Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время для получения конкурентного преимущества на различных сегментах рынка, производители ориентируются на дифференциировании стоимости товара, сокращении цикла заказа, корректировки ассортимента, увеличении охвата рынка и т.д.
Таким образом, эффективное функционирование коммерческой деятельности компании зависит от многих факторов. Одним из наиболее важных факторов, которые успешно помогают предприятиям в достижении их целей, является правильное планирование логистического процесса.
В последнее время происходят серьезные изменения в производственной сфере, связанные с быстроизменяющимися требованиями рынка. Это находит свое отражение в сокращении жизненного цикла товаров, уменьшении объемов выпуска продукции, усложнении технологических процессов, усиления требований к качеству продукции и обслуживанию.
В связи с этим необходимо расширение существующих логистических систем, способных к быстрому реагированию на изменение и ориентированому на обеспечение эффективности.
В широком смысле логистика включает в себя физическую планировку строительства объекта, размещение объекта (производства), закупку и даже утилизацию отходов. Эффективная логистика включает в себя надлежащее управление и планирование, точное прогнозирование, управление запасами, транспортировку, погрузку и разгрузку, таможенную очистку, страхование грузов, надзор за хранением грузов.
По сути, средства передачи логистики — это объекты, которые должны быть доставлены в нужное место и к нужным людям надлежащим образом, эффективно и своевременно. В целом логистика отражает движение контента от точки к точке. Но, что касается управления коммерческой деятельностью предприятия, то тут логистика — это нечто гораздо больше, чем бесперебойное движение товаров. В крупных и сложных проектах коммерческих предприятий логистика может включать процедуры поддержания удобного потока, надлежащего планирования и прогнозирования управления маршрутом транспортировки, управления запасами, хранения, упаковки, страхования, координации и транспортировки товаров. При этом вместе с меняющимися условиями производства, меняются и требования к логистическому процессу, требующему периодического пересмотра.
При этом, если еще лет десять назад логистика для значительной части отечественных предпринимателей считалась малоизученным понятием, то современные крупные предприятия страны сферы производства, торговли и услуг, уже не представляют своего существования без логистики, т.к. в какой бы сфере не было занято предприятие, в конечном счете, оно не обходится без ряда логистических операций, таких, как хранение, сбыт, погрузка, разгрузка, передача информации и т. д.
При формировании политики производственной логистики перед производителем возникают проблемы, связанные с выбором каналов реализации продукции, и их совершенствованием, формированием цен на товар, изучением конкурентной среды.
Следовательно работа, цель которой - исследование оптимизации логистического предприятия, является актуальной.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать роль логистики в деятельности предприятия;
- исследовать функциональные области логистики как основы оптимизации управленческих решений;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия, анализируемого в исследовании;
- оценить деятельность анализируемого предприятия;
- привести пути оптимизации деятельности анализируемого предприятия;
- определить экономический эффект от предложенных мероприятий.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследованиях по совершенствованию планирования производства. Практическая ценность данного исследования заключается в том, что полученные в работе рекомендации могут быть применены в отношении конкретного предприятия –ООО АТК.
Информационную базу данной работы составили материалы таких отечественных исследователей в области планирования логистических процессов, как Гаджинский А ., Аникин Б.А , Антоненкова А.В , Бочкарев А, Годлевский, М. Д., Кузнецова О.В., Старкова Н. О, Гегамов, Н,и др., а также зарубежных авторов, таких, как Сток, Дж. Задек Х. и др. Кроме того, в исследовании были использованы материалы, посвященные совершенствованию логистики производства таких исследователей, как Ефимов О. Н ., Гаврилов Д. А. Вумек Д. и Джонс Д, Jonsosn J., Wood D., Murphy P., Hallett D. Dettmer H. Goldratt F. и др. Кроме того, были использованы материалы, посвященные логистике предприятия ООО АТК.
Структура данного исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты логистической деятельности предприятия
1.1. Роль логистики в деятельности предприятия
В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств .
Кроме материальных потоков, для оптимальной работы логистики важен также информационный поток, который несет в себе сведения о требованиях к ассортименту продукции, качеству товара, процедуре заказа и доставки продукции на рынок.
