Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что скоростно-силовые качества являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека. Важно отметить, что физическая культура представляет собой важный раздел современной педагогики, который даёт значительные возможности для развития скоростно-силовых качеств, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития скоростно-силовых способностей для массового контингента занимающихся подросткового возраста.
К учащимся среднего школьного возраста требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках занятий по физической культуре. Стоит напомнить, что подросток – это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним занятий по физической культуре и спорту требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на подростка.
Целью исследования является определение благоприятных возможностей и методов воспитания скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста средствами лёгкой атлетики.
Задачи исследования
1. Исследовать сущность понятия «скоростно-силовые способности».
2. Охарактеризовать особенности лёгкой атлетики в системе школьного образования
3. Выявить специфику подходов к развитию скоростно-силовых качеств в подростковом возрасте.
4. Провести диагностику развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста
5. Разработать рекомендации по развитию скоростно-силовых способностей средствами лёгкой атлетики на уроках физической культуры.
Объект исследования – скоростно-силовые способности
Предмет исследования – развитие скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста средствами лёгкой атлетики
Практическая значимость курсовой работы связана с тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике учителя физической культуры, тренера ДЮСШ, а также при проведении практических занятий со студентами.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей учащихся средствами лёгкой атлетики
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях
Скоростные способности представляют собой функциональные качества, способствующие тому, чтобы выполнить определённые двигательные действия в максимально сжатые сроки. Скоростные способности характеризуется следующими параметрами:
1) временем двигательной реакции,
2) скоростью одиночного движения,
3) частотой движений.
При этом следует отметить, что между основными составляющими скоростных способностей не всегда отмечается прямая взаимосвязь: при высокой частоте движений возможна, например, невысокая скорость одиночных движений [14].
На скоростные способности оказывают воздействие подвижность нервных процессов, особенности управления координационной деятельностью мышц со стороны нервной системы, а также строением и составом мышц.
Деятельность по развитию скоростных способностей представляет собой по сути работу, направленную на развитие умений быстро выполнять определённые действия. Ещё в давние времена было установлено, что наиболее эффективными упражнениями для развития скоростных качеств являются бег на короткие дистанции и прыжки. При этом хорошую результативность обеспечивают систематические стартовые ускорения, бег на короткие отрезки [6].
Следует отметить, что развитие скоростных качеств неодинаково в разные возрастные периоды. Наибольший ежегодный прирост в повышении максимальной частоты движений отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В дальнейшем возможности не так эффективны.
В различных источниках научной литературы представлены разнообразные определения скоростных способностей. Нами отмечены три определения, которые, по нашему убеждению. Наиболее целесообразно использовать при характеристике рассматриваемого качества.
Скоростные способности представляют собой умение совершать двигательные действия в минимальное время. Согласно другому определению, скоростными способностями являются функциональными возможностями организма совершать действия как можно быстрее. Помимо этого, скоростные способности определяют возможность человеческого организма своевременно реагировать на внешние раздражители.
Скорость имеет количественные характеристики. В их числе время скрытого периода двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений в единицу времени и производная от этих показателей - скорость передвижения в пространстве. В практике физической культуре и спорта скоростные способности реализуются в таким физическом качестве, как скорость [19].
По сравнению с остальными физическими качествами скорость является наиболее сложнотренируемым качеством. Так, в результате многолетних занятий спринтерским бегом прирост максимальной скорость возможен лишь на 13 – 19%. Это связано с тем, что за развитие скоростных способностей отвечают врождённые свойства мышц, осуществляющие их сокращение.
В различных видах спорта скоростные способности имеют огромное значение. Самую большую роль скоростные способности играют в таком виде спорта, как лёгкая атлетика. Скоростные качества при выполнении определённых физических упражнений связаны также и с другими характеристиками: телосложением, техникой выполнения, гибкостью, координацией, силой. В связи с этим скорость может быть увеличена посредством развития и вышеназванных качеств [28].
С целью развития скоростных способностей эффективным является использование таких средств, как бег под уклон, спринтерский бег, а также спортивные игры. Различные упражнения для развития скоростных качеств выполняются с высокой интенсивностью.
