Фрагмент для ознакомления
2
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
ВКР - выпускная квалификационная работа
г. и г. г. - год и годы
ГП - готовая продукция
Д - денежные средства
ДДП – дисконтированные денежные потоки
НДС – налог на добавленную стоимость
МПЗ - материально-производственные запасы
НЗП - незавершенное производство
НПЗ - непроизводственные запасы
ОС - основные средства
ПЗ - производственные запасы
РФ – Российская Федерация
СОС - собственные оборотные средства
ТМЦ - товарно-материальные ценности
ООО - Общество с ограниченной ответственностью
ОСНО – общая система налогообложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях продолжающихся кризисных явлений в экономике финансовое положение многих
предприятий ухудшилось, что связано не только с изменениями в их внутренней среде, но и с
негативными факторами внешней среды. Одним из инструментов улучшения финансового состояния
3
предприятий является разработка и реализация коммерчески эффективных инвестиционных
проектов.
Для принятия решения о создании производства нового продукта потенциальным инвесторам
необходимо представить бизнес-план инвестиционного проекта, в котором обосновывается
целесообразность создания новых товаров и услуг, новых бизнес-направлений с рассчитанными
показателями экономической эффективности. Особенно важно иметь расчеты эффективности
инвестиционных вложений при выборе различных направлений диверсификации деятельности
хозяйствующих субъектов для достижения оптимального использования всех имеющихся ресурсов.
Такие расчеты необходимы для принятия инвестиционных решений всеми заинтересованными
участниками проектов – соинвесторами, акционерами, кредитными учреждениями, органами
государственной власти и другими.
Актуальность рассмотрения этих проблем обусловлена тем, что хотя вопросам бизнес-планирования
и инвестиционного проектирования, определению критериев эффективности инвестиционных
проектов посвятили свои труды многие отечественные (А.А. Гаврилов, М.И. Каменецкий, А.П. Лурье,
Н.П. Любушин, В В. Милосердов, М.В. Мельник, М.Г. Назаров, В.М. Попов, Г.В. Са¬вицкая, Б. А.
Райзберг, Л.П. Белых, ПЛ. Виленский, В.Д. Шапиро и др.) и зарубежные исследователи (Дж.
Александер, Г. Арнольд, Беренс, Р. Брейли, Дж.В. Бэйли, Е. Грант, Д. Дин, Ч. Кант, X. Леви, Майерс, Р.
Пайк, С. Росс, П. Хавранек, У.Ф. Шарп и др.), однако не все вопросы, касающиеся практического
анализа и методик оценки эффективности инвестиций, исследованы достаточно полно.
Предметом работы являются условия создания компании и ее потенциал, а объектом исследования
– планируемая компания.
Целью данной работы является разработка бизнес-плана проекта создания компании,
занимающейся ландшафтным дизайном.
Задачи данной работы:
1) рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования;
2) провести анализ системы критериев принятия инвестиционных решений;
3) разработать бизнес-план проекта создания компании, занимающейся ландшафтным дизайном.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы бизнес-планирования и значение
инвестиционной политики для предприятия, виды критериев эффективности бизнес-плана проекта и
методика их определения.
Во второй главе рассмотрены критерии обоснования и принятия инвестиционных решений, показан
алгоритм оценки чистой прибыли и стоимости реализуемого на предприятии проекта на эти
показатели самого предприятия.
В третьей главе разработан бизнес-план проекта создания компании, занимающейся ландшафтным
дизайном, рассчитаны показатели его эффективности и выполнен анализ рисков проекта.
Расчеты показателей финансового состояния предприятия и критериев эффективности проектов
проведены с использованием программных продуктов «Альт-Финансы» и «Альт-Инвест»,
построенных на основе табличного процессора Excel.
4
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных
и зарубежных ученых-экономистов в области бизнес-планирования и инвестиционного анализа.
При выполнении работы были использованы за¬конодательно-нормативные акты органов власти и
управления РФ, методические разработки, литература по бизнес-планированию и инвестиционному
проектированию, материалы Интернет.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается во вкладе автора в
исследование алгоритма анализа принятия инвестиционных решений, способов разработки бизнеспланов проектов и оценки влияния показателей чистой прибыли и стоимости проекта на
соответствующие показатели предприятия, на котором реализуется проект. Результаты
проведенного исследования могут быть использованы на предприятиях при оценке состояния их
финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Бизнес-план, как основа стратегии предприятия
Приведем определения бизнес-плана.
