Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к логистике, а особенно, к транспортной за последнее десятилетие возрос, но уровень развития оставляет желать лучшего. Совершенно очевидно, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и экономика являются весьма запущенными. И сегодня недостатки в транспортной отрасли, сдерживают экономическое развитие. Транспортная логистика несет ответственность за эффективную и экономически выгодную перевозку товара от производителя к покупателю. Ежедневно огромное количество предприятий, сталкиваются с проблемами выбора способа и вида грузоперевозок, построением оптимальных маршрутов движения и других. Вопрос выбора каналов товародвижения является одним из труднейших и ответственных вопросов, появляющихся в процессе доставки товара на рынок. Для обеспечения высокого качества и эффективности удовлетворения потребностей в перевозках продукции разрабатываются системы снабжения и управления цепью поставок, решающие важнейшие проблемы предприятия.
Особе внимание заслуживает логистическая деятельность предприятий, осуществляющих вывоз и сбор крупных и бытовых отходов, так как основными особенностями такого рода деятельности является отсутствие складирования, а основной вид логистических операций заключен в вывозе мусора на место его переработки и утилизации. В последние годы пристальное внимание к данной отрасли обусловлено проведением «мусорной реформы», т.е. в настоящее время идет перераспределение сил на рынке перевозчиков по вывозу твердых коммунальных отходов (далее ТКО). В данном случае в системе управления основная роль отведена диспетчерскому составу, так как именно здесь происходит распределение точек вывоза мусора между автопарком и водителями, и именно от эффективности и слаженности работы данного подразделения в структуре предприятия зависит эффективность продаж.
Субъектом исследования является - ООО «ПрофЭко» ( далее АТП).
Предметом исследования - его транспортно-логистическая деятельность.
Цель исследования заключается в диагностике системы диспетчерского управления как составляющей части транспортно-логистической деятельности на АТП, перевозящем твёрдые коммунальные отходы (далее –ТКО).
Цель предопределила выполнение следующих задач:
- раскрыть организационно-экономическую характеристику АТП;
- провести анализ диспетчерского управления работой;
- разработать мероприятия по совершенствованию технологии и организации диспетчерского управления работой АТП;
- дать маркетинговое, организационное, экономическое обоснование предложенных мероприятий;
- проанализировать безопасность транспортно-логистических и технологических процессов в АТП.
Планируется применение методов исследования:
1. Синтез.
2. Математический анализ.
3. Графический метод.
4. Экономический анализ.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, труды российских специалистов, статьи в периодических журналах монографии, интернет – источники по теме исследования; информационные источники с АТП в виде Устава и отчетности за 2018 -2019 годы.
В введении отражены цели и задачи исследования, определены субъект и объект, раскрыты методы. В первой главе раскрыта организационно-экономическая характеристика АТП; проведен анализ диспетчерского управления работой. Во второй главе разработаны мероприятия по совершенствованию технологии и организации диспетчерского управления работой АТП. В третьей главе дано маркетинговое, организационное, экономическое обоснование предложенных мероприятий; проанализирована безопасность транспортно-логистических и технологических процессов в АТП. В заключении подведены итоги и обобщены выводы.
1.Анализ логистической деятельности в ООО «ПрофЭко»
1.1 Характеристика системы управления и организационно-экономических показателей предприятия
ООО "Профэко" зарегистрирована 19 февраля 2014 г. Юридический адрес ООО "Профэко" - 195273, город Санкт-Петербург, улица Руставели, дом 31а литер а.
Основным видом деятельности является «Сбор отходов», зарегистрировано 14 дополнительных видов деятельности. АТП присвоены ИНН 7804526766, ОГРН 1147847061120, ОКПО 35452951.
В АТП работает 32 сотрудника.
На рис. 1 отражена структура управления АТП.
Рис.1. Структура управления АТП, вывозящем ТКО
Руководство текущей деятельностью АТП осуществляется Генеральным директором. Генеральный директор представляет АТП во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом, заключает договора, издает приказы по АТП, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников, открывает в банках счета АТП.
Бухгалтерский учет ведет бухгалтерия. Коммерческий отдел работает с заказчиками вывоза ТКО. Логисты разрабатывают маршруты и графики вывоза ТКО. Диспетчеры ведут организацию и контроль вывоза ТКО. Транспортный отдел занимается непосредственно вывозом ТКО. Ремонтный отдел проводит контроль транспорта при выходе на линию, осуществляет ремонт транспортных средств при необходимости.
