Фрагмент для ознакомления
2
музыкального образования народной консерватории, наряду с хором и теорией музыки. Вернулся предмет в учебную практику не так давно.
Преподаватели предлагают преподавание этого предмета в ДОУ в форме интеграции нескольких видов искусств на одном уроке. Этот вариант эстетического развития дошкольников основан на общности психических процессов, присущих детскому творчеству. Усвоение понятий, общих для музыки, живописи, поэзии, танца, приобщение к целостному миру искусства - вот логическая основа интегрированного занятия. В периоде, предваряющем восьмилетнее обучение музыке, этому занятию может отводиться ведущее значение в комплексе из трех предметов: интегрированного занятия по слушанию музыки, занятия по музыкальной грамотности с элементами сольфеджио и занятия по ознакомлению с инструментом.
Дошкольник (объект обучения) не должен чувствовать разницу между отдельными предметами комплекса, т.к. определенное музыкальное понятие изучается с разных сторон.
Вот путь музыкальный материала в освоении его дошкольником: сначала слушается, разбирается, закрепляется ассоциациями на занятии слушания музыки, затем поется, подбирается, записывается на сольфеджио и, в итоге - играется - на индивидуальном занятии по освоению инструмента. Таким образом, формируется единый процесс, дающий через определенное время новое качество понимания музыкального мира. Научить дошкольника видеть и чувствовать красоту в окружающем мире, подтолкнуть ребенка к художественному освоению окружающего мира и попробовать воспитать навык творческого отклика, и, наконец, предложить ему создать на этой основе новое Прекрасное - вот сверхзадача интегрированного занятия.
Музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства доступна ребёнку. Музыка сопровождает движение, открыто демонстрирует своё рождение - это появление звука при пении и игре на музыкальном инструменте. Педагог - музыкант, самостоятельно исполняя музыкальные произведения и представляя открытый, сиюминутный процесс рождения Художественного Образа, становится проводником, «доверенным лицом» в мире искусств, даруя детям переживание мгновений творчества при вслушивании в музыку. Как важна для детей эта зримая связь звука с человеком, будь это целый оркестр или один исполнитель! Очень важный элемент интегрированного занятия, позволяющий дошкольникам познакомиться с абстрактным понятием метра, непосредственно почувствовать его двудольность или трехдольность - это ритмика - «движение с музыкой».
Важную роль в интегрированном занятии играет поэзия: она служит важным ассоциативным инструментом, вводящим детское сознание в образную сферу. Вслушивание в стихи подготавливает и тренирует творческое воображение ребенка, активизирует его фантазию, пополняет словарный запас. Усвоение дошкольниками базовых понятий, общих для музыкального, изобразительного искусств и поэзии - важная составляющая общеэстетического развития и основа интегрированного планирования. Прежде всего, это - повторение.
Точное повторение элементов в живописи - это орнамент, метр в музыке, рифма в поэзии. Явление чередования дает представление о ритме (ритмической формуле) в музыке, уравновешенности композиции в графике. Сопоставление света и тени (контраст) в рисунке подобно сопоставлению f-p в музыке и антонимам в речи; пропорциональность в архитектуре равна структуре длительностей; звукоряд можно сравнить со спектром; настроение как эмоциональное переживание от воздействия произведения искусства сравнимо с реакцией на ладовую составляющую в музыке - dur/moll.
Форму проведения интегрированного занятия определяет тема урока: это может быть сказка, фантазия, игровая программа, сюжетный урок, концерт - общение, интерактивная искусствоведческая экскурсия, музыкальная беседа. Например, для знакомства с разными типами звукоизвлечения и «живым» звучанием соответствующих инструментов лучше всего подходит интерьер какого-либо музея. Непосредственное музицирование как часть быта, живопись в интерьерном окружении другой эпохи, вызывают у детей искренний интерес, провоцируют творческий отклик, личное осознание истории. Таким образом, интегрированное занятие может стать частью музейной педагогики. Занятие можно условно разделить на 2 части: Познания (сосредоточения, раздумья и малой физической активности) и Движения (координационного тренинга, ритмичного движения под музыку).
Первая часть включает в себя активное слушание музыки, слушание и разбор стихов, объяснение новых определений, терминов. Во вторую часть занятия включена авторская интерпретация профессиональной гимнастики пианистов, созданная А.А. Шмидт-Шкловской под названием «Весёлая зарядка». В основе гимнастики лежит наглядная функциональность движений руки, что является идеальным координационным тренингом.
