Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, к сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. В настоящее время наблюдается отсутствие должного анализа и учета правонарушений в области управления, а также оценки эффективности применяемых мер ответственности к субъектам. Одной из острых и актуальных проблем остается ответственность на государственной службе. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности субъектов государственного управления за нарушение установленных законом запретов и ограничений.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены запреты, связанные с гражданской службой. Их цель - обеспечить высокий моральный облик государственного гражданского служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий, максимально препятствовать проявлениям коррупции.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с ограничениями и запретами в статусе граждан Российской Федерации, занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовые ограничения в статусе граждан РФ, занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правовых ограничений в статусе граждан Российской Федерации занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти.
Задачами работы ставится:
- Рассмотреть статус граждан Российской Федерации занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти;
- Исследовать правовые основы ограничений в статусе граждан, занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти;
- Проанализировать запрет предпринимательской деятельности;
- Изучить запрет получать вознаграждения (подарки);
- Рассмотреть запрет допускать публичные высказывания о работе госорганов;
- Выявить проблемы и определить перспективы развития правового регулирования ограничений в статусе граждан Российской Федерации, занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ И ЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ
1.1. Статус граждан Российской Федерации занимающих должности в государственных и муниципальных органах власти
В июле 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором впервые в современной России установлены правовые основы государственной службы, ее организации, а также основы правового статуса служащих и порядок прохождения ими службы. В соответствии с указанным Федеральным законом к государственной службе были отнесены только те лица, которые замещали государственные должности в государственных органах, а все должности в государственных органах разделены в зависимости от назначения на разные категории.
В качестве основной цели указанного Федерального закона выступало создание единой федеральной базы государственной службы, придание ей эффективности и профессионального характера. В нем были, помимо прочего, закреплены основные принципы государственной службы, введен ряд ограничений для служащих государственных органов, урегулированы дисциплинарные вопросы государственной службы. Немаловажным фактом было закрепление системы гарантий для государственных служащих, что способствовало укреплению системы государственной службы.
В настоящее время определение госслужащего дано в ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.
Правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность.
Определяющим элементом административно-правового статуса государственного служащего являются государственно-властные полномочия. Наделение государственного служащего частью функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции государственного органа. Государственный служащий, реализующий государственно-властное полномочие, вправе давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему в непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственного принуждения. Служебные обязанности возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих. Должностные обязанности, в отличие от служебных, определяются должностными инструкциями, регламентами, положениями, уставами, разрабатываемыми на основе квалификационных требований, установленных законодательством о соответствующем государственном органе, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между государственными служащими.
Следующим элементом, составляющим административно-правовой статус государственного служащего, являются права, предоставляющиеся ему в связи с исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбора поведения государственным служащим, создают условия защищенности как в правовой, так и в социальной сфере.
Анализ законодательства о государственной службе позволяет говорить о двух группах прав. Первую группу составляют права, способствующие непосредственной реализации административно-правового статуса государственного служащего. Вторая группа прав опосредованно влияет на правовой статус государственного служащего. Это право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, на продвижение по службе, на переподготовку и повышение квалификации, на обеспечение надлежащих условий, необходимых для исполнения должности, на государственную защиту, на денежное содержание, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством. Эти права являются общими для всех госслужащих и гарантированы законодательством о государственной службе.
Следующим элементом административно-правового статуса государственного служащего являются ограничения и запреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и при ее прохождении.
Последним элементом в структуре административно-правового статуса государственного служащего является ответственность. Ответственность - устойчивая основа всех элементов, образующих административно-правовой статус государственного служащего.
В настоящее время вопрос административно-правового статуса федеральных государственных гражданских служащих в ОВД является актуальным, так как правовой статус рассматриваемых лиц существенно отличается от правового статуса государственных гражданских служащих, проходящих службу в других структурах государственной власти.
Остановимся на этом вопросе более подробно в силу его актуальности. Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Данный вид службы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». На сегодняшний день государственная гражданская служба получила широкое распространение в органах исполнительной власти федерального и регионального уровня.
Результатом внесения изменений в Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» стала возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов (ч. 3 ст. 8). Таким образом, данная норма позволяет учреждать должности федеральной государственной службы и в органах внутренних дел.
Анализируя количественный состав государственных гражданских служащих в ОВД, можно сделать вывод о том, что федеральная государственная гражданская служба приобретает особую актуальность в свете продолжающейся реформы МВД, в числе прочего это объясняется и тем, что содержание гражданских служащих, проходящих службу в ОВД, обходится государству в разы меньше, чем содержание сотрудников ОВД. В связи с этим можно прогнозировать сокращение штата сотрудников ОВД и перевод их в ранг федеральных государственных гражданских служащих, что позволит сократить бюджетные расходы.
Государственные гражданские служащие проходят службу и в центральном аппарате, и в территориальных органах Министерства внутренних дел на таких должностях, как заместитель директора (начальника) департамента, начальник отдела в департаменте, главном управлении, управлении; референт, ведущий советник; помощник руководителя (начальника) территориального органа; консультант; специалист-эксперт и др.
Административно-правовой статус федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в ОВД, существенно отличается от гражданских служащих, проходящих службу в других структурах. Специфика прохождения их службы заключается в том, что их правовой статус образуют как общие нормативные правовые акты, регулирующие прохождение службы всех гражданских служащих (федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти), так и специальные, касающиеся только тех, кто проходит службу в органах внутренних дел.
