Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С начала 2000-х наблюдается увеличение спроса населения на разнообразные и качественные услуги дополнительного образования, снижается средний возраст начала участия в дополнительном образовании, растут расходы населения на платные услуги в этом секторе. Усиливается и общественный интерес к использованию потенциала дополнительного образования детей в воспитании детей, их профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этап технологического развития.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программы дополнительного образования детей могут реализовываться образовательными организациями разных типов, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Программы дополнительного образования детей реализуются, прежде всего, в образовательных организациях следующих типов:
организации дополнительного образования;
общеобразовательные организации;
дошкольные образовательные организации;
образовательные организации высшего образования;
профессиональные образовательные организации.
Вместе с тем рост числа образовательных организаций дополнительного образования не является самоцелью. Главным направлением является повышение охвата детей качественными программами разной направленности. Значительная часть дополнительных общеобразовательных программ реализуется в общеобразовательных организациях. В большинстве из них для этих целей создана необходимая учебно-материальная база, имеется значительный кадровый потенциал. Финансовая поддержка реализации указанных программ гарантируется в соответствии с законодательством, что значительно расширяет возможности системы дополнительного образования детей для увеличения охвата детей, особенно в территориях, где отсутствуют организации дополнительного образования детей. Всё более заметное развитие получает практика реализации программ дополнительного образования детей иными юридическими лицами. К их числу относятся организации сферы культуры (музеи, библиотеки), спорта (спортивные клубы), молодежной политики и социального обслуживания.
Наличие ведомственной разобщенности в системе дополнительного образования по отраслям образования, культуры, физической культуры и спорта, которым подведомственны учреждения дополнительного образования разных направлений деятельности, и, с другой стороны, общественная потребность эффективного использования имеющихся ресурсов, особенно в малых и сельских населенных пунктах, требуют обеспечения межведомственной кооперации и сетевой формы реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Поскольку дополнительное образование работает с индивидуальными образовательными (познавательными) задачами и индивидуальными траекториями освоения знаний, к тому же, имеет дело с самыми разнообразными сферами интересов, оно должно быть организовано не как иерархия учреждений, а как пространство выбора учащимися возможностей формирования способностей и знаний. Эти возможности должны как создаваться в этом пространстве, так и привлекаться извне, на основах сетевого взаимодействия и аутсорсинга. Соответственно, сфера дополнительного образования должна опираться на государственные и муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, но при этом активно использовать конкурсные и контрактные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико¬ориентированные знания.
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий. Сетевое взаимодействие организаций общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, культуры и спорта в системе дополнительного образования детей можно описать как способ совместной деятельности государственных, муниципальных и негосударственных организаций и учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и совместные стратегии управления ими, в результате которой формируются группы учащихся для освоения дополнительных образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием общих ресурсов. Организация сетевого взаимодействия оказывается необходимой для расширения ресурсных возможностей реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей.
Потребности развития системы дополнительного образования обозначили актуальность исследуемой темы.
Цель работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности учреждения дополнительного образования (на базе государственного бюджетного учреждения к дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Московского район Санкт-Петербурга».
Объект исследования - система управления образовательной организацией дополнительного образования детей
Предмет исследования - совершенствование системы управления учреждениями дополнительного образования детей.
Предмет, объект и цель обусловили исследовательские задачи:
1. Анализ нормативно-правового регулирование деятельности учреждений дополнительного образования.
2. Характеристику современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации.
3. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительных образовательных услуг.
4. Анализ системы управления сферой дополнительного образования в Санкт-Петербурге
5. Анализ деятельности ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга»
6. Предложения по использованию инновационных моделей в управлении дополнительным образованием
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные, научно-методические публикации методистов по организации дополнительного образования.
Работа состоит из введения, трёх глав (девять параграфов), заключения, списка библиографических источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Система дополнительного образования в РФ: цель, задачи и структура.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1 ст. 2). Дополнительное образование занимает важное место в структуре системы образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (гл. 2 ст. 10).
Закон определяет цели дополнительного образования детей и взрослых:
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Специальная литература
16. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 61-67.
17. Бабаев А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 100–102.
18. Бойко Е.Л., Золотарева А.В., Пикина А.Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО): методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 207 с.
19. Горгола Е.В., Золотарева А.В., Кваша В.А. Теория менеджмента: учебное пособие. / под общ. ред.проф. Е.В. Горголы. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 150 с.
20. Давыдова Т.И, Давыденко Т.М., Шибанова ГМ. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2006. - С. 11-74.
21. Золотарева А.В. Дополнительное образование: двери и форточки ФГОС // Директор школы. - № 8,
22. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 340 с.
23. Золотарева А.В. Иобидзе Н.Г. Рабочая тетрадь по курсу «Теория организации». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 87 с.
24. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 200 с.
25. Золотарева А.В., Золотарева С.С. Самооценка в системе управления учреждением дополнительного образования детей: методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 99 с. (6.25 п.л., авт. 4,4 п.л.).
26. Золотарева А.В., Логинова Л.Г. Проблемы управления в системе дополнительного образования детей: Комплексная программа повышения квалификации управленческих кадров системы дополнительного образования детей. - М., АПКиППРО, 2008. – 112 с.
27. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 186 с.
28. Золотерёва, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей : учебно-метод. пособие . - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010.
29. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с. (коллективное авторство).
30. Ковальчикова, И., Кресила, Ю. Избранные контексты реформы национальной программы образования в Англии и Словакии : монография / И. Ковальчикова, Ю. Кресила. - К. : Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012.
31. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
32. Пак Х.С. Новые методологические подходы к управлению ресурсами муниципального образования.-СПб.: СПб Академии управления и экономики, 2009.
33. Пясецкая Е.А. Роль государства в управлении формированием инновационных технологий // Наука управления: новые ориентиры в развитии: сб. научн. ст. / под общ. ред. А.Л. Гапоненко.-М.: Изд-во РАГС, 2007.
34. Региональные проблемы развития образования: коллективная монография / под ред. М.И. Рожкова, А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 304 с.
35. Силласте Г. Г. Образовательная система российского общества накануне исторических реформ // Молодежь и общество. - 2009. - № 2. - С. 80-109.
36. Словарь терминов по менеджменту: словарь / сост. А.В. Золотарева, Е.Н. Лекомцева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 87 с.
37. Соломатина Т. Б. Социально-педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей // Наука и школа. - 2008. - № 2. - С. 37-39.
38. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / авт.- сост. Н. М. Борытко, О. Л. Иванова, Е. И. Фастова ; науч. ред. И. В. Власюк. - Волгоград : Учитель, 2015. - 161 с.
39. Яковлев Д. Е. Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта // Власть. - 2012. - № 10. - С. 171-173.
40. Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Официальный сайт http://ddut-mosk.spb.ru