Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире нет ни одного государства, которое не воспользовалось бы долговым методом финансирования своих расходов, но, несмотря на это, дискуссии о государственном долге, о его оправданности и влиянии на состояние экономики продолжаются. Для России, в силу сложившейся ситуации, вопросы, касающиеся государственной задолженности, имеют особенно важное значение. Проблема государственного долга является одной из самых насущных в финансовой жизни России, и уже этим заслуживает самого пристального внимания со стороны исследователей.
Государственный долг - такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении институциональных инвесторов, банков и средств населения для удовлетворения расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Очевидно, также, что проведение реформ требует значительных денежных ресурсов. В свою очередь, именно отсутствие ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для решения стоящих перед государством социально-экономических задач, вынуждает его стать на путь радикальных экономических преобразований. В этих условиях неизмеримо возрастает значение государственного долга, как важнейшего инструмента, способного в значительной степени сгладить указанное противоречие. Иными словами, с помощью государственного долга решается проблема несоответствия (превышения) государственных расходов и государственных доходов, с которой сталкиваются многие развивающиеся и экономически развитые страны.
Все это придает исследованию теории государственного долга и механизма его регулирования в Таджикистанской экономической практике особую актуальность.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование, анализ и комплексное исследование влияния, оказываемого государственным долгом на финансовую систему, а также разработка предложений, направленных на совершенствование системы управления государственным долгом России.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучить методологичекие аспекты исследования формирования внешнего долга
- рассмотреть Государственный внешний долг в системе внешнего заимствования
- провести обзор и анализ пороговых показателей государственного внешнего долга в контексте обеспечения финансовой безопасности
- рассмотреть социально-экономические предпосылки формирования государственного внешнего долга Республики Таджикистан
- проанализировать структуру государственного внешнего долга Республики Таджикистан
- проанализировать влияние государственного внешнего долга на финансовую безопасность Республики Таджикистан
- оценить риски внешних заимствований
-рассмотреть механизмы регулирования и управления государственным внешним долгом.
- разработать предложения по совершенствованию управления государственным внешним долгом Таджикистана.
- выявить пути снижения рисков внешних заимствований и их влияния на финансовую безопасность республики
Объектом исследования являются финансовые отношения, возникающие по поводу получения (заимствования) государством денежных средств, предоставления государственных гарантий, а также отношения по управлению государственным долгом, их содержание и признаки.
Предмет исследования – государственный внешний долг Таджикистана.
Научная обоснованность и достоверность выводов, рекомендаций и предложений обеспечивается избранной методологией и методикой исследования.
Общетеоретические и прикладные проблемы анализируются автором работы с позиций всеобщего метода диалектического познания. Также, в процессе исследования используются такие общенаучные методы как дедуктивный и индуктивный анализ, выявление причинно-следственных связей, сравнительный и функционально-структурный анализ.
Теоретической основой работы послужила учебная и научная литература по финансам, кредиту, макроэкономике, экономической теории; публикации журналов «Финансы», «Экономист», «Деньги и кредит», Отчет Министерства Финансов Таджикистана, работы таких авторов как: Е.М. Ашмарина, В.В. Гриценко, В.А. Дмитриев, А.Ю. Жигаев, А.В. 3ахаров, С.В. Мирошник, Е.В. Покачалова и др.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Центрального банка Таджикистана, Росстата, материалы периодической печати.
1. Государственный внешний долг в системе показателей финансовой безопасности
1.1 Методологические аспекты исследования формирования внешнего долга
Трактовка государственного долга в экономической литературе неоднозначна. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре государственный долг определён как "долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений, в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц"
В более раннем издании финансово-кредитного словаря даётся следующее определение государственного долга: "Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты". В учебнике под редакцией М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти даётся расширенная трактовка государственного долга: "Государственный долг - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики". Трактовка государственного долга как численного выражения задолженности государства является односторонней. Государственный долг необходимо рассматривать не только как сумму обязательств государства, но и как совокупность финансовых отношений.
В экономической литературе также дискутируются вопросы классификации государственного долга. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:
1. По месту размещения долга.
2. По уровням государственной власти.
3. По сроку привлечения средств.
4. По характеру выплачиваемого дохода.
5. По объёму расходов на выплату государственного долга.
6. По методу определения дохода и др.
