Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные перемены, происходящие в нашей стране, затрагивают все сферы жизни человека, в том числе семьи. Повседневная жизнь семьи наполнена различными событиями и ситуациями, которые требуют от её членов определённой активности, способности принятия решения,
варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального благополучия и устойчивости.
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное по своей сути явление. Семья представляет высшую ценность для большинства людей – именно в семье зарождается будущее каждого отдельно взятого человека и человечества в общем.
В семье, как и в любой другой системе, неизбежно случаются разнообразные конфликты, и с наступлением кризиса их количество нередко значительно возрастает. При этом семейная система – уникальна, ведь именно в ней люди теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в течении длительного периода времени, вплоть до многих десятков лет, что нередко может быть большей частью человеческой жизни. В связи с этим конфликты, происходящие в семье, представляются особенно значимыми для человека и могут нести последствия во все сферы его жизни.
Одним из каналов реализации семейной социальной политики является деятельность системы социальных организаций и учреждений, которые оказывают услуги семьям. Специалисты работают с семьями, которые подходят под одно из оснований для получения помощи, прописанных в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Одним из таких оснований является «наличие внутрисемейного конфликта» с лицами с различными проблемами.
Актуальность изучения семейных и, в частности, супружеских конфликтов неоспорима, ведь позитивно влияя на атмосферу в семье и способствуя конструктивному разрешению конфликтов в них можно поспособствовать созданию благоприятного климата в обществе в целом.
Теоретико-методологическую основу научно-практической работы составили труды, посвященные проблеме семейных конфликтов, таких авторов как А.Н. Азарнова, Т.В. Андреева, А.Я. Анцупов, Т.А. Гурков, С.М. Емельянов, Е.Н. Иванова, М.Я. Соловьев, В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллер.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование особенностей супружеских конфликтов и разработка программы предупреждения конфликтов в условиях центра социального обслуживания населения ЦСПСиД «Аист».
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники научно-практической литературы по проблеме предупреждения супружеских конфликтов.
2. Изучить типологию, факторы, причины, особенности супружеских конфликтов.
3. Проанализировать методы профилактики супружеских конфликтов в условиях специализированного учреждения.
4. Провести исследования особенностей супружеских конфликтов.
5. Разработать программу предупреждения супружеских конфликтов в условиях центра социального обслуживания населения ЦСПСиД «Аист».
Объект изучения: супружеские пары, обратившиеся в Центр социального обслуживания населения ЦСПСиД «Аист».
Предмет изучения: особенности супружеских конфликтов.
Методы исследования:
1. Анкетный опрос;
2. Психологическое тестирование:
- Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
- Опросник «Измерение отношений в семейной паре» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
- Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.А. Алешина, Л.Я. Гозман)
- Методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян. Г.С. Кочарян, А.В. Киричук)
4. Метод математико-статистического анализа и интерпретации данных эмпирического исследования.
База исследования: Центр социальной помощи семье и детям Пушкинского района г. Санкт-Петербурга «Аист».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 32 источника, 2 приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Социально-психологическая характеристика супружеских конфликтов
Серьезные изменения, происходящие в социальной, экономической, культурной жизни российского общества, повлекли за собой трансформацию института семьи, который является уникальной подсистемой государства, и который на протяжении всех предшествующих столетий успешно решал специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Как социальный институт, семья преобразуется вместе с обществом и занимает важнейшее место в социальных связях человека, что порождает двойственность положения и конфликт между внутренним стремлением к сохранению и необходимостью видоизменения в ответ на внешние вызовы времени [12].
Прежде всего, было изучено понятие семьи. Семья как социальная единица зависима от выдвинутых обществом новых условий и не готова принимать их, это главная предпосылка к социальным и психологическим давлениям, как следствие – постоянным конфликтам. Научное сообщество достаточно широко освещает феномен семьи с различных областей педагогики, психологии, социологии. Так, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Л. Б Шнейдер Э.Г. Эйдмиллер - исследователи, изучающие семью, представившие множество классификаций и теорий, которые служат основой для изучения современной семьи - Н.Н. Васягина, Е.Н. Григорян, Ю. В. Ковалева, Д.Я. Кутсар, С.В. Моцарь, Н.М. Римашевская, Л.А. Сазонова.
