Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 14-16 ЛЕТ 5
1.1. Понятие скоростно-силовых качеств 5
1.2. Методические особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14-16 лет 14
Вывод по главе 1. 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 14-16 ЛЕТ 20
2.1. Методы и организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 28
Вывод по главе 2. 33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..41
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Борьба дзюдо в последние десятилетия стало одним из популярных видов спорта в мире и в России. Международная федерация дзюдо объединяет более 170 стран. Этим видом спорта в мире занимается, по мнению специалистов, около 20-и миллионов человек.
Для соревновательной деятельности характерна высокая психическая напряженность, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства. Решающее значение в этих условиях имеют волевые качества и уровень развития физических качеств, в частности скоростно-силовых качеств.
Важным показателем в дзюдо, является хорошая физическая подготовленность, в частности хорошая скоростно-силовая подготовка.
Скоростно-силовые качества это комплекс функциональных свойств спортсмена, который непосредственно определяет способность к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, который ограничен условиями спортивного упражнения, при условии сохранения оптимальной амплитуды движения.
Процесс развития у юных дзюдоистов скоростных способностей идет в двух направлениях: при аналитическом воздействии на отдельные факторы, которые обусловливают скорость движений; за счет тренировочных упражнений, имеющих целостный законченный характер.
Исследования, которые проводятся передовыми отечественными и зарубежными специалистами в области подготовки дзюдоистов, говорят о том, что грамотное и рациональное применение упражнений в системе специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов значительно понижает вероятность получения травм и способствует росту спортивных результатов в будущем (В.И. Перевозник, В.Н. Платонов, В.Д. Фискалов и др).
.
Не смотря на популярность дзюдо, методика скоростно-силовой подготовки полной мере не изучена. Существующие программы и постоянно меняющиеся рекомендации по последовательности обучения техническим действиям требуют своего пересмотра.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что грамотное применение методики развития скоростно-силовых качеств дзюдоистов 14-16 лет будет способствовать более успешному развитию этих качеств.
Объект исследования – учебно-тренировочных процесс дзюдоистов 14-16 лет.
Предмет исследования –скоростно-силовая подготовка дзюдоистов 14-16 лет.
Цель исследования – повысить уровень физической подготовки скоростно-силовых способностей дзюдоистов 14-16 лет, за счёт включения в тренировочный процесс комплекса скоростно-силовой направленности.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14-16 лет.
2. Исследовать скоростно-силовую подготовку дзюдоистов 14-16 лет.
3. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение, эксперимент.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе как средство его совершенствования в плане подготовки дзюдоистов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре __________________________ факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 14-16 ЛЕТ
1.1. Понятие скоростно-силовых качеств
Вопрос формирования скоростно-силовых качеств, проблемы ее решения вытекают из того, что темп перемещений и уровень преодолеваемого отягощения объединены обратно пропорционально. Особенно жесткое нормирование необходимо, если они используются с целью увеличения требования к скоростно-силовым возможностям в высокоскоростных перемещениях, которые в условиях военных операций выполняются с внешними отягощениями.
Эффективность скоростно-силовых упражнений в тот или иной мере соразмерна частоте введения их в еженедельные и наиболее длительные циклы при условии, что в ходе их воссоздания удается, как минимум сохранять, но правильнее повышать приобретенную степень скорости перемещения [6,9].
Кинетика быстроты перемещений служит одним из ключевых критериев в регулировке промежутков отдыха между повторениями: как только движения начинаются замедляться, рационально повысить промежуток отдыха, в случае если это сможет помочь возобновить нужный темп, или прекратить повтор.
Краткосрочность скоростно-силовых процедур и ограниченный размер используемых в них отягощений дают возможность осуществить их в любом занятии массово, применяя ряд повторений в любой серии [1].
Совместно с этим максимальная сосредоточение воли, абсолютное привлечение скоростно-силовых способностей, потребность каждый раз при повторениях никак не позволять смещения в худшую сторону скоростных данных перемещений значительно лимитируют размер нагрузки, отсюда следует принцип применения скоростно-силовых упражнений - «лучше работать чаще, но немного». В рамках любого единичного обучения незаменимым обстоятельством высококачественного и не опасного выполнения скоростно-силовых операций считается фундаментальная разминка, средствами каковой служат дополнительные гимнастические и специализированные предварительные процедуры, производимые с постепенным повышением темпа также быстроты движения [10].
Развитие скоростно-силовых качеств должно соотноситься с адекватной работой мышц в процессе выполнения упражнений. Специалисты считают в этой связи, что целесообразно выделить как самостоятельный вид тренировки скоростно-силовую подготовку, под которой понимается совокупность методов и средств комплексного развития быстроты и силы.
