- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
особенности развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "особенности развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста"?100 страниц
78 источников
Добавлена 08.06.2021 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение …………………………………………………………………...........3
I. Теоретические основы развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
1.1. Анализ понятийного поля исследования развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8
1.2. Роль конструктивной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста …………………………………………………………. 12
1.3. Специфика развития конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе ……………………………………………................. 19
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………... 27
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
2.1. Диагностика развития конструктивной деятельности детей разновозрастной группы …………………………………….………………… 28
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста разновозрастной группы…………………………………………………………………………… 43
2.3. Выявление эффективности влияния психолого-педагогических условий на повышение уровня развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста разновозрастной группы .............................................. 57
2.4. Разработка рекомендаций по результатам исследования ……….. 61
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 65
Заключение …………………………………………………………………….. 66
Список использованных источников и литературы ……………………..…. 69 Приложения ………………………………………………………..……….….. 77
Фрагмент для ознакомления 2
Общение ребенка дошкольного возраста в социуме происходит в условиях разновозрастных коммуникаций, влияющих на формирование всех основных личностных качеств, которые закладываются в раннем детстве. Возвращение дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловлено повышением интереса психологической и педагогической науки к многообразным возможностям разновозрастной группы.
Формирование одновозрастных групп детских садов по возрастному критерию (младшие, средние, старшие, подготовительные), ориентирование на конкретный возраст и логику возрастного развития, по мнению многих исследователей, ограничивает возможности детского сада.
Использование условий разновозрастных групп предполагает учет семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОО, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста. Разновозрастное окружение обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития, обеспечивает формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Проблема состоит в том, что в современном ДОО активно предпринимаются попытки адаптирования многообразных дошкольных образовательных технологи, ориентированных на возраст, к разновозрастной группе методом прямого переноса, их компиляции без интеграции и существенных изменений. Тогда как необходимо научное обоснование, разработка и апробирование на практике специально созданных технологий и методик для работы с разновозрастными группами.
Актуальность темы подтверждается также увеличением количества дошкольных образовательных организаций, транслирующих опыт вальдорфской педагогики или системы Монтессори, групп кратковременного пребывания, специальных, коррекционных, инклюзивных групп, домашних и семейных детских садов, а также активным развитием малокоплектных ДОО с группами смешанного типа в сельской местности.
В истории российского образования к проблеме воспитания и обучения в разновозрастных группах детского сада обращались В.Н. Аванесова, В.С. Агеев, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, Ю.В. Гербеев, Е.Б. Давидович, А.Н. Давидчук, И.С. Демина, Т.Н. Доронова, Н.И. Карпова, З.В. Лиштван, Л.Б. Митяева, Ф.Т. Михайлов, А.Г. Тамбовцева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др.
Исследованием разновозрастных групп как оптимальной модели среды детского развития занимались Л.С. Байбородова, Б.З. Вульфов, Е.Н. Герасимова, М.И. Рожков и др.).
Различные направления и виды деятельности в разновозрастных группах ДОО изучали А.В. Бултукова (организация и содержание физического воспитания), Г.Н. Гришкова (развитие готовности ребенка к школе в условиях), О.Л. Захарова (развитие познавательной самостоятельности детей), Е.Б. Давидович (сенсорное воспитание) и др.
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
1.1. Анализ понятийного поля исследования развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
Анализ литературы выявил, что особенности развития конструктивной деятельности в разновозрастной группе детей дошкольного возраста, являющиеся предметом нашего исследования, до сегодняшнего дня не выступали предметом исследований в современной психолого-педагогической науке. Тогда как деятельность разновозрастной группы дошкольников и конструктивная деятельность детей дошкольного возраста рассмотрены в различных аспектах, но без установления взаимосвязей между ними.
