Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Национальный русский характер стал важным для освещения в русской литературной традиции еще в глубокой древности на этапе развития фольклорной традиционной устной культуры, и постепенно к 20 столетию вопросы формирования и бытования русского характера заняли значимое место в творчестве русских писателей, таких как Радищев, Некрасов, Толстой, Распутин.
В.Г. Распутин - одна из центральных фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Практически все произведения В.Г. Распутина конца 1960-х - начала 1980-х годов признаны классическими и заслуженно входят в сокровищницу русской литературы. В его творчестве соединились классические литературные традиции и современность, этот необыкновенный синтез вывел "деревенскую" литературу на качественно новый этап развития, обогатив литературный процесс в целом.
В.Г. Распутин, раскрывая корневые основы жизни народа, саму сущность народного существования, предельно усилил нравственно-философское звучание прозы о деревне, создал модель единого мира и человеческого бытия (Г.А. Белая). Он говорит о влиянии прошлого на современную и будущую жизнь, не приемлет индивидуалистов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении человека. Словом, он разрабатывают философскую проблематику.
Художественное наследие писателя всегда привлекало внимание исследователей в России и за рубежом, оно широко изучено в критике и литературоведении (В.Я. Курбатова, А.Ф. Лапченко, С.В. Перевалова, С.Г. Семенова, Н.С. Тендитника, А.В. Урманова, В. Шапошникова и т.д).
Объект исследования – формирование национального русского характера.
Предмет исследования - особенности формирования национального русского характера в повестях В.Г Распутина.
Цель работы – изучение формирования русского национального характера в отечественной литературе и его воплощение в повестях Распутина.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть особенности русского национального характера, выраженные в фольклорном творчестве и древнерусской литературе;
-выявить специфику изображения русского характера в творчестве писателей 18-19 столетий;
- выявить специфику русского национального характера в художественном творчестве В. Г. Распутина.
В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: системно-типологический, сравнительно-исторический и историко-генетический, сравнительно-сопоставительный.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются особенности русского национального характера, выраженные в русской литературе от древних времен и до 20 столетия.
Вторая глава посвящена рассмотрению изображения русского национального характера в повестях В.Г. Распутина.
Приложение содержит материал урока по изучению особенностей изображения русского национального характера в повестях В.Г. Распутина «Последний срок» и «Прощание с Матерой».
Глава 1. Теоретические аспекты формирования русского национального характера
1.1. Отражение русского национального характера в произведениях устного народного творчества
Культура любой страны уникальна и неповторима, обладает ярчайшей спецификой и легко узнаваема среди многих других. И характер народа также чрезвычайно самобытен, оригинален, но одновременно с тем – глубоко укоренен в условиях жизни народа. Это и география, и природа, в которой приходится строить жизнь, и культурные особенности, которые отражаются в литературе, начиная от самых истоков, от устного народного творчества, от фольклорных традиций. Выраженных в пословицах и поговорках, сказках и былинах.
Пытаясь понять национальную специфику русского народа, философы и ученые использовали понятия «русская душа», «характер русского народа», «национальный склад», «национальное сознание» и другие (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.О. Лосский, П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, Г.Г. Шпет). Огромный объем научных исследований посвящен изучению сущности русского менталитета и его влияния на результаты человеческой деятельности, на ценностные ориентации. Российские ученые проявляют особый интерес к изучению черт русского национального характера, его глубокой психологической основы. Исследователи справедливо говорят, что особенности менталитета проявляются не только в повседневных образцах поведения, но и в произведениях культурного творчества. В.А. Щученко определяет исторические и генетические факторы этого переноса.
По мнению Д. Лихачева, о народном искусстве XI и предыдущих веков можно судить только по письменным остаткам. Вряд ли возможно реконструировать народное искусство по записям более позднего времени (17-20 вв.): народное искусство развивается так же, как и литература. Представления об изначальной неподвижности народной поэзии давно ушли в прошлое. Только современники самих произведений народного искусства, их письменные отражения дают нам возможность более или менее твердо «судить о том, чем они были» [25].