Бизнес-план – это «… документ, представляющий собой план создания или развития предприятия,
фирмы. В нем отражены цели и стратегия предприятия, пути их достижения, предполагаемые
потребности в ресурсах и ожидаемые результаты» [22, с. 3].
Он должен содержать все необходимые разделы, что по максимуму отражать суть
разрабатываемого инвестиционного проекта. Разработка этого документа поможет оценить все
направления деятельности компании, использовать ее сильные стороны и по возможности сгладить
слабые.
Еще одно определение приведено в работе [26, с. 17]: «… бизнес-план представляет собой документ,
который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или
фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяют способы
решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы
предоставляют денежные средства».
При разработке долгосрочной стратегии развития предприятия постоянный и последовательный
контроль выполнения намеченных ею целей в соответствии с разделами бизнес-плана поможет
всегда своевременно корректировать ход событий. Например, осуществление постоянного
мониторинга рыночной стоимости предприятия с течением времени позволяет определять,
увеличивает ли реализуемый на предприятии проект его стоимость и в случае невыполнения этого,
вносить соответствующие изменения в проект.
Бизнес-план лежит в основе стратегического развития и планирования предприятия и соответствует
стратегической цели - улучшению итоговых финансовых показателей предприятия и повышению его
стоимости. При этом встает задача оптимизации инвестиционной программы, позволяющей при
ограниченности различных ресурсов добиться наиболее выгодного результата.
Основными целями разработки бизнес–плана являются:
1) приватизация хозяйствующих субъектов со 100-процентной долей государства;
2) реализация инвестиционных проектов;
3) эмиссия и дополнительная эмиссия ценных бумаг акционерного общества;
4) реализация инвестиционных решений развития предприятия на перспективу;
6
5) разработка и внедрение проектов, направленных на финансовое оздоровление предприятий,
находящихся в состоянии банкротства.
С помощью бизнес – планирования решаются следующие задачи:
1) изучение емкости и специфики рынка, на который будет выведен создаваемый продукт,
сложившегося уровня конкуренции, наличия или отсутствия товаров-заменителей;
2) оценка денежных средств, которые можно будет направить на реализацию проекта без ущерба
для основной деятельности предприятия;
3) выявление слабых сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могут
оказать влияние на успешную реализацию проекта;
4) своевременное обновление основных производственных фондов хозяйствующего субъекта.
Основные функции бизнес-планирования:
1) инициирование запланированных проектов и сделок;
2) разработка прогноза развития предприятия;
3) оптимизация, то есть выбор наиболее оптимального варианта развития хозяйствующего субъекта:
4) координация всех структурных подразделений предприятия для достижения запланированных
целей;
5) контроль и др.;
Основные принципы бизнес-планирования:
1) непрерывность процесса планирования;
2) гибкость;
3) системность;
4) экономичность и др.
По мнению А.А. Сергеева, « … существует несколько подходов к составлению бизнес-плана» [21, с.
28]. При этом возможен вариант, представленный на рисунке 1.
Сильные и слабые стороны
Мотивация
Анализ ситуации Цели
7
Стратегия
Ресурсы предприятия Корректировка
Бизнес-план 1 Долгосрочный план
Бизнес-план 2
Рисунок 1 - Вариант подхода к составлению бизнес-плана
В общем случае результатом внедрения на предприятии выбранного бизнес-плана проекта должен
стать рост выручки и прибыли, основного и интеллектуального капитала всего предприятия, а также
его рыночной стоимости и, соответственно, инвестиционной привлекательности.
Состав бизнес-плана во многом зависит от различных факторов, таких как отрасль, масштабы
проекта, привлекаемые ресурсы, возможные риски и т.д.
Таким образом, структура и содержание бизнес плана определяются специфическими условиями
деятельности той или иной организации.
1.2 Процесс разработки бизнес-планов инвестиционных проектов
В процессе разработки бизнес-плана выделяют следующие этапы бизнес-планирования:
1. Поиск необходимой информации.
В качестве таковой могут быть использованы специализированная литература по бизнеспланированию, издания консультационных фирм и других организаций, курсы по бизнеспланированию.
2. Определение целей разработки бизнес-плана, которые определяются перечнем проблем,
решаемым в процессе бизнес-планирования.
Цели подразделяют на:
- внутренние;
8
- внешние.
