Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В условиях современного общества жизнедеятельность молодого человека предполагает его существование и развитие в условиях высокой неопределенности. Нестабильность социально-экономической ситуации приводит к различным проблемам ориентировки человека в окружающей социальной действительности. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием взрослым человеком своей жизни, а также со способами функционирования, адаптации в социуме и выработки эффективных стратегий межличностного взаимодействия.
Актуальность изучения проблемы лидерства как социологического явления определяется прежде всего тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению организационных целей с наибольшим эффектом.
Лидерство включает процесс социального воздействия. Акцент на «группе» являлся и остается общим для теорий лидерства и исследований в этой области. Этот уровень анализа относится к микроуровню межличностного взаимодействия и исследований лидерства. Коллектив группы как целое, а тем более, организационная культура в этом случае редко включались в сферу научных интересов.
Будущим специалистам необходимо соответствовать будущей профессии. Дальнейшее совершенствование системы образования в нашей стране было бы затруднено без объективной оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Важно иметь возможность определить, какие психические качества стоят за индивидуальными результатами в обучении. Исследовательская деятельность студентов тесно связана с мотивацией обучения.
В связи с этим социологическое исследование проблемы лидерства и мотивации в студенческом коллективе приобретает в современных российских условиях особую актуальность.
Степень разработанности проблемы
Новые аспекты, анализа лидерства обозначились в коллективах в начале XX века в так называемой «классической школе менеджмента». Здесь первоначально концентрировалось внимание на характеристике природы« и сущности личности лидера.
В ходе его изучения сформировалось несколько точек зрения: характерологический подход (У. Беннис, Р. Манн, Р. Стогдилл); имплицитные теории (У. Беннис и Б. Нанус, Дж. Берне, Л. Этуотер и И. Яммарино); поведенческий подход (К. Левин, Р. Липпитт и Р. Уайт); вероятностный подход (Ф. Фидлер, К. Шришрайм и Б. Теппер).
Отечественные специалисты О. Виханский и А. Наумов, А. Зуб и С. Смиронов, Н; Ильин, А. Кравченко, Б; Парыгин, Н. Пищулин, 3. Румянцева, так же не однозначно трактуют понятие «лидерство». Новое толкование определений «стиля лидерства» и «стиля руководства» дают В. Ануфриева; А. Журавлев, Г. Лысенко, Л. Петраш, Н. Ревенко, А. Русалинова, Р. Шакуров.
Вся совокупность разработанных концепций, подходов, гипотез и методов, которыми с большим или меньшим успехом удается объяснить отдельные стороны этого многообразного явления, не раскрывает это социальное явление до конца.
Цель данной работы: изучить взаимосвязь лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа.
Предмет: взаимосвязь лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа.
Объект: лидерство и мотивация успеха.
Гипотеза: Мы предполагаем, что для студентов лидеров характерна высокая мотивация достижения успеха при формальном отношении к получению диплома.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме лидерства и мотивации успеха;
2. Подобрать необходимый диагностический инструментарий для проведения исследования психологических особенностей лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа;
3. Организовать и провести исследование психологических особенностей лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа;
5. Сформулировать выводы и заключения по итогам теоретического и эмпирического изучения вопроса психологических особенностей лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
2. Психодиагностические методики:
• Диагностическая методика самооценки личностных качеств «Мой идеал» и «Мой антиидеал» (модифицированный вариант методики С. А. Будасси.),
• Методика исследования самоотношения (МИС),
• Методика исследования уровня притязаний Шварцландера
• Методика «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» (Т.И. Ильина)
• Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин)
3. Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind и был выбран критерий Стьюдента для проведения сравнительного анализа данных.
Дипломное исследование написано на 66 страницах, включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. Содержит: 5 таблиц 5 графиков.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения взаимосвязи лидерства и мотивации успеха у студентов ВУЗа
1.1 Лидерство и статусное положение человека в группе
Лидерство не возникло внезапно. Оно является объективным требованием развития общества. Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой либо общей для группы цели, при этом лидер оказывает влияние, как на отдельную личность, так и на всю группу в целом, направляя усилия всех в единое русло. Так как люди существа социальные, существуют в группах и осуществляют свои замыслы через групповое взаимодействие, то, несомненно, лидерство охватывает все сферы социальной деятельности людей. «Лидерство — это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже не возможно создать это качество в других» — писал директор центра креативного лидерства Д. Кэмбел.