В логистике обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального или информационного потока, называется логистической операцией .
Рисунок 1 - Логистические операции производственного предприятия
К логистическим операциям относятся, например, погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, маркировка, сбор, хранение, передача прав собственности на товар и т. д.
Рисунок 2 - Схема базовых понятий информационного обеспечения
Укрупненная группа логистических операций предприятия представляет собой логистические функции, которые делятся на три подгруппы, как это показано на рис. 1.
Схема базовых понятий информационного обеспечения приведена на рис.2.
Рисунок 3 - Схема логистического управления потоками
Набор этих свойств, приведен на рис. 4.
Рисунок 4 - Свойства логистической системы
Известно, что логистику можно представить как науку об управлении и оптимизации движения вещественных, энергетических и связанных с ними информационных потоков в различных системах, для достижения поставленных перед ними целей – удовлетворения требований потребителей .
Как видно из рисунка 3, информация содержит в виде знаний нормативно-правовые данные и в виде сведений – конкретные данные по логистическому потоку.
Далее, в практической части работы, информационные системы помогут расширить комплекс логистических услуг сбыта.
Как и любая из систем, логистическая система предприятия должна обладать определенными свойствами .
Как видно из рис.4, логистическая система должна иметь целостность и членимость, т.к. система – это, по определению, целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы.
Так как целью логистической системы является доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек , а доставка невозможна без осуществления такой базисной логистической операции, как сбыт (рис.1), то возникает необходимость рассмотреть виды сбытовой деятельности предприятий подробнее.
В процессе развития логистики возникли и получили развитие следующие логистические концепции.
Концепция RP - Requirements /resource planning (планирование потребностей/ресурсов) предполагает автоматизацию планирования потребностей предприятия в ресурсах в сфере производства и распределения. На базе концепции RP разработано большое число логистических технологий. В подсистемах производства и снабжения используются стандартизированные технологии MRP, MRPII, в дистрибьюции – DRP. На основе концепции RP работают производственные логистические системы «толкающего» типа.
Концепция JIT − Just-in-time («Точно в срок») – подход к организации движения материального потока таким образом, чтобы все материалы и полуфабрикаты поступали в нужное место в необходимом количестве и точно к установленному сроку. Основная цель концепции исключить − страховые запасы. Концепция зародилась в 1950-е в рамках производственной системы предприятия Тойота. Сегодня ее принципы распространяются на другие сферы логистики. Наиболее популярная логистическая технология на базе концепции JIT – система Канбан. На основе концепции JIT работают производственные логистические системы «тянущего» типа.
Концепция LP − Lean Production («Плоское/стройное/бережливое производство») – логистическая концепция управления производством, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Концепция возникла как интерпретация идей компании Тойота американскими исследователями ее феномена.
На базе производственной концепции LP сформировались такие технологии, как «поток единичных изделий», система Канбан, система 5S, TPM (total productive maintenance), система быстрой переналадки (SMED), пока-ёкэ и др. Концепция SCM – Supply chain management (Управление цепями поставок) – логистическая концепция, заключающаяся в интегрированном планировании и управлении потоками сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. На базе концепции разработаны прикладные информационные логистические технологии (SCM-системы), предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения и товародвижения на предприятии.
Среди прочих логистических концепций и технологий, возникших в последние годы, стоит отметить следующие: концепция DDT − Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос); концепция ЕСR − Effective Customer Response (Эффективная реакция на запросы потребителей); концепция Value added logistics (логистика добавленной стоимости); концепция Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени); концепция Virtual logistics (виртуальная логистика); концепция E-logistics (электронная логистика).
В общем смысле под термином «концепция» понимают основную точку зрения по некому вопросу, ведущий замысел, руководящую идею, методологические принципы научной дисциплины.
Логистическая концепция − платформа поддержки бизнеса и комплекс методов оптимизации ресурсов предприятия в процессе управлении материальными и сопутствующими потоками. В рамках логистических концепций существуют отдельные логистические технологии. Термин «логистическая технология» появился сравнительно