Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема диагностики лжи исследовалась с древних времен.
В психотерапии и психокоррекции сама склонность ко лжи является объектом внимания исследователей. Самообман, отрицание своих недостатков как перед собой, так и перед окружающими - один из механизмов, препятствующих эффективности психоанализа.
Особенно остро проблема неискренности актуальна при приеме на работу, особенно в среде силовиков и близких к ним профессиональных страт, где требуется выяснить, можно ли доверять ответам тестируемого канди¬дата. Разработками в этой области занимались как зарубежные, так и отечественные специалисты.
Это связано с тем фактом, что многочисленными исследованиями доказана не¬искренность кандидатов при тестовом отборе на престижные профессии. Требуются объективные методы улучшения качества профессионального отбора, что в настоя¬щее время в директивах МВД РФ (Грызлов Б., 2002) рассматривается как императив и требование к разработкам науки.
Вопросы классификации и диагностики лжи отражены в экспериментальных трудах и ряде обзорных работ (Щербатых Ю.В., 1998; Экман П., 2000; и др.). Однако единая концепция способов выявления дезинформации пока не создана.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы ситуативной де¬зинформации в рамках единой теории в психологии (Знаков В.В., 1999), недостаточ¬но полное решение, имеющей важное прикладное значение, научной проблемы инди¬видуальных различий дезинформации, лжи с учетом комплекса факторов, обуслов¬ленных личностным, психодинамическим и нейродинамическим уровнями индивиду¬альности, и вместе с тем явная недостаточность научно-обоснованных технологий и разработок процедур исследования и коррекции дезинформации в ситуации профес¬сионального отбора обусловили, с нашей точки зрения, актуальность и выбор темы данного исследования.
Цель исследования состоит в изучении особенностей психологической диагностики лжи при приеме сотрудников силовых структур на работу.
Гипотеза исследования состояла в том, что ситуативная дезинформация является системным процес¬сом, конечная цель которого заключается в положительном прохождении необходимых тестов и принятия на работу.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Экспериментально изучить процессы психологического симулирования, вы¬ражающиеся в фальсификации ответов при тестировании кандидатов в сотрудники правоохранительных органов; и определить соотношение между картиной искажения и оптимальной моделью претендента согласно психологической концепции успешно¬го специалиста и должностным инструкциям.
2. Путем корреляционного анализа определить типологию кандидата по индивидуальным особенностям ситуативной дезинформации.
3. Систематизировать полученный материал и исследовать закономерности психофизиологического сопровождения тестового отбора кандидатов в правоохранительные органы.
Состояние разработанности вопроса. Теоретические основы исследования социально-психологических особенностей лжи, разрабатывались в трудах В. В. Волкова, В.В. Знакова, И. А. Ильина, И.Канта, Я.С. Кротова, Л.Б. Филонова О. Фрая, Ю. Щербатых, П.Экмана и др. В трудах В.К. Вилюнаса, Я.М. Когана, А.Р. Лурии, Б.Г. Розовского, Ю.И. Холодного и других исследователей намечены основные теоретические и прикладные аспекты применения полиграфа, в том числе с позиции объективизации получаемой психофизиологической информации. Б.И. Додонов, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн анализируют разные аспекты социально-психологических основ личности, в том числе в контексте психологии профессиональной деятельности. В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Г. Выготский, Е.П. Ильин, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, Д.И. Узнадзе, П.М. Якобсон показали в своих работах теоретические и мотивиционно-диспозизионные основы социального поведения субъектов.
Вместе с тем в анализируемых работах не исследованы социально-психологические особенности лжи на основе ее детекции, в том числе для субъектов будущей деятельности. В настоящее время наиболее перспективным и интересным направлением в социально-психологических исследованиях лжи является: анализ ее субъективного понимания с целью создания эффективной модели по объективизации данных. В этом случае нельзя недооценивать значение общепсихологических и социальных закономерностей порождения, понимания и изобличения лжи в сочетании с точным, статистически надежным способом объективизации, которым является детекция.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и актуальная практическая востребованность решения научной проблемы выявления сущности и социально-психологических особенностей объективизации лжи субъектов будущей деятельности.
Объект исследования – претенденты на работу в правоохранительных органах.
Предметом исследования являются психологические особенности объективизации лжи испытуемых в процессе профессионального отбора.
Практическое значение предложенных разработок определяется значимостью их применения в организации работы с кадрами в системе правоохранительных органов и широкими возможностями экстраполяции в других социальных сферах.