Дети очень любят музыкально-дидактическую игру: «Музыкальные инструменты», которую можно использовать на занятии». Дети учатся различать звучание разных музыкальных инструментов. Они учатся определять на слух, какой инструмент звучит в данном музыкальном произведении. С каждым разом дети хотят слушать новые музыкальные инструменты. Также используются музыкальнодидактические игры такие как: «Песня, танец, марш», в этих и других играх, в которых самостоятельно дети учатся слышать и определять и действительно определяли жанр этих пьесы; «Цветик– семицветик», в которой дети учатся определять на слух какое звучит музыкальное произведение, «Какая бывает музыка», в которой дети знакомятся с разными средствами музыкальной выразительности.
Данные игры способствуют развитию музыкальности у детей в целом. На следующем уже этапе можно смело использовать цикл музыкальных занятий «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Дети много рез слушают такие разные музыкальные произведения как «Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок», «Богатырские ворота», «Старый замок», «Гном» и другие. После снова прослушивания каждого из разных музыкальных произведений, дети стараются высказывать свои вновь получившие впечатления о разной прослушанной музыке. У каждого ребенка были высказывания не похожи на другие. Когда предлагается детям показать услышанное в движении и они уже со всей своей ответственностью принимаются за это новое задание.
Насколько все-таки творчески особенно, у них, у всех может получиться не раз показать в движении так, как они это видели пьесу «Лиможский рынок». Дети без помощи взрослого могут распределять роли, правильно ориентировались в пространстве и каждый выполнял свою задачу ответственно и активно.
В итоге: Дети полюбили такой вид деятельности, как – слушание музыки. Дети вдохновлялись музыкой, с интересом слушали еще и еще. Когда все-таки мы задали вопрос всем нашим детям: «Какое все-таки музыкальное произведение вам очень понравилось больше всего из цикла: «Картинки с выставки»»? Самым любимым произведение из этого цикла оказалось «Старый замок». Дети постоянно просили включить это музыкальное произведение послушать еще. После таких музыкальных занятий, дети старались очень творчески проявить всячески себя на занятии по рисованию. Воспитатели включали детям музыкальные произведения и дети под музыку пытались изобразить то, что они уже услышали. Каждая работа была по своему особенная. После такой плодотворной работы воспитатели делают вывод, что всем детям очень нужна настоящая, классическая музыка, дети стали все более спокойно и хорошо воспринимать разнообразные в их жизни жизненные ситуации. Они стали более творческими. Расширялся их словарный запас.
Наконец, они просто полюбили музыку. Есть и уже сейчас существуют интересные наблюдения разных людей, психологов, которые часто еще отмечают, что эмоциональность настолько может развиваться у ребёнка и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка – залог его гармоничных отношений в семье.
Поэтому так важно воспитывать детей в мире музыкальных звуков, постоянно расширять их представления о музыке разных времен. Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Ребенок должен и может чувствовать себя уже защищенным, любимым кем-то, находиться в более добром и открытом окружении, насыщенном самыми различными для него эмоциями. Именно в таком окружении ребенок способен развиваться нормально. Давайте же и мы сделаем это, поможем нашим и другим детям и дадим им большую и еще одну возможность правильно и хорошо, в своем русле развиваться. Только тогда, когда музыка на занятиях перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и хорошо осознавать, умение выражать в своей разной исполнительской а также уже творческой деятельности, именно тогда приобретенные навыки и его разные, новые умения уже пойдут на большую пользу для него и других нашему музыкальному хорошему развитию.
Как только в голове ребенка складывается знаковая система (система образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире), так музыка, обретает для него художественно-выразительное значение. Среди методов развития творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста полезно использовать творческие задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Они должны представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческого прочтения музыкальных произведений.
Вывод: Согласно исследованиям по музыкальной педагогики, творческое воображение детей старшего дошкольного возраста развивается в различных видах музыкальной деятельности, а именно:
- во время слушания музыки,
- в различном вокальном или инструментальном исполнении,
- в музыкально-пластической деятельности,
- музыкальных импровизациях или сочинении музыки,
- в установлении связи музыки с различными видами искусства.
Таким образом, наиболее эффективными методами развития творческого воображения в процессе слушания музыки являются: представления, обобщения, погружения; сопоставление; моделирование музыкального образа; мелодико-графическое интонирование.