По мнению исследователей, семья является одним из значимых институтов общества, который удовлетворяет естественные потребности человека, создает возможность для близких отношений, основанных на взаимной моральной ответственности, кроме того, в рамках семьи осуществляется совместная деятельность, выполняющая множество социальных функций.
Л.Б. Шнейдер описала несколько подходов к изучению семьи, а именно:
Эволюционный подход (И.Я. Баховейн, Дж. Ф.Мак-Леннон). В данном подходе одновременно сосуществуют две точки зрения, одна из которых предполагает развитие семейных отношений в прогрессе от низших форм к высшим, при этом выделяется их социальная обусловленность, историческая предопределенность, репрезентативность в жизнедеятельности семьи и системе родства; и вторая, где семейные отношения рассматриваются через призму «упадка» культуры общества с тенденцией ослабления союзных отношений в диаде родители-дети и отношений между супругами, а так же распад ведения семейного хозяйства.
Отечественный социолог А. И. Антонов считает, что существование двух этих точек зрения является неустранимым в борьбе с идеей изначальной патриархальной семьей [20].
Функциональный подход (Э. Дюркгейм). Семейные отношения являются продуктом жизнедеятельности семьи и ее уклада, обусловлены социокультурными функциями и основываются на механизмах признания каждого члена семьи его роли, а также на принципе семейного единения.
Данный подход признает семью только при условии беременности или рождения ребенка, ключевым моментом выступает проблема ответственности.
Эмпирический подход (Ф. ЛеПле). Семья - малая социальная группа, с присущей историей возникновения, функционирования и распада.
Фундаментом семейных отношений является эмоциональная близость членов семьи, их потребности и влечения. Подчеркивается нестабильный характер семейных отношений, берущий истоки в индустриализации и урбанизации, что выражается в разрозненном существовании родителей и детей, а так же ослаблении отцовского авторитета.
В исследованиях У. Джеймса, Ч. Кули, У. Томаса, Ж.Пиаже, З.Фрейда семья рассматривается во взаимодействии личности и общества, как "единство взаимодействующих личностей".
Сложность, многогранность и проблемность феномена семьи, обуславливают разнообразие подходов, описывающих механизмы семейных отношений их закономерности, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Определений семьи в литературе огромное множество, каждое имеет оттенок той научной области, в пределах которой оно используется.
Семья трактуется как социальный институт, как ячейка общества, как группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. С юридической точки зрения, под институтом семьи понимается брачный союз между мужчиной и женщиной, официально зарегистрированный в органах ЗАГС.
С точки зрения психологии, Т.В. Андреева определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанными узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализации детей и поддержание существования членов семьи [4].
Семья - это группа людей, со временем в которой возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы формируют структуру семьи, которая регулирует функционирование членов семьи и облегчает межличностных контакты между ними. Структура семьи включает в себя состав ее членов, совокупность семейных ролей и взаимоотношения между ними.
К основным социально-психологическим процессам, составляющим кризис института семьи и брака, можно отнести: неопределенность социальных норм, регулирующих семейную жизнь; кризис семейной идентичности; объективно заданную конфликтность семейных отношений [16].
Современное состояние института семьи и брака целесообразно рассматривать как закономерный этап его развития в длительной исторической перспективе. Семья, супружество, родство продолжают оставаться ведущими ценностями для большинства людей. Также, как и сотни лет назад люди стремятся объединяться в пары, растить детей, иметь хорошие личные отношения. Брак не умирает, но эволюционирует [13].
В связи с отказом от традиционной модели отношений и семьи современные пары вовлечены в борьбу за власть. Неопределенности, вызванные кризисом института семьи, порождают скрытые и явные зоны конфликта. Конфликт является естественным и неизбежным явлением в жизни людей.
Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.
Конфликт – это резкое обострение так называемых столкновений (противоречий) двух и более людей в ходе решения определенной проблемы, которая обладает деловой или же личной значимостью для всех сторон конфликта [3, с. 102].
В психологии конфликт понимается как обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризуется несовместимостью взглядов, потребностей, интересов, что и вызывает негативное отношение друг к другу.
Проблемой исследования супружеских конфликтов занимались такие психологи как В. Сатир, Ю.Е. Алешина, А.Н. Елизаров, Н. Аккерман, В.Г. Яковлева, В.Н. Дружинин, С.Ю. Ключников и многие др.
