Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в стремительном росте интереса к эстрадному пению со стороны детей и, особенно, их родителей, о чем мы читаем в научных и просветительских работах: «Музыкальная эстрада занимает сегодня одно из ведущих мест в так называемой “массовой культуре”. Пропагандируемая практически всеми современными средствами массовой коммуникации, прежде всего сетью интернет, радио и телевидением, музыкальная эстрада пользуется широкой популярностью у слушательской аудитории. Всемерно способствует пропаганде музыкальной эстрады и индустрия звукозаписи» [Арутюнова, с.3], – пишет доцент Белгородского института искусств и культуры, кандидат педагогических наук Аревик Борисовна Арутюнова (выпускница факультета искусств Курского государственного университета), в целом очень четко выделяя основные ракурсы актуальности изучения форм и методов преподавания эстрадного вокала.
Действительно, эстрадное или, как его еще называют, «микрофонное» пение, которое требует от исполнителя особых, отличительных от филармонического, приемов звукоизвлечения, при всей его популярности, с научных и теоретических подходов изучено весьма незначительно.
Но сначала остановимся на теоретических основах работы, поскольку неоднозначность отдельных определений требует уточнений терминологического аппарата изучаемой темы. Традиционно в работе вокального класса принята классификация по трем направлениям – народное пение, академический вокал и эстрада.
Народный вокал (народное пение). В его основе – вокальные традиции конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую "разговорную" манеру пения и горловой, "плоский" звук. Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.
Академический вокал. Иначе называется классическим или оперным. Классический вокал можно услышать в опере, капелле, он звучит в сопровождении симфонического оркестра. Основным отличительным признаком академической вокальной школы является строго классическая позиция.
Эстрадный вокал. Наиболее многогранное направление, объединяющее в себе бесчисленное множество музыкальных направлений и течений. Под эстрадным вокалом зачастую подразумевается легкая музыка, ориентированная на массового слушателя.
Не смотря на то, что каждое из упомянутых выше вокальных направлений имеет свои специфические особенности, есть у них и общие черты. Так, для того, чтобы достичь профессионализма в выбранной технике, недостаточно одних лишь природных данных. Краеугольным камнем успеха любого исполнителя является развитие и совершенствование вокального потенциала.
Определившись с понятием «эстрадное пение», обратим внимание на устойчивое для педагогических трудов словосочетание «умений и навыков». Казалось бы естественное и простое по смыслу, оно порой вызывает споры у педагогов, пытающихся вникнуть в то, что есть «умения», а что – «навыки».
Умения - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.
Навык - это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
В психологии навык – данное обретенное в следствии изучения и повторения мастерство решать задачу, руководствуясь внешними инструментами, с данной точностью и скоростью [Левидов, с. 213]; действие, автоматизирующееся в ходе собственного формирования и становящееся операцией [Пиаже]; действия, отдельные компоненты которых в следствии повторения стали автоматизированными . В зависимости от вида осуществляемых действий различают навыки сенсорные, моторные, интеллектуальные (мыслительные), сенсомоторные. Вокальные навыки современные исследователи относят к сенсомоторным (Менабени). Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным. Он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей характеристики тембра, что обеспечивается умением человеком использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, способы артикуляции , различные типы атаки звука [Стулова].
Наиболее распространенным является определение навыка, как упроченного, доведенного в результате целенаправленных, многократных упражнений до совершенства выполнения отдельных действий, то есть – умений. Сумма отдельных умений и дает навык.
К основным навыкам пения относятся: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения. В основе любого навыка лежит совокупность певческих действий, которые обязаны выполняться точно всеми учениками.
Как и умения музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и раскрываются в определённых приёмах исполнения музыки. Например, правильное положение корпуса, головы,
Степень изученности заявленной проблемы может быть охарактеризована как довольно высокая по отношению к работе с голосом и весьма недостаточная для эстрадного пения
В современной вокальной научно-методической литературе скопилось очень много исследований, посвященных обучению навыкам академического вокала: это и школы М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина и методические пособия Л. Б. Дмитриев, А. Г. Менабени, А. А. Сергеева, и рекомендации по работе с детским голосом О. А. Апраксиной, Ю. П. Фролова, В. П. Морозова), в которых содержится немало размышлений о проблеме работы с голосом, вполне применимых для эстрадного класса учреждений дополнительного образования. Однако они не всегда адаптированы, во-первых, к работе с детьми (и, в том числе, – с детьми дошкольного возраста), а, во-вторых, – к обучению пению в эстрадной манере.
Специальные исследования последних десятилетий значительно повышают уровень изученности темы, давая основу для дальнейшего изучения развития вокальных умений и навыыков.