Конструктивная деятельность дошкольников очень активно изучается российскими учеными и практиками, начиная со второй половины прошлого века (И.Н. Била, В.В. Брофман, Г.Н. Гришкова, Е.Б. Давидович, О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, О.Л. Захарова, В.Г. Нечаева, Е.И. Николаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков А.В. Лашкова, Е.А. Шанц). Внимание исследователей к организации работы разновозрастной группы дошкольников активизировалось в последние десятилетия (А.В. Бултукова, Г.Н. Гришкова, Е.Н. Герасимова, Е.Б. Давидович, О.Л. Захарова и др.). Опубликованы работы по изучению особенностей межличностных отношений, педагогических основ построения образовательного процесса, развития познавательной самостоятельности детей, педагогической диагностики как средства построения образовательного процесса, развития готовности детей к школе.
В системе дошкольного образования принята система возрастного деления детей на группы. Разновозрастные группы дошкольников характерны для малокомплектных дошкольных образовательных организаций (чаще в сельской местности, в малых городах, отдельных городских районах); для круглосуточных групп, санаторных групп, групп повышенной комфортности и др. Формирование таких групп может быть обусловлено объективными причинами: контингент детей, территориальная ограниченность ДОО, запрос родителей и др.
В.Н. Бутенко разрабатывает в своих исследованиях выделяет две разнонаправленных группы мнений родителей о разновозрастной группе. К позитивным относятся высказывания типа «старшие учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. Негативные: «старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших. (33)
1.2. Роль конструктивной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста
Конструктивная деятельность привлекает педагогов и психологов, решающих теоретические и практические задачи воспитания и обучения дошкольников.
Конструирование является сложным видом деятельности для детей, продукты которого, чаще всего, предназначаются для практического использования в последующих играх. По мнению А.С. Макаренко, которое подчеркнул в своих трудах А.В. Запорожец, игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, приближают ребенка к обычной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру (61).
Важность конструктивной деятельности подтверждается включением модуля по конструированию и робототехнике в чемпионат «Молодые профессионалы» (компетенция Дошкольное образование). По требованиям чемпионата, воспитатель, работающий с конструированием, должен знать и понимать:
- принципы конструирования;
- построение занятия по конструированию с использованием конструктора Lego Education Wedо для детей дошкольного возраста;
- терминологию Lego Education Wedо;
- возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- методику конструирования и разработку (инструкции) Lego Education Wedо;
- принципы организации проблемного обучения и экспериментирования с детьми дошкольного возраста;
- технику безопасности и санитарные правила.
Специалист должен уметь:
- формулировать цели и задачи занятия по конструированию с использованием конструктора Lego Education Wedо;
- применять методы и приемы работы с конструктором Lego Education Wedо на занятиях с детьми дошкольного возраста;
- владеть специальной терминологией;
- распределять обязанности по созданию конструкции между детьми и взрослым. (26; 59; 64)
Из двух выделяемых в научной и учебной литературе видов конструктивной деятельности (технического и художественного), к техническому относятся:
- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
- конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
- конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
1.2. Специфика развития конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе
Основная задача конструктивной деятельности в разновозрастной группе детского сада заключается в поэтапном ведении ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач с постепенно возрастающей сложностью. Основные умения дети приобретают на занятиях в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и старшими детьми, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельное конструирование.
Важную роль в этом процессе играет соучастие членов семей дошкольников, ведь занятия, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности могут проводиться как в детских садах, так и дома. (75)
По этому поводу М.С. Субботина провела исследование родительского отношения к конструктивной деятельности детей. Результаты показали, что педагоги в достаточной мере информируют родителей о реализуемой программе в области конструктивной деятельности, и родители в большинстве случаев стараются создавать достаточные условия вне ДОУ для поддержания интереса к конструированию у ребенка. Но родители не могут проявлять высокий уровень интереса к детскому конструированию вследствие отсутствия необходимых для этого навыков, т.е. «родители не умеют играть» - пишет М.С. Субботина. (75, с. 49). При этом основная часть родителей, принявших участие в опросе, видит в конструировании игру, развлечение, а не продуктивную деятельность.
Ценностью детского творчества, в отличие от взрослого конструкторско-технического творчества, считается и продукт деятельности ребенка, и сам процесс творческого поиска, активный на протяжении всего временного периода конструирования. (30)
Выводы по главе 1
Формирование разновозрастных групп, обусловленное объективными причинами (контингент детей, территориальная ограниченность ДОО, запрос родителей и др.) обуславливает организацию детского конструирования с учетом специфики разновозрастной группы, выражаемой в создании условий для поэтапного ведения каждого ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач с постепенно возрастающей сложностью и учетом особенностей его возрастного развития.
