Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития стратегического менеджмента и учета в организации.
Понятие стратегического управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития его учетной политики.
В настоящее время немало предприятий ежегодно сталкиваются с вопросом о необходимости составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по итогам года.
По своей сути, это подробные и более раскрытые сведения о ряде активов и обязательств компании, которые уже нашли отражение в подаваемом балансе, а также в доходной с расходной частях отчета о финансовых результатах. Пояснения даются на откуп главному бухгалтеру, который сам решает, какие сведения нужно более детально отразить, чтобы налоговые инспекторы смогли корректно оценить финансовое состояние компании (п. 6 ПБУ 4/99).
Бухгалтерский баланс необходим всем пользователям финансовой отчетности организации для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес, как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке, послужит на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности.
Актуальность данной темы связана с тем, что современные предприятия должны стремиться правильно и эффективно организовывать свою учетную политику, чтобы рентабельно вести хозяйственную деятельность.
Объектом работы выступает организация учетной политики в предприятиях.
Предмет работы – учетная политика ТД «Перекресток».
Целью работы является комплексный анализ состава, содержания и порядка организации учетной политики и ее совершенствование в ТД «Перекресток».
В связи с этой целью ставятся задачи:
сформулировать принципы организации и особенности управленческого, бухгалтерского и налогового учета малых предприятий
систематизировать организацию документооборота и учетную политику компании ТД «Перекресток»
выявить особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности
найти пути совершенствованию учетной политики в ТД «Перекресток».
Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические аспекты организации управленческого, бухгалтерского и налогового учета, анализируется учетная политика на предприятии, а также выявляются проблемы составления и пути совершенствования учета.
Во введении обоснована актуальность работы, определены цели исследования и задачи для их достижения.
В первой главе отражены теоретико-методологические аспекты и сущность учета, методы и инструменты оценки эффективности этой системы.
Во второй главе проводится анализ учета на примере ТД «Перекресток» и предлагаются меры по совершенствованию учетной политики.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области бухгалтерского и налогового учета, учебные пособия, статьи и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Понятие, сущность и задачи учетной политики организации
Любая организация должна вести учет, фиксируя способы его ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирм.
Учетная политика составляют по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы [1].
В составе учетной политики и управленческого учета в организации есть две части: бухгалтерская и налоговая часть. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.
Применение учетной политики организаций осуществляется непрерывно, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации.
Учетная политика организаций отражает методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В документе целесообразно закрепляются те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов.
С 2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Ее положения включают, в частности, следующее [13, c.123]:
• действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех лиц, кроме кредитных и государственных организаций,
• введены нормы о самостоятельном выборе способов ведения бухучета,
• рациональность ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
• в случаях, если определенные способы ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организации разрабатывают его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1). Фирмы, ведущие упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики должны руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2).
Положения учетной политики должны отражать [1]:
• перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
• план счетов, приложение к учетной политике,
• должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
• формы бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы,
• вопросы амортизации – методы начисления, периодичность,
• лимиты стоимости основных средств,
• учет материалов, готовой продукции, товаров,
• учет доходов и расходов,
• порядок исправления ошибок,
• прочие положения, которые организации сочтут нужным отразить.
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организаций достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, она содержит:
• информацию о применяемой налоговой системе, порядке ведения раздельного учета,
• уплата налогов в обособленных подразделениях,
• налоговые льготы.
В налоговой политике следует отразить [10, c.26]:
• порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (метод начисления),
• порядок учета основных средств, применение повышающих коэффициентов при амортизации, амортизационной премии,
• методы оценки материалов,
• резервы для распределения расходов в течение года,
• учет операций с ценными бумагами,
• порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей,
• налоговые регистры и т.д.
Учетная политика предприятия — это совокупность выбранных им способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
Цель учетной политики — обеспечить возможность потребителям бухгалтерской информации объективно судить о положении дел на предприятии. Учетная политика, принятая предприятием, должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации, т. е. важнейшие элементы системы бухгалтерского учета подлежат описанию в отчетности, так как для анализа состояния предприятия, выводов из финансовой отчетности необходимо знать, как формировались те или иные показатели и что отражает их изменение.
Для практической реализации целей учетной политики необходимо при ее разработке использовать некоторую совокупность общепринятых правил.
К этим принципам относятся:
1. Использование метода двойной записи в учете имущества и хозяйственных операций в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, так как каждая хозяйственная операция вызывает изменения по меньшей мере на двух счетах бухгалтерского учета (например, при получении наличных денег становится больше средств в кассе предприятия, но на эту же сумму уменьшится остаток средств, хранящихся на расчетном счете).