Проанализируем влияние внешней и внутренней среды на состояние АТП.
Для начала проведем STEP (PEST) - анализ, который позволит обобщить угрозы и перспективы развития АТП (таблица 1).
Таблица 1
PEST-анализ факторов среды косвенного воздействия на деятельность ООО «ПрофЭко»
№
Факторы среды Оценки
влияния на организацию направленности влияния Интегральная
1 2 3 4 5= ст.3хст.4
Политические (Р)
Политическая ситуация 1 1 1
Изменение законодательства 2 2 4
Государственное влияние на отрасль 3 1 3
Уровень развития правового регулирования экономики 2 1 2
Налоговая политика 3 3 3
Итого 13
Экономика (Е)
Общая характеристика эконо¬мической ситуации 3 2 6
Курс национальной валюты 2 2 4
Уровень инфляции 3 3 9
Инвестиционный климат в отрасли 3 2 6
Итого 25
Продолжение таблицы 1
Социум (S)
Демографические изменения 2 2 4
Уровень безработицы 2 2 4
Отношение к труду и отдыху 2 2 4
Социальная мобильность насе¬ления 3 1 3
Активность потребителей 3 3 9
Итого 24
Технология (Т)
Развитие производственных технологий 3 2 6
Развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи 2 1 2
Уровень автоматизации продаж в системе обслуживания 3 3 9
Новые продукты (скорость об¬новления и освоения новых тех¬нологий) 3 3 9
Итого - - 26
Из таблицы 1 видно, что на деятельность субъекта в большей степени влияют налоговая политика, цены (инфляция, активность потребителей и доходы населения), развитие производственных технологий, уровень автоматизации продаж и введение новых способов вывоза и утилизации отходов.
С целью формирования оптимальной стратегии развития АТП проведем анализ основных конкурентов, работающих на внутреннем и внешнем рынках, используя модель пяти сил Портера, оценим ситуацию и перспективы развития трёх аналогичных предприятий на основе предложенной информации (таблица 2).
Таблица 2
Анализ основных конкурентов по модели пяти сил М. Портера
Показатели Виды предприятий
ООО «Чистый мир» ООО «Фарбе» ООО «Экология» ООО «ПрофЭко»
1 2 3 4
1.Рыночная власть поставщиков 4,5 4,5 4,3 4,3
Уровень концентрации поставщиков 3 3 4 4
Товар (поставщиков) является для клиента важным средством 6 6 6 6
Значение заказов для поставщиков 6 6 4 4
Поставщики дифференцировали свою продукцию или создали высокие издержки перехода, что привязало клиентов 3 3 3 3
2.Рыночной властью покупателей 5,3 5,4 4,7 4
Информированность потребителя 4 5 3 2
Влияние на качество внешний вид услуги 6 6 5 4
Выгоды покупателя 6 6 6 6
3.Власть существующих конкурентов 3,3 4,5 4 3,8
Рост объема грузовых перевозок ТКО 3 4 5 5
Различия в методиках перевозок ТКО 3 5 3 2
Узнаваемость торговой марки 4 4 5 5
Информационная сложность 3 5 3 3
4.Угроза появления новых конкурентов 4,7 4,7 5 5
Конкуренты становятся более близкими по размеру перевозок ТКО и мощности 4 4 5 5
Условия отрасли заставляют конкурентов снижать цены или использовать другие средства для роста объема продаж перевозок ТКО 5 5 5 5
Угроза перехода на более качественную систему перевозок ТКО с низкими издержками 5 5 5 5
5.Угроза появления новых мощностей, оптимизирующих перевозок ТКО 6 6 5 4,7
Продолжение таблицы 2
Другие игроки ведут интенсивные разработки по созданию новых методов вывоза ТКО, что приводит к сокращению себестоимости 6 6 4 3
Конкуренты и их система вывоза ТКО обладают лучшими условиями для клиента 6 6 5 5
Конкуренты и их система вывоза ТКО обладают лучшим соотношением «цена/качество» 6 6 6 6
Итого средняя арифметическая 4,8 5,1 4,6 4,4
По результатам были получены следующие экспертные оценки значений детерминант (0 – наихудшее значение, 6 – наилучшее значение). Видно, что рыночная власть поставщиков, наибольшим образом воздействует на ООО «Экология» и ООО «Чистый мир» (4,5), а на ООО «Фарбе» и АТП - одинаково (4,3).