Однако до сих пор нет ни одной работы, посвященной анализу начального этапа процесса формирования умений и навыков будущего эстрадного певца, чем, собственно и состоит научная новизна исследования: в выпускной квалификационной работе анализируется методика и практика формирования вокальных навыков у начинающих исполнителей в детской школе искусств как учреждении, дающем наиболее последовательное и систематическое образование в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является система развития вокальных умений и навыков на начальном этапе обучения в учреждениях дополнительного образования.
Предметом изыскания становится изучение разработка методики формирования умений и навыков в классе эстрадного вокала.
Цель – выстроить и апробировать систему развития вокальных умений и навыков обучающихся в процессе эстрадного пения.
В соответствии с целью, объектом и предметом перед работой были поставлены следующие задачи:
проанализировать столетнюю историю и теорию эстрадного пения в России;
изучить научно-методическую базу для работы в классе эстрадного вокала;
исследовать современные зарубежные и русские методики обучения эстрадному пению;
дать оценку применяемой методике организации работы по формированию вокальных навыков у начинающих исполнителей в детской школе искусств;
провести апробацию идей и выявить эффективные приемы развития вокальных умений и навыков в процессе обучения в классе эстрадного вокала.
Методологической основой работы стали труды педагогов-вокалистов: современные концепции вокальной педагогики (Л.Б. Дмитриев); положения театральной педагогики об артистизме вокалиста (К.С. Станиславский); теоретические положения вокальной педагогики о природе эстрадно-джазовой вокализации (Н.Б. Гонтаренко, В.Д. Григорьев, Б. Столофф, И.А. Цуканова); идеи выдающихся педагогов о формировании навыков эстрадно-джазового вокала (С. Риггз).
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ научной литературы и научно-методических источников по проблеме исследования, сравнение, сопоставление, обобщение;
эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, диагностика, опытно-поисковая работа.
Апробацию научные идеи прошли в процессе собственного обучения, а также в ходе педагогической практики во внеурочной деятельности в ?????
Основной базой исследования стали
Теоретические выводы и практические обобщения стали основой докладов
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (66 наименований).
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ
1.1. Эстрадное пение в системе вокальной подготовки: к истории и теории вопроса
Музыкальное искусство эстрады сегодня можно назвать одним из оптимальных средств разностороннего развития детей: музыкально-творческого и личностного. Посредством соприкосновения с музыкой обучающиеся получают возможность самовыражения, развития своих творческих и коммуникативных способностей, они приобретают опыт сценических выступлений, которые помогают ребенку легче утвердиться в обществе. Язык эстрадной музыки наиболее понятен и близок ребенку, и быть может, поэтому детям так нравится петь современную эстрадную музыку, пробовать себя в различных эстрадных образах [Ветлугина, с. 8].
В мировой культуре музыкальное искусство эстрады занимает особое место.
Эстрадное пение - один из популярных видов музыкального искусства. Привлекательность эстрадного пения состоит в том, что это – зрелищный вид исполнительской деятельности, соединяющий в себе искусство пения, слова, движения и игры. Благодаря непосредственному воздействию на самую широкую слушательскую аудиторию и ярко выраженной социальной направленности, музыкальное искусство эстрады играет важную роль в формировании духовного облика личности.
Эстрадный жанр основан на синтезе целого ряда искусств и имеет свои специфические особенности, это – пение, близкое к речевой манере, пение с движением и актерское мастерство; музыкальная и вокальная импровизация, широкое использование акустической аппаратуры; образный, доступный репертуар.
Характер звучания голоса эстрадного певца нельзя определить однозначно. Он многолик в зависимости от направления в рамках данного вида искусства. Каждое жанровое направление имеет свое «лицо» с точки зрения манеры подачи звука и использования различных звуковых эффектов (сип, хрип, крик, рычание, фальцет, и, наряду с этим, нормальное звучание голоса). Эстрадная манера пения приближается по звучанию к народной манере, но использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале, поэтому в процессе работы с обучающимися, в стиле эстрадного вокала педагоги опираются на общеизвестные методы вокальной педагогики.
Своими корнями профессиональный эстрадный вокал уходит в бытовое (народное) пение в различных языковых культурах. Западноевропейские менестрели, русские скоморохи, цыгане, многочисленные труппы уличных театров являлись хранителями древних традиций в своих национальных культурах. В их среде происходила профессионализация традиций бытового пения. Развитие этого творчества шло параллельно с классической светской культурой, но не пересекалось с ней, так как искусством, собственно, и не считалось. Однако, «устойчивость» интонаций и рожденных на их основе мелодических оборотов позволила, передаваясь в фольклорных традициях от поколения к поколению, им дожить до наших дней и стать прообразом многочисленных песенных жанров современной эстрадной музыки.