К комплексным формам проявления скоростно-силовых способностей относят следующие (рис. 1.1.).
Рис. 1.1.- Формы проявления скоростно-силовых способностей [14]
Особенно скрупулезная организация и жесткая стандартизация нагрузки необходимы при применении скоростно-силовых процедур ударно-реактивного влияния. Акцентированное использование подобных процедур с максимально проявленным фактором моментального перехода от уступающих к предельно сильным преодолевающим действиям, целесообразно уже после окончания возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при обстоятельстве регулярной многоплановой подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные размеры подобных нагрузок сравнительно не слишком велики. В соответствии с экспериментальным сведениям рекомендовано оценивать физиологические процедуры в следующих границах: количество повторений в одной серии 5-10 движений, количество серий в рамках единичного занятия 2-4 [21,28].
Интервалы интенсивного развлечений между сериями 10-15 минут, количество занятий, содержащих перегрузки в еженедельном цикле 1-2. Имеется ряд альтернатив формирования скоростной силы.
1. Масса отягощения 30-70 % от максимума. Движения выполняются 6-8 раз в умеренном темпе, позволяющем сосредоточиться на скоростном начале любого повторения. В серии выполняются 2-4 подхода с покоем 3-4 минут. В 1 занятии 2-4 серии повторений со действующим покоем среди сериями во 5-7 минут.
2. В качестве основного принципа используется тренировка статодинамического характера, в котором уже после 2-3-х изометрических усилий в границах 60-80% от наибольшего, необходимо активное движения с преодолением отягощения, равного 30% от наибольшего. С целью выполнения изометрического усилия применяется грузы, что удерживаются блоковым механизмом с особым упором. В 1 подходе – 4-6 перемещений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с покоем 3-4 минут. В 1 занятии от 2-х до 4-х серий с паузами с целью отдыха 5-7 минут.
3. Упражнения нацеленные на формирование преимущественно исходной скорости, в частности исходной силы мышц. Утяжеление 60-65 % от наибольшего. Производится непродолжительное сосредоточенное подрывное напряжение, сообщающее только лишь исходное движение отягощению и только в первоначальном отрезке его пути. В 1 подходе – 4-6 перемещений с случайным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с покоем 3-4 минут. В 1 занятия от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 минут [3].
При формировании высокоскоростной силы значимым, обстоятельством триумфом считается предельно допустимое расслабленность мускул пред любым возобновлением упражнения. В наиболее продолжительных паузах между сериями рекомендовано осуществлять упражнения махового характера, успокаивающие и растягивающие мышцы.
Прыжки – наиболее элементарный и популярный способ формирования скоростной силы. В ходе их использования следует совершать упор на скорость отталкивания и никак не стремиться к формированию мощности движения.
При формировании скоростной силы необходимо понимать: упражнения с сопредельным тренирующим влиянием необходимо выбирать с учетом начальной степени физической и скоростно-силовой подготовленности; уже после скоростной, быстрой, подрывной перегрузки мышцы должны непременно освобождаться от своеобразной усталости, оперативно вести подготовку к следующей нагрузке.
Для этого необходимо преднамеренно использовать упражнения на эластичность, маховые движения в интервалах между повторениями и в период назначенного специального отдыха [12,16,18].
Ю.В. Верхошанский и Л.П. Матвеев все имеющиеся специальные упражнения для развития скоростно-силовых способностей разделяют на две группы Средства специальной и средства общей подготовки [3].
Средства специальной подготовки, направленные на развитие определенных мышечных групп и тех качеств, которые особенно необходимы для избранной спортивной деятельности, а также направленных на совершенствование техники избранного вида спорта. По мнению Л.П. Матвеева, сложность подбора специальных упражнений заключается в обеспечении этого сопряженного воздействия. Однако следует учитывать, что повышенная острота воздействия специальных упражнений приводит к быстрому истощению физических и психических ресурсов организма. Необходимо помнить, что применение метода сопряженных воздействий можно получить лишь в том случае, если средства специальной физической подготовки будут иметь не только внешнее сходство с основными движениями, но и режим усилий мышц в тренировочных упражнениях должен полностью соответствовать режиму усилий мышц в основных фазах движения спортивной техники.
Ю.В. Верхошанский [2] предлагает все упражнения специальной физической подготовки подбирать на основе принципа динамического соответствия, включающего критерии:
- амплитуды и направления движения
- акцентируемого участка амплитуды движения
- величины усилия и время его развития
- быстроты проявления максимума усилия
- режима работы мышц.
Е.Я. Гридасова и Е.Я. Умаров [4] при выборе специальных упражнений рекомендуют придерживаться следующих принципов:
1.корреляциолнной зависимости
2.идентичности усилий
3.работы мышц
4.изменения условий выполнений основного упражнения.