Психологические черты русского народа отражены в произведениях устного народного творчества. Это былины, русские народные сказки, пословицы и поговорки, песни, частушки и др. Б. П. Вышеславцев в статье «Русский национальный характер» пишет, что исследователи могут выявить специфику русского национального характера, изучая фольклор во всех его видах [11].
Русский народный эпос художественно отразил двойственность национального самосознания, порожденную взаимным влиянием языческой и христианской традиций. О фактах проявления особенностей русской ментальности в фольклоре писали также А. Н. Афанасьев, А. К. Бычков, И.А. Ильин, Л.В. Лозовская, В.И. Даль и другие. Фольклор отражает характер русского народа, его нравственные устои, веру и жизненный опыт многих поколений. Национальный менталитет - это органическое единство многих качеств, иногда скрытых внешне и проявляющихся в сложных жизненных обстоятельствах. К основным, глубоко укоренившимся чертам русского народа, выраженным в фольклорных произведениях, относятся: свободолюбие, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, терпение и другие черты.
Вольнолюбивый характер русского народа отмечали многие исследователи. Русскому народу близки такие слова, как «воля», «раздолье», «непослушание»: «В России не все - караси, есть ерши!» Такие словосочетания, как «волевая», «Героическая Русь» созвучны безграничным просторам и широте Русской земли. Они отражены в песенных жанрах: «Ах ты, степь широкая, степь широкая!»; в сказках: «И пошел он во чистое поле..., в простор»; в пословицах: «Лучше смерть в бою, чем позор в строю».
На протяжении всей истории России нашему народу неоднократно приходилось защищать свою землю и Отечество, и его подвиги нашли отражение в фольклоре, например, в былинах о героях - защитниках земли русской, главные качества которых - любовь к Отечеству и своему народу. Самоотверженность русского народа отражена во многих пословицах и поговорках: «с родной земли - умри, не уходи», «ступил на землю русскую, но споткнулся», «любит мужество воевать»; исторические песни: «Наполеон, Наполеон пошел в Россию, он пошел воевать ...».
Русскому народу свойственна общность, соборность, взаимовыручка в сложной ситуации. Так, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану-царевичу помогают разные животные – волк, лиса, птицы, лягушка. Даже встреча Бабы Яги с героем заканчивается оказанием ему необходимой помощи. Забота друг о друге заложена в душе русского человека. Особенность русской жизни - так называемый «праздник для всего мира».
Именно поэтому многие русские сказки заканчиваются словами: «Был пир на весь мир, и я был там, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
Русский народ - великий труженик. Крестьяне, всю жизнь посвятившие сельскохозяйственному труду, назывались земледельцами. О хлебе и земледелии есть много пословиц и поговорок: «Что сеешь, то и пожнешь», «Пашню пашут, руками не машут», «Работа горькая, но хлеб сладкий». Любовь к работе всегда вызывала в народе уважение, а лень - порицание: «Под лежачий камень и вода не течет», «Рыбку из пруда не вытащишь без труда», «День скучен до вечера, если делать нечего».
Доброта и стремление к святости - характерная черта русского народа. Особенностью таких легендарных образов русского фольклора, как Дмитрий Солунский, Федр Тырянин, Егор Храбрый и других, помимо героической силы, доброты и любви к отечеству, была их вера в Бога. Эти национальные черты отражены в таких пословицах и поговорках, как: «На добрые дела дана жизнь», «Бог помогает добру». Русский человек всегда ценит и помнит хорошее, понимая, что оно возвращается стократно: «Спешите делать добро», «Тяжело тому, кто помнит зло», «Не с деньгами жить, а с хорошими людьми».
Терпение и настойчивость - основополагающие ценности русского народа. Терпение подразумевает сдержанность, мужество, достоинство, жертву. Эти черты русского народа отражены во многих пословицах и поговорках: «На всякое желание есть терпение», «В срок ждать, Богу есть что дать». В сказках «Морозко», «Двенадцать месяцев» счастье приходит к героиням через терпение и смирение перед судьбой.