Например, внешняя цель может состоять в более активном привлечении инвесторов к участию в
проекте. Так, российские коммерческие банки заинтересованы не только в выделении кредитов под
бизнес-план, но и в партнерском участии при его осуществлении, получая при этом более
действенный инструмент контроля над тем, насколько эффективно расходуются полученные
кредитные средства.
Во-вторых, менеджмент коммерческих банков и других финансовых компаний, имеют опыт и
необходимые знания в области разработки инвестиционных проектов. Поэтому инициаторы проекта
получают действенную практическую помощь и консультационную поддержку при решении
сложных вопросов инвестиционного проектирования.
3. Определение участников проекта. Ими могут выступать как внутренние, так и внешние по
отношению к реализуемому проекту совладельцы, инвесторы, кредиторы и другие
заинтересованные лица.
4. Разработка структуры создаваемого документа.
5. Сбор и анализ информационных данных для каждого раздела бизнес- плана.
6. Подготовка бизнес-плана. При этом желательно привлечь в качестве рецензентов внешних
консультантов, которые произведут предварительный просмотр бизнес-плана и выявят его
возможные недостатки.
7. Рассмотрение окончательного варианта бизнес-плана с участием ведущих специалистов по бизнеспланированию.
Рассмотрим общие рекомендации к разработке бизнес-плана [7, 12, 29].
На титульном листе бизнес-плана размещается информация о составителях, времени разработки и их
местонахождении. Необходимо кратко и четко сформулировать идею бизнес-плана, которая будет
вызывать интерес у потенциальных инвесторов.
Далее идет оглавление бизнес-плана, отражающее его структуру, то есть, номенклатура разделов и
подразделов.
В резюме приводят всю необходимую информацию о фирме и основных направлениях ее
деятельности. В резюме в кратком виде содержится краткая информация о сущности проекта.
Значимость такого раздела как резюме бизнес-плана определяется тем, что потенциальный инвестор
начинает ознакомление с бизнес-планом именно с него. В связи с этим резюме должно содержать в
кратком и интегрированном виде всю необходимую информацию по бизнес-плану и вызвать интерес
к прочтению его основных разделов.
В различных источниках по бизнес-планированию содержатся рекомендации по написанию этого
раздела в последнюю очередь, то есть, когда у разработчика сложилась ясная картина по реализации
бизнес-плана, устранены все неясности и недоработки и можно привести итоговые финансовые
результаты бизнес-плана, которые будут достигнуты при его выполнении.
К сожалению, не всегда в практике бизнес-планирования этому важному разделу уделяют должное
внимание.
9
Как правило, в состав резюме включают следующую информацию.
1. Сущность бизнес-плана.
Прежде всего, инвестор должен получить информацию о сути бизнес-плана, к какой отрасли он
относится, какие задачи будут решаться при его выполнении, имеет ли он коммерческую или
социальную направленность и т.д.
2. Инициатор бизнес-плана.
Необходимо привести данные об инициаторе (инициаторах) рассматриваемого бизнес-плана,
краткую характеристику опыта выполнения аналогичных работ и результатов по ним.
3. Факторы конкурентоспособности бизнес-плана.
В данном пункте следует показать, что рассматриваемый бизнес-план будет отвечать требованиям
рынка, охарактеризовать конкурентную среду, в которой планируется его реализация и доказать, что
продукт бизнес-плана будет иметь успех у покупателей.
Приведем следующие примеры представления факторов конкурентоспособности в резюме.
Например, бизнес-план создания туристического агентства может обеспечивать эффективность своей
работы за счет таких факторов, как:
- широкий ассортимент предлагаемых туристических услуг;
- возможность осуществления встреч, конференций и т.д.;
- наличие опытных маркетологов, умеющих проводить эффективные маркетинговые акции с
оптимальными затратами;
- постоянное повышение квалификации менеджеров;
- расширение ассортимента оказываемых туристических услуг;
- работа с клиентами по предварительному заказу;
- оптимизация ценовой политики, применение системы скидок для постоянных клиентов;
- участие менеджмента туристического агентства в отраслевых конкурсах;
- усиление мотивации работников для достижения запланированных показателей прибыли
агентства.
