Фрагмент для ознакомления
2
не во всех случаях, при этом сам ориентируется на образец, после обучения также самостоятельно ориентируется на образец, в конце обучения у него появляется интерес к обучению). Результаты обследования детей отражены в таблицах и диаграммах, графиках. [12]
Все полученные баллы, я складывала, в итоге получились итоговые баллы, которые характеризуют сенсорное развитие детей. Я ориентировалась на следующие нормативы: от 33 до 39 считается высоким уровнем, 28 – 15 баллов – средний уровень; от 14 и меньше баллов – низкий уровень.
Выполнение задания № 1 по Методике «Группировка игрушек» (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера).
Таблица 1
Сформированностъ сенсорного эталона - восприятие формы предметов на констатирующем этапе по методике «Группировка игрушек»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Высокий 35%
Дети с задержкой психического здоровья 0%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 1
Сформированностъ сенсорного эталона - восприятие формы предметов на констатирующем этапе по методике «Группировка игрушек»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Средний 25%
Дети с задержкой психического здоровья 6%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 1
Сформированностъ сенсорного эталона - восприятие формы предметов на констатирующем этапе по методике «Группировка игрушек»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Низкий 0%
Дети с задержкой психического здоровья 8%
Дети с умственной отсталостью 26%
Рисунок 1 Уровни сформированности сенсорного эталона – восприятие формы предметов у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Рисунок 1 Уровни сформированности сенсорного эталона – восприятие формы предметов у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Вывод:
При проведении анализа количественных результатов, которые представлены в таблице, диаграмме и графике, позволяет сделать следующий вывод, о том, что с высоким уровнем развитием отмечается у детей с нормальным развитием, это 3 балла, т.е. 35% (18 детей), дети самостоятельно опускают игрушки во всех случаях, при этом они ориентируются на образец, они заинтересованы получать в процессе этого конечный результат, 2 балла (средний уровень), отмечается у детей с нормальным развитием 25% (12 детей), с ЗПР - 6% (3 детей), дети самостоятельно еще не ориентируются на образец, но при этом они опускают игрушки и не учитывая их принцип; 1 балл (низкий уровень) отмечается у детей с ЗПР - 8% (4 ребенка) и умственной отсталостью 26% (13 детей). На основании приведенных данных, выяснилось, что практически все дети усвоили сформированность сенсорных эталонов, которые делались по образцу – восприятие формы предметов.
Выполнение задания № 2 по Методике «Цветные кубики» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповалова, Г.Л. Выгодской).
Таблица 2
Результаты исследования сформированности зрительного восприятия цвета на констатирующем этапе по методике «Цветные кубики»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Высокий 20%
Дети с ЗПР 0%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 2
Результаты исследования сформированности зрительного восприятия цвета на констатирующем этапе по методике «Цветные кубики»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Средний 40%
Дети с ЗПР 2%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 2
Результаты исследования сформированности зрительного восприятия цвета на констатирующем этапе по методике «Цветные кубики»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Низкий 0%
Дети с ЗПР 12%
Дети с умственной отсталостью 26%
Рис. 2. Результаты исследования сформированности зрительного восприятия цвета у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Рис. 2. Результаты исследования сформированности зрительного восприятия цвета у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Вывод:
На основании приведенных данных в таблице, диаграмме, графике, можно сделать следующий вывод, о том, что высокий уровень развития получился только у нормальных детей, их составляет 20% (10 детей), они без ошибок выбрали правильный цвет по образцу, который им предлагала воспитатель, но при этом у некоторых детей, все равно возникли трудности в здании; средний уровень развития показали дети с нормальным развитием их составило 40% (20 детей) и у детей ЗПР - 2% (1 ребенок), в данном задании они допустили ошибки, не смогли правильно назвать самостоятельно цвета, из предложенного образца; низкий уровень развития отмечается у детей ЗПР их составило 12% (6 детей) и умственно отсталые – 26% (13 детей), они не справились с данным заданием, не с могли назвать правильно цвета по образцу, которые предлагала воспитатель. Поэтому можно также сделать еще один вывод, что второе задание для детей было сложным, у детей возникли ошибки в выборе кубиков по образцу и они не смогли самостоятельно определить их цвет, но это наблюдается в основном у детей с ЗПР и умственной отсталостью, т.к. в этом возрасте у таких детей еще не сформирован уровень восприятия цвета, у них он формируется значительно позже, к 5-6 годам.
Выполнение задания № 3 по Методике «Разбор и складывание пирамидки» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповала, Г.Л. Выгодской).
