Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является сензитивным периодом особой
чувствительности дошкольников к элементарным основам восприятия
музыки. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт
использования детских музыкальных инструментов с целью активизации
музыкального развития детей. Детское музицирование расширяет сферу
музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным
занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает
преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное
воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские
способности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,
развиваются творческие и музыкальные способности. Дошкольники
открывают начинают осознаннее различать звучания различных
инструментов, у них улучшается качество пения, и как следствие – качество
речи. Поэтому музыкальные занятия являются прекрасным инструментом
коррекции недоразвития речи и могут выступать как в качестве
дополнительных занятий к логопедическим, так и в качестве элементов и
инструментов работы логопеда. Игра на музыкальных инструментах помогает
передать чувства, внутренних духовный ритм. Это прекрасное средство не
только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой
инициативы, и как следствие ладовое чувство –умение воспринимать
эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу.
К проблеме коррекции недоразвития речи старших дошкольников через
музицирование обращались многие авторы. Среди них такие как Н.А.
Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.Г. Кононова, Н.А. Метлов, Г.А. Праслова, О.П.
Рыданова и пр. Однако, в трудах этих и других авторов проблема вопросы
3
влияния ладового чувства на развитие речи особенности преподавания детям
с нарушениями речи представлены очень фрагментарно, данная проблема не
является разработанной в литературе. Все вышесказанное обусловило
важность и актуальность темы проекта и позволило сформулировать его цель.
Цель исследования: разработка сборника конспектов по развитие
ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи в процессе слушания музыки.
Гипотеза исследования: развитие ладового чувства детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требует отдельной
методики преподавания, учитывающей особенности данного дефекта
развития.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие
задачи:
1. Рассмотреть понятие и характеристики ладового чувства, изучить
особенности преподавания ладового чувства детям;
2. определить особенности восприятия музыки у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи;
3. Проанализировать методики обучения восприятию ладового чувства
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Методы исследования включают в себя изучение литературы по
исследованию; анализ; синтез; сравнение; наблюдение; обобщение.
Методологической основой являются исследования в области
преподавания музыки: Б.М.Тепловой, Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой,
О.П.Радыновой.
Практическая значимость обусловлена разработкой методических
рекомендаций для внедрения в образовательный процесс дошкольных
учреждений.
Структура проекта состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературных источников и приложений.
Объем работы составил 46 страницы.
4
1. Пояснительная записка
1.1 Теоретические аспекты обучения и развития ладового чувства у
детей с общим недоразвитием речи
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач
музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является
вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой
врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия
окружающей среды, воспитания и обучения.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и
педагогики, также и в настоящее время в разработке теоретических, а,
следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных
способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в
определении важнейших понятий. Отдельно стоят подходы к преподаванию
детям, имеющим дефекты психического, в том числе речевого, развития.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в
быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности
[17].
Б. М. Тепловым определено, что свойства нервной системы человека
являются врожденными. Врожденные свойства нервной системы Б. М. Теплов
отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что
врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е.
задатки, которые лежат в основе развития способностей.
5
Способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности,
которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений
в музыке, называется чувством ритма. Он настраивает психику на восприятие
всего музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения
обозначают временную организацию музыкального движения, который
образует форму этого сочинения. Он способствует более детальному
восприятию. Из вышесказанного следует, что музыкально-ритмическое
чувство - это способность активно переживать временную организацию
музыкального движения, оно выступает важнейшей составляющей
музыкальной одаренности, посредством которой происходит восприятие,
переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных
отношений в музыкальном произведении.
Исследуя основные формы музыкального слуха, Б.М. Теплов пришел к
заключению, что в основе находятся две способности: «…ладовое чувство,
которое обозначают перцептивной или эмоциональной составляющей
музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления,
названную репродуктивной или слуховой составляющей музыкального слуха»
[40]. Таким образом, ладовое чувство является одним из двух основных
музыкальных способностей.
Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые
функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность
звуковысотного движения. Оно является эмоциональным компонентом
музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с
ощущением музыкальной высоты и проявляется в восприятии мелодии, в
узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с
чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и
минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Имеет свою окраску
не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную
высоту). Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво.
6
Устойчиво звучат основные ступени лада (первая, третья и пятая), и особенно
тоника (первая ступень). Эти звуки образуют основу лада, его опору.
Остальные звуки неустойчивые, в мелодии они тяготеют к устойчивым.
Ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки,
настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками
- устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и
требующими завершения.
Ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии,
определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к
точности интонации, ладовой окраске звуков.
В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства
являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему
является выражением эмоционального содержания.
Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе
музыкальных игр по Н.А. Ветлугиной [11 следующие.
1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую
выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее,
выражающаяся:
- в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно
судить при наблюдении внешнего поведения детей;
- в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных
средств; - в улавливании линии развития художественных образов,
последовательности «музыкального рассказа».
2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под
музыку, проявляющаяся:
- в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять
поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
- в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках
воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений,
соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
7
- в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки,
«укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю
реакцию, инициативу, находчивость);
- в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных
ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов,
сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой
инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении»
отдельных элементов игры.
3. Способность оценивать «красивое» в музыке, ритмическую
выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для
данного возраста, которая выражается:
- в свободном различении характера музыки; - в правильном различении
формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности;
- в способности дать вербальную характеристику музыке;
В настоящее время педагогом О.П. Радыновой конкретизированы и
более четко выделены показатели развитости ладового чувства детей:
-Внимание;
-Просьба повторить;
-Наличие любимых произведений;
-Внешние проявления (эмоциональные);
-Узнавание знакомой мелодии;
-Высказывания о характере музыки (двухчастная форма);
-Узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
-Определение окончания мелодии;
-Определение правильности интонации в пении у себя и у других;
-Высказывания о музыке с контрастными частями;
-Окончание на тонике начатой мелодии [19].
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается
прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с
дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную
8
отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система
вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся
имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких
имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука
(например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не
только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную
речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и
наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
Также в развитии ладового чувства важной составляющей является
работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с
правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и
получают новые ассоциативные ощущения. Музыкальные занятия для
дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволит
добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и
поможет развиваться в будущем.
Перед тем как перейти к изучению особенностей восприятия музыки у
детей с общим недоразвитием речи, приведем характеристику данного
нарушения речи.
Недоразвитие речи — это группа речевых нарушений, при которых
нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи,
лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном
интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве
одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в
случае задержки психического развития (ЗПР) [11].
Речевые дефекты и нарушения развиваются более отчетливо, когда
ребенок только учится говорить. Нарушения речи, даже разговоры ребенка
являются серьезными препятствиями для социальной адаптации ребенка.
Особенно, когда он вырастает, общается и общается с людьми, он чувствует
себя неполноценным, встревоженным и уходит из группы, общества и друзей.
Все это приводит к разочарованию и дезадаптации у каждого ребенка с
9
дефектами речи. Хотя он талантлив, он боится разговаривать с людьми в
группах, произносить речи и общаться с другими людьми.
Кроме того, ребенок с дефектами речи значительно отклоняется от
общего стандарта, который показывают другие дети его возраста, и он
допускает больше ошибок. Обычно дефекты речи означают дефекты
произношения. Но в более широком смысле это может относиться к любому
типу речи, которая является неправильной.
Таким образом, ясно, что нарушения речи во многом связаны с
проблемами адаптации и эмоциональной нестабильностью из-за
неправильной обратной связи с окружающей средой.
В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия
речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре
уровня недоразвития речи, впервые классифицированные Р.Е Левиной:
I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются
лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова
часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и
конструкции.
III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи.
Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры [11].
Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в
овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к
неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного
общения. В то же время при условии своевременной помощи детского
логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать.
Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно
условно, поскольку сроки освоения речи индивидуальны, в зависимости от
особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий
10
его воспитания. Часто пассивная речь (понимание) опережает активную речь
(произносимые слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).
Признаки ОНР:
- Ребенок неправильно различает слышимые им звуки, что означает, что
он произносит их неправильно и не понимает смысла сказанного.
- Ребенок часто смешивает несколько групп звуков и произносит
множество звуков с нарушениями. Поэтому ребенок переставляет слоги или
сокращает слова в словах.
- У этих детей недостаточный словарный запас. Количество слов,
которые понимает ребенок, намного меньше, чем у сверстников с нормальным
развитием речи. Например, 4-летний ребенок называет только яблоко и банан
из фруктов, а кошка может стать лесным жителем.
- Речь ребенка не имеет выражения. Синонимы и антонимы очень трудно
найти, или они не могут выполнять такие задачи вообще. Ребенок не
использует прилагательные, наречия или сложные существительные в своих
высказываниях. Ребенок использует простые глаголы.
- Предложения в речи ребенка с общим недоразвитием речи просты без
предлогов. В общих предложениях он переставляет слова и может
произносить предлоги в конце предложения. Например: «Я сижу на стуле» и
т. Д.
