Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Законность и проблемы ее соблюдения всегда были актуальными для Российского государства. Особую важность они приобретают в условиях демократизации общественной жизни, становления в нашей стране правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Россия, следуя курсом демократических преобразований и признавая приоритет прав и свобод человека, возложила на государство обязанность соблюдать и защищать их. Конституция РФ в ст. 15 закрепила законность в качестве принципа деятельности всех государственных органов.
В современном мире государство уделяет особое внимание обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов. Поскольку сотрудники выступают от лица государства, то любое, даже мельчайшее нарушение ими прав человека может негативно повлиять не только на общественную безопасность и функционирование системы в целом, но и на механизмы демократизации общества, а также могут утратить авторитет государства в глазах граждан.
Кроме того, сотрудники правоохранительных органов не только находятся в зависимости, но и сами оказывают влияние на состояние законности и правового порядка, в связи, с чем тема обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов особенно актуальна.
Степень разработанности проблемы. Вопросам обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов, свои работы посвятили такие ученые, как А.П. Алехин, А.И. Афанасьев, В.Г. Афанасьев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкин, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М. и др.
В последние десятилетия по проблемам обеспечение законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов выполнены диссертационные исследования и опубликован ряд специальных работ (Ю.В. Анохин, Ю.Е. Аврутин, А.С. Черепашкин и др.). Следует, однако, отметить, что в этих работах проблема законности и ее гарантий рассматривалась, в основном, в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов, а вопросы предупреждения нарушений законности затрагивались, как правило, попутно, порой фрагментарно. К тому же отдельные работы имели исключительно отраслевой (прикладной) или криминологический характер. Между тем в теории права по данной проблеме накопилось немало нерешенных, дискуссионных вопросов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, обеспечивающие организационно-правовое регулирование обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие обеспечение законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Целью данной работы является комплексный анализ правовой базы и мер организационно-правового регулирования обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов на современном этапе, на этой основе производится разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства в области обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Реализация указанной цели обусловила решение в процессе исследования следующих задач:
1. Рассмотреть понятие оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
2. Изучить юридическую природу и значение законности деятельности правоохранительных органов.
3. Раскрыть контроль за обеспечением законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
4. Проанализировать актуальные проблемы обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
5. Исследовать меры по предупреждению причин, обуславливающих нарушение законности сотрудниками правоохранительных органов.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, а также другие отечественные нормативно-правовые акты, которые позволили раскрыть поставленную цель работы.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования также применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, конкретно-социологический, исторический, статистические методы с приемами анализа и синтеза, описания и так далее.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1 Теоретический анализ обеспечения законности в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов
1.1 Понятие оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов
Организация оперативно-служебной деятельности представляет собой трудоемкий процесс, эффективная реализация которого отражается на положительно оцениваемых результатах работы правоохранительных органов России.
К основным нормативным правовым актам оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов относят:
Конституцию РФ ;
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» ;
Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» ;
Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 №491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 №592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» .
В настоящее время в свете проводимой в стране реформы правоохранительных органов в целях совершенствования системы управления деятельностью правоохранительных органов Российской Федерации, модернизации их структурного построения и кадрового обеспечения, а также оптимизации численности в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 24.12.2009 №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
7. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.
8. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4595.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
10. Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 (ред. от 01.03.2011) "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6536.
11. Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208 (ред. от 04.04.2014) "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2010, N 8, ст. 839.
12. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 13.07.2020) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, N 10, ст. 1334.
13. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 07.12.2016) "Вопросы организации полиции" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, N 10, ст. 1336.
14. Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 31.05.1993, N 22, ст. 2032.
15. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, N 50, ст. 5311.
16. Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования» // СПС КонсультантПлюс.
17. Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 (ред. от 28.02.2018) "Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Первоначальный текст документа также опубликован не был.
18. Болдарев В.А., Гонтарь В.Н. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел в период возникновения черезвычайных обстоятельств и черезвычайных ситуаций / Сборник: Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых Материалы X Международной научной конференции // Ответственный редактор А.А. Червова. – Иваново, 2017. – С. 14.
19. Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, №3. С. 56-80.
20. Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и основные направления их предупреждения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 125-132.
21. Десятова О.В., Резниченко О.В., Квасов В.Б., Сабитов Р.Р. Вопросы правовой оценки и предупреждения отдельных ситуаций нарушения законности в деятельности сотрудников строевых подразделений патрульнопостовой службы полиции. Методические рекомендации. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. 249 с.
22. Карнаухов О. П. Реализация принципа общественного доверия к полиции и поддержке гражданами ее деятельности // Полиция и общество: пути сотрудничества: сборник материалов всероссийской науч.- практ. конф., 21 февраля 2017. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 92 - 96.
23. Лукутин А.А., Устюжанин Н.Н., Доронин К.Н., Тупичкин Е.П. Об опыте разработки технологий специальной подготовки и проверки способности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия – М., Вестник МВД России. 2013. – № 6. – С. 30.
24. Мельцов В.М. Обучение будущих сотрудников ОВД личной безопасности на основе реальных ситуаций // Сборник материалов научно-представительских мероприятий УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, проводимых в 2017/2018 учебном году. Часть 2: научное электронное издание – М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. – С. 127.
25. Митин Г.В. Психологические факторы эффективного педагогического взаимодействия в нестандартных и рисконесущих ситуациях // Теор. и экперимент. психология. – 2016. – Т. 9, № 3. – С. 37.
26. Равнюшкин А. В. О проблемах взаимоотношений полиции и общества на современном этапе / А. В. Равнюшкин // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. – С. 244-247.
27. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 3 (16). – С. 310-314.
28. Шевченко Г.В., Гонтарь В.Н. К вопросу о подготовке в вузах МВД РФ будущих сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях / Научный поиск. – М., 2016 – № 4 – С. 13.