Таблица 3
Результаты изучения умения ориентироваться в величине предмета на констатирующем этапе по методике «Разбор и складывание пирамидки»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Высокий 22%
Дети с ЗПР 0%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 3
Результаты изучения умения ориентироваться в величине предмета на констатирующем этапе по методике «Разбор и складывание пирамидки»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Средний 38%
Дети с ЗПР 0%
Дети с умственной отсталостью 0%
Таблица 3
Результаты изучения умения ориентироваться в величине предмета на констатирующем этапе по методике «Разбор и складывание пирамидки»
Категория детей Уровень сформированности формы Процентное соотношение детей
Дети с нормальным развитием
Низкий 0%
Дети с ЗПР 14%
Дети с умственной отсталостью 26%
Рис. 3. Результаты изучения умения ориентироваться в величине предмета у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Рис. 3. Результаты изучения умения ориентироваться в величине предмета у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в %)
Вывод:
На основании предложенных количественных данных из таблицы, диаграммы, графика, можно сделать вывод, о том что высокий уровень сенсорного развития по предложенной методике отмечается, только у нормальных детей их процентное соотношение составляет 22% (11 детей), они без ошибок справились с данным заданием, с могли самостоятельно разобрать и сложить предложенную по образцу пирамидку, а также самостоятельно смогли подобрать кольца по величине пирамидки; средний уровень сенсорного развития у детей также отмечается только у нормальных их процентное соотношение составляет 38% (19 детей), в этом задании они допускали ошибки, не смогли самостоятельно разобрать и собрать пирамидку по образцу, а также не смогли самостоятельно подобрать по величине и по размеру кольца для пирамидки; низкий уровень сенсорного развития наблюдается только у детей с ЗПР - 14% (7 детей) и умственно отсталых – 26% (13 детей), они не справились с данным заданием, т.к. у них возникли определенные трудности при выполнении данного задания, они не смогли самостоятельно подобрать кольца по величине пирамидки, а также ее собрать правильно по образцу.
Вывод:
• При проведении анализа результатов констатирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод, о то что у детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию в основном наблюдается высокий уровень развития, у детей с нормальным развитием их процентное соотношение составило 77%, т.к. они все три предложенные задания воспитателем выполнили, правильно, у них не было ошибок, средний уровень развития при выполнении трех предложенных заданий воспитателем наблюдается у детей с нормальным развитием их процентное соотношение составило 103% и у детей с задержкой психического развития, но не во всех заданиях у них наблюдается средний уровень сенсорного развития их процентное соотношение составило 8%, при этом они допускали ошибки при выполнении данных заданий, не могли самостоятельно их выполнить, некоторые дети просили помощь у воспитателя, низкий уровень сенсорного развития наблюдается только у детей с задержкой психического развития – 34% и умственно отсталых - 78%, они не смогли правильно выполнить данные предложенные задания, всегда просили помощь воспитателя, т.к. такие дети еще не могут правильно подбирать цвета и они еще их не различают.
• При проведении экспериментального исследования младших дошкольников с нормальным развитием, задержкой психического развития и умственно отсталых детей, были выявлены и обоснованы педагогические условия, которые способствуют формированию конкретных представлений о сенсорных эталонах цвета, а также группировки игрушек, разбор и складывание пирамидки, но это в том случае поможет детям, если воспитатель разработает и внедрить целый ряд дидактических игр и создаст определенные условия для их эффективного проведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авраменко О.В. Дошкольная педагогика / О.В. Авраменко. М.: Экзамен, 2017 .234с.
2. Аврамова Р.Ф. Формы организации сенсорного воспитания / Р.Ф. Аврамова. –М.: Проспект, 2017. – 567с.
3. Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2017. – 234с.
4. Бакаева О.Н. Дошкольная педагогика / О.Н. Бакаева. - М.: Экзамен, 2017. – 234с.
5. Бондарев Р.Ф. Коррекционная педагогика / Р.Ф. Бондарев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 250 с.
6. Бурденко Е.Ж. Сенсорное воспитание дошкольников / Е.Ж. Бурденко. − М.: АСД, 2017. – 446с.
7. Булатов Л.Д. Сенсорное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.Д. Булатов. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. − 80с.
8. Башкатова Р.Н. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017 – 240с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2017. – 169с.
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
10. Веракса А.Н. Педагогика / А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. − М.: Мозаика-Синтез, 2016. − 144с.
11. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина / Под ред. Л.А. Венгера, - М., Просвещение, 2017. – 123с.
12. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.Ф. Войлокова. – СПб.: Каро, 2017. – 260с.
13. Дошкольная педагогика / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: ЮНИТИ, 2017. – 123с.
14. Ерофеев Н.Ф. Учимся различать цвета и запоминать их названия / Н.Ф. Ерофеев. – М.: Проспект, 2017. – 123с.
15. Западников Р.Д. Сенсорное воспитание дошкольников / Р.Д. Западников - . М.: Просвещение, 2017. – 187с.
16. Ежова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Ежова. –– М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
17. Жаворонков В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / В.Л. Жаворонков. – СПб.: ХОКА, 2017. – 456с.
18. Кирпич К.Г. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / К.Г. Кирпич. – М.: Просвещение, 2017. – 234с.
19. Козленко С.А. Дошкольная педагогика / Козленко С.А. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2017 - 208с.
20. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей / Е.Е. Чепурных. – М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2017. – 174 с.
21. Колосова Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении / А. А. Колосова – М.: АРКТИ, 2017. – 80с.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2017. – 228.
23. Медведева Л.А.. Цветочная полянка / Л.А. Медведева. // Журнал Дошкольное воспитание. – 2016. – №12 – 22 – 23с.
24. Москалева А. А. Развитие сенсорной сферы детей / А.А. Москалева. – М.: Просвещение, 2017. – 234с.
25. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2016. – 234с.
26. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2017. –. 96с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильевой. – М.:, 2017 – 245с.
28. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» /Под ред. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. М.: 2017 – 239с.
29. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Поддьякова Н.Н. - М.: Просвещение, 2016. - 145с.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. - М.: Академия, 2017. – 234с.