В разновозрастной группе реализуется техническое и художественное конструирование на разных уровнях сложности: по образцам, по замыслу, по условиям-требованиям. Конструктивная деятельность является также средством воспитания личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности, инициативности, целеустремленности и др.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
2.1. Диагностика развития конструктивной деятельности детей разновозрастной группы
НУЖНО УТОЧНИТЬ ГДЕ ВЫ ВЗЯЛИ ЭТУ ДИАГНОСТИКУ И УКАЗАТЬ ИСТОЧНИК!
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В современной ДОО объективный тестовый подход к мониторингу детского развития постепенно расширяется с помощью метода аутентичной оценки, в основе которой анализ реального поведения ребенка, а не результат выполнения специальных заданий. Результаты мониторинга педагог получает с помощью наблюдения, бесед, создания проблемных ситуаций, реализуемых в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях и др.).
Образовательная программа, структурированная по возрастам, реализуется в ДОО с учетом приоритета индивидуальных возможностей и интересов ребёнка перед содержанием программы. (1) Поэтому диагностика развития конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе рассчитана именно на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности каждого ребенка.
Для проведения экспериментальной работы мы должны уточнить понятия «мониторинг» и «диагностика». Поддерживая позицию Н.И. Левшиной и Л.Н. Санниковой, утверждающих, что педагогическая диагностика выступает в качестве метода педагогического мониторинга, т.е. соотносится как частное и общее. Существенный признак, отличающий педагогический мониторинг – это значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. «Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров». (60, с. 6)
Цель проводимой нами диагностики – определение уровня сформированности конструктивной деятельности каждого ребенка разновозрастной группы при наличии оптимальных условий для развития конструктивной деятельности.
Базой исследования является разновозрастная группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок» с. Елизарьево.
Количество детей: 15 человек, из них 3 человека в возрасте 3 года, 2 человека в возрасте 4 года, 5 человек в возрасте 5 лет, 4 человека в возрасте 6 лет, 1 человека в возрасте 7 лет.
Диагностика осуществляется в процессе мониторинга хода развития детей по интегральным общедеятельностным показателям и используется для построения индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребенка, а также для оптимизации работы с разновозрастной группой.
В случае выявления значительных отклонений от показателей возрастного развития рекомендована психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение их индивидуально-психологических особенностей), которую должен проводить психолог.
Учитывая специфику организации работы в разновозрастной группе, мы считаем невозможным применение для диагностики тестового инструментария и выбираем для достижения цели нашего экспериментального исследования методы наблюдения (прямого, включенного), беседы, создания проблемных ситуаций.
Констатирующий этап
На рисунке показано количество детей в зависимости от достигнутого ими уровня сформированности конструктивной деятельности. В возрасте до 4 лет: по одному человеку на уровнях ДУ, УДУ, УПД. С несформированным уровнем нет детей. В возрасте от 4 до 5 лет: по одному человеку на уровнях УДУ и НУ. С достаточным уровнем и уровнем, приближенном к достаточному, нет детей. В возрасте от 5 до 6 лет: по одному человеку с уровнями ДУ, УДУ, УПД; два человека с НУ. В возрасте от 6 до 7 лет: по одному человеку с уровнями УДУ, УПД, НУ, два человека с ДУ.
Мы видим, что несформированный уровень выявлен у четверых детей: один в возрасте 4 года, двое в возрасте 5 лет, один в возрасте 7 лет.
К работе с этими детьми необходимо подключить психолога для выявления причин неудач и своевременной коррекционной работы.
Мониторинг процесса формирования конструктивных умений выявил особенности развития каждого ребенка.