Сложный, но прекрасный женский образ складывается в русских народных сказках, где женские персонажи занимают важное место. Они обладают невероятной красотой, добротой, мудростью, терпимостью и отвагой. Образы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Марьи Ремесленницы воплощают все эти качества.
Во многих произведениях русского фольклора наблюдается несомненная вера в чудо. И не просто «чудо», а надежда на так называемое «может быть» или русский «авось». Это особенно заметно в сказках. Например, в образе Ивана-дурака раскрывается мечта о богатстве, которое само по себе обрушивается на человека, который не прилагает к этому никаких усилий. И многие другие герои созданы, чтобы культивировать эту черту национального самосознания русского народа: щука все делает по воле хвоста; Емеля катается на печке; скатерть-самобранка и тарелка с наливным яблоком (яблочко на тарелочке) исполняют желания, двое из ларца выпрыгивают и делают за героя все, что он скажет и т. д. В этих сюжетах реализована «вера в чудо».
Свобода - одна из главных черт русского характера. История России - это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Русскому сердцу ближе слово «воля», понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и совершении действий, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность человека проявить свою волю на основе правосознания. Например, пословицы: «Хоть и тяжелая, но воля», «Своя воля дороже всего» [1].
Размах русского гостеприимства отражен в устном народном творчестве: «Хоть и не богат, но гостям рад».
1.2. Истоки формирования русского национального характера в древнерусской литературе
Русский характер, конечно же, не мог не найти отражения в древнерусской литературе: «Слове о полку Игореве», других летописных сказаниях.
Древняя Русь подарила человечеству прекрасный литературный памятник - поэму «Слово о полку Игореве», созданную неизвестным автором в конце XII века.
В начале 90-х годов XVIII века знаток русской старины А. И. Мусин-Пушкин приобрел старинную рукописную коллекцию в Спасском монастыре Ярославля. В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы. Поэма была опубликована в 1800 году. Чудесная находка вызвала большой интерес.
В 1812 году во время пожара в Москве, к сожалению, сгорела редкая книга, принадлежавшая Мусину-Пушкину. Сохранились только первый печатный текст и рукописный экземпляр «Слова ...», сделанный для Екатерины II [26].
«Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века набеги половцев на Русь участились, они превратились в «непрекращающееся войско». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных иноземцев. В начале 80-х киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, мощным натиском бросил половцев в глубину причерноморских степей. В 1185 году двоюродный брат киевского князя Игорь Новгород-Северский, не принимавший участия в совместном походе, выступил против кочевников. Он двинулся на половцев с немногими союзниками, с небольшим войском. Превосходящие силы половцев разбили дружину Игоря. Сам лидер похода попал в плен. Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил врата», снова напали на русскую землю, предав ее огню и мечу. Злополучный поход Игоря послужил материалом для создания поэмы, стал его темой [25].
В первой части «Слова ...» изображены два сражения отряда Игоря с половцами. Сначала русские нанесли поражение половцам, но радость отважных воинов преждевременна. Зловещее облако главных сил половцев приближается к отряду Игоря, русские солдаты сражаются стойко. Однако героические усилия русских рыцарей тщетны: под натиском огромного половецкого войска отряд Игоря гибнет [25].
Вторая часть «Слова ...» переносит читателя в Киев, где князь Святослав горько сетует на своих братьев Игоря и Всеволода, которые решились в одиночку воевать с половцами. Их опрометчивый поход принес большое горе родине. И теперь невинные русские люди «кричат под половецкими саблями».
Автор поэмы добавляет свой голос к «золотому слову» Святослава - его размышлениям о судьбах России. Обращаясь к удельным князьям - Всеволоду Суздальскому, галицкому Ярославу Остомыслу и другим правителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их вместе выступить против половцев, отстоять землю Русскую,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксючиц В. Русский характер. Статья 1: О душе народа URL: https://pravoslavie.ru/976.html
2. Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. СПб.: Наука, 2007. — Т. I.
3. Бердяев И. Самопознание: опыт философской автобиографии. - М., 1991.