База исследования – ОВД № 9 г. Москвы.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛЖИ
Основные понятия психодиагностики
Психодиагностика – это прикладная отрасль психологии (дисциплина), и область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний). Необходимо отметить, что психодиагностика, в отличие от медицинской диагностики, изучает, проявления свойств психики здоровых людей.
Теоретической основой психодиагностики является психология индивидуальных различий, или дифференциальная психология. В этом разделе психологии выявляются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, а также использование методов а практических целях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы и перспективы развития психологического обеспечения служебной деятельности и работы с кадрами: Материалы всероссийской межведомственной научно-практической конференции от 8-9 февраля 2005 г. Голицыно, 2005.
2. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
3. Ананьев Е.М. Разработка аппаратно-программного комплекса оценки профессиональной надежности операторов автоматизированной системы контроля гибридных объектов. Автореф. дис. . канд. техн. наук. Серпухов, 2009.
4. Бейли, Филип Гомеопатическая психология. Личностные профили основных конституционных препаратов. Пер. с англ. М.: Гомеопатическая медицина, 2003.
5. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т.- 3-е изд.- Москва: Советская Энциклопедия, 1969-1978. Т. 17, М., 2006. http://slovari.yandex.ru. (Дата обращения 12.02 2004).
6. Большой психологический словарь.- 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: ACT: ACT МОСКВА; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
7. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. М.: Высшая школа психологии, 2004.
8. Буланцов A.M. Повышение надежности двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2011.
9. Бундзен П.В., Коротков К.Г., Унесталь Л.Э и др. Психофизический потенциал спортсменов олимпийского резерва // Итоги II спартакиады «Спортивный потенциал России»: Сб. метод, рекоменд. для училищ олимпийского резерва России. Орел, 2004. С. 42-61.
10. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.
11. Вавилов М.В. Оперативный психологический контроль и прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб: Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России, 2003.
12. Вальтер X. Функциональная визуализация в психиатрии и психотерапии / Пер. с нем. А.Н. Анваер. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
13. Варламов В.А., Варламов Г.А. Компьютерная детекция лжи. М.: «Принт-Центр», 2010.
14. Васильева И.И., Лазарев С.В., Пронин С.А. Психологическое обеспечение надежности персонала на энергетическом производстве // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Матер, межрегион, научн.-практ. конференции. М.: МГУ, 2005.
15. Веселова Е.К. Психологическая деонтология. Автореф. дис. . д-ра психол. наук СПб., 2003.
16. Гандер Д.В. Психология опасных профессий. М.: Воентехиздат, 2011.
17. Гладкова Л.Г. Экологическая характеристика факторов, формирующих надежность работы оператора газопереработки. Автореф. дис. . канд. биол. наук. Оренбург, 2004.
18. Глушко А.Н. Психологические закономерности и средства профессионализации студентов медицинского вуза. Монография. М.:КНОРУС, 2009.
19. Гнездилов Г.В., Масягин В.П., Мощенко A.B. Проблемы психологии труда. М.: СГА, 2007.
20. Гусев С.И., Крук В.М., Трифонов О.И. Медицинские и психологические особенности биорезонансной диагностики и терапии в условиях пенитенциарных учреждений. Монография / Под ред. Кононца A.C., Семикина Г.И. М.: НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
21. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
22. Евенко C.JI. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М.: ВУ, 2009.
23. Иванова С.П. Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб, 2011.
24. Кандыбович С.Л.и др. Психологическая помощь: методология, теория, технологии. Монография. М., 2010.
25. Кашапов С.М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Вестник Тверского гос. ун-та, 2009. .№ 5 (Педагогика и психология). С. 4-11.
26. Квашнина Г.А. Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной надежности персонала подразделений опасных профессий. Автореф. дис. . д-ра техн. наук. Воронеж. 2010.
27. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. Пер. с англ. М.И. Завалова. М.: Независимая фирма «Класс», 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 81).
28. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд. 2, испр. и доп. М.: Изд-во Ленанд, 2011.
29. Концепция управления человеческими ресурсами ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». М., 2003.
30. Конюхов Н.И., Архипова О.Н., Конюхова E.H. Психоэкономика. М.: ДеЛи плюс, 2011.
31. Корчемный П.А. Психология человека: Учебное пособие для аспирантов, адъюнктов и соискателей ученых степеней. М.: ВУ, 2008.
32. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2010.
