Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития электронных устройств и в частности компьютерной техники позволяет создавать новые технологии в различных сферах научной и практической деятельности. Одной из таких сфер стало образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Образование является мощной информационной сферой, в которой используется опыт различных классических (не компьютерных) информационных систем. Это позволило образованию быстро откликнуться на возможности современной техники. На наших глазах возникают образовательные ресурсы и нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением. Эти системы называют информационно-обучающими.
Для навигации в WWW используются специальные программы - Веб-браузеры, которые существенно облегчают путешествие по бескрайним просторам WWW. Вся информация в Веб-браузере отображается в виде Веб-страниц,
В наше время тяжело представить учебное заведение без собственного веб-сайта. Профессионально разработанный и грамотно «раскрученный» Веб-сайт является мощным, активным средством продвижения учебного заведения, на сайте всегда могут получить актуальную и нужную информацию.
Актуальность. Школьный сайт – это Интернет-представительство образовательного учреждения в мировой сети. Образовательное учреждение стремится иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности.
Школьный сайт – визитная карточка школы. Актуальность этой задачи школьного сайта сегодня особенно высока. В школе есть своя история, свои традиции, свои Законы и правила, специфика организации учебно-воспитательного процесса и его содержания. На современном этапе развития системы образования необходимо точно и корректно показать «образовательное лицо» школы, в чем своеобразие данной педагогической системы, чем она отличается от других.
Цель данного проекта – проанализировать принципы создания web-сайтов образовательных учреждений и на их основе разработать технологию создания сайта для средней школы.
Реализация данной цели требует содержательного и методического решения следующих задач:
1. изучить основные свойства и характеристики сайтов образовательных учреждений, определить их задачи и функции;
2. обозначить аудиторию сайта, функции, которые он будет выполнять;
3. определить информационную составляющую;
4. проанализировать и охарактеризовать существующие web-сайты образовательных учреждений;
5. выбор и обоснование выбора программного обеспечения;
6. разработка оптимальной структуры сайта.
Объект исследования: использование информационных технологий в учебном процессе.
Предмет исследования: использование системы управления контентом для создания сайта школы.
Для достижения поставленной цели были использованы методы исследования:
• метод анализа литературы по теме дипломной работы;
• анализ школьных образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий и методических материалов по курсу информатики;
• теоретический анализ и синтез.
Гипотеза исследования: сайт, разработанный на основе системы управления контентом будет способствовать организации и проведению учебного процесса.
Научная новизна заключается в применении системы управления контентом CMS «Joomla» при создании сайта школы.
Основные положения, выносимые на защиту дипломной работы – актуальность, цель, задачи, обоснование подхода к использованию системы управления контентом в создании сайта для средней школы, заключение.
Практическая значимость: использование системы управления контентом принесет пользу не только учащимся школ, но и облегчит организацию учебного процесса педагогическому составу.
Теоретическая значимость: методически обоснованное использование системы управления контентом для создания школьного сайта.
Структура работы.
Работа состоит из введения, аналитической части, проектной части, заключения.
В аналитической части содержится общая характеристика сайтов образовательных учреждений и принципы, цели, а также задачи для их создания. Кроме того, содержится общая характеристика применения систем управления контентом для создания сайтов образовательных учреждений.
В проектной части содержится разработанная методика применения системы управления контентом, а также методика создания сайта, при помощи системы.
При этом мною были решены следующие задачи:
– ознакомление с современными Интернет - технологиями и их использование в настоящей разработке;
– изучение программного инструментария, применяемого для разработки и создания Web-сайтов;
– выявление и учет методов и способов представления на Web-страницах различных видов информации, не препятствующих их доступности;
– ознакомление с основными правилами и рекомендациями по разработке и созданию Web-сайтов и неукоснительное следование им на практике;
– определение структуры Web-страниц;
– выбор стратегии разработки и создания Web-сайта.
Веб-сайт образовательного учреждения не должен быть только личным делом его создателя, а предполагает работу хорошо организованной команды людей, заинтересованных в поддержании функционирования и развития этого ресурса на протяжении времени.