На рубеже XIX – XX веков в обществе происходило обновление всех без исключения видов искусства. Произошло множество событий в экономической, социальной и культурной жизни общества, благодаря которым изменился сам характер художественного видения, эстетического представления о человеке как личности. Академическое и бытовое искусство развивались параллельно, и доминирование одного в мировой культуре постепенно сменялось другим. С позиции нашего времени, когда эстрадное искусство прошло более чем вековой путь развития, обогатилось профессиональными музыкальными традициями, синтезировалось в различных культурах, трудно сопоставлять и проводить какие-либо грани.
По-настоящему главным событием стало появление в начале двадцатого века афроамериканской музыки. На ее основе возникли разнообразные стили и направления современной популярной эстрадной музыки.
Эстрадная песня до определённого периода, являясь жанром искусства эстрады, жила по его законам. Хозяйкой сцены была яркая индивидуальность со своими чувствами и мыслями. Песня на эстраде решалась как «сценическая «игровая» миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен («театр песни»)». На сцене создавался художественный образ средствами и вокальными, и музыкальными, и сценическими. Поэтому до сих пор мы помним пионеров певческого жанра на эстраде: Александра Вертинского, Леонида Утёсова, Клавдию Шульженко, Изабеллу Юрьеву, Лидию Русланову, Людмилу Зыкину, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую и многих, многих других исполнителей. Сегодня, несмотря на обилие современных песенных композиций, ни один концерт не обходится без ретро-песни. Мы с большим удовольствием смотрим и слушаем исполнителей, творчески рождённых в советский доперестроечный период. Певческая эстрада несла с собой исполнительскую культуру во всех её проявлениях. Среди эстрадных певцов были как самородки, не имеющие специального профессионального образования так и те, которые его получили.
В России эстрадный вокал как предмет профессионального музыкального образования получил своё активное развитие только в 90-х годах прошлого столетия. Несмотря на то, что эстрада всегда была популярна и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, лишь в 1974 году в среднем профессиональном звене появились отделения, где стали обучать данному виду творческой деятельности, тогда как сольное пение в его классическом варианте преподавалось в Петербургской консерватории с 1862
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
3. Амельченко Т.В. Стратегия обучения анализу социально-педагогических ситуаций в формировании профессиональной компетентности будущего социального педагога // Вестник бурятского государственного университета. 2012. № 15. С. 138-143.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения: Научно-методическая разработка. М.: Издательство «Прометей», 1999.
5. Антонова М.А., Белоконь И.А. Развитие навыков чтения с листа в концертмейстерском классе // Искусство и образование. 2017. №5 (109). С. 36-45.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального развития. М.: Юнити, 2011. 635 с. а му
7. Арзамасцева Н. Аспекты формирования музыкальных способностей // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 82–84.
8. Березкина Л.В. Развитие творческих способностей детей худложественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 373-378.
9. Бойко Е.Е., Фадеева М.А. Теория и практика массового музыкального образования. Саратов, 2012. 89 с.
10. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. СПб.: Питер, 2011. 573 с.
11. БуаттураН.Э., Майковская Л.С. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3(47). С. 216–220.
12. Буйлова Л.Н., Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: Изд. «Сентябрь», 2005. 146 с.
13. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. 177 с.
14. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Юнити, 2011. 735 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Люкс, 2013. 671с.
16. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2014. 296с.
17. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.:«Государственное музыкальное издательство»,1963. 72 с.
18. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2015. 320с.
19. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: Секреты вокального мастерства. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 135 с.
20. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2014. 256 с.
21. Гончарук, П.Т. Биофоника. Власть божественных колебаний. М.: Новый Акрополь, 2011. 352 с.
22. Гончарук, П.Т. Биофоника. Власть божественных колебаний. М.: Новый Акрополь, 2011. 352 с.
23. Грибкова, О.В., Сяо М. Развитие музыкальной культуры личности в современном образовании//Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции рамках Фестиваля науки. 2017. С. 88-95.
24. Грибкова О.В., Казначеев С.М. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности//Искусство и образование. 2018. № 2 (112). С. 77-83.
25. Гузовская А.С. Психолого-педагогические условия коррекции заикания у детей посредством вокала в формате дополнительного музыкального образования // Искусство и образование. 2018. № 6(116). С. 143–149.
26. Гурин В.Е., Солопанов О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. Краснодар, 2011. 23с.
27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: «Педагогика», 1986. 240 с.
28. Данюкова А.И., Выборнова В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования // Справочник старшего воспитателя. 2012. № 10. С. 51-54.