33. Кравцова Л.В. Психологические условия профилактики наркопотребления военнослужащих в деятельности войскового психолога. Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: МГОУ, 2011.
34. Краткий философский словарь. Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4, доп. и испр. М.: Гос изд-во политической литературы, 1954.
35. Крук В.М. Ассессмент обеспечения личностной надежности специалиста. Гуманитарный вестник. Электронный журнал МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012, № 12.
36. Крук В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий // Вестник университета. М.: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2011. № 16. С. 58-61.
37. Крук В.М. Концепция обеспечения личностной надежности специалиста // European Social Science Journal. M, 2011. № ll.C. 280287.
38. Крук В.М. Методолого-содержателъные вопросы оптимизации обеспечения личностной надежности специалиста. Гуманитарный вестник. Электронный журнал МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012, № 12.
39. Лебедев И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения сотрудников ОВД: Монография. М.: Единение, 2001.
40. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии / Под ред. Ж.М. Гозман, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Радковской. М.: Смысл, 2003.
41. Марьин М.И., Петров В.Е. Психологическое обеспечение деятельности ОВД // Энциклопедия юридической психологии. Под общ. Ред. A.M. Столяренко. М., 2003.
42. Мощенко А.В. Психология труда. М.: Российский новый университет, 2004.
43. Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина / Пер. с англ. A.M. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. М.: Класс, 2000. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).
44. Носс И.Н. Акмеологическая диагностика государственных служащих. Под общ. ред. проф. A.A. Деркача М.: МГОУ, 2007.
45. Носс И.Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2007.
46. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
47. О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ, № 50-2000. М.: МО РФ, 2000.
48. Основы военного профессионального психологического отбора. Учебное пособие. М.: Военное издательство, 2005.
49. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. С. 364.
50. Психологическое консультирование: от личности к организации. Учебное пособие / О.Ю. Зотова, Л.П. Караваева, П.А. Корчемный, Т.Г. Повалкович. М.: Изд-во ИЭТ, 2010.
51. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности: Методическое пособие. Под ред. М.И. Марьина. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
52. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. 2-е изд. В 2-х томах. Т. 1 А-О. Пер с англ. М.: Вече, ACT, 2003.
53. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. Изд. 2-е, 1946. Питер, 2002.
54. Сборник материалов учебно-методических сборов специалистов-полиграфологов правоохранительных органов (6-10 декабря 2010). М.: МВД РФ, БСТМ МВД России, 2010.
55. Секач М.Ф. Психологическое здоровье. Учебное пособие. М.: Алтекс, 2012.
56. Словарь Психофизиология. Под общ. ред. Петровского А.В.М.: ПЕР СЭ, 2005.
57. Собчик JI.H. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2003.
58. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
59. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надежность личности: социально-психологические аспекты: монография. Тамбов, Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.
60. Стрижов Е.Ю. Нравственно-психологические детерминанты мошенничества. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2011.
61. Федеральный закон Российской Федерации «О применении полиграфа» (Проект) 2005, 2009, 2011.
62. Федотов С.Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел. Автореф. Дис. . д-ра психол. наук. Тверь, 2001.
63. Шаров A.C. Онтология психологических механизмов рефлексии // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Электронный научный журнал, 2006. С. 1-8 www.omsk.edu. (Дата обращения 20.10.2011).
64. Шаров A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000.
65. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М.: ВУ МО РФ, 2000.
66. Шленков A.B. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб, 2010.
67. Army Health Promotion Risk Reduction Suicide Prevention. Report 2010.
68. Army Regulation 50-5 Nuclear and Chemical Weapons and Materiel. Nuclear Surety. Department of the Army, Washington, DC, 2000.
69. Baumeister R.F., Schmeichel B.J., Vohs K.D. Self-Regulation and executive function. The Self as controlling agent // Social psychology: Handbook of basic principles / Eds A. W. Kruglanski, E.T. Higgins, 2007. P. 516-539.
70. Benedek D., Everett A., Holstege G., et al Report of the Expert Behavioral Analysis Panel. Vienna, 2011.
71. Committee on Laboratory Security and Personnel Reliability Assurance Systems for Laboratories Conducting Research on Biological Select Agents and Toxins. National Academy of Sciences, 2009.
72. Crawford C., DeBoer G., DeCastro K., Landers J., Rogers E. Self Reliability and Motivation in a Nuclear Security Culture Enhancement Program. Brookhaven National Laboratory, 2009.