Аня (7 лет) с удовольствием конструирует по условиям, по образцу, чертежу, схеме. Но не считает нужным участвовать в коллективной работе, чаще всего занимает позицию безапелляционного лидера. Умеет озвучивать творческий замысел и спланировать путь его реализации. Владеет приемами работы с различными материалами по фактуре, цвету, форме. Имеет представление о прочности конструкции. Но не любит разбирать созданные постройки, убирать детали на место после окончания работы, предпочитает, чтобы это сделали за нее другие.
Оля (6 лет) любит конструировать, умеет самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений, сооружает конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением, создает различные модели из конструкторов по собственному замыслу. Владеет навыками крепления деталей, их цветового подбора, навыками разборки конструкции, в т.ч. при помощи скобы и киянки. Умеет конструировать в коллективе.
Соня И. (6 лет) не всегда проявляет интерес к конструированию. Не всегда участвует в обыгрывании построек и объединении их по сюжету. Иногда не может различить и назвать строительные детали. Предпочитает участвовать в коллективных постройках, измерять готовые постройки по ширине и высоте. Активно участвует в уборке рабочего места после работы.
Соня А. (6 лет) не всегда проявляет интерес к конструированию. Иногда испытывает трудности с использованием в постройках деталей разного цвета, подборке деталей одного цвета, различении цветов, различении и использовании строительных деталей. Не проявляет самостоятельности, предпочитает творить в группе, включая свои поделки в соответствие с коллективным замыслом, умеет договариваться, какое действие она сможет выполнить в общей работе. Редко проявляет навыки применения конструктивных умений, полученных на занятиях, в обыденной жизни.
Олег (6 лет) конструирует по условиям, по образцу, чертежу, схеме. Владеет приемами соединения и рассоединения деталей с использованием инструментов. Сравнивает и группирует предметы и их образы. Умеет спланировать свою работу или определить свою роль в коллективной работе. Осваивает полученную информацию, делает выводы в результате коллективной деятельности. Умеет озвучивать творческий замысел и спланировать путь его реализации. Владеет приемами работы с различными материалами по фактуре, цвету, форме. Имеет представление о прочности конструкции.
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста разновозрастной группы
В процессе формирующего эксперимента мы разработали и опробовали программу «Конструктивная деятельность в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации», составленную с учетом особенностей организации разновозрастной группы, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Мы провели десять занятий по разным темам (в соответствии с утвержденными планами работы ДОО) и с использованием различного конструктивного материала. Цели и задачи каждого занятия определялись с учетом методики организации НОД в разновозрастной группе.
Программа «Конструктивная деятельность в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации» (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155, и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (раздел «Художественно-эстетическое развитие») под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Различает, правильно называет, самостоятельно выбирает для постройки строительные детали, имеет представление о вариантах деталей и уверенно использует их по назначению.
Самостоятельно устанавливает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в пространстве); может делать адекватные замены деталей.
Свободно экспериментирует с различными материалами.
Увлеченно, самостоятельно, уверенно создает конструкции и изделия по предложенной теме, творческой задаче, своему замыслу, показу и пояснению педагога, несложному алгоритму; приобретает опыт конструирования в парах и небольших группах.
Владеет приемами: соединение частей друг с другом, закрепление частей на основе, приклеивание, заклеивание, склеивание, сминание, сложение, примазывание, сгибание/разгибание, разворачивание/сворачивание, скручивание/раскручивание, зажимание.
3. Возраст 5-6 лет
Умеет анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.
Создает постройки и сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций.
Создает постройки по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям.
Владеет чтением схем сложения игрушек из бумаги. Создает игрушки из бумаги для самостоятельных игр с водой и ветром.
Умеет выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образ по заданной или придуманной теме.
Владеет разными способами крепления деталей, использования инструментов.
Использует разные материалы для создания композиций; умеет планировать процесс создания предмета. Умеет работать с тканью (плетение, разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами).
Умеет оценивать результаты своего труда, выслушивать оценки результатов труда.
Владеет приемами: соединение частей друг с другом, закрепление частей на основе, приклеивание, заклеивание, склеивание, сминание, сложение, примазывание, сгибание/разгибание, разворачивание/сворачивание, скручивание/раскручивание, зажимание, пришивание, прокалывание, обматывание.