Наиболее распространённой является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний. В соответствии с Законом Российской Федерации 3877-1 от 13 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" к внутреннему долгу относятся долговые обязательства правительства Российской Федерации и все гарантированные Правительством Российской Федерации рублёвые долговые обязательства органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и хозяйственных единиц перед юридическими и физическими лицами. По Закону 76-ФЗ от 26 "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской федерацией иностранным государствам, их юридическим лица и международным организациям" к государственному внешнему долгу Российской федерации относятся внешние заимствования, привлекаемые из иностранных источников, по которым возникают финансовые обязательства Российской Федерации как заёмщика средств или гаранта погашения внешних заимствований. Из вышеизложенного видно, что в основу классификации государственного долга на внешний и внутренний положены два различных признака: валюта заимствований и сфера заимствований. Такое разногласие отрицательно сказывается на успешности проведения анализа долга и на принятии правильных решений по управлению государственным долгом. В основе деления государственного долга на внешний и внутренний должен быть только один признак. Возможно им должен быть признак сферы (места) заимствований. В мировой практике под внешним долгом понимается долг иностранным организациям, государствам и отдельным лицам, то есть критерием деления долга на внешний и внутренний является сфера (место) заимствования, а не валюта обязательств.
Ещё одним признаком классификации государственного долга являются уровни государственной власти. В соответствии с этим признаком различают государственный долг центрального правительства и долг субъектов Российской Федерации. Сумма долгов центрального правительства и субъектов Российской Федерации называется общегосударственным долгом. В зарубежной практике в общегосударственный долг включаются также долги местных органов власти и государственных предприятий. В экономической литературе не всегда разделяются понятия общегосударственного долга и долга центрального правительства, иногда эти понятия идентифицируют, что вызывает сложности при анализе показателей государственного долга в динамике и их сравнении.
Для представителей западной экономической мысли характерно определение государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством финансовая политика, которая не обеспечивает сбалансированности доходов и расходов государства. Так, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что государственный долг – это общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. [15, С. 365] П.А. Самульэсон и В.Д. Нордхаус отмечают, что «государственный долг – это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов». [20, С. 669]
Есть сторонники данной точки зрения и среди российских экономистов. Например, проф. Б.И. Алехин отождествляет государственный долг с накопленным бюджетным дефицитом. «Контекст для государственных заимствований создает бюджетная политика. Если расходы государства превышают его доходы (бюджет дефицитен), то возникает необходимость в заимствованиях. Каждый новый дефицит прибавляется к новому долгу. Если доходы превышают расходы (бюджет профицитен), то появляется возможность отдать долг. Каждый новый профицит вычитается из прежнего долга. Таким образом, долг (как запас) есть результат сложения бюджетных сальдо за прошлый годы». [4, С. 15]
Г.С. Вечканов и Г.Р. Вечканова считают, что государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). [12, С. 163]
Российские экономисты подходят к определению государственного долга с двух точек зрения – экономической и материальной.
По мнению Головачева Д.Л., с экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств. [13, С. 33]
Ю.Я. Вавилов отмечает: «Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей РФ. Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату – суммарную величину непогашенных долговых обязательств». [10, С. 9]
На взгляд Покачаловой Е.В., с материальной точки зрения государственный долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. В финансово-кредитном словаре дается следующее определение государственного долга: «Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты» [27, С.314]
По мнению проф. М.В. Романовского, государственный долг – это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неиспользованные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (например, неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и.т.п., что, по сути, является лишь некорректно оформленным государственным долгом, на который вдобавок не выплачиваются проценты). [33, С. 124]
Ряд авторов понимают под государственным долгом сумму задолженности государства по кредитным операциям. Вряд ли можно считать данное определение корректным, если учесть, что не все кредитные отношения, в которых участвует государства, приводят к образованию у него долга.
А.П. Вавилов считает правильным сравнить государственный долг с долгом корпоративным. «Страна-заемщик в чем-то схожа с фирмой, прибегающей к привлечению кредитных средств. Однако между ними есть ряд существенных различий… Во-первых, суверенный заемщик практически никогда не предоставляет обеспечения под кредит. Во-вторых, возможности судебных санкций по воздействию на должника, отказавшегося от своих обязательств, ограничены (в большинстве случаев подобные иски расцениваются как нарушение суверенитета)». [9, С. 96] На мой взгляд, подобное сравнение государственного и корпоративного долгов способствует лучшему пониманию сущности первого.