73. Crewson P. A Comparative Analysis of Polygraph with other Screening and Diagnostic Tools // Polygraph, 2003, Vol. 32 (2). P. 57-85.
74. Crow R. Personnel Reliability Programs. Project Performance Corporation, Virginia, 2004.
75. Dekker, Sidney W.A. Ten Questions about Human Error: A New View of Human Factors Safety. NJ.: Erlbaum, Lawrence & Associates, 2005.
76. Dhillon B.S. Human Reliability, Error and Human Factors in Engineering Maintenance with Reference to Aviation and Power Generation. CRC Press, 2009.
77. Dumas L. Why Mistakes Happen Even When the Stakes Are High: The Many Dimensions of Human Fallibility // Medical & Global Survival, April2001; V. 7, No. l,p. 12-19.
78. Enhancing Personnel Reliability among Individuals with Access to Select Agents: Report of the National Science Advisory Board for Biosecurity, NSABB, 2010.
79. Everdij M.H.C., Blom H.A.P., Kirwan B. Development of a structured database of safety methods. USA, New Orleans, Louisiana. National Aerospace Laboratory, 2006.
80. Federal Psychophysiological Detection Of Deception. Examiner Handbook. Counterintelligence Field Activity Technical Manual, 2006.
81. Gertman, D. et al. The SPAR-H Human Reliability Analysis Method NUREG/CR-6883, Prepared for the U.S. Nuclear Regulatory Commission, Washington, DC., 2004.
82. Hogan T. Educational Assessment: A Practical Introduction. United States: John Wiley & Sons, Inc., 2007.
83. Human Factors Design & Evaluation Methods Review. Human Factors Integration Defence Technology Centre, 2004.
84. Human Reliability Analysis in Support of Risk Assessment for Positive Train Control. US Department of Transportation Research and Special Programs Administration. Final Report, 2003.
85. Human Reliability Program. Detection of Unusual Behavior. Instructor's Guide. Center for Human Reliability Studies Oak Ridge Institute for Science And Education. Oak Ridge, Tennessee, 2006.
86. Human Reliability Program. Detection of Unusual Behavior. Participant Manual. Center for Human Reliability Studies Oak Ridge Institute for Science And Education. Oak Ridge, Tennessee, 2005.
87. Human Reliability Program. Orientation for Employees. Center for Human Reliability Studies Oak Ridge Institute for Science And Education. Oak Ridge Associated Universities, 2007.
88. Julius, J.A. et al. Overall Design of the International Empirical HRA Methodology Study. American Nuclear Society Conference on Probabilistic Safety Assessment 2008, Knoxville, TN, 2008.
89. Knut B., Kerstin C., Hariolf G. Personal attitudes in the assessment of the future of science and technology: A factor analysis approach // Technological Forecasting & Social Change 68, 2001. P. 131-149.
90. Kohlhepp, K.D. Evaluation of the Use of Engineering Judgments Applied to Analytical Human Reliability Analysis (HRA) Methods. M.S. Thesis, Texas A & M University, TX, 2005.
91. Kohn LT, Corrigan JM, Donaldson MS (ads). To err is human: building a safer health system. Washington, DC: National Academy Press. 2000.
92. Lata V.F., Coates C. Implementation and sustainability of the Russian Federation Ministry of Defense nuclear Personnel Reliability Program: INMM 51st Annual Meeting, Baltimore, MD, USA, 2010. P. 1-7.
93. MacLaren V. Can We Trust Counterintelligence Polygraph Tests? // Polygraph. 2000, Vol. 29. № 2. P. 151-155.
94. McLinn J. A shot history of reliability // The Journal of the Reliability Information Analysis Center, January 2011.
95. Meredith L., et al Promoting Psychological Resilience in the US Military. Center for Military Heath Policy Research, 2011.
96. Military Psychology: clinical and operational application / ed. by Carrie H. Kennedy and Eric A. Zillmer. 2nd ed., 2012.
97. Roberts K. High Reliability Organizations: What Risk Managers Need to Know. University of California, Berkeley, 2010.
98. Ryan Crow Personnel Reliability Programs. Project Performance Corporation Virginia, 2004.
99. Spurgin, Anthony J. Human reliability assessment: theory and practice. London-New York: CRC Press Taylor & Francis Group, 2010.
100. The HERA Coding Manual and Quality, Vol. 2, NUREG/CR-6903, U.S. Nuclear Energy Commission, Washington, DC, 2007.