Рассмотрев понятие общего недоразвития речи, вернемся к
музыкальному восприятию детей. Важную роль в формировании
музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое
восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко
отличая ее от веселой песенки или громкого и торжественного марша. Также
детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы,
напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или
птицами. Повлиять на формирование слуха у ребенка старшего дошкольного
возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые
11
способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с
высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.
Развитие музыкальных способностей старших дошкольников строится
на:
-прослушивании произведений;
-музыкально-ритмичных движениях;
-пении;
- играх;
- освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.
Таким образом, нельзя отрицать, что музыкальная деятельность
эффективно способствует решению коррекционных и развивающих задач при
работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В результате дошкольники
проявляют интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость и
впечатления. Ребенок успешно усваивает координацию движений, тренирует
свой артикуляционный и дыхательный аппарат, развивает память,
музыкальный слух, внимание. Уроки музыки благотворно влияют на
эмоциональную сферу ученика, благодаря чему ребенок готовится к более
сложным для него занятиям.
Музыкальное искусство способствует активизации умственных
способностей, качественному изменению процессов восприятия, памяти,
внимания. Сочетание музыки и движений совершенствует моторику, делая
движения плавными, ритмичными, координированными, выразительными.
Музыкальные произведения передают в динамике эмоциональнопсихологические состояния (смену чувств, настроений, переживаний),
формируя тем самым эмоциональную, нравственному и эстетическому сферу
слушающего. Музыка оказывает влияние на усвоение новые положительные
установки и формы поведения, активизируя коммуникативную функцию.
Сходство выразительности языка музыки речи отмечены в исследованиях
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абудеева, Н. Б. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное
развитие школьников. Разработки уроков / Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. -
М.: Учитель, 2010. - 160 c.
2. Давыдова, М. А. Музыка. 2 класс. Поурочные разработки / М.А.
Давыдова. - М.: ВАКО, 2014. - 256 c.
3. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по музыке. 2 класс / М.А.
Давыдова. - М.: ВАКО, 2013. - 256 c.
4. Давыдова, М. А. Уроки музыки. 1-4 классы / М.А. Давыдова. - М.:
ВАКО, 2010. - 680 c.
5. Ивановский, Юрий Речевой хор / Юрий Ивановский. - М.:
Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 337 c.
6. Кольяшкин, Михаил Солнышко. Народные песни для детей
дошкольного и младшего школьного возраста / Михаил Кольяшкин. - М.:
Феникс, 2014. - 539 c.
7. 16. Касимова, Эльза Коррекция фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей-башкир / Эльза Касимова. - М.: LAP Lambert
Academic Publishing, 2012. - 132 c.
8. Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные
методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2016. - 270 c.
9. Коренева, Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для
детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. В 2 частях.
Часть 1 / Т.Ф. Коренева. - М.: Владос, 2012. - 152 c.
10. Музыка. 1-4 классы. Необычные уроки. - М.: Учитель, 2014. - 124
c.
11. Музыкальный театр. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2015. - 358 c.
12. Музыкальный театр. Выпуск 3. - М.: Музыка, 2015. - 643 c.
13. Наполнен музыкою зал. Танец в живописи (набор из 24
репродукций). - М.: Воскресный день, Белый город, 2014. - 512 c.
13
14. Наш хор. Выпуск 3. - М.: Музыка, 2015. - 435 c.
15. Оркестр в классе. Выпуск 1. Пьесы и песни в переложении для
оркестра детских музыкальных инструментов. - М.: Музыка, 2015. - 222 c.
16. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в
общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор - СанктПетербург, 2012. - 544 c.
17. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3
до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015. - 176 c.
18. Рокитянская, Т. А. Песня на все случаи жизни / Т.А. Рокитянская.
- М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2013. - 528 c.
19. Руднева, Стефанида Музыкальное движение / Стефанида Руднева
, Эмма Фиш. - М.: Гуманитарная Академия, 2011. - 320 c.
20. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и
задания / Е.А. Смолина. - М.: Академия развития, 2016. - 128 c.
21. Стюхина, Г. В. Музыка. 1-4 классы. Конспекты уроков,
рекомендации, планирование / Г.В. Стюхина. - М.: Учитель, 2010. - 240 c.
22. Уроки пения. - М.: Русич, 2013. - 753 c.
23. Федорова, Е. А. Уроки музыки для малышей 2-8 лет. Альбом 1 /
Е.А. Федорова. - М.: Цветной мир, 2015. - 419 c.
24. Хороводы, музыкальные игры. - М.: Композитор - СанктПетербург, 2016. - 940 c.
25. Шахов, Геннадий Г. Шахов. Песни для детей в сопровождении
баяна / Геннадий Шахов. - М.: Владос-Пресс, 2011. - 260 c.