Несомненно, основным и единственно правильным стоило бы считать «законное» определение государственного долга. Однако и в БК РФ нет единого толкования. Например, статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» дает общее понятие: государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Глава 14 БК РФ носит название «Государственный и муниципальный долг». В статье 97 к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
По мнению авторов В.В. Бочарова, В.Е. Леонтьева, Н.П. Радковской государственный долг – стоимостная (экономическая) категория. В связи с этим, по их мнению, государственный долг может выполнять две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция заключается в том, что этот долг государство использует для покрытия бюджетного дефицита, сглаживая тем самым неравномерность поступления налоговых платежей.
Регулирующая функция состоит в том, что с помощью государственного долга регулируют денежное обращение и деловую активность в стране. На практике государственные долговые обязательства служат инструментом для реализации денежно-кредитной политики Центрального банка России. Это выражается в том, что норма доходности по государственным долговым обязательствам (облигациям) влияет на уровень процентных ставок по банковским кредитам и депозитам. Снижение нормы доходности по государственным ценным бумагам, при прочих равных условиях, часто приводит к падению процентных ставок по банковским кредитам и депозитам. [8, С. 228-229]
На взгляд Д.С. Зуева, проблема взаимозаменяемости налогов и государственного долга в период экономического спада проявляется, когда имеет место и увеличивается разрыв между налоговыми доходами и государственными расходами. В это время происходит наращивание объемов заимствований с целью финансирования дефицита бюджета. Таким образом, государственным долгом выполняется заместительная функция.
По мнению исследователей, перечисленные функции государственного долга скорее характерны для государственного бюджета, то есть функции центрального уровня государственного управления.
Вышеупомянутый автор высказывается о наличии у государственного долга контрольной функции, практическое значение которой заключается в обеспечении полноты и своевременности погашения долговых обязательств и эффективного использования заемных средств. [39]
По моему мнению, государственному долгу, который является совокупностью двух форм государственного кредита, а именно государство заемщик, государство гарант, присущи те же функции, что и кредиту. Таким образом, государственный долг выполняет наиболее приемлемый и распространенный ряд функций государственного кредита: распределительная, регулирующая, контрольная.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алехин, Б. И. Государственный долг [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Б. И. Алехин.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 302 с.
2. Андрианов, В. Масштабы внешней задолженности России [Текст] / В. Андрианов // Экономист. – 2017. – № 12. – С. 51.
3. Арзуманова, Л. Л. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина и др.; под ред. Е. Ю. Грачевой. – М.: Проспект, 2019. – 132 с.
4. Астапов, К. А. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России [Текст] / Астапов К. А. // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2018. – С. 26-35.
5. Ашмарина, Е. М. Взаимообусловленность системы финансового права и финансовой системы в Российской Федерации [Текст] / Е. М. Ашмарина // Финансовое право. – 2018. – №7. – С. 40.
6. Ашмарина, Е. М. Современная финансовая система РФ [Текст] / Е. М. Ашмарина // Государство и право. – 2006. – № 6. – С. 12.
7. Бескова, И. А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации [Текст] / Бескова И. А. // Финансы. – 2017. – №2. – С. 72–73.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. (ред. от 01.01.2012.) [Эл. ресурс] // справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 16.04.2012 г.
9. Вавилов, А. Принципы государственной долговой политики [Текст] / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. – 2010. – №8. – С. 46–63.
10. Воронин, Ю. А. Управление государственным долгом [Текст] / Ю. А. Воронин, В. А. Кабашкин // Экономист. – 2018. – №1. – С. 58–67.
11. Гриценко, В. В. Финансовая система России в условиях мирового финансово-экономического кризиса [Текст] / В. В. Гриценко // Финансовое право. – 2010. – №4. – С. 8 - 9.
12. Деньги, кредит, банки [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экном. спец. / под ред. О. И. Лаврушина. 2-е изд. – М. : Финансы и статистика, 2017. – 226 с.
13. Додонова, С. Н. А долги-то растут [Текст] / С. Н. Додонова // РФ сегодня. – 2018. – № 2. – С. 12.
