Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема стимулирования познания у дошкольников рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и других ученых. Исследователи отмечают, что развитие человека, немыслимо без воспитания познавательной активности, которая, в свою очередь, связана с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для познавательной деятельности, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Исследования ведущих отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возможности для познавательного развития. Отмечено, что у пятилетних детей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Однако научно-методическое освещение проблемы развития познания у дошкольников мы находим недостаточным.
В связи с этим проблему исследования мы формулируем следующим образом: каково влияние экспериментирования на развитие познания детьми дошкольного возраста неживой природы?
Объект исследования: процесс познания неживой природы в дошкольном детстве.
Предмет исследования: экспериментирование как способ познания детьми дошкольного возраста неживой природы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность серии экспериментов по познанию неживой природы для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что участие дошкольников 4-5 лет в экспериментировании по познанию неживой природы позволит обеспечить рост познавательной активности, а именно: развить результативность познавательной активности, ведущий мотив умственной деятельности, повысить силу и устойчивость познавательной потребности.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть специфику познавательного развития и формирования познавательной активности в дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности экспериментирования в процессе познания детьми дошкольного возраста неживой природы.
3. Провести диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста.
4. Представить содержание серии экспериментов по познанию неживой природы для детей дошкольного возраста.
5. Выполнить анализ проведенной опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по проблеме;
- терминологический анализ;
- наблюдение;
- эксперимент;
- методы математико-статистического анализа (анализ описательной статистики, сравнительный анализ);
- методика диагностики умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер);
- методика «Мотивы умственной деятельности дошкольников» (Е.Э. Кригер);
- диагностическая проективная методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич);
- стандартизированная анкета «Любознательный, активный» (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова).
Теоретико-методологической основой исследования выступили следующие научные положения:
- представления об особенностях познавательного развития в дошкольном детстве в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, О.М. Дьяченко и др.
- положения о своеобразии психофизиологического развития дошкольников в трудах В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой;
- теория игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.
- исследования по проблеме экспериментирования у детей среднего дошкольного возраста О.В. Дыбиной, Н.А. Коротковой, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова и др.
Эмпирическая база исследования: детский сад. В проводимом исследовании приняли участие 60 воспитанников средней группы детского сада в возрасте 4-5 лет (дети посещают две группы, каждая численностью по 30 человек). В выборке 30 мальчиков и 30 девочек. Все дети были разделены на две равных по численности группы: экспериментальную и контрольную.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком информационных источников и приложением. Содержит 9 таблиц, 8 рисунков, 21 источник, 2 приложения.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Специфика познавательного развития и формирования познавательной активности в дошкольном возрасте
Познавательная деятельность дошкольника заключается в сознательной деятельности субъекта, нацеленной на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний [20].
Познавательная деятельность реализуется ребенком посредством психических процессов, входящих в его познавательную сферу. Познавательная сфера – это сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Познавательная сфера ребенка представлена комплексом таких психических процессов как: восприятие, ощущение, память, речь, воображение и мышление [18].
Процесс познания окружающего мира дошкольником осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды дошкольник получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения являются источником знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека [17].
Предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
- рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
- проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
- корковых проекционных зон головного мозга [11].
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).
Г.И. Щукина понимает под познавательной деятельностью процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых, либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания [9].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы по теме:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
Учебники, учебные пособия, монографии:
2. Антюхина, А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. – М. : Имма-пресс, 2019. – 55 с.
3. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес : сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – Бийск : НИЦ БПГУ, 2018. – 47 с.
4. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. – М. : Университет, 2019. – 190 с.
5. Новоселова, С.Л. Генетически ранние формы мышления / С.Л. Новоселова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2018. – 320 с.
6. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение : стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. – М. : Пер Сэ, 2016. – 240 с.
7. Познавательные психические процессы / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб. : Питер, 2016. – 475 с.
8. Симонов, П.В. Отражательно-оценочная функция / П.В. Симонов // Психология мотивации и эмоций / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М. : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2016. – С. 224–227.
9. Фурман, А.В. Педагогическое руководство поисковой познавательной активностью школьников / А.В. Фурман, Б.Г. Скомаровский. – Киев : Зодиак ЕКО, 2016. – 112 с.
10. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2018. – 208 с.
Материалы периодической печати:
11. Баландина, Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ / Т.Б. Баландина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 10. – С. 22–27.
12. Ванштейн, Л.Ю. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование / Л.Ю. Ванштейн, Ю.Н. Ермоленко // Методист. – 2016. – № 3. – С. 64–65.
13. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 2 (18). – С. 66–72.
14. Лисина, М.И. Роль общения в психическом развитии ребенка / М.И. Лисина // Вестник практической психологии образования / ред. В.В. Рубцов. – 2018. – № 4 (33). – С. 92–96.
15. Меркулова, М.И. Познавательный интерес как непременное условие формирования личности / М.И. Меркулова // География и экология в школе XXI века. – 2018. – № 9. – С. 58–65.
16. Пазухина, И.А. Маленькие экспериментаторы в детском саду / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 10. – С. 52–56.
17. Семенова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 10. – С. 17–21.
Электронные ресурсы:
18. Маклаков, А.Г. Общая психология [Электронный ресурс] – М., 2020. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/14.php. – Загл. с экрана.
19. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс] – М., 2020. – Режим доступа : http://psixologiya.org/obshhaya/vnimanie/1693-vnimanie-luriya.html. – Загл. с экрана.
20. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Электронный ресурс] – М., 2020. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/3/0206/3_0206-1.shtml. – Загл. с экрана.
21. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс] – М., 2020. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/index.php. – Загл. с экрана.