Ю.С. Барчуков [3] и А.А. Нестеров предлагают подбирать специальные упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение структурно соответствовало и превышало соревновательное упражнение по интенсивности до 10%.
По мнению М.Ю. Скворцовой, опыт спортивной практики и специальные исследования показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябин, В.Г Многолетняя тренировка юных спортсменов /В.Г. Алябин, А.В. Алябин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 2008. – 245 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика /И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. – Москва: Академия, 2006. – 528 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: ФИС. 2001. -332 с.
4. Вершинин, М.А. Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов / М.А. Вершинин, А.С. Яковлев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - №2. - С. 77-83.
5. Гридасова, Е. Я. Основные принципы выбора специальных легкоатлетических упражнений / Е. Я. Гридасова, А. А. Умаров // Совершенствование системы подготовки легкоатлетов: Сб. науч. тр. каф. легкой атлетики РГАФК. М.: РИО РГАФК, 1996. - С. 29-37.
6. Губа, В.П. Теория и методика футбола: Учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. − Электрон. дан. − М.: Советский спорт, 2013 – 536 с.
7. Губа, Д. В. Развитие скоростно-силовых способностей / Д. В. Губа // Физ. культура в шк. – 2012. – № 5. – С. 59–61.
8. Дзюдо. Программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / сост. С.В. Ерёгина и др. – М. : Советский спорт, 2005. – 268с.
9. Дзюдо. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Национальный Союз дзюдо. – 2-е изд. исправ. – М.: Советский спорт, 2009 – 212 с.
10. Дзюдо. Система и борьба /Учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблева, В.М. Невзорова, Ю.М. Схаляхо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 800 с.
11. Дзюдо /Учебник для студентов высших и средних учебных физкультурных заведений, специалистов, тренеров, спортсменов-дзюдоистов, аспирантов, слушателей ФПК /под ред. д.п.н., проф. А.В. Еганова. – Челябинск: УралГУФК, 2008. – 379 с.
12. Косихин, В.П. Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: автореф. …д–ра пед. наук.- М., 2012. - 50 с.
13. Костюкевич, В.М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки / В.М. Костюкевич. - Винница: Планер, 2006. - С.683.
14. Кудрицкий, В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка /В. Н. Кудрицкий. Брест: БГТУ, 2021. - 276 с.
15. Курцевич, Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитании. Т.1 / Т.Ю. Курцевич. – Киев, 2003. – 407 с.
16. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. — М.: ООО «Фирма «Изда¬тельство АСТ», 1998. - 272 с.
17. Матвеев, Л.П. Воспитание физических качеств/ Л.П. Матвеев // Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультетов физической культуры пед. институтов. Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2001. -287 с., стр. 154 – 156.
18. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – Москва : Советский спорт, 2010. – 340 с.
19. Михайлова, Т. В. Социально-педагогические основы деятельности тренера / Т. В. Михайлова. – М.: Физ. культура, 2009. – 288 с.
20. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г. В. Монаков. – М. : Советский спорт, 2007. – С.115-117.
21. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 863 с.
22. Олейник, Е.А. Влияние спортивной деятельности на морфологические характеристики спортсменок в сложнокоординационных видах спорта / Е.А. Олейник // Естествознание и гуманизм. Современный мир, природа и человек / под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2008. – Т. 5, № 1. – С. 74.
23. Перевозник, В. И. Влияние специальных средств на скоростные способности юных футболистов 12–13 лет / В. И. Перевозник // Слобожанський науково-спортивний вiсник. – Харків : ХДАФК, 2011. –№ 4. – С. 79–84.
24. Платонов, В. Н. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2004. – 808 с.
25. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с.
26. Пономаренко, П. А. Учись видеть поле / П. А. Пономаренко. – Донецк: РИП «Лебедь», 1994. – 112 с.
27. Рябинин, С.П., Шумилин А.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах. Красноярск: Институт естественных и гуманитарных наук СФУ, 2011. — 153 с.
28. Сахновский, К. П. Теоретико-методические основы системы многолетней подготовки : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / К. П. Сахновский. – К., 1997. – 48 с.
29. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовки баскетболистов / М.Ю. Скворцова.– Кемерово, 2007. -111 с.
30. Сайт международной федерации дзюдо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijf.org (Дата обращения: 14.04.2021).
31. Свищев, И.Д. Дзюдо: Учебное пособие для спортивных школ. – М.: РГАФК, 2014. – 311 с.
32. Филин, В.П. Скоростно-силовая подготовка спортсменов. — М.: Физкультура и Спорт, 2012.- С. 113.
33. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с.