Основным методом исследования является изучение и анализ существующих сайтов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выделении и систематизации методики разработки сайта. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов исследованы критерии и методика разработки веб-сайта.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ САЙТА
После появления первого Web-браузера и сервера в 1991 году, Web продолжала расти невиданными темпами. К началу 1993 года Web насчитывала приблизительно 50 серверов. А когда Марк Андреесен и Эрик Бина в декабре 1992 года создали браузер Mosaic и выпустили первую его версию для X-Window весной 1993 года. Появление графического пользовательского интерфейса, который был способен воспроизводить текст и изображения, непосредственно привело к взрывному росту Web [1].
Сегодня Web из среды, использовавшейся преимущественно учеными и студентами, превратилась в среду, которая используется многими миллионами людей. Фактически она послужила мощным толчком для популяризации Интернета, а также решала вопросы глобализации бизнеса [1]. Сейчас многие компании, государственные учреждения, общественные организации и т.д. имеют свое интернет-представительство. И в будущем потребность в таких Web-сайтах будет только возрастать. В связи с этим встает актуальный вопрос: при помощи каких Web-технологий и программных продуктов можно создавать Web-сайты, используя такие преимущества, как быстрота разработки, гибкость разработки и минимизация финансовых затрат на разработку? Наиболее продуктивным для решения данной задачи может быть комплексированный подход, основанный на сочетании и объединении программных продуктов и Web- технологий с открытым исходным кодом, распространяемых под общедоступными лицензиями [2; 4; 7; 8].
Результаты работы можно использовать при разработке Web-сайтов, используя следующие преимущества:
1) Можно значительно снизить финансовые затраты на разработку Web-сайтов в связи с использованием программных продуктов с открытым исходным кодом, которые распространяются под такими лицензиями, как GNU GPL, BSD, Apache Software License и другие.
2) Можно значительно сократить циклы разработки программного продукта за счет использования уже готовых и отлаженных типовых решений (модули регистрации пользователей, модули поиска, библиотеки для выпадающего меню и т.п.).
3) За счет использования модели Model-View-Сontroller (MVC, «Модель-представление-контроллер») можно значительно повысить гибкость разработки, тем самым улучшить процесс модификации и расширяемости Web-сайта.
Также уже сегодня Web-технологии прочно вошли в сферу бизнеса и позволяют по-новому решать такие задачи, как продвижение, популяризация продукции и различных услуг компании. Помимо этого, посредством Web- приложений можно решать множество разнообразных задач, таких как:
1) динамическое формирование прайс-листов на сайте компании на основании базы данных;
2) информирование клиента о статусе исполнения его заказа (например, посредством e-mail, SMS);
3) наличие на сайте личного кабинета для клиентов позволяет им видеть все свои предыдущие заказы, формировать счета на оплату заказов, быть в курсе своего баланса, предоставляемых им скидок, специальных предложений или акций;
4) решение задачи рассылки новостей и предложений компании по группам клиентов (например, определенное специальное предложение только для VIP-клиентов). На базе разделении клиентов на группы - можно сделать дисконтную систему управляемой и более гибкой.
И на этом применение Web-приложений не ограничивается, все упирается в фантазию и креативность разработчиков. А разработчики, в свою очередь, ограничены имеющимися технологиями и стандартами.
Разумеется, не нужно переоценивать возможности Web, да и идеология «облачных вычислений» имеет свои слабые стороны, но при этом неправильно было бы недооценивать Web как платформу для разработки востребованных и перспективных приложений.
1.1 Постановка задачи
Наличие сайта позволяет улучшить отношения с учащимися. Веб-сайт будет давать четкое представление о всех возможностях учебного заведения. Информация будет всегда актуальна и доступна круглосуточно. Студентам, абитуриентам и сотрудникам больше не придется звонить каждый раз, чтобы узнать новости. Они смогут оперативно обмениваться информацией, и информировать всех о различных обновлениях, например, о новых темах на форуме и новостях.
Как правило, реклама в Интернете ведет сайт. И поэтому сама по себе реклама чаще всего никакой бизнес-задачи ещё не решает.
1) Сайт должен оправдывать ожидания тех, кто перешел на него по ссылке с поисковика или с рекламы.
- Стилистика рекламы и сайта должны совпадать;
- обещания в рекламе должны выполняться на сайте;
- оптимизировать сайт надо не только под поисковые системы, но и под контекстную рекламу;
2) Встречают по дизайну. Сайт должен быть красивым и насыщенным.
Не надо уже мотивированного пользователя заставлять смотреть промо-ролики на главной странице.