4. Возраст 6-7 лет
Конструирует по условиям, по образцу, чертежу, схеме.
Владеет приемами соединения и рассоединения деталей с использованием инструментов.
Сравнивает и группирует предметы и их образы.
Умеет спланировать свою работу или определить свою роль в коллективной работе.
Осваивает полученную информацию, делает выводы в результате коллективной деятельности.
Умеет озвучивать творческий замысел и спланировать путь его реализации.
Владеет приемами работы с различными материалами по фактуре, цвету, форме.
Имеет представление о прочности конструкции.
Материалы и оборудование:
- набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов);
- наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.);
- плоскостные конструкторы;
- конструкторы из серии «LEGO»;
- ТИКО-конструктор;
- наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.);
- подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п.;
- подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.);
- подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи);
- клей, ножницы, инструменты для конструирования.
Цикл занятий начинался с НОД «Хоровод снежинок». Для его проведения нужны тонкая бумага, ножницы и ватные палочки. Цель для младшей подгруппы: изготовление снежинки из ватных палочек, которые скрепляются пластилином в центре. Цель для старшей подгруппы – изготовление объемной бумажной снежинки. Занятие проводится с поэтапным началом. Предварительная работа – наблюдение за снегом, снегопадом, разглядывание снежинок. Отгадывание загадки «Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке» (снежинка).
Второе занятие «Лего-зоопарк», предлагаемая ситуация – ремонт в зоопарке. Занятие с поэтапным началом. Младшие дети восстанавливают забор и загоны для животных, в которые потом помещают лего-животных, построенных старшими детьми. Предварительная работа – беседа о зоопарках и животных, которые там могут жить, о причинах, по которым животных размещают в зоопарках.
Третье занятие «Грузовая машина» (приложение 2) проводится с использованием тико-конструктора. Занятие с поэтапным началом. Цель для младших детей – постройка гаража для грузовой машины и дороги к нему. Цель для старших детей – построение грузовой машины.
Занятие «Лесной пейзаж» (приложение 3) проводится с использованием природного материала (шишки, скорлупа грецких орехов, желуди, каштаны, листья, палочки, веточки, ракушки, семена, перышки; пластилин). Для предварительной работы используются картинки с изображением животных, птиц, деревьев, цветов, фигурки животных и птиц. Атмосфера создается посредством фонограммы лесных звуков (пение птиц, шелест травы и т.п.). Для занятия необходимы заготовки для работы младших детей и макет лесной полянки для выставки изготовленных детьми животных.
Занятие проводится с поэтапным окончанием. Младшие изготавливают совенка методом аппликации. Старшие дети изготавливают животное из природного материала по собственному художественному образу. Всех животных размещают на макете лесной полянки.
НОД «Город мой» – это занятие с применением строительного материала. Занятие с поэтапным окончанием. Младшие дети в микрогруппах строят дома из простых строительных материалов, демонстрируя начальные навыки коллективной работы. Коллективную постройку сельской улицы по предварительному плану осуществляют старшие дети. Для предварительной работы дети на прогулке рассматривают дома, сравнивают их, предлагают варианты реконструкции, украшения. В группе дети рассматривают фотографии домов, рассказывают о домах, в которых живут. Занятие начинается с разминки-игры «Здравствуй, правая рука!». Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят считалку, сопровождая ее действием:
«Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!»
После игры воспитатель загадывает загадку:
«В мире много мест таких – древних, малых и больших.
Чуть повыше здесь дома, и побольше он села.
И людей он полон, этот славный (город)».
Весной проводится занятие «Прощай, Масленица!» с применением бросового материала: палочек, ткани, обрывков ниток. Природный материал: солома, трава. Дети изготавливают одежду для куклы Масленицы: платок и платье, одевают основания для кукол, приготовленные заранее воспитателями. Старшие дети изготавливают куклу Масленицу по инструкции, одевают ее по собственному замыслу (приложение 5). Подготовительная работа – беседа о народной традиции сжигании чучела масленицы, встрече весны, изучение песенки-кричалки «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!».