Большое значение в развитии скоростных качеств имеет соотношение так называемых «быстрых» и «медленных» мышечных волокон. «Быстрые» (или белые) волокна служат для развития максимально высокой скорости. «Медленные» (красные) волокна предназначены к работе на выносливость, так как позволяют осуществлять работу в длительном режиме на невысокой скорости [13].
Энергетическое обеспечение «быстрых» мышечных волокон осуществляется за счёт анаэробных процессов. Обеспечение энергией «медленных» волокон связано с аэробными процессами. В связи с этим в «медленных» волокнах более количество капилляров, количество миоглобина также выше. Окислительные ферменты обладают большей активностью.
Несмотря на то что на развитие скоростных способностей оказывают влияние прежде всего генетически обусловленные анатомические и физиологические особенности, такое физическое качество, как выносливость, может эффективно развиваться [4].
Принимая во внимание высокую значимость природных анатомо-физиологических способностей. Нельзя не рассматривать также факторы внешней среды как существенные детерминанты развития скоростных способностей.
Тренеры по различным видам спорта, а также педагоги по физической культуре при развитии скоростных способностей детей должны учитывать, что в различные возрастные периоды развитие этих способностей неодинаково. По данным А.Б. Муллева (2016) наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития скоростных способностей.
С 10-12 лет осуществляется быстрое развитие организма, что обусловлено с перестройкой всего организма, изменением гормонального баланса при переходе на подростковый этап развития. На начальных этапах данного периода скоростные способности начинают стремительно возрастать. У девочек интенсивное увеличение скоростных способностей продолжается до наступления менструаций, в 12 – 14 лет. У мальчиков развитие происходит медленнее и наиболее активно скоростные способности развиваются в возрасте 15 – 16 лет.
Таким образом, развитие скоростных способностей определяется совокупностью основных факторов:
1. Анатомо-физиологическими и психологическими особенностями организма
2. Возрастной периодизацией
3. Внешними условиями.
В многочисленных исследованиях отмечается, что максимально возможная скорость определяется не только скоростными способностями, но также такими факторами, как развитие гибкости, динамической силы, координацией, техникой выполнения. Соответственно, скоростные способности являются комплексным качеством [21].
Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, относятся к работе с максимальной мощностью. Как правило, выполнение одного упражнения на развитие скорости не превышает 25 с.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается.
Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Таким образом, если существует необходимость повышения скорости в определённом виде физической работы, необходимо тренировать именно эти действия.
В спорте, физической культуре, а также некоторых иных видах физической нагрузки скоростные способности реализуются в следующих видах деятельности:
а) ациклический – взрывное усилие осуществляется однократно;
б) стартовый разгон – увеличение скорости происходит постепенно и в итоге достигает максимума;
в) дистанционный – максимально возможная скорость поддерживается определённое время;
г) смешанный – состоит из всех вышеперечисленных способов деятельности [29].
В развитии скоростных способностей используются упражнения, отвечающие следующим условиям:
а) достижение максимальной скорости в ходе выполнения;
б) хорошая возможность овладения техникой;
в) в упражнении должен присутствовать этап, во время которого происходит снижение скорости [26].
Следует отметить, что снижение скорости в процессе тренировки свидетельствует о необходимости отдыха и восстановления, поскольку в противном случае дальнейшая работа будет направлена на развитие скоростной выносливости.
Такие методы, как соревновательный и повторный, наиболее эффективны для развития скоростных способностей.
При определении методического аппарата развития скоростных способностей принимают во внимание следующие приёмы:
а) воспитание быстроты в целостном движении;
б) развитие максимальной скорости движений при выполнении упражнений [31].
Основная тенденция при развитии скоростных качеств – повышение скорости до максимально возможного уровня. В связи с этим рекомендуется использование соревновательного метода в тренировочной деятельности. Данный метод вызывает у спортсменов стремление превзойти соперников, что связано с необходимостью проявить максимально возможную скорость.
Вместе с тем, необходимо знать, что при выполнении серии движений с максимальной частотой, движущейся конечности (части тела) вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц – антагонистов, и этому же сегменту придаётся обратное ускорение. При повышении частоты двигательного действия может наступить такой момент, когда мышцы будут не в состоянии сократиться и расслабиться в течение короткого промежутка времени. При этом режим их работы при этом будет приближаться к изометрическому. В связи с этим, осуществляя тренировочную деятельность, направленную на развитие скоростных способностей. Необходимо также выполнять работу, направленную на развитие умений к мышечному расслаблению. Спортсмены высокой квалификации отличаются способностью к уменьшению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путём постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц, в том числе, и аутотренингом [30].