В. Сатир, американский психолог, обозначает одной из главнейших причин супружеских конфликтов – низкое психологическое образование населения. Она считает, что если бы люди знали основные этапы развития семейных отношений, то это помогло бы успешно преодолеть большинство кризисов.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. Психологи трактуют семейные конфликты как конфликты, возникающие между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям.
В психологии под конфликтом понимается противостояние – оппозиция-столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации; обоюдно-отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
С.Ю. Ключников описывает несколько причин, которые могут порождать конфликтные ситуации между супругами, среди которых выделяет «разность жизненных интересов», конкуренцию, борьбу за власть и «недостаток взаимной комплиментарности и теплоты».
Среди основных причин возникновения в семье конфликтов В.Г. Яковлева выделяет: противоположные взгляды на семейную жизнь, нереализованные потребности и ожидания, различные духовные потребности, эгоизм, неверность, отсутствие уважения по отношению друг к другу и родственникам, ревность, отказ одного из супругов принимать участие в воспитании детей, бытовая неустроенность, несоответствие индивидуально-типологических характеристик супругов, алкоголизм одного из супругов и т.д.
Анализируя различную литературу, можно выделить несколько основных причин, способствующих возникновению в семьях конфликтов: неудовлетворенность сексуальной жизнью, алкоголизм одного из супругов, разность жизненных интересов, вовлечение родителей супругов во взаимоотношения супругов.
Причины, обусловливающие возникновение конфликта на любом уровне, можно дифференцировать по факторам риска (В.Н. Дружинин): наличие существенной возрастной разницы между супругами и разница в образовании; склонность к алкоголизму одного из супругов; недостаточно серьезное отношение к браку и семье, отсутствие мотивации; психологическая и физическая неготовность к браку; вероятность скорого материнства; относительно короткий период добрачного знакомства и как следствие быстрое разочарование в супруге и утрата чувств к нему; принципиальное несогласие родителей супругов на брак; заключение брака по принуждению.
В. Сатир, Ч. Фолкэн, Л.Я. Гозман в качестве причины конфликтов называют надежду на изменение одного из супругов – особенностей характера, поведения, привычек избранника.
Особенность семейных конфликтов в том, что психическое состояние супругов может превратиться в стрессовое, которое может искажать человеческую психику. Негативные переживания в духовном мире человека обостряются, в процессе чего у человека возникает состояние пустоты и все кажется безразличным. Это семейные конфликты, которые являются одной из наиболее распространенных форм конфликтов. Уникальность семейных отношений определяет не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особое влияние на психическое и социальное здоровье всех членов [8].
В.И. Курбатов говорит, что супружеский конфликт – это психологически напряженная ситуация, которая складывается между
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева П.З., Абдурахманова Д.М., Рамазанова С. Социально-психологические предпосылки возникновения конфликтов в семье и пути их преодоления // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 33.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 2018. - 22с.
3. Айдинова О.А., Жмурин И.Е. Причины возникновения конфликтов в молодых семьях: усиление конфликта при рождении детей // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения". В 3-х томах. Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. 2020. С. 176-183.
4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 120 с.
5. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 2015.- 142 с.
6. Андреева А.С. На чем основываются конфликты в семье // Студенческий. 2020. № 5-1 (91). С. 96-97.
7. Андреева Т.В. Психология семьи. СПб: Речь, 2017.- 244 с.
8. Андрейковец Е.М. Использование элементов " форум-театра" в социальной профилактике конфликтов в молодой семье. //Технологии социальной работы с молодостью. 2019
9. Антокольская М.В. Семейное право.- М.: Юристъ, 2015. – 336 с.
10. Антропова И.Ю., Рысева А.С. Психологические причины конфликтов в молодых семьях // Студенческий. 2019. № 37-2 (81). С. 41-44.
11. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 496 с.
12. Баркан А.И. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям /Алла Баркан. - М.: АСТ, 2019.- 379 с.
13. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015. – 160 с.
14. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России. – М.: ИНФРА-М, 2015.-334 с.
15. Вершинин М.С. Конфликтология. - СПб, Изд-во Михайлова В.А.. 2016. - 64 с.
16. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – НФ.: Класс, 2014
17. Голод С.И. Семья и брак: историко - социологический анализ: учебное пособие в рамках программы «Высшее образование» / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 2015.