Рыночная власть покупателей, опять-таки, в большей степени действует на ООО «Экология» и ООО «Чистый Мир», по сравнению с другими предприятиями. Власть существующих конкурентов наибольшее воздействие оказывает на АТП. Угроза появления новых конкурентов действует на все предприятия примерно одинаково, а угроза появления новых товаров в большей степени действует на АТП.
В таблице 3 проведен подробный анализ условий вывоза
ТКО всех конкурентов в области транспортировки отходов, из которого можно констатировать, что наиболее значительным конкурентом в области перевозок является ООО «Фарбе», которое занимает около 26% отраслевого рынка и работает в основном с торговыми центрами и производственными предприятиями. На втором месте находится ООО «Экология» (17% рынка), основным преимуществом которого является ценовая политика, стоимость услуг ниже чем в среднем у конкурентов.
Таблица 3
Анализ конкурентов оказывающих услуги по транспортировке отходов
Наименование компании ООО «Исток» ООО «Муспром» ООО «Фарбе» ООО «Старт-Логистик» ООО «Мехуборка» ООО «Экоград» ООО «Экология» ООО «Родина» ООО «Чистый мир» ООО «Мой дом»
1.Потенциальные потребители Клиенты пришедшие по ТКО + клиенты с образованием 3 класса отходов (у них в лицензии) Те же, что и у нас (строители, заводы, физлица, кока-кола) Были в основном пользователи 1,1м3, теперь наращивают базу ( в основном торговые центры и крупные гос.заводы) Транспортная компания (физлица) старые клиенты-производства и крупные клиенты Нуждающиеся в1,1м3- физики и юр.лица, юридические лица по 8м3 Те, кто обратились к рег.оперу и они склонились к сотрудничеству Нижняя часть города ТЦ, заводы, СЖ, университеты (юрлица) Были 1,1 активно вывозимые, на данный момент за любых клиентов (жилищный фонд)
2.Доля рынка 10% 6% 26% 0% 2% 5% 17% 6% 15% 5%
3.Наличие УПД Транспортировка 3 класса + утилизация просрочки - - - Обширная лицензия 1-4 класса опасности, наличие пк, закон 89ФЗ База по приему мусора и вторичного сырья Дешевый вывоз 8м3 и законность вывозить несортированный мусор Уборка территории (сучкорезка, вывоз, уборка тракторами МТЗ и Амкодор.) Официальные представители КЕРХЕР, оказывают (клининг, альп, снег, просто уборка) Ломовоз
4.Сильные стороны Низкие цены на полигоне, большой автопарк (более 50 ед.), развита доп. Деятельность Низкие цены впринципе, пытаются удержать клиентов Низкие цены, большой парк контейнеров 1,1 и 8м3 Данная услуга сопутствующая, основное поступление денег от оказания услуги по транспортировке 89 ФЗ, наработанная клиентская база, большой автопарк машин и контейнеров, федеральная компания База по сортировке + дисконт на полигоне, большой автопарк Поддержка закона, наличие своего полигона, федеральная сеть, возможность устанавливать цены на рынке Обширный автопарк, своя территория в черте города, дешевое размещение или перегруз Большой перечень услуг не связанных с мусором, приток денег сторонних в компанию Низкие затраты на вывоз мусора , наличие ломовоза
Продолжение таблицы 3
Наименование компании ООО «Исток» ООО «Муспром» ООО «Фарбе» ООО «Старт-Логистик» ООО «Мехуборка» ООО «Экоград» ООО «Экология» ООО «Родина» ООО «Чистый мир» ООО «Мой дом»
5.Цена Выше среднего, указана ниже 7700,15500,19000 6500, 12000,15000 6000,14000-за 27м3 7200, 13700-20 6000-8м3, 8000-10м3, 12000-20м316000-37м3 и пк 6500, 15000,, 20000-36м3 5200, 13000,17500 6500,13500, 15000-27 6000,12000 6300, 12000-20м3 ломовозом
6.Как оказывают услугу По вывозу, как все. 100% предоплата по договору , те же а/м что и у всех 100% предоплата, газели свои, самосвалы, а/м с прицепами все, возят по 2 контейнера, есть перегрузки Только строительные отходы, т.к. нет лицензии, есть газели и кузнечики, 20 на аутсорсинге А/м с прицепами (возят по 2 контейнера за один раз) есть перегрузка Своей техникой, вывозят и сортируют, потом на полигон, вторичку продают Своей техникой тупо размещают на полигоне Вывозят своей техникой, есть перегрузка Свой автопарк, вывозят просто на размещение Есть свой автопарк вывозят сразу на полигон, есть ломовоз, им собирают контейнеры
7.Поддержка от гос-ва,
правительства. Сотрудничество с рег.опером - - - Рег.оператор, - Рег.оператор - - -
8.Маркетинговые и пиар рычаги Активная реклама на своих а/м, пункты приема вторички, реклама направлений, где замечают услугу по транспортировке, громкие Активная реклама в поисковиках, на одной странице 3 упоминания. По всем запросам вывоза мусора.