Завершает цикл занятий по конструированию – НОД «Бусы для весны». Проводится с поэтапным началом. Для занятия требуются цветная бумага, прочная нить, бусинки из разных материалов, клей, кисточки для клея. Младшие дети изготавливают из бумажных кружков и квадратиков бусы (рисунок 2). А старшие дети изготавливают бусы из бумаги и различных бусин, нанизывая их на нить. Каждый ребенок сам выбирает очередность нанизывания бусин, создавая свой авторский вариант (рисунок 3). Подготовительная работа – беседы во время прогулки о временах года, обсуждение с детьми сказочных образов Зимы и Весны, их цветового решения, разнообразных украшений, которые характерны для этих персонажей.
Рисунок 2. Образец. Бусы из бумаги
Рисунок 3. Образец. Бусы из бумаги и бусинок
Пример:эта работа организовывалась не только во время проведения занятий,но и организовывалась в режимных моментах в частности когда дети были заняты свободной игрой (вы их стимулировали к конструированию)
Мы реализовывали разработанную нами программу поэтапно:
- тщательное планирование с учетом поэтапного начала или окончания занятий;
- организация обстановки в комнате для занятий;
- своевременная подготовка и правильное размещение дидактических материалов;
- организация условий для режимных моментов и деятельности детей, свободных от конструирования.
Анализ условий, созданных на базе практики, для конструктивной деятельности, выявил недостаточный уровень подготовленности помощника воспитателя к совместной работе по организации конструирования, выражаемый в недопонимании своих функциональных обязанностей.
2.3. Выявление эффективности влияния психолого-педагогических условий на повышение уровня развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста разновозрастной группы
В целях завершения экспериментальной работы по выявлению эффективности влияния психолого-педагогических условий на повышение уровня развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста разновозрастной группы мы провели второй этап диагностики уровня сформированности конструктивной деятельности.
В процессе проведения занятия осуществлялось наблюдение за детьми, проводились с ними мини-беседы, задавались проблемные ситуации.
Результаты наблюдений мы оформили в сравнительной таблице (таблица 3).
2.4. Разработка рекомендаций по результатам исследования
По результатам исследования мы предлагаем обратить внимание на следующие рекомендации.
Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, который в дальнейшем можно и нужно использовать в игре. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.
Универсальность конструирования позволяет нам выделить два вектора (направления) проектирования содержания:
- развитие у детей аналитико-синтетической деятельности (целое, состоящее из частей; части, объединенные в целое);
- развитие у детей понимания пользы и красоты постройки (т.е. что представляет собой эта постройка и ее место в пространстве).
Дидактическое обеспечение занятий требует предоставления материала в большем количестве, чем необходимо для постройки как по элементам, так и по количеству. Это обеспечит возможность выбора необходимых деталей. Также желательно использовать разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д., чтобы дети могли конкретизировать свою работу: «Строю дом для зайчика», «Строю гараж для папиной машины».
Требования к хранению материала: специальные шкафчики с отделениями для каждого вида деталей, уложенных по формам, чтобы обеспечить доступность деталей и ускорить запоминание названий этих форм.
Конструирование по образцу, по условиям и по замыслу – это не этапы, последовательно сменяющие друг друга, а возможность их использовать в зависимости от педагогической задачи и дидактической ситуации. Каждый тип конструирования полезен и развивает в ребенке определенные способности при наполнении развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.) и обеспечении комплексной взаимосвязи всех этих форм.
Выводы по главе 2
Образовательная программа реализуется в ДОО с учетом приоритета индивидуальных возможностей и интересов ребёнка перед содержанием программы. Поэтому диагностика развития конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе имеет целью выявление уровня сформированности конструктивной деятельности каждого ребенка.
На базе разновозрастной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок» с. Елизарьево в составе 15 человек (3 человека в возрасте 3 года, 2 человека в возрасте 4 года, 5 человек в возрасте 5 лет, 4 человека в возрасте 6 лет, 1 человек в возрасте 7 лет) мы провели экспериментальную работу по диагностике и формированию конструктивных умений у детей разновозрастной группы.
