Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Монолог: общая характеристика, функции и особенности 6
1.2. Особенности речевого развития дошкольника и современные требования к нему в соответствии с ФГОС 7
1.3. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста 8
1.4. Игровые технологии как средство развития монологической речи дошкольника 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 14
2.1 Диагностика особенностей связной монологической речи дошкольников Детского сада № 46 «Кот в сапогах» 14
2.1.1 Общая характеристика процедур исследования 15
2.1.2 Анализ результатов исследования 23
2.2 Экспериментальная программа по развитию связной монологической речи у дошкольников с использованием игровых технологий 27
2.2.1 Цели, задачи и общая характеристика программы 27
2.2.2 Содержание экспериментальной программы по развитию связной монологической речи у дошкольников при помощи игровых технологий 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕАРУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Приложение 1 38
Приложение 2 40
Приложение 3 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Связная речь — это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.( Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1941. Т. 35. С. 15)
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью ( Изучение связной речи младших школьников // Специальное образование. 2014. №X С.158-162).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка.
Актуальность выбранной темы " Игровые технологии как средство развития монологической связной речи дошкольника" подтверждается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательной области речевого развития:
• Владение речью как средством общения и культуры;
• Развитие связной, грамматически правильной монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• Знакомство с детской литературой ;
В связи с определением проблемы и актуальности темы мы сформулировали достаточно конкретно цель и задачи нашего исследования.
Цель – теоретическое обоснование и проверка игровых технологий как средства развития монологической связной речи детей 6 года жизни
Объект исследования – процесс развития монологической связной речи
Предмет – применение игровых технологий как наиболее эффективных технологий для развития монологической связной речи.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития монологической связной речи детей 6 года жизни ;
• Определить критерии, показатели и уровни развития монологической связной речи детей 6 года жизни;
• Проверить влияние игровых технологий на развитие монологической связной речи детей 6 года жизни.
• Разработать методические рекомендации для педагогов по применению игровых технологий как средства развития монологической связной речи детей 6 года жизни.
Гипотеза :
Развитие связной монологической речи детей 6 года жизни будет проходить успешнее, если применять игровые технологии .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Монолог: общая характеристика, функции и особенности
Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную словесную реакцию
(Русский язык: Энциклопедия. 2-е изд., Гл. ред. Ю.Н.Караулов).
Виды монологической речи:
Повествование: сообщение о развивающихся событиях или изменяющемся состоянии какого- либо объекта
• Учить детей выделять и называть главную тему повествования (через цель высказывания, через заголовок)
• Учить детей передавать повествовательную структуру текста
Описание: сообщение в виде перечисления одновременных или постоянных признаков какого-либо объекта
• Учить детей выделять и называть признаки объекта.
• Знакомить с различными видами последовательности описаний и учить их использовать
• Учить детей выделять и называть объект описания
Рассуждение: сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях
• Учить детей формулировать свои суждения, выражать мнение
• Учить доказывать (объяснять) свои суждения
• Знакомить со структурой речи- рассуждения и использовать ее при построении своих доказательств
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕАРУРЫ
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольный возраст. Дети от трех до семи лет// Электронный ресурс// Режим доступа: http://36.dspgo.ru/ (дата обращения: 10.04.2017)
2. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников. – Нижневартовск. – 2014. – 235 с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы/ Программа дошкольного развития// Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 10.04.2017)
4. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №2 С.57-61.
5. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. №1 С.89-97.
6. Ковригина Л.В., Крупина А.А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. 2016. №6 С.118-127.
7. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М. – 2007. – 80 с.
8. Овсянникова С.А. Изучение связной речи младших школьников // Специальное образование. 2014. №X С.158-162.