На начальном этапе развития скоростных способностей необходимо не останавливаться на определённом методе, а использовать разнообразные средства, что позволит тренировать различные аспекты скоростных качеств. Развитие скоростных способностей при этом должно происходить в различных условиях [24].
1.2. Лёгкая атлетика на уроках физической культуры в основной школе
Лёгкая атлетика – вид спорта, включающий состязания по таким дисциплинам, как бег, прыжки, метания, ходьба и многоборья. Легкая атлетика является старейшей формой организованного спорта, развившейся из самых основных видов человеческой деятельности: бега, ходьбы, прыжков и метания. Этот вид спорта является старейшим видом, известным с глубокой древности, поскольку включает в себя естественные двигательные действия человека. В настоящее время лёгкая атлетика – один из наиболее популярных видов спорта на международном уровне. Именно она приносит наибольшее число медалей на летних Олимпийских видах, поскольку медали разыгрываются в многих дисциплинах как у мужчин, так и у женщин. Всему миру известны достижения великих легкоатлетов, в числе которых немало российских представителей [20].
В летнее время соревнования по лёгкой атлетике проводятся на открытом воздухе. Большинство дисциплин проводятся на стадионе. Исключение составляют марафон и спортивная ходьба.
Соревнования по лёгкой атлетике в зимний период проводятся в закрытых помещениях, в связи с чем многие дисциплины в зимних чемпионатах не проводятся. Это относится к длинным метаниям, бегу на длинные дистанции и спортивной ходьбе. Помимо этого, наблюдаются изменения и в беговых дистанциях в летний и зимний периоды.
Существуют виды лёгкой атлетики, которые не входят ни в программу Летних, ни в программу Зимних чемпионатов. Прежде всего это многочисленные нестандартные беговые дистанции (например, бег на одну милю, часовой бег) [16].
Соревнования по лёгкой атлетике могут быть также командными. В этом случае производится подсчёт очков спортсменов команд. Однако, как правило, командный зачёт является неофициальным, как это характерно для Олимпийских игр и чемпионатов мира.
Развитие современного спорта, однако, началось только с начала 19 века. Организованные любительские забеги проводились в Англии еще в 1825 году, но именно с 1860 года Легкая атлетика пережила свой самый большой всплеск на сегодняшний день. В 1861 году Западно-лондонский гребной клуб организовал первую встречу, открытую для всех любителей, а в 1866 году был основан любительский спортивный клуб (AAC), который провел первый чемпионат Англии. Акцент во всех этих встречах делался на соревновании “джентльменов-любителей”, которые не получали никакой финансовой компенсации. В 1880 году ААК уступил руководящую власть любительской атлетической ассоциации (ААА).
Легкая атлетика была хорошо известна во многих странах к концу 1800-х годов, но только после возрождения Олимпийских игр в 1896 году этот вид спорта стал по-настоящему международным. Несмотря на скромное начало, Олимпийские игры дали вдохновение и стандартизирующее влияние, которое должно было распространить интерес к легкой атлетике во всем мире. В 1912 году была основана Международная федерация любительского спорта (IAAF), и к тому времени, когда эта организация отметила свое 75-летие в 1987 году, она насчитывала более 170 национальных членов. Его правила применялись только к мужским соревнованиям до 1936 года, когда ИААФ также стала руководящим органом женской легкой атлетики [7].
Основные международные соревнования до Второй мировой войны включали Олимпийские игры, Игры Британской Империи и европейские чемпионаты, но после войны легкая атлетика пережила свой самый большой период роста, укореняясь особенно в развивающихся странах. К 1950-м годам спортсмены мирового класса из африканских, азиатских и латиноамериканских стран пользовались большим успехом на международных соревнованиях.
