Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения) явлений отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека [3].
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.Г. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и мн.др. [5; 6; 16]
Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие детей, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Одной из недостаточно изученных проблем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста выступает роль продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность развития продуктивной деятельности у дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов организации этой деятельности как деятельности, соответствующей дошкольному возрасту. ФГОС ДО одной из обязательных задач образования считает поддержку творческого потенциала и развитие у воспитанника творческих способностей [1].
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что научные исследования таких известных ученых как Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко и др. [5] убедительно доказывают, что дошкольный возраст сензитивен для развития продуктивной деятельности. В связи с этим поиск путей и средств ее стимулирования становится актуальной и востребованной проблемой.
Объект исследования: сенсорное развитие дошкольников.
Предмет исследования: продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что участие детей младшего дошкольного возраста в работе творческой мастерской по изобразительной деятельности будет способствовать их сенсорному развитию, а именно позволит обеспечить рост таких показателей как уровень восприятия формы, уровень восприятия величины, способность к зрительному синтезу и пространственному восприятию.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать содержание понятия «сенсорное развитие» в современной педагогической науке.
3. Провести диагностику уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Составить и апробировать комплекс мероприятий по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
5. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад. В качестве испытуемых в исследовании выступили воспитанники первой младшей группы в возрасте 2-3 лет (15 человек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком информационных источников и приложением. Содержит 3 таблицы, 9 рисунков, 22 источника, 3 приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬННОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, период развития ребенка от 3 до 7 лет называется дошкольным периодом. В рамках дошкольного периода развития выделяет младшее (3-4 года), среднее (4-5 лет) и старшее (6-7 лет) дошкольное детство [11].
В рамках этого параграфа обратимся к характеристике младшего дошкольного детства, своеобразия развития детей в период от 3 до 4 лет.
Развитие психики ребенка происходит в ходе процесса, следующего по определенным закономерностям смены различных типов мотивационных отношений, которые реализуются в разных типах ведущей деятельности. Ребенку необходимо включаться в данные типы ведущей деятельности, этим самым и определяется периодизация возрастного развития детской психики [7].
Тип ведущей деятельности обусловлен той социальной ситуацией развития, в которой находится ребенок, т.е. теми или иными формами взаимоотношений с миром предметов, с социальной средой и окружающими взрослыми. Их совокупность для ребенка обладает максимальным мотивационным значением, а в нее саму ребенок обязан включиться в ходе овладения культурой человечества и действиями человека [21].
В рамках типа ведущей деятельности происходит формирование, развитие и разграничение новых, все более сложных видов деятельности и действий.
Каждый возрастной этап характеризуется составом ведущей деятельности, в ходе которой происходит формирование и переструктурирование функций психики человека.
Ведущий тип деятельности гарантирует развитие специфичных для как каждого возраста в отдельности психических новообразований:
- в формировании взаимоотношений с обществом и людьми – формирование особенностей личности;
- в формировании операциональных и технических способностей.
При этом под типом ведущей деятельности не следует понимать мотивационно значимые для каждого ребенка индивидуально действия и векторы его активности как индивидуума. Термин «ведущий тип деятельности» акцентирует базовые особенности, характеризующие мотивы, а также способы их воплощения в жизнь каждым ребенком этого возраста во взаимоотношениях с окружающими и предметными условиями культуры человека [7].
В развитии психики человека отмечается закономерность чередования двух типов периодов:
- периодов, в ходе которых в первую очередь происходит овладение социальными задачами, мотивами, правилами и нормами взаимоотношений между людьми, т.е. формирования эмоциональной и мотивационной личностно-смысловой сферы ребенка;
- периодов, в ходе которых в первую очередь происходит усвоение способов и средств организации и осуществления предметных действий, усвоение способов применения знаково-символических и предметно-орудийных средств, т.е. формирования интеллектуально-познавательных и операционно-технических способностей [11].
Данные связанные между собой периоды формируют в развитии психики человека целые «эпохи», на протяжении которых ребенком первоначально (первый период) приобретаются мотивы, формируются новые мотивационные отношения к окружающим и предметному миру, а в дальнейшем (второй период) происходит овладение умениями автономно организовывать и осуществлять действия человека, которые обязательны для практического воплощения новых мотивационных отношений.
Младенческий и ранний возраст, т.е. «первая эпоха» содержат в себе переход к предметно-мунипулятивной деятельности от непосредственно-эмоционального общения. В дальнейшем переход от «первой эпохи» ко «второй», как правило, характеризуется «кризисом 3-х лет».
Под «кризисом 3-х лет» понимается граница раннего и дошкольного возраста – один из самых сложных этапов жизни детей. В рамках него происходит разрушение и пересмотр устаревшей системы социальных взаимоотношений. Происходит отделение ребенка от взрослого, дети пытаются выстроить со старшими новые, более глубокие отношения. Происходит трансформация позиции ребенка, формируется новая позиция «Я сам», растет активность и самостоятельность, все это требует от близких взрослых скорой и своевременной перестройки. В случае, если новые взаимоотношения с ребенком не выстраиваются, инициатива детей не находит поощрения, а его самостоятельность неустанно подвергается ограничениям, тогда у ребенка формируются кризисные явления, которые проявляются в отношениях с окружающими: в первую очередь с взрослыми, но иногда со сверстниками. «Кризис 3-х лет» мы можем охарактеризовать следующей спецификой поведения [18].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы по теме:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
Учебники, учебные пособия, монографии:
2. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2018. – 272 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М. : Просвещение, 2018. – 144 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : монография / Н.А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 2017. – 287 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2018. – 1136 с.
8. Гибсон, Дж.Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.Дж. Гибсон. – М. : Прогресс, 2018. – 464 с.
9. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия. – М. : Академический проект, 2018. – С. 717–777.
10. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка : от рождения до 6 лет / Н.Н. Поддьяков. – М. : Речь : Сфера , 2020. – 144 с.
11. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2018. – 383 с.
12. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) / Е.А. Янушко. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 68 с.
Материалы периодической печати:
13. Бондаренко, Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Н.Н. Бондаренко // Ребенок в детском саду. – 2017. – № 4. – С. 39–45.
14. Габова, М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений / М.А. Габова // Детский сад. – 2018. – № 12. – С. 16–29.
15. Глушкова, Г. Использование внегрупповых помещений детского сада в сенсорном развитии дошкольников / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 82–84.
16. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец // Вестник практической психологии образования. – 2017. – №4 (33). – С. 70–72.
17. Левушкина, С. Игры и упражнения в сенсорном развитии / С. Левушкина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. – С. 85–87.
18. Неудахина, Н.И. Сенсорное развитие в семье / Н.И. Неудахина, А.М. Никишина // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения. – 2017. – № 6. – С. 63–66.
19. Полеева, А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста / А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2–1 (7). – С. 179–182.
Электронные ресурсы:
20. Игумнова, Е.О. Дидактическая игра в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://interactive-plus.ru/e-articles/271/Action271-113170.pdf. – 23.07.2020.
21. Есина, Л.П. Насыщенность предметной среды как условие сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://amgpgu.ru/upload/iblock/a1b/esina_l_p_nasyshchennost_predmetnoy_sredy_kak_uslovie_sensornogo_razvitiya_detey_mladshego_doshkolno.pdf. – 23.07.2020.
22. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://vospdou.ru/doc/sensrazv.pdf. – 23.07.2020.