Целенаправленная организация работы, направленной на развитие творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала; готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовнонравственных оснований.
Глава 2 Организация, методы и результаты исследования
2.1 Экспериментальная работа по организации слушания музыки для развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Одной из главных задач музыкального воспитания дошкольников различными средствами музыкального фольклора – это повернуться лицом к русской народной музыке. Лучше всего начинать с раннего возраста, тогда когда начинают закладываться основные понятия у детей, начинает формироваться речь и мышление. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений.
Проанализировав методическую литературу и практику музыкального воспитания дошкольников, можно выявить ряд противоречий между:
- Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;
- Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.
Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:
- поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.
Цель:
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной народной культуре.
Задачи:
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
- Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
В ходе работы использую следующие методы:
- Анализ методической литературы;
- Индивидуальные занятия;
- Наблюдения;
- Анализ продуктов детской деятельности.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:
- Напряжение в пении:
- Неправильную певческую установку;
- Зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, при этом выполняя правила пения. Это в свою очередь повышает интерес детей к пению.
Особое внимание в своей работе я уделяю дикции. Самым сложным навыком для детей данного возраста представляет собой чистота интонирования. Например, ребенок с фальшивым пением прислушивается к пению ребенка с чистой интонацией голоса.
Во время работы над ритмическим рисунком любой песни, я использую хлопки в ритме мелодии, или различные шумовые музыкальные инструменты.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.
В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.
В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.
Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.
Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.
2.2 Выявление уровня музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось в МБДОУ, сроки со 2 февраля по 1 марта, в экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
- Выявить уровень музыкального восприятия у детей в двух группах при слушании классической музыки;
- Формировать музыкальное мышление, память, воображение, осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.
- Наблюдать и сравнивать и анализировать данные в двух группах.
В нашем эксперименте участвовали 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. Списочный состав отражен в табл.№1 и 2
Таблица 1 – Экспериментальная группа
№ п/п Имя ребенка Возраст
1 Мадина А 5-6
2 Кирилл Б 5-6
3 Максим Б 5-6
4 Вероника Б 5-6
5 Тимофей В 5-6
6 Мара В 5-6
7 Дмитрий Г 5-6
8 Анастасия Г 5-6
9 Юсуф И 5-6
10 Данила К 5-6
Таблица 2 – Контрольная группа
№ п/п Имя ребенка Возраст
1 Дарья Л 5-6
2 Алиса Л 5-6
3 Артем М 5-6
4 Лада Н 5-6
5 Влад П 5-6
6 Мария П 5-6
7 Алеся С 5-6
8 Алексей С 5-6
9 Данила С 5-6
10 Надя С 5-6
Во время первого констатирующего этапа педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе я предлагала детям выполнять необходимые задания (они слушали классическую
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. 3. Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун – т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 76 с.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011
3. Вераксы Н.Е., Коморовой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы ФГОС. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003.
6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с 8.
7. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.– Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера. – 2008.
11. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
12. Коробейникова А.В. и др. (сост.). II Международная научно-инновационная конференция школьников Открой в себе ученого. - СПб.: Своё издательство, 2015. — 456 с.
13. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.
14. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего научно-практического семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, сентябрь 2015) / Под. общ. ред. Н.А. Вершининой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство", 2015. - 86 с
15. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — М., 2004.
16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.
17. Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования в поликультурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 28 ноября 2014г. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ»; Издательство «Аспринт», 2014. — 408 с.
18. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.
19. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство:
20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.
21. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
22. Фурасьева Г.Х. Авторская программа по организации экспериментальной работы на тему Развитие творческой активности дошкольников в процессе восприятия музыки, песенной импровизации, музыкально-ритмических движений и логоритмики. – 2011
23. Цыпляева О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 60-63.
24. Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки. - http://www.solideducator.ru/refeds-470-1.html
25. Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/17/razvitie-muzykalnogo-vospriyatiya-cherez-slushanie-klassicheskoy
26. Слушание и восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста. - http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/slushanie_i_vospriyatie_muzyki_osnova_formirovaniya_muzykal_noj_kul_tury_detej_doshkol_nogo_vozrasta/
27. Формирование музыкальных представлений в различных видах детской музыкальной деятельности. - http://www.musnotes.com/_data/containers/00000407/Elena%20Nesterova.pdf