Соревнования высшего уровня в легкой атлетике по-прежнему ограничены спортсменами-любителями, хотя определение “любитель” продолжает развиваться. Со временем ИААФ сократила свое определение спортсмена-любителя до самых простых возможных терминов: “любитель-это тот, кто соблюдает правила отбора ИААФ”. До 1980-х годов ИААФ пыталась удержать своих спортсменов от получения финансовой выгоды от этого вида спорта. Однако это всегда была борьба, так как звездные спортсмены и страстные промоутеры встреч умудрялись обходить правила. Так же поступали и целые страны: страны Восточной Европы оказывали государственную помощь спортсменам, другие страны поощряли военнослужащих концентрироваться на легкоатлетической подготовке, а американские спортсмены получали стипендии колледжей в обмен на свои навыки [3].
Финансовая помощь стала приемлемой в 1980-х годах благодаря использованию целевых фондов. Спортсменам разрешалось принимать плату за участие в соревнованиях, за хорошую работу, за участие в телевизионной рекламе или за другие виды деятельности, связанные со спортом. Деньги были переданы в доверительное управление; расходы на обучение могли быть отнесены на счет фонда, а оставшиеся средства, если таковые имелись, шли спортсмену на пенсию после окончания соревнований. Некоторые спортсмены, как сообщалось, зарабатывали несколько сотен тысяч долларов в год по новой системе. Основными функциями ИААФ являются поддержание набора правил, которые являются едиными во всем мире, утверждение мировых рекордов для соревнований на открытом воздухе и в помещении, а также продвижение международной легкой атлетики. Продолжая руководить соревнованиями по легкой атлетике на Олимпийских играх, ИААФ в 1983 году начала проводить свои собственные четырехлетние чемпионаты мира, организовала соревнования на Кубок мира, а также организовала соревнования по ходьбе, бегу по пересеченной местности, марафону и другим дорожным гонкам, легкой атлетике в помещении и юниорским соревнованиям.
Каждая страна-член ИААФ имеет свой собственный набор правил и ведет свой собственный набор рекордов в соответствии с международными руководящими принципами. Любительские спортивные федерации отдельных стран проводят свои собственные национальные чемпионаты. В Соединенных Штатах, например, только спортивный Конгресс (TAC) имеет право выбирать международные команды (за исключением олимпийской команды, которая находится под юрисдикцией Олимпийского комитета Соединенных Штатов), устанавливать правила и принимать или отклонять записи. Он также проводит национальные чемпионаты и другие соревнования. Собрания, в которых участвуют только спортсмены колледжей или университетов, обычно регулируются правилами Национальной коллегиальной спортивной ассоциации (NCAA), Национальной ассоциации межвузовской легкой атлетики (NAIA) или одной из двух младших (двухгодичных) групп колледжей. Большинство средних школ в Соединенных Штатах находятся под эгидой Национальной федерации спортивных ассоциаций средних школ Штатов [11].
Детали проведения легкоатлетических соревнований варьируются в зависимости от места проведения, уровня и типа соревнований. В значительной степени основной вид спорта был стандартизирован правилами IAAF. Соревнования на открытом воздухе проходят на 400-метровой (около 440 ярдов) овальной беговой дорожке. Композиции треков сильно различаются. Когда-то почти все дорожки были из натуральных материалов (грязь, глина, зола и щебень - самые распространенные), но теперь все основные конкурсные дорожки сделаны из синтетических материалов. Синтетическая дорожка обеспечивает более стабильную и быструю опору в любых погодных условиях. Исполнители полевых соревнований также выигрывают от улучшенной опоры; прыгуны и метатели копья выступают на тех же материалах, которые используются для синтетических дорожек, в то время как метатели дроби, диска и молотка работают в кругах, сделанных из бетона[19].
Крытый трек встречает адаптацию к широко изменяющимся и часто ограничивающим условиям. Некоторые трассы имеют накренившиеся кривые, другие не накренившиеся. Бег по пересеченной местности использует любую доступную местность - парки, поля для гольфа, сельскохозяйственные угодья. Предписанная IAAF дистанция в международных гонках для мужчин составляет приблизительно 12 000 метров (7,5 мили), а для женщин - 4000 метров (2,5 мили). Дорожные события включают в себя пешие прогулки, марафонские и другие дорожные пробеги на широко варьирующиеся расстояния.