Реклама Рекламы в интернете нет, в поиске на первых страницах, из-за сайта Реклама транспортных услуг, за счет этого приток на сайт. На первой странице по поиску по вывозу мусора Совершенно нет рекламы (поиск только по наименованию компании) Реклама в директе активная Отсутствуют Совершенно отсутствует, сайт очень скромный Реклама в основном по клинингу, по мусору просто хорошая позиция сайта в поиске Совершенно отсутствует
Продолжение таблицы 3
имена, компаний с которыми сотрудничают по пищевым отходам, рег.опер лабирует
9.Другая деятельность Утилизация отходов, вторичное сырье, автотранспортные услуги и услуги для уборки территорий, уборка и вывоз снега, раздельный сбор, утилизация опасных отходов Раздельный сбор, вывоз снега 1м3-200руб., электротехнические работы. Вывоз мусора в Лен.обл. Техника и контейнеры в аренду, самосвалы, газели и грузчики, предоставляют услуги по утилизации промышленного мусора Грузоперевозки, вывоз мусора, услуги грузчиков, услуги по упаковке, аренда техники-автовышки, эвакуатор, самосвал, автокран, манипулятор, длинномер Вторичное сырье, отсыпка территории, сортируют мусор судя по всему, уборка территории в зимний период и вывоз его Вторичное сырье, вывоз снега, продажа контейнеров, база по приему отходов, нет Вывоз ЖБО, сучкорезка, снегоуборочная техника и вывоз снега, продажа контейнеров Клининг
Промышленный альпинизм,
Аутстаффинг
Продажа компакторов (прессконтейнеров). Ремонт, техническое обслуживание.
Ковросервис (аренда, химическая чистка ковров)
Промышленный клининг Ломовоз собирает металл, продажа контейнеров и вывоз снега
10. Слабые стороны Повышают цены после заключения договора, хамоватые сотрудники, не всегда отвечают на звонки Не учувствуют в тендерах, зависят от полигона, Нет лицензии Остался маленький парк контейнеров и а/м в нижнем Высокие цены исходя из рынка Не хватает мощностей качественно оказывать услугу Не хватает мощностей по 20м3 контейнерам и по остальным не особо хватает контейнеров Отсутствуют контейнеры объема больше, чем 20м3 Очень скудная лицензия, не боле 30-ти отходов, нацеленная на тбо и стройку
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасенко, И.Д. Логистика снабжения: Учебник для вузов. 3-е изд. / Стандарт третьего поколения [Электронный ресурс] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 384 с.
2. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 150 с.
3. Беляев, В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. – М.: МАДИ, 2014. – 204 с
4. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие для вузов / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2017. - 464 с.
5. Воробьева А.К. Виды логистического сервиса в цепях поставок // А.К. Воробьева // Вестник науки и образования. – 2018. – №2. – С. 36-38.
6. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики : учебник и практикум для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 533 с.
7. Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем : учебник для среднего профессионального образования / А. Э. Горев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 193 с.
8. Горев, А. Э. Информационные технологии в профессиональной деятельности (автомобильный транспорт) : учебник для среднего профессионального образования / А. Э. Горев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 289 с.
9. Григорьев, М. Н. Логистика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 836 с.
10. Денисова Е.Р., Эглит Я.Я., Эглите К.Я., Ковтун А.А., Повышение роли логистического сервиса при выполнении транспортных услуг// ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» ЧОУ ВПО «Санкт - Петербургский институт экономики и управления», 2019. — № 2. — С.142-145.
11. Землин, А. И. Безопасность жизнедеятельности для транспортных специальностей: противодействие терроризму на транспорте : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Землин, В. В. Козлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с.