29. Джамалханова Л.А. Прогностический подход к развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. Науч.конф. СПб.: Реноме, 2013. С. 45-47.
30. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М.: Музыка, 1962. 511 с.
31. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Наука, 2011. 552 с.
32. Дмитриев Ю. Эстрада России. XX век. М.: Искусство, 2004. 246 с.
33. Ежова Е.Ю. Эстетическая культура учителя – условие художественно-творческого развития детей // Начальная школа. 2008. № 11. С. 42–46.
34. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений. М.: Владос, 2010. 304 с.
35. Канареева О.Н. Мастер класс по вокалу URL:/https://www.youtube.com/watch?v=mqVwiyyBYEU/
36. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании// Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 169–173.
37. Козырева Т.В. Социально-педагогические особенности организации социального творчества студентов во внеаудиторной деятельности URL:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3250
38. Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. СПб.: Учеб. пособие / 2-е изд., 2010. 192 с.
39. Ли Л., Антонова М.А. Психофизиологические основы голосообразования // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования Материалы научно-практической конференции рамках Фестиваля науки. М.: Перо, 2017. С. 187–192.
40. Макдональд-Климек М. Estill Voice Training System. Уровень первый: обязательные цифры для голосового управления // Pittsburgh, Pa.: Estill Voice Training Systems International. 2005. 143 с.
41. Мансурова А.П. К вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании// Культурная жизнь Юга России. 2012. № 3(46). С. 92–93.
42. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. 95 с.
43. Мерабова К.С., Грибкова, О.В. Творческое развитие личности в процессе обучения//Искусство и образование. 2018. № 1 (111). С. 128-135.
44. Печерская А.Б. Совершенствование исполнительской и концертмейстерской подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете вуза // Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. С. 66-69.
45. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс–курс. Изд. «Согласие», М.: 2015. 248 с.
46. Радынова О.П. Формирование личности ребенка средствами музыки // Управление ДОУ. № 7. М.% 2011. С. 12-18.
47. Риггз. С. Пойте как звезды. СПб.:Питер. 2015. 119 с.
48. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. М.: Наука, 2011. 530 с.
49. Самолдина Наталия Анатольевна Современные методы развития вокального мастерства учащихся// Концепт. 2015. Спецвыпуск № 20. URL: http://ekoncept.ru/2015/75329.htm
50. Стулова Галина Павловна. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 271с.
51. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором : учеб. пособ. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Владос. 2002. 176 с.
52. Стулова Г.П. Хоровой класс. М.: 1988. 126 с.
53. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Кванта Плюс. 2001. 436 с.
54. Васяева Анна Николаевна, Сафарова Гульнара Марселевна. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО».2015.С.27. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf
55. Тарасова Кира Владимировна. Онтогенез музыкальных способностей. М.: «Педагогика», 1988. 176с.
56. Тарасова Кира Владимировна, Рубан Татьяна Геннадьевна. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. М.: Изд. Воспитание дошкольника, 2011. С.63-69.
57. Уколова, Л.И., Афанасьев, В.В., Грибкова, О.В. Методология и методы научного исследования: Учебное пособие. М.: Изд.Юрайт, 2018. 154 с.
58. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения – 12 мая 2017 года.
59. Федорович Е.Н. История музыкального образования: Учеб. пособие.Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 110 с.
60. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: Учеб. пособие / 2-е изд. М.: Директ-медиа, 2014. 279 с.
61. Цзин Вэйси, Антонова Марина Александровна. Формирование комплекса исполнительских навыков в классе фортепианного ансамбля // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования Материалы научно-практической конференции рамках Фестиваля науки. М.: Перо, 2017. С. 381-386.
62. Шаталов Алексей Алексеевич, Афанасьев Владимир Васильевич. Акценты и приоритеты модернизации российского образования // Воспитательный процесс как базовый компонент в системе профессиональной подготовки будущего учителя: сборник трудов конференции. Орехово-Зуево: Изд-во, Московский государственный областной педагогический институт.: 2008. С.3-10
63. Школяр Л.В., Красильникова M.Г., Критская Е.Д., Усачёва В.О., Медушевский B.B., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. 336 с.
Авторефераты и диссертации
64. Антонова Марина Александровна. Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем): дисс… кандидата педагогических наук.М.: 2008. 160 с.
65. Арутюнова Аревик Борисовна. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова]. Москва, 2013. 192 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-professionalnoi-podgotovki-estradnogo-ispolnitelya-vokalista-na-sovremenn (дата обращения 07.10.2020).
66. Клипп Олег Яковлевич. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2003. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/obuchenie-estradnomu-peniyu-na-muzykalnykh-fakultetakh-pedagogicheskikh-vuzov (дата обращения 07.10.2020).