Заключение
Образовательный процесс разновозрастной группы ДОО – современная интерактивная зона развивающих возможностей для его субъектов. Он сложен и многозначен с позиции его проектирования и построения, а основной категорией, выражающей сущность процесса, является взаимодействие. Специфика образовательного процесса определяется наличием дополнительных сфер социальных взаимодействий ребенка с детьми старше и младше себя.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель ДОО решает множество проблем, организовывая повседневную жизнь группы так, чтобы научить старших заботиться о младших, слушать, не перебивая, ненавязчиво помогать, если малыши затрудняются с выполнением задания. Однако эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: младшие дети обучаются быстрее, подражая во всем старшим, а старшие дети становятся добрее и терпимее к малышам.
Диагностика развития конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе рассчитана на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности каждого ребенка.
Базой исследования является разновозрастная группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок».
Для диагностики использовались методы наблюдения (прямого, включенного), беседы, создания проблемных ситуаций.
На основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения дор школы» были разработаны показатели сформированности конструктивной деятельности и карта развития конструктивной деятельности. Мы оценивали конструктивную деятельность и с позиции её возрастной соотнесенности, и с позиций содержания, т.е. предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на взаимоотношения со сверстниками и старшими.
Оценка индивидуального развития ребенка проводилась по четырем уровням показателей: достаточный уровень, условно достаточный уровень, уровень, приближенный к достаточному, недостаточный уровень.
Анализ карт развития конструктивной деятельности позволил определить уровень ее сформированности для каждого ребенка в соответствии с возрастными требованиями, предъявляемыми образовательной программой. Уровень сформированности навыка не всегда зависит от возраста ребенка.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативные и правовые акты
1. Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70019644/ (Дата обращения 09.02.2020)
2. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования : Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 N 373 [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369553 (Дата обращения 09.02.2020)
Иные официальные документы
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/buildingclub.ru/s/sp-2-4-3648-20/?utm_source=turbo_turbo (Дата обращения 08.02.2020)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения 09.02.2020)
5. Комментарии к ФГОС дошкольного образования: Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249.URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28022014-n-08-249/ (Дата обращения 11.02.2021)
6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
8. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е. Г. Юдиной. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 160 с.
9. Техническое описание компетенции «Дошкольное воспитание» // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [Электронный ресурс]. URL: worldskills.ru›final2020/wp-content/uploads/2020/ (Дата обращения 09.02.2020)
Учебная литература
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 192 с.
11. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. М.: Маска, 2013. 100 с.
12. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.
13. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
14. Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду: практ. пособие / Т.А. Коробицына [и др.]. Архангельск: АО ИППК РО, 2008. 154 с.
15. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учеб. пособие. М. : Academia, 2002. 186 с.
16. Рожков М.И., Л.В. Байбородова Теория и методика воспитания : учебн. М. : Юрайт, 2018. 330 с.
17. Тимофеева Л.Л., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня: разновозрастная группа : метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 279 с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 336 с.
19. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справ. пособие. М.: Сфера, 2008. 128 с.
Научная литература
20. Аббасова Л.И. Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 4-6.
21. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1979. 176 с.
22. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М. : Знание, 1984. 64 с.
23. Агеев B.C. Межвозрастное взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
24. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей сирот: монография. М.: Контракт, 2012. 120 с.
25. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: Просвещение, 1964. 304 с.
26. Акифьева О.Г. Особенности организации образовательной деятельности с детьми в условиях разновозрастной группы ДОУ // Инновации в науке. 2016. № 6 (55). С. 69-72.
27. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО. М.: Аркти, 2017. 144 с.
28. Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореф. дис…. докт. пед. наук. Казань, 1994. 36 с.
29. Била И.Н. Особенности творческого конструирования в дошкольном возрасте // Studia Humanitatis. 2017. № 1. С. 6.
30. Брофман В.В. Формирование наглядного опосредствования в конструктивной деятельности старших дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1988. 22 с.
31. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
32. Бултукова А.В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах : дис. ... канд. педаг. наук. Краснодар, 2006. 187 с.
33. Бутенко В.Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада // Психология обучения. 2007. № 12. С. 39-53.
34. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. 40 с.
35. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания / Ред. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976. 188 с.
36. Волкова Т.В., Червова А.С. Занятия в разновозрастной группе. М.: Сфера, 2018. 128 с.
37. Вульфов Б.З. Дети и взрослые: диалектика дистанции // Государство и дети: реальности России. Материалы международной практической конференции. М.: НПЦ СПО-ФДО. 1995. С. 96-100.
38. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23 с
39. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-игровой среде : автореф. дис. ... канд. педаг. Омск, 2002. 21 с.
40. Герасимова Е.Н. Особенности взаимодействия дошкольников в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. 2002. № 1. С. 23-25.
41. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада : автореф. дис. ... докт. педаг. наук. Санкт-Петербург, 2002. 39 с.
42. Гербеев Ю.В. Разновозрастная группа воспитанников детского дома // Советская педагогика. 1976. № 10. С. 34-39.
43. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 184-187.
44. Давидович Е.Б. Сенсорное воспитание у детей третьего и пятого года жизни в условиях разновозрастной группы детского сада: автореф дис… канд. пед. наук. Москва, 1991. 18 с.
45. Давидчук А.Н., Тамбовцева А.Г. Формы организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада М.: НИИ дошк. воспитания АПН СССР. 48 с.
46. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики, 2008. 118 с.
47. Дёмина И.С. Формирование доброжелательного и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1972. 16 с.
48. Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С.12-16.
49. Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей // Детский сад: теория и практика. 2015. № 2. С. 54-67.
50. Жукова О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 24 с.
51. Забровская О.В., Мушенкова Е.С. Конструктивная деятельность как средство математического развития детей дошкольного возраста // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования 2016. № 26. С. 63-68.
52. Захарова О.Л. Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. 23 с.
53. Едакова И. Разновозрастные группы: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 88-92.
54. Иванина Т.А. Роль конструктивной деятельности в развитии ребёнка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 124-128.
55. Карпова Н.И. Управление учебно-воспитательной работой с детьми в малокомплектном детском саду: автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 1990. 19 с.
56. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка-Пресс, 2002. 43 с.
57. Крухлет А.А. Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет : автореф. дис. … канд. педаг. наук. Елец, 2009. 217 с.
58. Кулькова А.А. Специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада // Проблемы науки. 2020. № 2 (50). С. 79-81.
59. Лашкова, Л.Л. Шанц Е.А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Концепт.2018. № 7. С. 56-68.
60. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 5-8.
61. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144с.
62. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : МОДЭК, 1997. 383 с.
63. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Программирование конструктивной деятельности при локальных поражениях мозга // Вопросы психологии. 1965. № 2. С. 33-43.
64. Лысых А.А. Рыжкова А.Г. Теоретико-методологический анализ феномена конструктивной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 1. С. 56-61.
65. Митяева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: автореф. дис. канд. псих. наук. Москва,1984. 20 с.
66. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
67. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
68. Подосинова С.И. Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС // Наука и образование: новое время. 2015. № 3 (8). С. 281-285.
69. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т МЭГУ, 1997. 72 с.
70. Раченко И.П. Принципы научной организации педагогического труда. Киев : Рад. шк., 1990. 186 с
71. Ремезова Л.А. Мониторинг индивидуальной динамики развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 71-77.
72. Родионова Н.Г. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО // Наука, образование и культура. 2016. № 7 (10). С. 83-87.
73. Синельников В.Б. Формирование образного мышления дошкольников : (На материале детской конструктивной деятельности) : автореф. дис. ... канд. психол. Москва, 1989. 23 с.
74. Смирнова Е.О., Бутенко В.Н. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 27-37.
75. Субботина М.С. Анализ родительского отношения к детскому конструированию // Colloquium-journal. 2019. № 18-4 (42). С. 47-48.
76. Тараненко О.Ю. Модель предельно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 23 c.
77. Фребель Ф.В. Будем жить для своих детей : Советы и рекомендации. М. : Карапуз, 2001. 287 с.
78. Хиноверова М.В., Сирица Е.Ф. Организация работы в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. 2012. № 5 (59). С. 70-80.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней