Создание отдела маркетинга и рекламы.
Данным мероприятиям была дана оценка эффективности, которая показала, что внедряя предлагаемые мероприятия, предприятие способно будет повысить как свою конкурентоспособность, так и укрепить свою финансовую устойчивость.
Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и продуктивность — это факторы, которые могут привести к занятию предприятием более выгодной конкурентной позиции, в том числе в глобальной экономической системе.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что в нынешних кризисных условиях, спровоцированных коронавирусом, нужно рассматривать повышение конкурентоспособности на отечественном рынке, а также рассматривать и изучать новые для себя рынки, т.к. после того, как мир начнет приходить в себя, после изоляции, открытия границ, будут разрешены авиаперелеты и авиаперевозки, рынок может претерпеть серьезные изменения, поскольку многие нынешние игроки рынка могут объявить себя банкротом, могут появиться совершенное новые предприятия, в частности, могут появиться мелкие игроки, которые легко будут конкурировать с крупными игроками, и тогда, нужно будет бороться не только за свою, уже имеющуюся долю, но и в целом за завоевание новых потребителей и рынков сбыта своей продукции.