Проблема изучения категории отношений впервые была представлена в работах отечественного психолога А.Ф. Лазурского, разработавшего представление о психологическом, субъективном отношении человека к окружающей среде. А.Ф. Лазурский подчеркивал важность не только психологического и психофизиологического, но и психосоциального анализа; в ходе которого необходимо изучать как психофизиологические, психологические особенности личности, так и систему мировоззрения человека [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адлер А. Наука жить / Пер. с нем. А.А. Юдина. – М., 2010. – 270 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2012. – 282 с.
3. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 384 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита. – М., 2009. – 130 с.
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб., 2012. – 825 с.
6. Аширов, Д.А. Трудовая мотивация: Учеб. пособие для вузов /Д.А. Аширов. - М.: Велби, Проспект, 2005. – 164 с.
7. Белкин, В.Т. Мотивы и стимулы труда /В.Т. Белкин, Т.В. Белкина // Социальная защита. – 2001. - № 7. – С. 44-47.
8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2012. – 207 с.
9. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2011. – 232 с.
10. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 120 с.
11. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. – Курган: КГУ, 2012. – 210 c.
12. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для вузов /А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 280 с.
13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология взрослости. – М.: МПСУ, 2011. – 207 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. – 430 с.
15. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. – СПб.: Питер, 2012. – 544 с.
16. Калюжный А.С. Психология коллектива. – Н. Новгород: ВМИ ФПС России, 2012. – 43 с.
17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2013. – 416 с.
18. Кляйн М. Детский психоанализ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 160 с.
19. Ковалев, А .Г. Мотивы поведения и деятельности /А.Г. Ковалева. - М.: Пресс, 2000. – 284 с.
20. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2012. – 448 с.
21. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2013. – С. 279-285.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2012. – 944 с.
23. Кривоносова Л.А. Мониторинг оценки качества жизни населения: региональные аспекты построения // Материалы конференции «Проблемы и перспективы социального развития Востока России». – Хабаровск, 2009. – С.11-14.
24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 318 с.
25. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М., 2011. – 173 с.
26. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.. Изд-во СПбГУ, 2013. – 350 с.
27. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 608 с.
28. Леонов Н.И. Психология делового общения. – Воронеж, 2012. – 216 с.
29. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – №4. – С. 7-10.
30. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2012. – 511 с.
31. Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – №4. – С. 7-20.
32. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
33. Мэй Р. Открытие Бытия. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. – 224 с.
34. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2011. – С.197-244.
35. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ГУП, 2013. – 616 с.
36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 2012. – 255 с.
37. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект. – М.: МГУ, 2011. – 350 с.
38. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 245 с.
39. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2012. – 672 с.
40. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2013. – 224 с.
41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2010. – 480 с.
42. Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах. Организационная психология / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер, 2012. – С. 409-420.
43. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности», 2009. – С.10-15.
44. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Издательство ТулГУ, 2009. – С.149-165.
45. Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология зрелости и старения. – 2008. – №1. – С. 25-28.
46. Терра Т.К. Динамика удовлетворенности жизнью, самоотношения и самоактуализации // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008» / Под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталёвой. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. – С. 740.
47. Уайтли, Ф. Мотивация /Ф. Уайтли. - М.: Вильямс, 2006. – 320 с.
48. Федотов Е.В. Основы социально-психологического управления. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. – 142 с.
49. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 2009. – 608 с.
50. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I./Х. Хекхаузен. - М.: Лотос, 2003. – 220 с.
51. Хорни К. Невроз и личностный рост. – К.: PSYLIB, 2013. – 486 с.
52. Шакуров Р.Х. Мир человеческих отношений и образование. – М.: КГТУ, 2010. – 222 с.
53. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 2012. – 288 с.
54. Эриксон Э. Восемь возрастов человека / Детство и общество. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. – СПб.: Речь, 2011. – 416 с.