Каждое мероприятие имеет элементы оборудования, которые необходимы для проведения мероприятия. Все спортсмены, например, требуют обуви, которая дает тягу и защиту с минимальным весом. Другие предметы снаряжения включают в себя стартовые блоки, используемые спринтерами и барьеристами, барьеры, шесты для прыжков и инструменты, используемые в различных соревнованиях по метанию.
Легкоатлетические соревнования сильно отличаются по форме представления. Типичное соревнование в школе, университете или клубе длится один день. Заседания конференции обычно длятся два дня, в то время как национальные чемпионаты требуют трех-четырех дней для размещения большого количества спортсменов. Олимпийские игры и чемпионаты мира запланированы на восемь дней соревнований по легкой атлетике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аршинник, С.П. К вопросу об учёте спортивных интересов школьников в средних классах // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 83-87.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры – М.,1990
3. Байтман Л.Б., Зуев С.В. Уроки лёгкой атлетики в школах Карелии/Физкультура в школе, 2000, №3
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого – М.,1988.
5. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки/Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков, С.А. Тихонов; Под ред. В.В. Кузнецова. –М.: Физкультура и спорт, 1982.
6. Болдырева И.О. Избранные лекции и практикум по общей и возрастной физиологии человека. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005
7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М., 1971
8. Венедиктов И.Н. Методика преподавания лёгкой атлетики. – М., 1998.
9. Доценко, Е.А. Элективный курс по физической культуре «Лёгкая атлетика» // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО. Материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. 2016. С. 106-107.
10. Желеняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002.
11. Жилкин А.И. и др. Лёгкая атлетика: Учеб. Пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М., 2003.
12. Залесский М. Биохимический контроль в беге на выносливость:/Лёгкая атлетика. – М.: ФиС, 1989, №6.
13. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки/Методические основы развития физических качеств – М.,1994.
14. Зданевич А.А. Бег на уроках лёгкой атлетики/ Физкультура в школе,1999, №2.
15. Зданевич А.А Прыжки на уроках лёгкой атлетики/Физкультура в школе,1998, №3.
16. Кёллер Х. Упражнения на выносливость – М., 1984.
17. Книга тренера по лёгкой атлетике/Под ред. Хоменкова Л.С. – М., 1987.
18. Кольчевская Л.И Как планировать уроки лёгкой атлетики/ Физкультура в школе,1998, №3.
19. Коробков А., Волков Н. Бег на средние дистанции; факторы результативности: / лёгкая атлетика – М.: ФиС,1983, №11.
20. Лёгкая атлетика: Учеб. для студентов пед. ин –тов по спец. №2114 «Физ. воспитание» / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов – М., 1987.
21. Лёгкая атлетика: Учебник для ин – тов физ. культ./Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова – М., 1989
22. Лёгкая атлетика: Учебник. под ред. Озолина Н.Г., Маркова Д.П. – М., 1972.
23. Литвиненко, Л.В. Лёгкая атлетика. Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2015.
24. Макаров А.Н. и др. Лёгкая атлетика: Учеб. для учащихся отд – ний физ. воспитания пед. уч – щ – М., 1990.
25. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение. 1991 .
26. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры – М: Физкультура и спорт, 1991
27. Матвеев А.П. Физическая культура 5-11кл. – М., 2007.
28. Методические рекомендации учителям физкультуры/сост.А.С. Комельков.- Челябинск, 1991.
29. Московченко О.Н. Теория и методика физической культуры - Красноярск, 1994.
30. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев – М.: Фикультура и спорт, 1998.
31. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М., 19970.
32. Окунёв А.П. Основы тренировки в беге/Учебное пособие к спецкурсу/Рязань, 1989.
33. Практикум по лёгкой атлетике: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. – М.,1999.
34. Решетников Н.В. Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
35. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва – М.,1997-416 с.
36. Торяник, В.В. Повышение мотивации на уроках физической культуры учеников средних классов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 41-42.
37. Федотова, Т.Д. Легкоатлетические упражнения как одна из форм улучшения физического здоровья учащихся средних классов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 5 (16). С. 138-144.
38. Физическая культура. Учебное пособие/Гулько Я.Н. – М.,2000.
39. Физическая культура. Учебное пособие/Давиденко Д.Н. – М., 1999.
40. Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.Е. Любоморский, Г.Б Мейксон, В.И. Лях и др. – М., 2001.