14. Дмитриев, В. А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты [Текст] / В. А. Дмитриев // Деньги и кредит. – 2006. – № 10. – С. 402.
15. Ершов, М. В. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса [Текст] / М. В. Ершов, В. Ф. Лохмачев, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Деньги и кредит. – 2010. – №8. – С. 34.
16. Жигаев, А. Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике [Текст] / А. Ю. Жигаев // Деньги и кредит. – 2017. – № 5. – С. 49-50.
17. Зайцев, А. В. Проблемы бюджетного федерализма [Текст] / Зайцев А. В. // Финансы. – 2018. - С. 4–10.
18. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://www.ach.gov.ru/ru/, свободный : (13.05.2012 г.). - Загл. с экрана.
19. Златкис, Б. И. Роль и функции государственного кредита в осуществлении государственной бюджетной политики [Текст] / Б. И. Златкис // Финансы. – 2002. – № 7. – С. 14.
20. Мирошник, С. В. Финансовая политика и финансовая система стран [Текст] / С. В. Мирошник // Финансовое право. – 2018. – №4. – С. 12.
21. О долговой политике последних лет. Центр стратегического анализа Росбанка [Эл. ресурс] // Режим доступа :
http://www.rosbank.ru/files/analytics/docs/archive/do102019.pdf, свободный : (14.04.2018 г.). – Загл. с экрана.
22. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2018 – 2013 годы, одобр. Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года. // Российская газета. - 26 сентября 2010 г.
23. Официальный сайт Министерства финансов. [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://www.minfin.ru/ru/, свободный (14.04.2012 г.). – Загл. с экрана.
24. Покачалова, Е. В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 08.04.10. – Саратов, 2017. – С. 50-51.
25. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2018–2012 годы). [Эл. ресурс] // Режим доступа : www.akdi.ru, свободный (14.04.2012 г.). – Загл. с экрана.
26. Проект программы социально-экономического развития страны. [Эл. ресурс] // Режим доступа : www.lib.eruditio.ru, свободный (14.04.2012 г.). – Загл. с экрана.
27. Рыбалко, Г. П. Зарубежный опыт управления гос. долгом [Текст] / Г. П. Рыбалко // Финансы. – 2010. – № 6. – С. 56-57.
28. Савельев, Р. И. Понятие и структура финансового механизма формирования и использования внебюджетных социальных фондов [Текст] / Р. И. Савельев // Финансовое право. – 2018. – № 6. – С. 29.
29. Соснин, А. Е. Государственный долг: иностранным кредиторам – проценты, населению – налоги [Текст] / А. Е. Соснин // Экономист. – 2019. – № 8. – С. 40.
30. Столярова, А. А. Оптимизация расходов по обслуживанию государственного долга [Текст] / А. А. Столярова // Финансы. – 2018. – № 11. – С. 64.
31. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2018 и 2012 годов» [Эл. ресурс] // справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 18.04.2012 г.
32. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. №357 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2012 – 2013 годов» [Эл. ресурс] // справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 18.04.2012 г.
33. Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №371 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 – 2014 годов» [Эл. ресурс] // справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 18.04.2012 г.
34. Финансы [Текст] : учебник / под ред. С. Лушина, В. Слепова 2-е изд. – М. : ЮрайтИздат, 2018. – 384 с.
35. Финансы [Текст]: учебн. пособие / под ред. проф. Ковалевой, А.М. 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 268 с.
36. Хайхадаева, О. Д. Государственный долг РФ: теоретические и исторические аспекты [Текст] : автореф. дис. … д-ра.экон. наук: 18.06.10. – СПб, 2000. – 15 с.
37. Химичева, Н .И. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации. Финансовое право [Текст]: учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2018. – 27 с.
38. Худяков, А. И. Правовые основы государственного и муниципального кредита [Текст] / А. И. Худяков // Финансовое право. – 2010. – №3. – С. 5-6.
39. Шабалин, А. Н. Динамика государственного и корпоративного долга [Текст] / А. Н. Шабалин // Экономист. – 2017. – № 1. – С. 51.
40. Щербакова, Г. А. Обзор валютной политики и платежного баланса России (1995 - 1998 гг.) [Текст] / Г. А. Щербакова // Деньги и кредит. – 2000. – № 10. – С. 40.