3) Ссылки должны вести туда, куда надо клиенту, а не вебмастеру, поклоняющемуся счетчикам. Трафик на заглавной странице не может быть самоцелью. Поэтому сайт может быть простым или сложным, маленьким или большим - но обязательно:
- Удобным и понятным как людям, так и поисковым роботам.
- аккуратным, в том числе, грамотным. Выполненный в соответствии с фирменным стилем. Доступным вне зависимости от ресурсов компьютера посетителя, причем круглосуточно и без задержек - иначе Вы потеряете не только посетителей, но и место в результатах поиска.
Кроме того, сайт - маркетинговый инструмент, поэтому он должен обеспечивать:
- сбор и предоставление статистики посещений;
- эффективную и точную индексацию страниц поисковыми системами.
- обратную связь от посетителей.
1.2 Основные понятия и определения
Основные понятия и определения, используемые в индивидуальном задании
- Веб-Сайт;
- AJAX;
- хостинговая компания;
- Веб-сервер;
- БД;
- СУБД;
- ОС.
Веб-сайт — это совокупность логически связанной гипертекстовой информации, оформленной в виде отдельных страниц и доступной в сети Интернет. Подобное определение веб-сайта было правильным в начале существования Интернета, когда Сеть и веб-сайты использовались в основном как развлекательная система. До конца 90-х годов веб-сайты действительно представляли собой в основном статичные страницы. Для создания веб-сайта требовалось только знание языка гипертекстовой разметки — HTML. Если же страница предоставляла какие-то программные средства — это были исключительно средства, которые мог предоставить сервер, на котором расположен веб-сайт. Время идет, развиваются языки программирования, расширяются каналы передачи информации... Сейчас Интернет уже является самодостаточной отраслью экономики, а веб-сайты стали полноправными представительствами фирм в Интернете. Сегодня миллионы людей утром встают и идут на работу в... Интернет. Их офисами являются веб-сайты.
По сути же Веб-сайт — это отражение успешности фирмы, ее лицо.
Каждый день сотни тысяч новых сайтов занимают свое место в безграничном Веб-пространстве. Ни печатная продукция, ни радио не могут подавать информацию в таком удобном, презентабельном виде, как это делает Веб-сайт. Используя гипертекст, мультимедиа и интерактивность, присущие только Интернету, можно добиться действительно эффективного воздействия на потенциальных клиентов и партнеров. Только Веб-сайт позволяет обрести безграничные возможности описания и рекламы продукции и услуг и разместить неограниченное количество информации.
Хостинговая компания (также: хостер, хостинг-провайдер, веб-хостер, HSP (Hosting Service Provider)) — компания, занимающаяся предоставлением услуг размещения оборудования, данных и Веб-сайтов на своих технических площадках (хостинг). Зачастую, оказанием услуг хостинга занимаются также компании, для которых данный вид деятельности основным не является — интернет-провайдеры, регистраторы доменов.
Веб-сервером называют как программное обеспечение, выполняющее функции веб-сервера, так и непосредственно компьюте на котором это программное обеспечение работает.
БД (База данных) — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)
СУБД (Система Управления Базами Данных) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных
ОС - (Операционная система) - комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны - предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений. Например: Windows Server 2008, Linux Школьный Сервер, Debian Сервер и т.д.
Web - это распределенная система на базе Интернета, поэтому в ее работе важное значение играет стек протоколов TCP/IP, но данный набор протоколов не является прерогативой Web. Поэтому, говоря о принципах работы Web, речь пойдет о семантических компонентах Web и компонентах программного обеспечения Web.
Если говорить о компонентах программного обеспечения Web, то самые основные из них следующие [1; 4]:
1) Web-браузеры;
2) Web-серверы;
3) СУБД - системы управления базами данных;
4) Языки программирования, как правило, высокоуровневые.
Не вдаваясь сейчас в тонкости, раскрою вышенаписанные понятия следующим образом. Web-браузер - это программное обеспечение для просмотра Web-сайтов, а Web-сервер - это программное обеспечение принимающее запросы от клиентов, обычно Web-браузеров, и выдающее им ответы, обычно вместе с требуемой информацией (HTML-страничка, изображение и т.п.). СУБД - совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. Языки программирования позволяют создавать динамические Web-странички.
Для создания эффективных Web-приложений, важно хорошо ориентироваться в этих понятиях. Особенно в протоколе HTTP, ибо, как