Бизнес-план создания автозаправочной станции (АЗС) может иметь следующие факторы
конкурентоспособности:
- современное оборудование, удобное месторасположение;
- невысокие цены, высокий уровень обслуживания;
- рекламные скидки и акции. Это всегда хороший ход для бизнеса, однако, они должны быть
продуманы и оправданы. Хорошим решением является введение системы дисконтных карт для
постоянных покупателей топлива – так, клиенты будут отдавать предпочтение именно данной АЗС;
10
- периодическое проведение розыгрыша ценных призов для автовладельцев - покупателей горючесмазочных материалов. Это могут быть бытовая техника, автомобильные товары и принадлежности,
путевки, сертификаты на заправку определенным объемом топлива и т.п.;
- диверсификация деятельности АЗС, то есть, открытие новых направлений, дополняющих основной
вид деятельности (оформление страховых полисов, мелкий ремонт и подкачка колес, автомойка,
продажа автозапчастей, напитков и еды, возможность воспользоваться сетью WiFi и компьютером и
др.).
4. Финансирование бизнес-плана.
Инвестор должен получить информацию о требуемых источниках финансирования проекта (сумма,
срок предоставления, условия приращения вложенных средств) и сколько финансовых ресурсов он
может внести как возможный потенциальный участник.
5. Резуль
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. –
Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об
утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет
средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при
размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития
РФ» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой
системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью / Агарков А.П., Голов Р.С. - Москва
:Дашков и К, 2017. - 208 с.
4. Баринов В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Баринов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. :
ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
5. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 215 с.
6. Буров В.П., Морошкин В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
7. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.:
Вузовский учебник; ИНФРА-М. 2017.- 296 с.
8. Бизнес-планирование: Учебное пособие /Романова М. В. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. -
240 с.
9. Зубеева Е.В. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник. Е.В.
Зубеева. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 229 с.
10. Инвестиции / Николаева И.П. - М.: Дашков и К, 2017. - 256 с.
11. Инвестиции и инновации: Учебное пособие / Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. - М.:
Дашков и К, 2016. - 658 с.
12. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 413 с.
13. Кельчевская Н.Р. Экономическая оценка инвестиционных проектов / Сироткин С.А., Кельчевская
Н.Р., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 с.
14. Кириллов Ю. В. Основные принципы реализации инвестиционного проекта / Журнал
"Науковедение", Вып. 1, 2014, 24 с.
12
15. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы:
Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
16. Миронова Н.А. Бухгалтерский, налоговый учет и финансовый анализ: Учебное пособие /
Миронова Н.А., Султанова М.К., Филина Ф.В. и др. Экономический портал – 2017. -52 с.
17. Пелих А.С. «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес»- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
«Ось-89», 2014. – 362 с.
18. Программный продукт «Альт-Финансы-2». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» -
Москва, Санкт-Петербург, 2016 - 107 с.
19. Программный продукт «Альт-Инвест-7». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» -
Москва, Санкт-Петербург, 2016 - 111 с.
20. Рябых Д., Захарова Е. Бизнес-планирование на компьютере (+CD с уникальной коллекцией
бизнес-планов и программ.) / СПб.: Питер, 2014–240 с.
21. Сергеев А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 475 с.
22. Смирнов С.Е. Бизнес-планирование : учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я.
Горфинкеля. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
23. Управление инвестиционной деятельностью: теория и практика / Р.Р. Байтасов. - М.: Вузовский
учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 421 с.
24. Фролова В.Б. Проблемы формирования структуры заемного капитала / В.Б. Фролова. //
Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 4 (36). – С. 294-303.
25. Чернов В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов / В.А. Чернов; Под ред. М.И.
Баканов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 159 c.
26. Черняк В.З., Барикаев Е.Н., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.З. Черняк [и др.] ; под ред. В.З.
Черняка, Г.Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 591 с.
27. Шаринова Г.А. Бюджет предприятия как инструмент в управлении финансами /Г.А. Шаринова. //
Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2017. – №1 (57). – c. 52-54.
28. Шапиро, В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов / Под общ. ред. И.И. Мазур.
– М.: Омега-Л, 2016. – 960 c.
29. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия :
учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. - 374 с.
30. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд.,
перерабо¬танное и дополненное (+ обучающий курс). / СПб.: Питер, 2014. - 432 с.
31. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017.–368 с.
32. Сборник бизнес-планов. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.bi-plan (дата
обращения 06.01.2020).
13
33. Официальный сайт Сбербанка РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sberbank.ru
(дата обращения 06.01.2020).
34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].
Режим доступа http://www. gks.ru (дата обращения 06.01.2020).
35. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.minfin.ru
(дата обращения 06.01.2020).