2. Неизменность принятой учетной политики в течение отчетного года, от одного учетного года к другому.
Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случае: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственника; изменений законодательства РФ или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации; разработки новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике должны быть обоснованными, оформлены соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия и доведены до внешних потребителей информации.
3. Полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций.
4. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Доходы или расходы, полученные и понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами или расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данный период.
5. Разделение затрат, связанных с капитальными вложениями и с текущей деятельностью.
6. Регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой.
Предприятия разрабатывают собственную учетную политику исходя из условий деятельности. Действующие нормативные документы предусматривают возможность применения альтернативных методик ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Осуществление экономически обоснованной самостоятельной учетной политики позволит предприятиям повысить эффективность использования материальных и денежных ресурсов, ускорить оборот капитала, создать и использовать дополнительные финансовые ресурсы.
На каждом этапе экономической политики государства должна быть выбрана индивидуальная учетная политика.
Выбор варианта учетной политики в данном отчетном периоде должен быть связан с экономической политикой предприятия, направляемой:
• в обычных условиях — на долговременное существование и получение достаточной прибыли для ведения расширенного воспроизводства и удовлетворения социально-культурных потребностей членов трудового коллектива;
• в условиях инфляции, либерализации цен, тяжелого налогового пресса и кредитной политики — на оптимизацию затрат и минимизацию налогов;
• в отдельных периодах — на завоевание новых рынков сбыта, освоение новых видов продукции, расширение перечня услуг, что требует дополнительных инвестиций, ведет к увеличению затрат и к финансовым затруднениям.
Учетная политика охватывает три составляющие в организации бухгалтерского учета:
• организационную — характеризующую построение бухгалтерской службы;
• техническую — определяющую форму ведения бухгалтерского учета;
• методическую — включающую следующие элементы: способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации, учета затрат, методы исчисления выручки, образование фондов специального назначения (ФСН) и резервных фондов.
Схемы организации бухгалтерского учета.
• Вариант I. В штатном расписании предприятия предусмотрена бухгалтерия и должность главного бухгалтера. Составление бухгалтерской отчетности осуществляется главным бухгалтером. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.
• Вариант II. В штатном расписании предусмотрены должности специалистов, ведущих первичный учет. Составление бухгалтерской отчетности осуществляется специализированной аудиторской организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.
Отчетность подписывается руководителем предприятия и представителями аудиторской фирмы либо руководителем предприятия и специалистом, работающим на договорных началах.
• Вариант III. В штатном расписании не предусматривается бухгалтерская служба. Бухгалтерский учет осуществляется аудиторской фирмой на договорных началах. Отчетность подписывается руководителями предприятия и аудиторской фирмы.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. Главному бухгалтеру предприятия, учреждения, организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, без письменного распоряжения на то руководителя. В этом случае всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия (учреждения).
Техника ведения учета. В данном разделе учетной политики предприятие должно указать:
• использование типового или сокращенного плана счетов (для малых предприятий);
• применение субсчетов, отличных от рекомендованных планом счетов;
• применение системы учетных регистров, их построение, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь;
• сроки проведения инвентаризации по отдельным позициям: основных средств, товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности, очередных отпусков;
• технологию обработки учетной информации, в том числе с использованием вычислительной и компьютерной техники.
Методика ведения учета. По данному элементу учетной политики указывается: способ оценки производственных запасов; формирование учетных групп материальных ценностей (по субсчетам); способ учета, заготовления и приобретения материальных ресурсов.
Международные стандарты учета разрабатываются Комитетом международных Стандартов учета (КМСУ), созданным в 1973 г. в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, Франции, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Японии и США. Деятельность КМСУ направляется Советом из представителей 13 стран и 4 организаций, проявляющих интерес к финансовой отчетности.
Таким образом, учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198941#0
3. Агафонова, М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле/ М.Н.Агафонова. – М.: Экономика, 2018. – 485 с.
4. Азнабаева Г.Х., Ираева Н.Г., Калимуллина Э.Р. Основные способы сблизить налоговый и бухгалтерский учет. // В сборнике: Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса. - 2015. - С. 4-8.
5. Азыдова А.Ч., Павленко О.В. Сближение бухгалтерского и налогового учета. // В сборнике: Новейшие достижения и успехи развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 50-52.
6. Акулова А.С. Налоговый учет в России: проблемы и направления совершенствования. // В сборнике: Проблемы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Международная научно-практическая студенческая конференция: сборник научных трудов. Ставропольский государственный аграрный университет; Гродненский государственный аграрный университет (Беларусь); Полтавская государственная аграрная академия (Украина). - 2015. - С. 7-9.
7. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности/В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. – М.: Омега-Л. 2016. – 272 с.
8. Гаврилова, А.Н. Финансы организации/ А.Н. Гаврилова. – М.: Мнорус, 2015. 608 с.
9. Гаджиев Г.М., Магомедова П.Б. Сущность налогового учета. // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы Международного электронного Симпозиума. - 2015. - С. 94-98.
10. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2019.–432с.
11. Диркова Е.Ю. Перспективы развития бухгалтерского учета в России// Налоговая политика и практика. - 2018. - № 7. - С. 51-55.
12. Еленевская Е.А., Усатова Л.В., Иванов Е.А. и др. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие. 3-е изд. / Ред. Е.А. Еленевская – М.: «Дашков и К»., 2018. – 522 с.
13. Ефремова Е.А. Налоговый учет на предприятии. // Наука и Мир. - 2016. - Т. 2. - № 7 (35). С. 8-11.
14. Зеленская А.В. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. // В сборнике: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Сборник научных трудов по материалам 81-й ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. - 2016. - С. 91-95.
15. Ивашкин, В.Б. Бухгалтерский учет/ В.Б. Ивашкин. – М.: Альпина букс, 2015. – 507 с.
16. Казарян А.Б. Налоговый учет в России: проблемы и направления совершенствования. // Экономика и социум. - 2015. -№ 2-2 (15). - С. 818-821.
17. Казарян К.В., Кирюшкина Е.С. Трансформация бухгалтерского учета в условиях внешних вызовов. // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов сборник материалов V Всероссийской заочной научно-практической конференции. - 2016. - С. 17-19.
18. Калимуллина А.М., Хайретдинова А.О. Налоговый учет. // Экономика и социум. - 2015. - № 2-2 (15). - С. 835-837.
19. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. – М.: АБАК, 2019. – 864 с.
20. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2015. – 338 с.
21. Колесник Н.Ф., Учамбрина И.Г. Проблемы взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. // Контентус. - 2015. - № 11. - С. 59-66.
22. Кропачева А.Е., Мирошниченко Т.Е. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике. // Экономика и социум. 2016. - № 6-1 (25). - С. 1172-1175.
23. Кругляк З.И., Калинская М.В. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 с.
24. Куликова Е.В. Бухгалтерский учет и налоговый учет: возможные пути сближения. // Налоговая политика и практика. - 2016. - № 3 (159). - С. 54-57.
25. Магомедова П.Б., Гаджиев Г.М. Перспективы развития системы российского налогового и бухгалтерского учета. // В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук. Материалы Международного электронного Симпозиума. - 2015. - С. 171-175.
26. Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет/ Г.А.Николаева. – М.: Альпина бизнес, 2010. – 377 с.
27. Петров А.С. Проблемы согласованности налогового и финансового учета при определении финансовых результатов. // Таврический научный обозреватель. - № 5 (10). – 2016. – с. 1-3
28. Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение. - Юрайт, - 2019. -345 с.
29. Поршнев, А.Г.. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 375 с.
30. Романова А. Н. Налоги и налогообложение.-М.: Юнити-Дана, - 2018. -400 с.
31. Рофе, И.А. Экономика труда/ И.А.Рофе. – М.: Кнорус, 2015. – 224 с.
32. Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А. Налоговый учет: актуальные проблемы теории и практики. // Science Time. - 2015. - №9 (21). - С. 260-274.
33. Смагина М.Н. Налоговый учет. – Тамбов: издательство ТГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://window.edu.ru/resource/400/68400/files/Smagina-l.pdf
34. Соснаускене, О.И. Бухучет в оптовой и розничной торговле/ О.И.Соснаускене. – М.: Экономика, 2018. – 226 с.
35. Теория бухгалтерского учета; Под общ. ред. проф. Е.А.Мизиковского и проф. М.В.Мельник.- М: Магистр, 2017. – 382 с.
36. Терехин, В.И. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2016. – 350 с.
37. Учет и анализ в коммерческой организации. Учебное пособие/Кибиткин А.И., Дрождинина А.И., Мухомедзянова Е.В., Скотаренко О.В. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 368 с.
38. Хахонова Н.Н., Хахонова И.И. Классификация потребителей информации, формируемой в бухгалтерском учете. // Символ науки. - 2016. - № 3-1. - С. 211-213.
39. Шипунов, В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Ш.Шипунов. – М.: Инфра-М, 2018. – 504 с.
40. Шредер, Н.Г. Бухгалтерский учет/ Н.Г.Шредер. – М.: Экономика, 2015. – 188 с.