Однако существует ряд проблем, связанных с правовым регулированием административно-правового статуса федеральных государственных гражданских служащих в ОВД, к ним можно отнести следующие:
1. На сегодняшний день отсутствуют четкие критерии введения должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальном органе МВД. Данный орган, получивший новое штатное расписание, на свое усмотрение вводит должности федеральной государственной гражданской службы в любое обеспечивающее подразделение (кадровое, тыловое, секретариат и др.) и федеральную миграционную службу.
2. В связи с отсутствием определенных критериев введения должностей федеральной государственной гражданской службы в обеспечивающее подразделение, например в кадровое, на практике складывается такая ситуация, при которой аттестованный сотрудник, гражданский служащий или вольнонаемный работник могут выполнять одинаковые функции, но при отсутствии одного из них, например аттестованного сотрудника, замещать его должность ни одна из оставшихся категорий не может, так как их деятельность регулируется разными нормативными правовыми актами. Так, деятельность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
7. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.
8. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
9. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Российская газета, N 162, 31.07.2004.
10. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Российская газета, N 104, 31.05.2003.
11. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.
12. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
13. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6953.
14. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2306.
15. Федеральный закон от 25.07.2006 N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3427,
16. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» // Собрание законодательства РФ, 20.01.2014, N 3, ст. 279.
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» // Российская газета, N 12, 22.01.2010.
18. Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4261.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7169.
21. Определение КС РФ от 22 декабря 2015 г. N 3016-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Яковлевой Елены Вадимовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 13, пунктом 15 части 2 статьи 49 и пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, сентябрь, 2013.
23. Определение Московского городского суда от 28 апреля 2012 г. N 4г/2-2876/12 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2015 г.; Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-48826 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15 марта 2017 г. по делу N 2-340/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края N 2-641/2017 от 29 марта 2017 г. // СПС «КонсультантПлюс».
27. Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края N 2-230/2015 2-230/2015(2-3564/2014;)~М-3697/2014 2-3564/2014 М-3697/2014 от 14 апреля 2015 г. по делу N 2-230/2015. // СПС «КонсультантПлюс».
28. Антонов К. Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней // Трудовое право. 2017. N 2. С. 29.
29. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 78.
30. Гришковец А.А. Дисквалификация государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право. 2013. N 12. С. 1122 - 1138.
31. Занина Т.М., Шебанова О.А. К вопросу об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам X Юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 65 - 68.
32. Заключение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 26.04.2012 N 11/2 «По проекту Федерального закона N 47244-6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «КонсультантПлюс».
33. Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Современное право. 2016. N 4. С. 33.
34. Коломоец Е.Е. Трудовой договор и служебный контракт: проблемы теории и правоприменения: монография. Москва: Проспект, 2019. С. 98.
35. Лещина Э.Л. Дисциплинарный (служебный) проступок как основание дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 55.
36. Лисов В.В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации и ее прохождением: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 144 – 150.
37. Малеванова Ю.В. Некоторые аспекты административной ответственности государственных гражданских служащих // XII Всероссийская научно-практическая конференция «Державинские чтения»: Сб. ст. / Отв. ред. О.И. Александрова: ВГУЮ (РПА Минюста России). М.: Изд-во ВГУЮ, 2017. С. 465 - 466.
38. Не наши миллиарды: семья полковника Захарченко пытается сохранить имущество // URL: http://vestiregion.ru/2017/11/11/ne-nashi-milliardy-semya-poLkovnika-zaxarchenko-pytaetsya-soxranit-imushhestvo/ (дата обращения: 17.02.2021).
39. Памятка для служащих Генпрокуратуры России «Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://genproc.gov.ru.
40. Панова Н.В. Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 11. С. 43.
41. Переседов А.М. Соотношение принципов открытости государственной гражданской службы, приоритета прав и свобод человека с ограничением, налагаемым на свободу выражения собственных суждений и мнения со стороны государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 16.
42. Пресняков М.В. Проблемы обращения в доход государства имущества, полученного коррупционным путем: «А Васька слушает да ест» // Административное право и процесс. 2017. N 1. С. 54 - 58.
43. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: Коллективная монография / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. С. 87.
44. Ростовцева Ю.В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в системе государственной службы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 3. С. 47.
45. Салищева Н.Г. Направления развития административно-правовых отношений в современной России // Административно-правовые отношения в условиях модернизации Российского государства: Сборник статей. М.: Институт государства и права РАН, 2011. С. 39.
46. Спектор Е.И. Коррупционные правонарушения: проблемные вопросы юридической квалификации // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 41.
47. «Уволь меня, если сможешь» - как избежать ответственности за конфликт интересов // URL: http://www.transparency.org.ru/sryvaem-maski/uvol-menia-esli-smozhesh-kak-izbezhat-otvetstvennosti-za-konflikt-interesov. Дата обращения 15.02.2021.
48. Чаннов С.Е. Закон о контроле за расходами чиновников: вопросы эффективности // Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. N 2. С. 102 - 108; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Расходы госслужащих теперь под контролем // Справочник кадровика. 2013. N 3. С. 60 - 69 и др.
49. Чаннов С.Е. Революционная целесообразность как метод борьбы с коррупцией // Административное право и процесс. 2018. N 5. С. 23.