4. Бердяев И. Смысл истории. - М., 1990.
5. Бердяев Н. А. О «вечно бабьем» в русской душе // URL: http: //www.vehi.net/berdyaev/rozanov.html.
6. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М., 1993.
7. Бердяев Н. А. Русский соблазн: По поводу «Серебряного голубя» А. Белого // Антология: В 2 т. М., 1997. — Т. 2.
8. Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны. М., 1990.
9. Берсеньева К.Г. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988. - 432 с.
10. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
11. Вышеславцев Б. Русский национальный характер // Вопросы философии - 1995 - №6.
12. Гура А. В. Символика животных в славянской народной
13. Ершова Г. Г. Асимметрия зеркального мира. М.: Изд-во РГГУ, 2003.
14. Есаулов Е. А. Юродство и шутовство в русской литературе. М.: Литературное обозрение, 1998.
15. Жданов В. В. Н. А. Некрасов // Расцвет реализма: История русской литературы. — Л.: АН СССР, 1982. — Т. 3. — С. 333—381.
16. Иванов В. И. Anima // Русская религиозная антропология. URL: http://www.v-ivanov.it/files/4/4_Anima_Ivanov_Titarenko.pdf.
17. Иванов В. И. Anima // Русская религиозная антропология. URL: http://www.v-ivanov.it/files/4/4_Anima_Ivanov_Titarenko.pdf.
18. Ильин И. А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. — Т. 6, кн. 3.
19. Ильин И. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В10 т. Т. I. - М., 1993.
20. Карсавин А. Философия истории. - СПб., 1993.
21. Ковтун Н. В. Патриархальный миф в традиционалистской прозе рубежа ХХ–ХХI вв. // Сибирский филологический журнал. № 1, 2013. С. 77–87.
22. Компанеец В. Русская социально-философская проза 1970 - 80-х годов. Нравственный и психологический аспекты изображения человека - Саратов, 1994.
23. Лихачев Д., Панченко А. Смеховой мир Древней Руси. М., 1976. — 213 с.
24. Лихачев Д., Панченко А. Смеховой мир Древней Руси. М., 1976. — 213 с.
25. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Наука, 1970. – С. 3—178.
26. Лосский Н. Характер русского народа. В 2 кн. Кн. 2. - М., 1990.
27. Мережковский Д. С. Атлантида — Европа: Тайна Запада. М., 1992.
28. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо. - СПб.: АСТ, 2017. - 317 с.
29. Панченко А. М. Русская история и культура: Работы
30. Плеханова И. Рассказы В. Распутина 1980–1990-х годов: игровое начало в художественном сознании // Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Томск: «Сибирика», 2002.
31. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность (сборник). - М.: Наука, 1992. - 674 с.
32. Распутин В. Г. «Дочь Ивана, мать Ивана». М.: Вагриус, 2005. – 400 с.
33. Распутин В. Г. «Прощание с Матерой». М.: Вагриус, 2010. – 300 с.
34. Распутин В. Г. В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 528 с.
35. Распутин В. Г. Повести. «Молодая гвардия», Москва, 1980. – 250 с.
36. Распутин В. Г. Собр. соч. в 4 т. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. Т. 1, Т. 2., Т. 3, Т. 4.
37. Русский фольклор. - М.: АСТ, Олимп, 2001. - 214 с.
38. Семенова С. Г. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987. — 176 с.
39. Слово о полку Игореве. - М.: Классная классика, 2016. - 80 с.
40. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т. 2.
41. Толстой Л. Война и мир. Ч. 1 и 2. - М.: Эксмо, 2013. - 960 с.
42. Трубецкой Н. Об истинном и ложном национализме // История. Культура. Язык. - М., 1995.
43. Федотов Г. Судьба и грехи России. В 2-х т. Т. 2. - СПб., 1992.
44. Флоренский П. А. Имена // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990.
45. Энциклопедический словарь символов. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 1956 с.
46. Юнг К. Г. Анима и анимус // Отношения между я (эго) и бессознательным // URL: http://jungland.net/Library/ AnimusAnima.htm.