12. Кириченко А.В. Введение в транспортную логистику: учеб. Пособие / Кириченко А.В., Кузнецов А.Л., Ражев О.А., Фетисов В.А. – СПб: ГУАП, 2011. – 228 с.
13. Куценко, Е. И. Логистика. Практикум : учебное пособие для вузов / Е. И. Куценко, Л. Ю. Бережная. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с.
14. Логистика и управление цепями поставок : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Щербаков [и др.] ; под редакцией В. В. Щербакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с.
15. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Левкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 187 с.
16. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
17. Нагапетян А.Ю. Основы транспортной логистики / А.Ю. Нагапетян, О.А. Прокопьева // Студенческая наука: современные реалии : материалы II Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 сент. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 96-98.
18. Неруш, Ю. М. Транспортная логистика : учебник для вузов / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с.
19. Неруш, Ю. М. Логистика: теория и практика проектирования : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Неруш, С. А. Панов, А. Ю. Неруш. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 422 с.
20. Палагин Ю.И. Транспортная логистика и мультимодальные перевозки. Технологии, оптимизация, управление : учебное пособие / Ю. И. Палагин. - СПб. : Политехника, 2015. - 266 с.
21. Рябчинский А. И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Рябчинский, В. А. Гудков, Е. А. Кравченко. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 256 с.
22. Супрунова Е.А. Логистический аудит как управленческий инструмент повышения эффективности логистики / Е.А. Супрунова, Л.А. Руди, Н.П. Барынькина // Вектор экономики. – 2019. – №11 (41).
23. Транспортно-экспедиционная деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Будрина [и др.] ; под редакцией Е. В. Будриной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 370 с.
24. Транспортно-экспедиционная деятельность : учебник и практикум для вузов / Л. И. Рогавичене [и др.] ; под редакцией Е. В. Будриной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.
25. Халворсруд Р., Клаве K., Фолстард A. Повышение качества обслуживания за счет анализа пути следования клиента // Журнал теории и практики сервиса, 2016 г. — №26(6). — С. 840-867.
26. Цопарь Л.В., Корчагина Е.В. Методологический подход к определению выбора поставщика сервисного предприятия // Студенческий: электрон. научный журн, 2019. — № 17(61). — С.10-20.
27. Щербаков, В.В. Автоматизация бизнес-процессов в логистике : учебник для бакалавров и магистров / В.В.Щербаков, А.В.Мерзляк, Е.О.Коскур-Оглы .— Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016 .— 463 с..
28. Экономика транспорта : учебник и практикум для вузов / Е. В. Будрина [и др.] ; под редакцией Е. В. Будриной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 366 с.
29. Безопасность грузовых перевозок [Электронный ресурс]. https://perevozka24.ru/pages/obespechenie-bezopasnosti-pri-gruzoperevozkah – (дата обращения: 10.02.2021).
30. Внутренний аудит процессов складской логистики. Фундаментальные исследования (2020) (6) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mendeley.com/catalogue/3c47f181-f9cf-3493-9bf5-6a862b0fc607/, свободный. – (дата обращения: 10.02.2021).
31. Дмитриева А.В. Развитие транспортно-логистического сервиса в условиях цифровой трансформации // Современный менеджмент: проблемы и перспективы сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции. 2019. Издательство:Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург). С. 759-763. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41430299 – (дата обращения: 10.02.2021)..
32. Использование цифровых технологий в логистике. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» (2020) (2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mendeley.com/catalogue/ff345d49-5ffd-39fe-bf86-8d8d0e1cf132/, свободный. – (дата обращения: 10.02.2021).
33. Никишов С.И. Формирование и развитие адаптивно-интегрированной логистики на основе интеллектуальных технологий // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – С. 393-400. – doi: 10.18334/rp.19.12.39627 [Электронный ресурс]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/39627 – (дата обращения: 10.02.2021).
34. Пути оптимизации транспортно-логистических затрат торгово-производственных предприятий. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки (2020) (1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mendeley.com/catalogue/224d1578-27b2-34b4-9271-f993fdf7ac20/, свободный. – (дата обращения: 10.02.2021).
35. Разработка модели управления процессами сервисной логистики. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент (2020), № 1. С. 180–188. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mendeley.com/catalogue/50d50020-3036-36cb-b47b-33d53a498221/, свободный. – (дата обращения: 10.02.2021).