18. Голубихина М.С. Причины конфликтов подростков с родителями в современной семье // NovaInfo.Ru. 2020. № 117. С. 77-78.
19. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – 2е изд. – СПб.: Питер, 2017
20. Данилова Е.А. Поведение в конфликте супругов на разных стадиях жизненного цикла семьи // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 181-188.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.:КСП, 3-е изд. 2018. - 276 с.
22. Змановская Е. В. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебное пособие / Е. В. Змановская. – М.: ИНФРА-М, 2018
23. Ибрагимова, Х.Ш. Психологические стратегии разрешения межличностных конфликтов у супругов : автореф. дисс. на соиск-е степ. д-ра псих. наук : 21.11.08 / Х.Ш. Ибрагимова; Пятигорский гос. лингв.ун-т. – Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2018
24. Кирюхин А.В. Социальный проект «Идеальная семья» как технология преодоления конфликтов в молодых семьях // В сборнике: Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. Ответственный редактор Е.Ю. Лунькова. 2019. С. 195-198.
25. Ковалев С. В. Психология современной семьи. Информ.- метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни" : Книга для учителя / С. В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2018
26. Курасов Ю.М., Камышанова Т.В. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения/ Под ред. Ю.М. Курасова, Т.В. Камышановой. - Волгоград, Перемена, 2017. – 214 с.
27. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. – М.: Феникс, 2005
28. Куфтяк Е.В. Развитие семейного совладания и функциональности семьи /Е.В. Куфтяк, М.А. Сизова; Федер. агентство по образованию, Костром.гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2019.- 119 с.
29. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2016. Т.6. -№3. - 126-137 с.
30. Ледовских И.А. Изучение личностных особенностей старших дошкольников, воспитывающихся в семьях с супружескими конфликтами // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 282-285.
31. Лидере А.Г. Семья как психологическая система. / А.Г.Лидере. - М.: Просвещение, 2014
32. Мальтиникова Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.- метод. пособие /Н.П. Мальтиникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2019.- 248 с.
33. Манькова Е.Д., Белоусова И.В. Роль социальной работы в решении конфликтов в молодых семьях // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 125-129.
34. Мекшинева А.В., Игина К.А., Чуприкова А.С. Конфликты в молодых семьях // В сборнике: Наука молодых - будущее России. сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах. 2019. С. 166-168.
35. Мильшин А.О. Семья и семейные отношения. Цивилизационный взгляд /А.О. Мильшин. - Брянск: Ладомир, 2019.- 128 с.
36. Мутанова Н.А. Влияние детско-родительских конфликтов на благополучие семьи // В сборнике: Экстремальная психология в экстремальном мире. Материалы I Международного молодежного научного форума. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, В.Е. Петрова, В.М. Позднякова. 2019. С. 205-209.
37. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2018. Т.З, № 2, С.147-151.
38. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2016. - №2, Т.7. - 59-65 с.
39. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина, Т. А., Велента. Т. Ф. Психология семейных кризисов: учебник /Н.И.Олифирович. – СПб.: Речь, 2016. - С.31-33
40. Римашевская Н.М. Жизненный цикл семьи [Электронный ресурс] // Социология: электрон.журнал. - 2019. - URL: https://bstudy.net/661616 /sotsiologiya/rimashevskaya_zhiznennyy_tsikl_semi
41. Руденко Н.Ю. Конфликты в семье как психологическая проблема // В сборнике: Дисфункциональная семья как источник травматизации личности ребенка. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 134-137.
42. Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко. – М.: 1986
43. Толмачева Г.Н. Конфликт как способ разрешения отношений в семье // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 2 (50). С. 50-57.
44. Устинова Н.А., Швецов П.В Использование позитивного подхода в сопровождении молодой семьи // Психология семьи в современном мире. 2017
45. Харачих М.М. Супружеские конфликты в семьях с детьми подросткового возраста // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2019. № 3. С. 211-223.
46. Шилакина А.В. Психологическая помощь семье по прогнозированию и предупреждению супружеских конфликтов // В сборнике: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. cборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. Рязань, 2020. С. 638-651.
47. Шуникова К.А. Типология и модели предотвращения межличностных конфликтов в молодых семьях // Студенческий вестник. 2018. № 2-1 (22). С. 14-16.